Изобретение относится к области водных грузоперевозок тяжеловесных крупногабаритных грузов, конкретно к погрузке и транспортировке одноотсечных блоков реакторных отсеков утилизируемых атомных подводных лодок.
Известен способ погрузки-выгрузки и транспортировки тяжеловесных крупногабаритных грузов к месту назначения с использованием плавучих крановых средств большой мощности классов "Волгарь" и "Станислав Юдин" ["Судостроение", 6, июнь 1986 г., с.8; Сотрудничество СССР и Финляндии в области судостроения. Под редакцией к.т.н. Ю. Н. Горбачева. Л., "Судостроение", 1990 г., с. 434].
Однако существенным недостатком этого способа является высокая стоимость производимых работ. Например, согласно данным компании SEAWAY HEALY LIFTING LTD заявленная стоимость использования плавкранов и крановых судов составляет от 100,0 до 200,0 тысяч долларов США на подъем-опускание одного тяжеловесного объекта. К указанной сумме необходимо еще добавить одноразовые затраты на мобилизацию кранового средства, величина которых составляет 1,5 млн долларов США, причем без учета расходов на транспортировку объекта, стоимости топлива и машинного масла. Изложенное характеризует величину затрат в процессе применения крановых средств, которые при большом количестве транспортируемых тяжеловесных объектов делают этот способ для России практически неприемлемым.
Известен также способ и устройство погрузки-выгрузки и транспортировки тяжеловесных негабаритных грузов к месту назначения на понтонах без применения крановых средств (Шкирков В.И. и др. "Применение понтонов для уменьшения осадки судов", Л., Судостроение, 1974, с.87, рис.56, 58; Зорбиди В.Н. "Аварийно-спасательные и судоподъемные операции", М., "Транспорт", 1976, с. 143), включающий закрепление понтонов к корпусу груза, находящегося в док-камере, заполнение док-камеры водой, всплытие системы груз - понтоны и вывод ее из док-камеры, транспортировку системы груз - понтоны к морскому транспортному средству для погрузки на него грузовой единицы - прототип.
Однако при использовании этого способа операции закрепления понтонов к одноотсечному блоку реакторного отсека, находящегося на верхней боковой ступени док-камеры, требуют большого объема монтажных работ и последующего демонтажа крепежных средств на плаву при подъеме одноотсечного блока реакторного отсека на морское транспортное средство, т.е. выполнения сложных и дорогостоящих работ на плаву вблизи морского транспортного средства. Все это приводит к большим дополнительным материальным затратам при выполнении монтажных работ в док-камере и демонтажа крепления одноотсечного блока реакторного отсека на плаву.
Задачей заявляемого изобретения является уменьшение материальных затрат, сокращение времени и повышение безопасности в процессе погрузки и транспортировки одноотсечного блока реакторного отсека к морскому транспортному средству.
Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе погрузки и доставки на плавсредстве из док-камеры одноотсечных блоков реакторных отсеков утилизируемых атомных подводных лодок к морскому транспортному средству, включающем прием-погрузку на плавсредство в док-камере одноотсечного блока реакторного отсека, крепление одноотсечного блока реакторного отсека к плавсредству, заполнение док-камеры водой, вывод плавсредства с грузом из док-камеры и транспортировку на плавсредстве к морскому транспортному средству для погрузки на него одноотсечного блока реакторного отсека, доставку одноотсечного блока реакторного отсека к морскому транспортному средству осуществляют на двухсекционном плавсредстве, имеющем разъемные носовую и кормовую секции, между которыми транспортируют одноотсечный блок реакторного отсека, для приема-погрузки которого на упомянутое плавсредство носовую секцию плавсредства с грузовыми балками предварительно доставляют на судовозных тележках на верхнюю боковую ступень док-камеры, на которую затем на судовозных тележках заводят одноотсечный блок реакторного отсека и располагают его над грузовыми балками носовой секции плавсредства, после чего на верхнюю боковую ступень док-камеры принимают кормовую секцию плавсредства, имеющую ограничительные балки, и с помощью захватывающих и фиксирующих средств соединяют свободные концы грузовых и ограничительных балок с корпусами секций плавсредства, охватывая грузовыми и ограничительными балками плавсредства одноотсечный блок реакторного отсека, затем, заполняя док-камеру водой, приподнимают плавсредство до контакта его грузовых балок с одноотсечным блоком реакторного отсека, который фиксируют в межсекционном пространстве плавсредства.
