Изобретение относится к устройствам для подготовки и подачи топливовоздушной смеси в различные зоны горения камер сгорания газотурбинных установок и двигателей, работающих на жидком или газообразном топливе.
Известно устройство для подачи топлива и воздуха в камеру сгорания газотурбинной установки, содержащее коаксиально размещенные центральную топливную форсунку и воздушный канал с осевым завихрителем и кольцевым козырьком на выходе [1].
К недостаткам такого устройства следует отнести то, что камера сгорания с вышеупомянутым устройством не обеспечивает низкого содержания вредных выбросов оксидов азота NOx. Это объясняется тем, что топливовоздушная смесь образуется непосредственно в камере сгорания и горение происходит при соотношениях топлива и воздуха, близких к стехиометрии с высокой температурой. Высокая температура горения в камере сгорания приводит к резкому увеличению содержания NOx в продуктах сгорания (см. [3]). С учетом современных требований по экологии к газотурбинным установкам - область применения таких устройств весьма ограничена.
Известно также устройство для подготовки и подачи топливовоздушной смеси в камеру сгорания газотурбинной установки, содержащее коаксиально размещенные центральную топливную форсунку, воздушный канал с осевым завихрителем и кольцевым козырьком на выходе, топливовоздушный канал с топливоподводящим устройством в районе его входа и завихрителем на выходе и наружный канал с воздушным подводом и завихрителем на выходе [2].
В этом устройстве уже производится предварительное смешение топлива и воздуха в топливовоздушном канале. В камеру сгорания из этого устройства поступает предварительно подготовленная топливовоздушная смесь, что снижает температуру горения в камере сгорания, а это уменьшает содержание NOx в продуктах сгорания [3]. Однако, учитывая осевой струйный подвод топлива и малую скорость воздуха, смешение топлива и воздуха в топливовоздушном канале организовано недостаточно эффективно. Кроме того, завихритель наружного воздушного канала, который используется для повышения устойчивости процесса горения, в снижении NOx играет незначительную роль. Следовательно, уменьшение NOx в продуктах сгорания будет небольшим. Поэтому эта форсунка определена как "пилотная" и используется в камерах сгорания для создания "дежурного" факела, что также является ее недостатком.
Задача изобретения уменьшить содержание вредных выбросов NOx в продуктах сгорания при неувеличении содержания в них окиси углерода CO, путем оптимального распределения топлива и воздуха и улучшения смешения топлива и воздуха внутри устройства до поступления этой смеси в зону горения камеры сгорания. Дополнительная задача - использование предлагаемого устройства в качестве основного, а не только в качестве "пилотного".
Указанные задачи достигаются тем, что в устройстве для подготовки и подачи топливовоздушной смеси в камеру сгорания газотурбинной установки, содержащем коаксиально размещенные центральную топливную форсунку, воздушный канал с осевым завихрителем и кольцевым козырьком на выходе, топливовоздушный канал с топливоподводящим устройством в районе его входа и завихрителем, и наружный канал с воздушным подводом, в нем завихритель топливовоздушного канала установлен на его входе, наружный канал в районе его входа снабжен топливопитающим устройством, а выход наружного канала соединен с выходом топливовоздушного канала отверстиями.
Кроме того, может быть следующее:
а) воздушный канал в районе кольцевого козырька выполнен конфузорным;
б) кольцевой козырек выполнен в продольном сечении клиновидным, своей вершиной повернутым ко входу;
в) на торце козырька выполнена кольцевая проточка;
г) воздушный канал в районе кольцевого козырька выполнен диффузорным;
д) завихритель топливовоздушного канала выполнен осевым или радиальным (тангенциальным);
е) топливоподводящее устройство топливовоздушного канала выполнено в виде отверстий в стенке его завихрителя или в виде пилонов, размещенных в топливовоздушном канале за (перед) его завихрителем, с отверстиями в этих пилонах для подвода топлива;
ж) на входе в наружный канал установлен завихритель, который может быть осевым или радиальным (тангенциальным);
з) отверстия, соединяющие выходы наружного и топливовоздушного каналов, выполнены тангенциальными;
и) оси отверстий, соединяющих выходы наружного и топливовоздушного каналов, выполнены под острым углом к продольной оси устройства;
к) отверстия, соединяющие выходы наружного и топливовоздушного каналов, выполнены прямоугольными или эллиптическими;
л) отверстия, соединяющие выходы наружного и топливовоздушного каналов, размещены, по меньшей мере, в один ряд.
