ХРАПОВОЙ МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА Российский патент 2003 года по МПК F16D41/12 

Описание патента на изобретение RU2215209C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах, требующих автоматическое реверсирование ведомого звена в зависимости от направления и скорости вращения ведущего звена.

Известен храповый механизм свободного хода (см. Справочное пособие В.А. Анилович и Ю.Т. Водолажченко "Конструирование и расчет сельскохозяйственных тракторов" под редакцией проф. В.П. Кашуба. М., "Машиностроение", 1966 г., с.227, фиг.152), принятый за прототип. Устройство содержит ведомую полуось с храповиком и ведущую шестерню, на торце которой размещена поворотная собачка, взаимодействующая с храповиком и связанная через штифт с кольцом, имеющим тормозную поверхность и подпружиненным в осевом направлении к ответной тормозной поверхности, размещенной на неподвижном корпусе.

Недостатком прототипа является повышенный износ тормозного кольца и, как следствие, малый рабочий ресурс механизма, а также недостаточная чувствительность механизма реверса к изменениям скорости вращения ведущего звена.

Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является увеличение ресурса работы механизма реверса и повышение чувствительности механизма к изменениям скорости вращения ведущего звена.

Указанный технический результат достигается тем, что в храповом механизме свободного хода, содержащем ведомую полуось с храповиком и ведущую шестерню, на торце которой размещена поворотная собачка, взаимодействующая с храповиком и связанная через штифт с кольцом, имеющим тормозную поверхность и подпружиненным в осевом направлении к ответной тормозной поверхности, новым является то, что на ведомой полуоси выполнен кольцевой буртик, на торце буртика расположена ответная тормозная поверхность, по окружности которой выполнены углубления, тормозная поверхность кольца выполнена волнообразной в окружном направлении, при этом в углублениях установлены элементы качения, взаимодействующие с волнообразной тормозной поверхностью кольца.

Выполнение ответной тормозной поверхности на торце кольцевого буртика ведомой полуоси, а также обеспечение взаимодействия тормозных поверхностей через элементы качения (например, шарики) позволяет обеспечить чувствительность механизма при реверсе и снижает износ тормозных поверхностей, а значит увеличивает ресурс работы механизма.

Таким образом, сравнение заявленного изобретения с прототипом позволило установить его соответствие критерию "новизна".

При анализе уровня техники в данной области было выявлено, что заявляемая совокупность существенных признаков обеспечивает данному изобретению соответствие критерию "изобретательский уровень".

Изобретение поясняется чертежом, где на фиг.1 изображен общий вид храпового механизма свободного хода; на фиг.2 - разрез А-А фиг.1; на фиг.3 - вид А на фиг.2.

Храповой механизм свободного хода содержит ведомую полуось 1 с храповиком 2 и кольцевым буртиком 3, ведущую шестерню 4, на торце которой на оси 5 установлена поворотная собачка 6, взаимодействующая с пазами храповика 2. На ведомой полуоси 1 установлено с возможностью осевого перемещения кольцо 7, подпружиненное пружиной 8 к кольцевому буртику 3. Поджатие пружины выполнено при помощи гайки 9 и стопорного пальца 10. Кольцо 7 связано с собачкой 6 штифтом 11, одним концом жестко закрепленным в кольце 7, а другим концом свободно установленным в пазу собачки 6.

На торце кольца 7 размещена тормозная поверхность 12, выполненная волнообразной в окружном направлении, а на торце кольцевого буртика 3 - ответная тормозная поверхность 13, по окружности которой выполнены углубления 14, в которых установлены элементы качения 15 (например, в виде шариков), взаимодействующие с волнообразной тормозной поверхностью 12.

Храповой механизм работает следующим образом.

При вращении ведущей шестерни 4 от сил сопротивления, возникающих между элементами качения 15 и кольцом 7, последнее отстает и штифтом 11 поворачивает собачку 6 в ту или иную сторону в зависимости от направления вращения, при этом собачка 6 входит в паз храповика 2 и начинает передавать крутящий момент на ведомую полуось 1.

При замедлении ведущей шестерни 4 ведомая полуось 1 и, соответственно, кольцо 7 начинают обгонять ведущую шестерню 4 и штифтом 11 поворачивает собачку 6 в противоположную сторону, заставляя ее войти в паз храповика 2 другой стороной, тем самым останавливая ведомую полуось 1 и уравнивая скорости вращения ведущей шестерни 4 и ведомой полуоси 1.