В устройстве погрузки и доставки на плавсредстве из док-камеры одноотсечных блоков реакторных отсеков к морскому транспортному средству, включающем док-камеру, имеющую верхнюю боковую ступень с судовозными путями и плавсредство, плавсредство выполнено в виде судна, состоящего из двух разъемных секций, носовой и кормовой, соединенных между собой грузовыми и ограничительными балками с помощью захватывающих и фиксирующих средств, при этом ограничительные балки оснащены средствами фиксирования поперечного перемещения на плавсредстве одноотсечного блока реакторного отсека, преимущественно пневмомеханическими кранцами, а торцы корпусов носовой и кормовой секций плавсредства снабжены средствами фиксирования продольного перемещения одноотсечного блока реакторного отсека, также преимущественно пневмомеханическими кранцами.
Выполнение процесса доставки одноотсечного блока реакторного отсека к морскому транспортному средству на двухсекционном плавсредстве, имеющем разъемные носовую и кормовую секции, между которыми в док-камере помещают на грузовые балки одноотсечный блок реакторного отсека под действием силы собственной тяжести и фиксируют его относительно корпусов секций и ограничительных балок плавсредства посредством пневмомеханических кранцев, позволяет исключить использование дорогостоящих понтонов и практически исключить монтажные работы при закреплении одноотсечного блока реакторного отсека в межсекционном пространстве плавсредства, чем достигается существенная экономия материальных средств и сокращение времени при погрузке-выгрузке, поскольку при этом способе исключаются также демонтажные работы на плаву при освобождении одноотсечного блока реакторного отсека от плавсредства при подготовке к подъему его на морское транспортное средство.
Выполнение в устройстве погрузки и доставки на плавсредстве из док-камеры одноотсечных блоков реакторных отсеков к морскому транспортному средству оборудования сопряжения носовой и кормовой секций, состоящего из грузовых и ограничительных балок, имеющих захватывающие и фиксирующие средства, и средств крепления и фиксирования одноотсечного блока реакторного отсека в межсекционном пространстве плавсредства в виде пневмомеханических кранцев, обеспечивает высокую безопасность монтажных работ, облегчая процесс погрузки одноотсечных блоков реакторных отсеков, и дополнительное сокращение материальных затрат в связи с исключением демонтажных работ при подготовке одноотсечного блока реакторного отсека на плаву к подъему на морское транспортное средство.
Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых представлен вариант устройства для реализации предлагаемого способа, где на фиг.1 изображен вид сбоку двухсекционного судна, имеющего разъемные носовую и кормовую секции, на фиг.2 - вид судна сверху с одноотсечным блоком реакторного отсека, помещенным между корпусами секций, и на фиг.3 - разрез двухсекционного судна с размещенным на грузовых балках между корпусами его секций одноотсечным блоком реакторного отсека.
Устройство включает наливную док-камеру, имеющую верхнюю боковую ступень с судовозными путями, насосную систему (на фиг. не показаны) и судно, имеющее две соединенные между собой секции, носовую 1 и кормовую 2, между которыми размещается в процессе погрузки одноотсечный блок реакторного отсека 3. Секции 1 и 2 сопряжены между собой с помощью грузовых 4 и ограничительных 5 балок, свободные концы которых закреплены соответственно на корпусах секций 1 и 2 посредством технических средств захвата и фиксирования 6 и 7. Средства захвата и фиксирования 6 присоединяют свободные концы грузовых балок 4 к кормовой секции 2, а средства захвата и фиксирования 7 - свободные концы ограничительных балок 5 к носовой секции 1. Между секциями 1 и 2 судна на грузовых балках 4 размещается в процессе погрузки реакторный отсек 3. Поперечное перемещение реакторного отсека 3 ограничено ограничительными балками 5. Судно оснащено средствами фиксирования 8 и 9 реакторного отсека 3 соответственно в продольном и поперечном направлениях, состоящими преимущественно из пневмомеханических кранцев.
Предлагаемый способ реализуется с помощью предлагаемого устройства следующим образом.
