СПОСОБ ПОГРУЗКИ И ДОСТАВКИ НА ПЛАВСРЕДСТВЕ ИЗ ДОК-КАМЕРЫ ОДНООТСЕЧНЫХ БЛОКОВ РЕАКТОРНЫХ ОТСЕКОВ УТИЛИЗИРОВАННЫХ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК К МОРСКОМУ ТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Российский патент 2003 года по МПК B63B25/00 B63B27/00 

Описание патента на изобретение RU2207287C2

Изобретение относится к области водных грузоперевозок тяжеловесных крупногабаритных грузов, конкретно к погрузке и транспортировке одноотсечных блоков реакторных отсеков утилизируемых атомных подводных лодок.

Известен способ погрузки-выгрузки и транспортировки тяжеловесных крупногабаритных грузов к месту назначения с использованием плавучих крановых средств большой мощности классов "Волгарь" и "Станислав Юдин" ["Судостроение", 6, июнь 1986 г., с.8; Сотрудничество СССР и Финляндии в области судостроения. Под редакцией к.т.н. Ю. Н. Горбачева. Л., "Судостроение", 1990 г., с. 434].

Однако существенным недостатком этого способа является высокая стоимость производимых работ. Например, согласно данным компании SEAWAY HEALY LIFTING LTD заявленная стоимость использования плавкранов и крановых судов составляет от 100,0 до 200,0 тысяч долларов США на подъем-опускание одного тяжеловесного объекта. К указанной сумме необходимо еще добавить одноразовые затраты на мобилизацию кранового средства, величина которых составляет 1,5 млн долларов США, причем без учета расходов на транспортировку объекта, стоимости топлива и машинного масла. Изложенное характеризует величину затрат в процессе применения крановых средств, которые при большом количестве транспортируемых тяжеловесных объектов делают этот способ для России практически неприемлемым.

Известен также способ и устройство погрузки-выгрузки и транспортировки тяжеловесных негабаритных грузов к месту назначения на понтонах без применения крановых средств (Шкирков В.И. и др. "Применение понтонов для уменьшения осадки судов", Л., Судостроение, 1974, с.87, рис.56, 58; Зорбиди В.Н. "Аварийно-спасательные и судоподъемные операции", М., "Транспорт", 1976, с. 143), включающий закрепление понтонов к корпусу груза, находящегося в док-камере, заполнение док-камеры водой, всплытие системы груз - понтоны и вывод ее из док-камеры, транспортировку системы груз - понтоны к морскому транспортному средству для погрузки на него грузовой единицы - прототип.

Однако при использовании этого способа операции закрепления понтонов к одноотсечному блоку реакторного отсека, находящегося на верхней боковой ступени док-камеры, требуют большого объема монтажных работ и последующего демонтажа крепежных средств на плаву при подъеме одноотсечного блока реакторного отсека на морское транспортное средство, т.е. выполнения сложных и дорогостоящих работ на плаву вблизи морского транспортного средства. Все это приводит к большим дополнительным материальным затратам при выполнении монтажных работ в док-камере и демонтажа крепления одноотсечного блока реакторного отсека на плаву.

Задачей заявляемого изобретения является уменьшение материальных затрат, сокращение времени и повышение безопасности в процессе погрузки и транспортировки одноотсечного блока реакторного отсека к морскому транспортному средству.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе погрузки и доставки на плавсредстве из док-камеры одноотсечных блоков реакторных отсеков утилизируемых атомных подводных лодок к морскому транспортному средству, включающем прием-погрузку на плавсредство в док-камере одноотсечного блока реакторного отсека, крепление одноотсечного блока реакторного отсека к плавсредству, заполнение док-камеры водой, вывод плавсредства с грузом из док-камеры и транспортировку на плавсредстве к морскому транспортному средству для погрузки на него одноотсечного блока реакторного отсека, доставку одноотсечного блока реакторного отсека к морскому транспортному средству осуществляют на двухсекционном плавсредстве, имеющем разъемные носовую и кормовую секции, между которыми транспортируют одноотсечный блок реакторного отсека, для приема-погрузки которого на упомянутое плавсредство носовую секцию плавсредства с грузовыми балками предварительно доставляют на судовозных тележках на верхнюю боковую ступень док-камеры, на которую затем на судовозных тележках заводят одноотсечный блок реакторного отсека и располагают его над грузовыми балками носовой секции плавсредства, после чего на верхнюю боковую ступень док-камеры принимают кормовую секцию плавсредства, имеющую ограничительные балки, и с помощью захватывающих и фиксирующих средств соединяют свободные концы грузовых и ограничительных балок с корпусами секций плавсредства, охватывая грузовыми и ограничительными балками плавсредства одноотсечный блок реакторного отсека, затем, заполняя док-камеру водой, приподнимают плавсредство до контакта его грузовых балок с одноотсечным блоком реакторного отсека, который фиксируют в межсекционном пространстве плавсредства.