Новым здесь является то, что завихритель топливовоздушного канала установлен на его входе, наружный канал в районе его входа снабжен топливопитающим устройством, а выход наружного канала соединен с выходом топливовоздушного канала отверстиями.
Установив завихритель топливовоздуного канала на его входе, мы значительно улучшаем смешение топлива и воздуха в этом канале и на выходе получаем гомогенную топливовоздушную смесь, что связано с увеличением пути смешения топлива и воздуха в закрученном потоке с большими скоростями и высокой турбулентностью в зоне смешения. Это позволяет организовать горение в камере сгорания при более низкой, оптимальной температуре горения, обеспечивающей минимальные значения вредных выбросов NOx и CO. Экспериментальные данные показывают, что хорошая подготовка топливовоздушной смеси перед поступлением ее в камеру сгорания снижает содержание CO в продуктах сгорания [4]. Низкое содержание в продуктах сгорания NOx и CO позволяют использовать это устройство в камере сгорания в качестве основного, а не только в качестве "пилотное" для создания "дежурного" факела.
Снабдив наружный канал на его входе топливопитающим устройством, мы используем и этот канал для смешения топлива и воздуха и последующей подачи этой смеси в камеру сгорания. Это позволяет оптимальным образом распределить топливо и воздух по каналам предлагаемого устройства.
Соединив выход наружного канала с выходом топливовоздушного канала отверстиями, мы, за счет дополнительного расхода смеси, увеличиваем скорость истечения топливовоздушной смеси из топливовоздушного канала. Тем самым исключается возможность проскока пламени из зоны горения в топливовоздушный канал, где имеется хорошо подготовленная топливовоздушная смесь. Кроме того струи топливовоздушной смеси, вытекающие из этих отверстий, улучшают стабилизацию пламени.
Кроме того новым в изобретении может являться и то, что:
а) воздушный канал в районе кольцевого козырька выполнен конфузорным;
б) кольцевой козырек выполнен в продольном сечении клиновидным, своей вершиной повернутым ко входу;
в) на торце козырька выполнена кольцевая проточка.
Выполнение воздушного канала в районе кольцевого козырька конфузорным позволяет улучшать условия подготовки топливовоздушной смеси на выходе из центральной, дежурной зоны устройства. Для этого же служит и кольцевой козырек, который выполнен в продольном сечении клиновидным, своей вершиной повернутым ко входу, на торце которого имеется кольцевая проточка. Это позволяет снизить выбросы NOx в зоне "дежурного" факела и улучшить показатели камеры в целом. Клиновидный козырек и кольцевая проточка в нем улучшают устойчивость процесса горения в камере сгорания.
Кроме того, новым в изобретении может являться и то, что:
г) воздушный канал в районе кольцевого козырька выполнен диффузорным.
Выполнение воздушного канала в районе кольцевого козырька диффузорным обеспечивает более благоприятные условия для стабилизации пламени в центральной, дежурной зоне устройства.
Кроме того, новым в изобретении может являться и то, что:
д) завихритель топливовоздушного канала выполнен осевым или радиальным (тангенциальным).
Выбор конкретного завихрителя осевым или радиальным в большой степени определяется конструкцией камеры сгорания.
Кроме того, новым в изобретении может являться и то, что:
е) топливоподводящее устройство топливовоздушного канала выполнено в виде отверстий в стенке его завихрителя или (и) в виде пилонов с отверстиями в этих пилонах для подвода топлива, размещенных в топливовоздушном канале за (перед) его завихрителем.
Выполнив топливоподводящее устройство топливовоздушного канала в виде отверстий в стенке его завихрителя мы используем завихритель по новому назначению, а именно для топливоподвода.
Выполнив топливоподводящие отверстия топливовоздушнного канала за его осевым завихрителем, мы имеем возможность подавать топливо в сильно турбулентный поток и улучшить смесеобразование.
Выполнив топливоподводящие отверстия топливовоздушного канала в виде пилонов, размещенных в топливовоздушном канале за (перед) его завихрителем, с отверстиями в этих пилонах для подвода топлива, мы добиваемся оптимального распределения топлива по высоте канала.
Кроме того новым в изобретении может являться и то, что:
ж) на входе в наружный канал установлен завихритель, который может быть осевым или радиальным.
Установив на входе в наружный канал завихритель - осевой или радиальный, мы улучшаем эффективность смешения топлива и воздуха в закрученном потоке и на выходе из этого канала получаем гомогенную топливовоздушную смесь.