В процессе погрузки реакторного отсека 3 на двухсекционное судно с разъемными носовой 1 и кормовой 2 секциями на верхнюю боковую ступень док-камеры доставляют на судовозных тележках (на фиг. не показаны) носовую секцию 1, оснащеную с противоположного от носа торца корпуса грузовыми балками 4. Вслед за этим также на судовозных тележках на верхнюю боковую ступень заводят подготовленный к длительному хранению реакторный отсек 3 и располагают его над грузовыми балками 4, которые пропускают под корпусом реакторного отсека 3 между судовозными тележками с выходом свободных концов грузовых балок 4 за пределы корпуса реакторного отсека 3. После этого на верхнюю боковую ступень док-камеры транспортируют на судовозных тележках кормовую секцию, имеющую с противоположного от кормового среза торца корпуса секции 2 ограничительные балки 5, которыми при продвижении кормовой секции 2 охватывают реакторный отсек 3 до контакта свободных концов грузовых 4 и ограничительных 5 балок соответственно с кормовой 2 и носовой 1 секциями судна. С помощью захватывающих и фиксирующих средств 6 и 7, расположенных в торцах секций, жестко сопрягают свободные концы грузовых 4 и ограничительных 5 балок с корпусами кормовой 2 и носовой 1 секций судна. В результате этой операции реакторный отсек 3 помещают в межсекционном пространстве над грузовыми балками 4 судна. Посредством насосной системы (на фиг. не показана) наполняют док-камеру водой, обеспечивая всплытие двухсекционного судна до контакта его грузовых балок 4 с реакторным отсеком 3. После всплытия двухсекционного судна реакторный отсек 3 фиксируют в его межсекционном пространстве с помощью пневмомеханических кранцев 8 и 9, выводят судно с реакторным отсеком 3 из док-камеры и доставляют его к морскому транспортному средству.
Для сокращения материальных расходов в процессе разделки АПЛ в качестве уже готовых корпусов разъемных секций 1 и 2 двухсекционного плавсредства могут быть использованы отсеки утилизированной АПЛ, соединенные грузовыми 4 и ограничительными 5 балками.
При использовании в качестве морского транспортного средства ледокольно-транспортного лихтеровоза (например, атомного лихтеровоза "Севморпуть") секции 1 и 2 судна должны быть дооборудованы балластной системой. Поскольку погрузку реакторного отсека 3 с двухсекционного судна осуществляют с помощью грузоподъемных средств лихтеровоза, включающих кормовые консоли, выступающие на 16 м за пределы кормового среза, и катучий козловой кран, установленный на рельсовых путях, проложенных по палубе лихтеровоза к кормовым консолям. В процессе погрузки на лихтеровоз двухсекционное судно с реакторным отсеком 3 заводят под консоли (при необходимости принимают балласт), пришвартовывают бортом (ограничительными балками 5) к подъемно-опускному щиту лихтеровоза, пропуская реакторный отсек 3 между консолями, катучий козловой кран выводят на консоли и осуществляют грузоподъемную операцию реакторного отсека 3 на борт лихтеровоза. При отрыве реакторного отсека 3 от грузовых балок 4 двухсекционного судна балластная система должна компенсировать изменение осадки судна, находящегося под консолями лихтеровоза, путем принятия водяного балласта.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОГРУЗКИ-ВЫГРУЗКИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ НА СУДНЕ-ЛИХТЕРОВОЗЕ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ | 2001 |
|
RU2207288C2 |
КОМПЛЕКС ПЛАВСРЕДСТВ ДЛЯ МОРСКОЙ ТРАНСПОРТИРОВКИ ОБЛУЧЕННОГО ЯДЕРНОГО ТОПЛИВА АТОМНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ПОДВОДНЫХ ЛОДОК, КОРАБЛЕЙ И СУДОВ | 2002 |
|
RU2218288C1 |
СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВКИ НА ПЛАВСРЕДСТВЕ ВЫВЕДЕННЫХ ИЗ СТРОЯ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК В ПУНКТ ИХ УТИЛИЗАЦИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2321532C1 |
