Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах, требующих автоматическое реверсирование ведомого звена в зависимости от направления и скорости вращения ведущего звена.
Известен храповый механизм свободного хода (см. Справочное пособие В.А. Анилович и Ю.Т. Водолажченко "Конструирование и расчет сельскохозяйственных тракторов" под редакцией проф. В.П. Кашуба. М., "Машиностроение", 1966 г., с.227, фиг.152), принятый за прототип. Устройство содержит ведомую полуось с храповиком и ведущую шестерню, на торце которой размещена поворотная собачка, взаимодействующая с храповиком и связанная через штифт с кольцом, имеющим тормозную поверхность и подпружиненным в осевом направлении к ответной тормозной поверхности, размещенной на неподвижном корпусе.
Недостатком прототипа является повышенный износ тормозного кольца и, как следствие, малый рабочий ресурс механизма, а также недостаточная чувствительность механизма реверса к изменениям скорости вращения ведущего звена.
Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является увеличение ресурса работы механизма реверса и повышение чувствительности механизма к изменениям скорости вращения ведущего звена.
Указанный технический результат достигается тем, что в храповом механизме свободного хода, содержащем ведомую полуось с храповиком и ведущую шестерню, на торце которой размещена поворотная собачка, взаимодействующая с храповиком и связанная через штифт с кольцом, имеющим тормозную поверхность и подпружиненным в осевом направлении к ответной тормозной поверхности, новым является то, что на ведомой полуоси выполнен кольцевой буртик, на торце буртика расположена ответная тормозная поверхность, по окружности которой выполнены углубления, тормозная поверхность кольца выполнена волнообразной в окружном направлении, при этом в углублениях установлены элементы качения, взаимодействующие с волнообразной тормозной поверхностью кольца.
Выполнение ответной тормозной поверхности на торце кольцевого буртика ведомой полуоси, а также обеспечение взаимодействия тормозных поверхностей через элементы качения (например, шарики) позволяет обеспечить чувствительность механизма при реверсе и снижает износ тормозных поверхностей, а значит увеличивает ресурс работы механизма.
Таким образом, сравнение заявленного изобретения с прототипом позволило установить его соответствие критерию "новизна".
При анализе уровня техники в данной области было выявлено, что заявляемая совокупность существенных признаков обеспечивает данному изобретению соответствие критерию "изобретательский уровень".
Изобретение поясняется чертежом, где на фиг.1 изображен общий вид храпового механизма свободного хода; на фиг.2 - разрез А-А фиг.1; на фиг.3 - вид А на фиг.2.
Храповой механизм свободного хода содержит ведомую полуось 1 с храповиком 2 и кольцевым буртиком 3, ведущую шестерню 4, на торце которой на оси 5 установлена поворотная собачка 6, взаимодействующая с пазами храповика 2. На ведомой полуоси 1 установлено с возможностью осевого перемещения кольцо 7, подпружиненное пружиной 8 к кольцевому буртику 3. Поджатие пружины выполнено при помощи гайки 9 и стопорного пальца 10. Кольцо 7 связано с собачкой 6 штифтом 11, одним концом жестко закрепленным в кольце 7, а другим концом свободно установленным в пазу собачки 6.
На торце кольца 7 размещена тормозная поверхность 12, выполненная волнообразной в окружном направлении, а на торце кольцевого буртика 3 - ответная тормозная поверхность 13, по окружности которой выполнены углубления 14, в которых установлены элементы качения 15 (например, в виде шариков), взаимодействующие с волнообразной тормозной поверхностью 12.
Храповой механизм работает следующим образом.
При вращении ведущей шестерни 4 от сил сопротивления, возникающих между элементами качения 15 и кольцом 7, последнее отстает и штифтом 11 поворачивает собачку 6 в ту или иную сторону в зависимости от направления вращения, при этом собачка 6 входит в паз храповика 2 и начинает передавать крутящий момент на ведомую полуось 1.