Кроме того, новым в изобретении может являться и то, что:
з) отверстия, соединяющие выходы наружного и топливовоздушного каналов, выполнены тангенциальными;
и) оси отверстий, соединяющих выходы наружного и топливовоздушного каналов, выполнены под острым углом к продольной оси устройства;
к) отверстия, соединяющие выходы наружного и топливовоздушного каналов, выполнены прямоугольными или эллиптическими.
Выполнив отверстия, соединяющие выходы наружного и топливовоздушного каналов тангенциальными или под острым углом к продольной оси устройства, мы имеем возможность влиять на скорость истечения топливовоздушной смеси из топливовоздушного канала и на пространственное распределение струй в топливовоздушном канале. С этой же целью эти отверстия могут быть прямоугольными или эллиптическими. Струи топливовоздушной смеси, вытекающие из этих отверстий, улучшают стабилизацию горения в камере сгорания.
Кроме того, новым в изобретении может являться и то, что:
л) отверстия, соединяющие выходы наружного и топливовоздушного каналов размещены, по меньшей мере, в один ряд.
Разместив отверстия, соединяющие выходы наружного и топливовоздушного каналов в виде нескольких рядов, мы имеем дополнительную возможность влиять на процесс смешения и стабилизации горения в камере сгорания.
Из уровня техники неизвестны технические решения, у которых завихритель топливовоздушного канала установлен на его входе, наружный канал в районе его входа снабжен топливопитающим устройством, а выход наружного канала соединен с выходом топливовоздушного канала отверстиями, что позволяет нам сделать вывод о соответствии предлагаемого технического решения критериям "новизны" и "изобретательского уровня".
На фиг. 1 показан продольный разрез устройства;
на фиг. 2 показан продольный разрез устройства, у которого на торце козырька имеется кольцевая проточка;
на фиг. 3 показан продольный разрез устройства, у которого воздушный канал в районе кольцевого козырька выполнен диффузорным;
на фиг. 4 показан продольный разрез устройства, у которого завихритель топливовоздушного канала выполнен радиальным;
на фиг. 5 показан продольный разрез устройства, у которого топливоподводящее устройство топливовоздушного канала выполнено в виде пилонов, размещенных за осевым завихрителем;
на фиг. 6 показан продольный разрез устройства, у которого топливоподводящее устройство топливовоздушного канала выполнено в виде пилонов, размещенных в топливовоздушном канале перед осевым завихрителем;
на фиг. 7 показан поперечный разрез устройства, у которого на входе в наружный канал установлен осевой завихритель;
на фиг. 8 показан поперечный разрез устройства, у которого на входе в наружный канал установлен радиальный завихритель;
на фиг. 9 показан поперечный разрез А-А устройства по тангенциальным отверстиям, соединяющим выходы наружного и топливовоздушного каналов;
на фиг. 10 показан продольный разрез устройства, у которого оси отверстий, соединяющих выходы наружного и топливовоздушного каналов выполнены под острым углом к продольной оси устройства;
на фиг. 11 и 12 показан вид Б на отверстия различной формы, соединяющие выходы наружного и топливовоздушного каналов.
Устройство для подачи топливовоздушной смеси в камеру сгорания газотурбинной установки содержит коаксиально размещенные центральную топливную форсунку 1, воздушный канал 2 с осевым завихрителем 3 и кольцевым козырьком 4, формирующим на выходе конфузорный канал, топливовоздушный канал 5 с осевым завихрителем 6 на его входе и топливоподводящим устройством, выполненным в виде отверстий 7 в наружной стенке 8 осевого завихрителя 6, и наружный канал 9 с воздушными подводящими отверстиями 10. У наружного канала 9 на его входе имеется топливопитающее устройство в виде отверстий 11, а его выход соединен с выходом топливовоздушного канала 5 одним рядом отверстий 12. Кольцевой козырек 4 выполнен в продольном сечении клиновидным, своей вершиной повернутым ко входу.
Кроме того возможно, что: на торце 13 козырька 4 выполнена кольцевая проточка 14; выход воздушного канала 2 в районе кольцевого козырька 4 выполнен диффузорным 15; завихритель топливовоздушного канала выполнен радиальным (тангенциальным) 16; топливоподводящее устройство выполнено в виде пилонов 17 и 18 с отверстиями 19 и 20 соответственно, размещенных в топливовоздушном канале 5 за или перед его осевым завихрителем 6; на входе в наружный канал 9 установлен осевой 21 или радиальный 22 завихрители; оси отверстия 12 могут быть тангенциальными (фиг. 9) ил выполнены под острым углом к продольной оси устройства (фиг. 10), а форма отверстий может быть прямоугольной (фиг. 11) или эллиптической (фиг. 12).
