Изобретение относится к области добычи золота из россыпных месторождений дражным способом, в частности к главному приводу черпаковой цепи черпающего устройства многочерпаковой драги.
Наиболее близким по технической сущности с предлагаемым изобретением является черпающее устройство (Справочник по разработке россыпей / Под ред. В.П. Березина и др. - М.: Недра, 1973, с. 203, 207-217 рис.54 "в"), согласно которому черпающее устройство включает черпаковую раму с верхним и нижним барабанами, черпаковую цепь, огибающую барабаны, и главный привод черпаковой цепи, соединенный с валом верхнего черпакового барабана. Черпаковая цепь состоит из цельнолитых черпаков, снабженных козырьками. В бесконечную цепь черпаки соединяются с помощью пальцев. Главный привод черпающего устройства включает два или четыре электродвигателя, сблокированных синхронно и установленных с каждой стороны вала верхнего черпакового барабана и соединенных со входным валом редуктора ременной передачей, а входной вал редуктора соединен с валом верхнего черпакового барабана, выполненного в виде многогранника (шестигранника). Верхний черпаковый барабан охватывается цепью, звеньями которой являются черпаки.
Недостатками данного устройства является то, что если в процессе черпания песков на пути черпаков встречаются так называемые непреодолимые препятствия (выступы скальных пород, валуны размером более 1 м, трубы буровой разведки, крепи подземных выработок и др.), то происходит мгновенная остановка черпаковой цепи и отключение электродвигателей. При отключении электродвигателей все вращающиеся части привода (роторы электродвигателей, шкивы, шестерни, валы редуктора, муфты и пр.) по инерции продолжают вращаться. Вследствие этого происходит продолжение передачи усилия на верхний черпаковый барабан и на цепь, через которую усилие передается на черпак, упертый козырьком в препятствие, в результате чего создается аварийная ситуация - поломка козырьков черпаков или (если препятствие значительное) разрыв черпаковой цепи, которая в результате падает на дно разреза. В случае поломки козырька, черпак не выполняет функции по черпанию песка, снижается производительность драги, а в случае разрыва - цепи работа драги полностью останавливается. Ликвидация последствий аварии ведет к остановке драги, а следовательно, к снижению производительности и значительным финансовым затратам на ремонт черпаков и черпаковой цепи.
Технической задачей изобретения является повышение надежности работы черпающего устройства.
Поставленная задача решается тем, что в черпающем устройстве многочерпаковой драги, содержащем раму с нижним и верхним черпаковыми барабанами, посаженными на валы, черпаковую цепь, выполненную из черпаков, и главный привод цепи, включающий электродвигатель, соединенный посредством редуктора с валом верхнего черпакового барабана, согласно изобретению между редуктором и валом верхнего черпакового барабана размещен дифференциальный механизм, на полуосях которого установлена пара пневмоколес, фрикционно сопряженных с парой беговых металлических колес, закрепленных на концах вала верхнего черпакового барабана, причем пневмоколеса установлены с возможностью регулирования усилия сопряжения с металлическими колесами.
Учитывая наличие отличительных признаков, предлагаемое решение отвечает критерию "новизна".
Благодаря наличию дифференциального механизма и сопряженных с заранее заданным усилием пневмоколес и беговых металлических колес в случае встречи одним из черпаков непреодолимого препятствия, как и в прототипе, происходит мгновенная остановка черпаковой цепи и отключение электродвигателя. По изобретению также останавливаются и беговые металлические колеса, посаженные на вал черпакового барабана. При этом, так как усилие прижима сопряжения пневмоколес заранее отрегулировано, несмотря на продолжающееся вращение ротора электродвигателя, валов и частей редуктора, происходит пробуксовка между пневмоколесами и беговыми металлическими колесами, в результате передаваемое на черпаковую цепь усилие во много раз меньше, чем по прототипу.