При замедлении ведущей шестерни 4 ведомая полуось 1 и, соответственно, кольцо 7 начинают обгонять ведущую шестерню 4 и штифтом 11 поворачивает собачку 6 в противоположную сторону, заставляя ее войти в паз храповика 2 другой стороной, тем самым останавливая ведомую полуось 1 и уравнивая скорости вращения ведущей шестерни 4 и ведомой полуоси 1.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
САМОБЛОКИРУЮЩИЙСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ | 2003 |
|
RU2238459C1 |
МЕХАНИЗМ ПЕРЕВОДА РУКОЯТКИ ПРИВОДА УПРАВЛЕНИЯ ЗАПУСКОМ РАКЕТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ | 2005 |
|
RU2310149C2 |
ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ДИАМЕТРОВ КОЛЕЦ МАЛОЙ ЖЕСТКОСТИ | 2001 |
|
RU2192618C1 |
САМОКАТ ГОРЛОВА | 1997 |
|
RU2131821C1 |
ПОДВЕСКА КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2002 |
|
RU2210508C1 |
МОНТАЖНЫЙ КЛЮЧ | 2002 |
|
RU2232671C1 |
МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА | 1994 |
|
RU2083474C1 |
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ С УСТРОЙСТВОМ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ РЕГУЛИРОВКИ ЗАЗОРОВ | 1999 |
|
RU2156386C1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ КЛИНОРЕМЕННЫЙ ВАРИАТОР | 2000 |
|
RU2186271C1 |
ОРУЖЕЙНАЯ УСТАНОВКА С ПРИЦЕЛЬНЫМ УСТРОЙСТВОМ И СПОСОБ ЕГО ВЫВЕРКИ | 2003 |
|
RU2235263C1 |
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах, требующих автоматического реверсирования ведомого звена в зависимости от направления и скорости вращения ведущего звена, а также в других механизмах для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака. Храповой механизм свободного хода содержит ведомую полуось с храповиком и ведущую шестерню, на торце которой размещена поворотная собачка, взаимодействующая с храповиком и связанная через штифт с кольцом, имеющим тормозную поверхность и подпружиненным в осевом направлении к ответной тормозной поверхности. Новым является то, что на ведомой полуоси выполнен кольцевой буртик, на торце буртика расположена ответная тормозная поверхность, по окружности которой выполнены углубления. Тормозная поверхность кольца выполнена волнообразной в окружном направлении, при этом в углублениях, выполненных на буртике, установлены элементы качения, взаимодействующие с волнообразной тормозной поверхностью кольца. Техническим результатом является повышение ресурса долговечности механизма реверса и повышение чувствительности механизма к изменениям скорости вращения ведущего звена. 3 ил.
Храповый механизм свободного хода, содержащий ведомую полуось с храповиком и ведущую шестерню, на торце которой размещена поворотная собачка, взаимодействующая с храповиком и связанная через штифт с кольцом, имеющим тормозную поверхность и подпружиненным в осевом направлении к ответной тормозной поверхности, отличающийся тем, что на ведомой полуоси выполнен кольцевой буртик, на торце буртика расположена ответная тормозная поверхность, по окружности которой выполнены углубления, тормозная поверхность кольца выполнена волнообразной в окружном направлении, при этом в углублениях установлены элементы качения, взаимодействующие с волнообразной тормозной поверхностью кольца.
АНИЛОВИЧ В.Я | |||
и ВОДОЛАЖЕНКО Ю.Т | |||
Конструирование и расчет сельскохозяйственных тракторов | |||
Справочное пособие | |||
- М.: Машиностроение, 1966, с.226-227, фиг.152 | |||
КОМБИНИРОВАННЫЙ ПОЖАРНЫЙ ИЗВЕЩАТЕЛЬ | 2004 |
|
RU2275688C2 |
Реверсивный шаговый подъемник | 1985 |
|
SU1299957A2 |
Ручная электромотыга | 1988 |
|
SU1575963A1 |
Авторы
Даты
2003-10-27—Публикация
2002-04-10—Подача