Изобретение относится к области авиации, а именно к конструкции исполнительных механизмов систем управления закрылками самолета.
Известно устройство для выдвижения закрылка, содержащее балку, неподвижно закрепленную на крыле, рычаг привода, несущий рычаг, шатун, звенья навески закрылка и тягу синхронизации (см. патент США N4605187, 1986г., кл В 64 С 9/18). Недостатком данного устройства является незначительное (8% хорды крыла) выдвижение закрылка, наличие вырезов в передней части закрылка и, как следствие, малое приращение подъемной силы.
Известно также устройство для выдвижения закрылка, содержащее неподвижно закрепленную на крыле балку, к которой шарнирно прикреплены несущий рычаг и рычаг привода, шатун, шарнирно соединенный одним концом с рычагом привода, два звена навески закрылка и тяги синхронизации (см. патент США 4172575, 1979г., кл. В 64 С 9/20).
Недостатком данного устройства является небольшой угол отклонения закрылка во взлетном положении и, как следствие, малое приращение подъемной силы крыла.
Задачей предлагаемого изобретения является улучшение аэродинамических характеристик крыла путем обеспечения оптимальной траектории перемещения закрылка.
Поставленная задача достигается за счет того, что в устройстве для выдвижения закрылка, содержащем неподвижно закрепленную на крыле балку, к которой шарнирно прикреплены несущий рычаг и рычаг привода, шатун, шарнирно соединенный одним концом с рычагом привода, два звена навески закрылка и тягу синхронизации, звенья навески закрылка шарнирно соединены с несущим рычагом, который шарнирно соединен с другим концом шатуна, при этом переднее звено навески закрылка соединено тягой синхронизации с рычагом привода.
Благодаря указанным отличительным признакам достигается заявленный технический результат, а именно обеспечивается оптимальная траектория перемещения закрылка, улучшая в целом аэродинамические характеристики крыла.
Сущность предлагаемого изобретения поясняется нижеследующим описанием и прилагаемым чертежом, где изображено предлагаемое устройство.
Устройство для выдвижения закрылка содержит балку 1, неподвижно закрепленную на нижней поверхности крыла и состоящую из двух щек, между которыми образуется пространство для размещения звеньев устройства.
С балкой 1 шарнирно соединены рычаг 2 привода (на чертеже привод не показан) и несущий рычаг 3. Шатун 4 одним концом шарнирно соединен с рычагом 2 привода, а другим - с несущим рычагом 3. С рычагом 3 шарнирно соединены своими нижними концами два звена навески: переднее 5 и заднее 6. Своими верхними концами звенья навески шарнирно присоединены к закрылку. Переднее звено 5 навески закрылка шарнирно соединено тягой синхронизации 7 с рычагом 2 привода.
Верхний шарнир заднего звена 6 навески выполнен цилиндрическим, а нижний - сферическим, что позволяет передать боковые нагрузки с закрылка через переднее звено 5 на несущий рычаг 3 и затем на неподвижную балку 1.
Такое кинематическое соединение уменьшает вес звеньев устройства, так как боковыми нагрузками нагружены только два подвижных звена 5 и 6.
Устройство работает следующим образом.
При повороте рычага 2 привода через шатун 4 поворачивается несущий рычаг 3, а через тягу синхронизации 7 - переднее звено 5 навески закрылка. Таким образом, передняя точка навески закрылка занимает положение, соответствующее положению рычага 2 привода. Положение задней точки навески закрылка задается задним звеном 6 навески закрылка. Траектория отклонения закрылка и его угловое положение определяются координатами точек сочленения звеньев и их размерами.
Предлагаемое устройство для выдвижения закрылка позволяет отклонить закрылок так, что обводы закрылка плавно вписываются в обводы крыла без образования щели до угла отклонения 10o. Указанная конфигурация изменяет кривизну средней линии профиля крыла и увеличивает хорду крыла, что улучшает качество крыла на малых скоростях и позволяет максимально продлить время полета.
При отклонении закрылка на угол 20o образуется щель, выдвижение закрылка при этом составляет около 15% хорды крыла, что обеспечивает безотрывное обтекание профиля крыла с максимальным аэродинамическим качеством на режимах взлета.
Устройство позволяет отклонить закрылок на угол 38o с образованием щели, при этом выдвижение закрылка составит около 18% хорды крыла, благодаря чему обеспечивается безотрывное обтекание профиля крыла с максимальным коэффициентом подъемной силы на режимах посадки.
Использование предложенного технического решения на опытном многоцелевом самолете-амфибии Бе-200 при эксплуатации с водоемов и сухопутных аэродромов подтвердило его работоспособность и эффективность.
Изобретение относится к авиации, а именно к конструкциям исполнительных механизмов систем управления закрылками самолета. Устройство для выдвижения закрылка содержит неподвижно закрепленную на крыле балку 1, с которой шарнирно соединены несущий рычаг 3 и рычаг 2 привода, шатун 4, шарнирно соединенный одним концом с рычагом привода, два звена навески закрылка и тягу синхронизации 7. Звенья навески закрылка шарнирно соединены с несущим рычагом, который шарнирно соединен с другим концом шатуна, при этом переднее звено навески закрылка соединено тягой синхронизации с рычагом привода. Изобретение улучшает аэродинамические характеристики крыла. 1 ил.
Устройство для выдвижения закрылка, содержащее неподвижно закрепленную на крыле балку, с которой шарнирно соединены несущий рычаг и рычаг привода, шатун, шарнирно соединенный одним концом с рычагом привода, два звена навески закрылка и тягу синхронизации, отличающееся тем, что звенья навески закрылка шарнирно соединены с несущим рычагом, который шарнирно соединен с другим концом шатуна, при этом переднее звено навески закрылка соединено тягой синхронизации с рычагом привода.
US 4172575 А, 30.10.1979 | |||
Устройство для крепления люфтомера на рулевом колесе транспортного средства | 1972 |
|
SU503158A1 |
Механизированное крыло с двумя закрылками | 1935 |
|
SU53040A1 |
Авторы
Даты
2003-10-20—Публикация
2001-07-23—Подача