Устройство работает следующим образом.
При работе камеры сгорания газотурбинной установки центральная топливная форсунка 1 и осевой завихритель 3 воздушного канала 2 создают на выходе из кольцевого козырька 4 топливовоздушную смесь, служащую для надежной устойчивой работы "дежурного факела". Соотношение топлива и воздуха здесь выбирается исходя из условия обеспечения надежного горения "дежурного" факела и поддержания горения гомогенной смеси. В топливовоздушном канале 5 с помощью установки осевого завихрителя 6 на его входе и подачи газообразного топлива в этот канала в районе этого завихрителя создаются хорошие условия для получения гомогенной топливовоздушной смеси. Соотношение топлива и воздуха здесь выбирается исходя из условия получения низкой температуры горения в камере сгорания и достижения оптимальных условий для низких значений NOx и CO в продуктах сгорания. В наружном канале 9 создается топливовоздушная смесь с параметрами, близкими к смеси, получаемой в топливовоздушном канале 5. Предварительно подготовленная топливовоздушная смесь, поступающая из каналов 5 и 9, сгорает в камере сгорания и обеспечивает низкие значения вредных выбросов NOx и CO.
Анализ элементов устройства показал, что каждый из них в отдельности известен в науке и технике, поэтому мы можем сделать вывод о соответствии нашего предложения критерию "промышленная применимость".
Источники информации
1. Г.С.Скубачевский. Авиационные газотурбинные двигатели. Конструкция и расчет деталей. - М.: Машиностроение, 1969 г., стр. 411, рис. 9.21.
2. Патент США N 4982570, фиг. 3, НКИ 60 - 733, опубл. 1991 г.
3. Патент США N 5487266, фиг. 2, НКИ 60-39.06, опубл. 1996 г.
4. А.Лефевр. Процессы в камерах сгорания ГТД. - М.: Мир, 1986 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фронтовое устройство кольцевой камеры сгорания газотурбинной установки и способ его работы | 2020 |
|
RU2757248C1 |
ТОПЛИВОВОЗДУШНАЯ ГОРЕЛКА И ФОРСУНОЧНЫЙ МОДУЛЬ ТОПЛИВОВОЗДУШНОЙ ГОРЕЛКИ | 2018 |
|
RU2698621C1 |
Газораспределительное устройство и горелка камеры сгорания газотурбинного двигателя | 2023 |
|
RU2826329C1 |
ГОРЕЛОЧНОЕ УСТРОЙСТВО КАМЕР СГОРАНИЯ | 2000 |
|
RU2170391C1 |
ТРУБЧАТО-КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ | 1997 |
|
RU2141077C1 |
КАМЕРА СГОРАНИЯ ТУРБОМАШИНЫ | 2001 |
|
RU2215242C2 |
ТОПЛИВОВОЗДУШНАЯ ГОРЕЛКА КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2000 |
|
RU2199700C2 |
ГОРЕЛОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1997 |
|
RU2128313C1 |
Газовоздушная горелка кольцевой камеры сгорания | 2024 |
|
RU2823503C1 |
ТОПЛИВНАЯ ФОРСУНКА ГТД | 2018 |
|
RU2699111C1 |
Устройство для подготовки и подачи топливовоздушной смеси в камеру сгорания газотурбинной установки содержит коаксиально размещенные центральную топливную форсунку, воздушный канал с осевым завихрителем и кольцевым козырьком на выходе, топливовоздушный канал с топливоподводящим устройством в районе его входа и завихрителем и наружный канал с воздушным подводом. Завихритель топливовоздушного канала установлен на его входе. Наружный канал в районе его входа снабжен топливопитающим устройством. Выход наружного канала соединен с выходом топливовоздушного канала отверстиями. Изобретение позволяет уменьшить содержание выбросов NOx в продуктах сгорания при неувеличении содержания в них окиси углерода. 17 з.п. ф-лы, 12 ил.
US 4982570 А, 08.01.91 | |||
Фронтовое устройство камеры сгорания | 1973 |
|
SU489866A1 |
ИСПАРИТЕЛЬНАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО | 0 |
|
SU393539A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗОПРЕНА ИЗ ИЗОБУТЕНА И ФОРМАЛЬДЕГИДА | 2005 |
|
RU2280022C1 |
US 5487266 А, 30.01.96. |
Авторы
Даты
1999-12-27—Публикация
1998-03-13—Подача