Похожие патенты RU2215209C1

название год авторы номер документа
САМОБЛОКИРУЮЩИЙСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ 2003
  • Бондалетов В.П.
  • Заплаткин А.А.
  • Тесаков Р.В.
RU2238459C1
МЕХАНИЗМ ПЕРЕВОДА РУКОЯТКИ ПРИВОДА УПРАВЛЕНИЯ ЗАПУСКОМ РАКЕТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 2005
  • Терентьев Сергей Васильевич
RU2310149C2
ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ДИАМЕТРОВ КОЛЕЦ МАЛОЙ ЖЕСТКОСТИ 2001
  • Митин А.С.
  • Назарова М.В.
RU2192618C1
САМОКАТ ГОРЛОВА 1997
  • Горлов В.А.
RU2131821C1
ПОДВЕСКА КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2002
  • Воркуев С.А.
  • Заплаткин А.А.
  • Печёнов В.П.
RU2210508C1
МОНТАЖНЫЙ КЛЮЧ 2002
  • Бондалетов В.П.
  • Воркуев С.А.
  • Тесаков Р.В.
  • Шенкман Л.В.
RU2232671C1
МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА 1994
  • Потапов В.А.
  • Тимин Ю.Ф.
  • Анисимов В.С.
  • Слепов Б.Н.
RU2083474C1
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ С УСТРОЙСТВОМ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ РЕГУЛИРОВКИ ЗАЗОРОВ 1999
  • Воркуев С.А.
  • Грошев А.М.
  • Заплаткин А.А.
  • Насыбулин В.В.
  • Печенов В.П.
  • Решетов С.Е.
  • Савинов А.Б.
  • Смирнов Ю.М.
  • Уваков Н.М.
RU2156386C1
АВТОМАТИЧЕСКИЙ КЛИНОРЕМЕННЫЙ ВАРИАТОР 2000
  • Андреев С.А.
  • Рябов Г.К.
  • Заплаткин А.А.
  • Михеев С.С.
  • Грызунов Р.М.
RU2186271C1
ОРУЖЕЙНАЯ УСТАНОВКА С ПРИЦЕЛЬНЫМ УСТРОЙСТВОМ И СПОСОБ ЕГО ВЫВЕРКИ 2003
  • Бобылев А.М.
  • Липсман Д.Л.
  • Савельев В.Б.
RU2235263C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 215 209 C1

Реферат патента 2003 года ХРАПОВОЙ МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах, требующих автоматического реверсирования ведомого звена в зависимости от направления и скорости вращения ведущего звена, а также в других механизмах для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака. Храповой механизм свободного хода содержит ведомую полуось с храповиком и ведущую шестерню, на торце которой размещена поворотная собачка, взаимодействующая с храповиком и связанная через штифт с кольцом, имеющим тормозную поверхность и подпружиненным в осевом направлении к ответной тормозной поверхности. Новым является то, что на ведомой полуоси выполнен кольцевой буртик, на торце буртика расположена ответная тормозная поверхность, по окружности которой выполнены углубления. Тормозная поверхность кольца выполнена волнообразной в окружном направлении, при этом в углублениях, выполненных на буртике, установлены элементы качения, взаимодействующие с волнообразной тормозной поверхностью кольца. Техническим результатом является повышение ресурса долговечности механизма реверса и повышение чувствительности механизма к изменениям скорости вращения ведущего звена. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 215 209 C1

Храповый механизм свободного хода, содержащий ведомую полуось с храповиком и ведущую шестерню, на торце которой размещена поворотная собачка, взаимодействующая с храповиком и связанная через штифт с кольцом, имеющим тормозную поверхность и подпружиненным в осевом направлении к ответной тормозной поверхности, отличающийся тем, что на ведомой полуоси выполнен кольцевой буртик, на торце буртика расположена ответная тормозная поверхность, по окружности которой выполнены углубления, тормозная поверхность кольца выполнена волнообразной в окружном направлении, при этом в углублениях установлены элементы качения, взаимодействующие с волнообразной тормозной поверхностью кольца.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2215209C1

АНИЛОВИЧ В.Я
и ВОДОЛАЖЕНКО Ю.Т
Конструирование и расчет сельскохозяйственных тракторов
Справочное пособие
- М.: Машиностроение, 1966, с.226-227, фиг.152
КОМБИНИРОВАННЫЙ ПОЖАРНЫЙ ИЗВЕЩАТЕЛЬ 2004
  • Членов Анатолий Николаевич
  • Буцынская Татьяна Анатольевна
  • Землянухин Михаил Владимирович
RU2275688C2
Реверсивный шаговый подъемник 1985
  • Черняк Виктор Даниилович
SU1299957A2
Ручная электромотыга 1988
  • Костин Александр Степанович
SU1575963A1

RU 2 215 209 C1

Авторы

Фомичев А.В.

Заплаткин А.А.

Леонов А.И.

Даты

2003-10-27Публикация

2002-04-10Подача