Вследствие этого черпак испытывает со стороны цепи давление также во много раз меньше давления, могущего привести к его поломке, и черпаковая цепь испытывает разрывное усилие, которое не может привести к поломке цепи, поэтому аварийной ситуации не возникает.
Таким образом, предлагаемое техническое решение в связи с наличием нового качественного эффекта соответствует критерию "изобретательский уровень".
Предлагаемая конструкция черпающего устройства показана на чертежах, где на фиг. 1 - общий вид черпающего устройства, на фиг. 2 - схема привода черпаковой цепи.
Черпающее устройство включает раму 1 с нижним 2 и верхним 3 черпаковыми барабанами, насаженными на валы 4 и 5 соответственно; черпаковую цепь 6, звеньями цепи, которой являются черпаки 7, и привод 8, установленный на основании 9, одним концом шарнирно закрепленном к основанию драги. Привод 8 содержит электродвигатель 10, соединенный с помощью передачи 11 (например, карданной) с редуктором 12, и через передачу 13 с дифференциальным механизмом 14, на полуосях 15 которого установлена пара пневмоколес 16, фрикционно сопряженных с парой беговых металлических колес 17, закрепленных на валу 5 верхнего черпакового барабана 3. Для регулирования усилия сопряжения (прижима) пневмоколес 16 с беговыми металлическими колесами 17 к краю основания 9 шарнирно прикреплены одним концом пара прижимных устройств 18, шарнирно закрепленных вторым концом к основанию драги. Прижимное устройство 18 выполнено в виде пары винтовых стяжек 19.
В качестве дифференциального механизма с полуосями использован в данном случае задний автомобильный мост.
Черпающее устройство работает следующим образом.
До запуска черпающего устройства в работу, после монтажа привода производят регулировку черпающего усилия (заранее заданного) черпаковой цепи 6 путем изменения степени прижима между пневмоколесами 16 и беговыми металлическими колесами 17 с помощью винтовых стяжек 19. Измерение регулирования черпающего усилия осуществляют с помощью динамометра, закрепленного между черпаковой цепью 6 и любым неподвижным предметом на берегу перед драгой (например, "мертвяком"). Величина черпающего усилия подбирается такой, чтобы исключить повреждение деталей черпающего устройства, в случае встречи черпаком непреодолимого препятствия.
Перед началом регулировки черпающего усилия ослабляют винтовые стяжки 19, затем включают электродвигатель 10. При закрепленной за неподвижный предмет черпаковой цепи 6 будет происходить пробуксовка пневмоколес 16 по беговым металлическим колесам 17. Вращением винтовых стяжек 19 постепенно увеличивают усилие прижима между пневмоколесами 16 и беговыми металлическими колесами 17 и доводят усилие черпания до расчетного (необходимого) по показанию динамометра, установленного между неподвижным предметом и черпаковой цепью.
Затем черпающее устройство запускают в работу. Запускают электродвигатель 10 и, вращение от электродвигателя 10 через передачу 11 передается на редуктор 12, от которого посредством передачи 13 вращение передается на дифференциальный механизм 14, с полуосей 15 которого вращение передается на пневмоколеса 16, сопряженные с беговыми металлическими колесами 17, и на вал верхнего черпакового барабана 3, вследствие чего приходит в движение черпаковая цепь 6, при этом черпаки 7 перемещаются и захватывают грунт. В случае соприкосновения в процессе черпания черпака 7 с непреодолимым препятствием (например, крупным валуном) происходит практически мгновенная остановка черпаковой цепи 6, а благодаря малой инерции медленно движущейся цепи 6 (7 черпаков/мин) и беговых металлических колес 17, приводящих ее в движение, значительных усилий от черпаковой цепи 6 на черпак не передается.