СПОСОБ ПОГРУЗКИ-ВЫГРУЗКИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ НА ПЛАВСРЕДСТВЕ РЕАКТОРНЫХ ОТСЕКОВ УТИЛИЗИРУЕМЫХ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК В ПУНКТ ДЛИТЕЛЬНОГО ПОДВОДНОГО ХРАНЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2000 |
|
RU2174087C1 |
МОРСКОЕ ГРУЗОВОЕ СУДНО ДЛЯ ПОДЪЕМА, ПОГРУЗКИ-ВЫГРУЗКИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ЗАТОНУВШИХ ОБЪЕКТОВ В ПУНКТ ПРИЕМА | 2008 |
|
RU2377155C1 |
ЭКСКУРСИОННЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ МОРСКИХ ПРОГУЛОК | 2001 |
|
RU2215667C2 |
СПОСОБ ПОГРУЗКИ-ВЫГРУЗКИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ НА СУДНЕ НЕГАБАРИТНОГО ТЯЖЕЛОВЕСНОГО ОБЪЕКТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2000 |
|
RU2180636C2 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ РАДИАЦИОННО-ЗАЩИТНОЙ БЛОК-УПАКОВКИ ДЛЯ УСТАНОВКИ НА БЕРЕГОВОЕ ХРАНЕНИЕ | 2005 |
|
RU2293386C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ МОДЕЛЕЙ СУДОВЫХ ДВИЖИТЕЛЕЙ | 2001 |
|
RU2216476C2 |
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС | 2002 |
|
RU2205774C1 |
Изобретение относится к водным грузоперевозкам тяжеловесных крупногабаритных грузов, в частности к способу погрузки и доставки одноотсечных блоков реакторных отсеков утилизируемых атомных подводных лодок к морскому транспортному средству и устройству для его осуществления. Операцию доставки осуществляют на двухсекционном плавсредстве, имеющем разъемные носовую и кормовую секции, между которыми транспортируют одноотсечный блок реакторного отсека. Для приема-погрузки упомянутого блока на плавсредство носовую секцию плавсредства с грузовыми балками предварительно доставляют на судовозных тележках на верхнюю боковую ступень док-камеры, на которую затем на судовозных тележках заводят одноотсечный блок реакторного отсека и располагают его над грузовыми балками носовой секции плавсредства. После этого на верхнюю боковую ступень док-камеры принимают кормовую секцию плавсредства, имеющую ограничительные балки. С помощью захватывающих и фиксирующих средств соединяют свободные концы грузовых и ограничительных балок с корпусами секций плавсредства, охватывая грузовыми и ограничительными балками плавсредства одноотсечный блок реакторного отсека. Затем док-камеру заполняют водой, приподнимая плавсредство до контакта его грузовых балок с упомянутым блоком, который фиксируют в межсекционном пространстве плавсредства. После этого выводят из док-камеры плавсредство и транспортируют на нем одноотсечный блок реакторного отсека к морскому транспортному средству. Устройство для осуществления способа выполнено в виде судна, состоящего из двух разъемных секций, носовой и кормовой, соединенных между собой грузовыми и ограничительными балками с помощью захватывающих и фиксирующих средств. Ограничительные балки оснащены средствами фиксирования поперечного перемещения на плавсредстве одноотсечного блока реакторного отсека, преимущественно пневмомеханическими кранцами. Торцы корпусов носовой и кормовой секций плавсредства снабжены средствами фиксирования продольного перемещения одноотсечного блока реакторного отсека, также преимущественно пневмомеханическими кранцами. Достигается уменьшение материальных затрат, сокращение времени и повышение безопасности погрузки и доставки одноотсечного блока реакторного отсека к морскому транспортному средству. 2 с.п. ф-лы, 3 ил.
Шкирков В.И | |||
и др | |||
Применение понтонов для уменьшения осадки судна | |||
- Л.: Судостроение, 1974, с.87, рис.56,58 | |||
Зорбиди В.Н | |||
Аварийно-спасательные и судоподъемные операции | |||
- М.: Транспорт, 1976, с.143 | |||
Установка для определения температуры самовоспламенения | 1987 |
|
SU1490610A1 |
СПОСОБ ВЫРАБОТКИ ХЛЕБОБУЛОЧНОГО ИЗДЕЛИЯ | 2010 |
|
RU2435386C1 |
Авторы
Даты
2003-06-27—Публикация
2001-07-20—Подача