Несмотря на то, что продолжается передача усилия на черпаковую цепь 6, величина этого усилия заранее определена регулированием прижимного устройства 18 и отрегулирована таким образом, что даже при продолжающемся вращении электродвигателя 10 происходит пробуксовка между пневмоколесами 16 и беговыми металлическими колесами 17, а передаваемое на цепь 6 усилие вращения при этом не имеет опасного для возникновения аварийной ситуации значения. Для вывода черпающего устройства из этой ситуации поднимают черпаковую раму 1, выводят черпак 7 из зоны непреодолимого препятствия, перемещают черпак за него и продолжают работу далее.
Таким образом, благодаря использованию предлагаемого изобретения, становится возможным избежать в процессе работы драги поломок черпаков и аварийных ситуаций с разрывом черпаковой цепи, В результате повышается надежность работы черпающего устройства.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЧЕРПАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО МНОГОЧЕРПАКОВОЙ ДРАГИ | 2003 |
|
RU2276711C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДРАЖНОГО ЧЕРПАКА | 2006 |
|
RU2325486C2 |
ПРИВОД МНОГОЧЕРПАКОВОЙ ДРАГИ | 1969 |
|
SU233049A1 |
СКРУББЕРНЫЙ АГРЕГАТ | 2001 |
|
RU2212940C2 |
Устройство для автоматического регулирования нагрузки черпаковой цепи драги | 1977 |
|
SU682604A1 |
Устройство для регулирования привода черпаковой цепи многочерпакового земснаряда | 1983 |
|
SU1150312A1 |
Способ дражной разработки техногенных запасов | 2020 |
|
RU2723839C1 |
Дражное комплексное устройство | 1979 |
|
SU817154A1 |
Драга | 1979 |
|
SU883245A1 |
Черпающее устройство драги | 1972 |
|
SU612022A1 |
Изобретение относится к области добычи золота из россыпных месторождений дражным способом. Черпающее устройство многочерпаковой драги содержит раму с нижним и верхним черпаковыми барабанами, посаженными на валах, черпаковую цепь, выполненную из черпаков, и главный привод цепи, включающий электродвигатель, соединенный посредством редукторов с валом верхнего черпакового барабана. Между редуктором и валом верхнего черпакового барабана размещен дифференциальный механизм, на полуосях которого установлены пневмоколеса, фрикционно сопряженные с беговыми металлическими колесами, закрепленными на концах вала верхнего черпакового барабана. Пневмоколеса установлены с возможностью регулирования усилия сопряжения с беговыми металлическими колесами. В результате изобретения повышается надежность работы черпающего устройства. 2 ил.
Черпающее устройство многочерпаковой драги, содержащее раму с нижним и верхним черпаковыми барабанами, посаженными на валах, черпаковую цепь, выполненную из черпаков, и главный привод цепи, включающий электродвигатель, соединенный посредством редукторов с валом верхнего черпакового барабана, отличающееся тем, что между редуктором и валом верхнего черпакового барабана размещен дифференциальный механизм, на полуосях которого установлены пневмоколеса, фрикционно сопряженные с беговыми металлическими колесами, закрепленными на концах вала верхнего черпакового барабана, причем пневмоколеса установлены с возможностью регулирования усилия сопряжения с беговыми металлическими колесами.
БЕРЕЗИН В.П | |||
и др | |||
Справочник по разработке россыпей | |||
- М.: Недра, 1973, с.203, 207-217 | |||
Многочерпаковый земснаряд | 1976 |
|
SU583309A1 |
Черпающее устройство драги | 1972 |
|
SU612022A1 |
Многочерпаковый земснаряд | 1983 |
|
SU1158693A1 |
Черпаковый земснаряд | 1989 |
|
SU1810431A1 |
НАТЯЖНОЕ УСТРОЙСТВО ЧЕРПАКОВОЙ ЦЕПИ МНОГОЧЕРПАКОВОГО ЗЕМСНАРЯДА | 1990 |
|
RU2046888C1 |
КОЗЛОВСКИЙ Е.А | |||
и др | |||
Горная энциклопедия | |||
- М.: Советская энциклопедия, 1986, с.250-252. |
Авторы
Даты
2003-09-27—Публикация
2002-05-17—Подача