В устройстве погрузки и доставки на плавсредстве из док-камеры одноотсечных блоков реакторных отсеков к морскому транспортному средству, включающем док-камеру, имеющую верхнюю боковую ступень с судовозными путями и плавсредство, плавсредство выполнено в виде судна, состоящего из двух разъемных секций, носовой и кормовой, соединенных между собой грузовыми и ограничительными балками с помощью захватывающих и фиксирующих средств, при этом ограничительные балки оснащены средствами фиксирования поперечного перемещения на плавсредстве одноотсечного блока реакторного отсека, преимущественно пневмомеханическими кранцами, а торцы корпусов носовой и кормовой секций плавсредства снабжены средствами фиксирования продольного перемещения одноотсечного блока реакторного отсека, также преимущественно пневмомеханическими кранцами.

Выполнение процесса доставки одноотсечного блока реакторного отсека к морскому транспортному средству на двухсекционном плавсредстве, имеющем разъемные носовую и кормовую секции, между которыми в док-камере помещают на грузовые балки одноотсечный блок реакторного отсека под действием силы собственной тяжести и фиксируют его относительно корпусов секций и ограничительных балок плавсредства посредством пневмомеханических кранцев, позволяет исключить использование дорогостоящих понтонов и практически исключить монтажные работы при закреплении одноотсечного блока реакторного отсека в межсекционном пространстве плавсредства, чем достигается существенная экономия материальных средств и сокращение времени при погрузке-выгрузке, поскольку при этом способе исключаются также демонтажные работы на плаву при освобождении одноотсечного блока реакторного отсека от плавсредства при подготовке к подъему его на морское транспортное средство.

Выполнение в устройстве погрузки и доставки на плавсредстве из док-камеры одноотсечных блоков реакторных отсеков к морскому транспортному средству оборудования сопряжения носовой и кормовой секций, состоящего из грузовых и ограничительных балок, имеющих захватывающие и фиксирующие средства, и средств крепления и фиксирования одноотсечного блока реакторного отсека в межсекционном пространстве плавсредства в виде пневмомеханических кранцев, обеспечивает высокую безопасность монтажных работ, облегчая процесс погрузки одноотсечных блоков реакторных отсеков, и дополнительное сокращение материальных затрат в связи с исключением демонтажных работ при подготовке одноотсечного блока реакторного отсека на плаву к подъему на морское транспортное средство.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых представлен вариант устройства для реализации предлагаемого способа, где на фиг.1 изображен вид сбоку двухсекционного судна, имеющего разъемные носовую и кормовую секции, на фиг.2 - вид судна сверху с одноотсечным блоком реакторного отсека, помещенным между корпусами секций, и на фиг.3 - разрез двухсекционного судна с размещенным на грузовых балках между корпусами его секций одноотсечным блоком реакторного отсека.

Устройство включает наливную док-камеру, имеющую верхнюю боковую ступень с судовозными путями, насосную систему (на фиг. не показаны) и судно, имеющее две соединенные между собой секции, носовую 1 и кормовую 2, между которыми размещается в процессе погрузки одноотсечный блок реакторного отсека 3. Секции 1 и 2 сопряжены между собой с помощью грузовых 4 и ограничительных 5 балок, свободные концы которых закреплены соответственно на корпусах секций 1 и 2 посредством технических средств захвата и фиксирования 6 и 7. Средства захвата и фиксирования 6 присоединяют свободные концы грузовых балок 4 к кормовой секции 2, а средства захвата и фиксирования 7 - свободные концы ограничительных балок 5 к носовой секции 1. Между секциями 1 и 2 судна на грузовых балках 4 размещается в процессе погрузки реакторный отсек 3. Поперечное перемещение реакторного отсека 3 ограничено ограничительными балками 5. Судно оснащено средствами фиксирования 8 и 9 реакторного отсека 3 соответственно в продольном и поперечном направлениях, состоящими преимущественно из пневмомеханических кранцев.

Предлагаемый способ реализуется с помощью предлагаемого устройства следующим образом.

В процессе погрузки реакторного отсека 3 на двухсекционное судно с разъемными носовой 1 и кормовой 2 секциями на верхнюю боковую ступень док-камеры доставляют на судовозных тележках (на фиг. не показаны) носовую секцию 1, оснащеную с противоположного от носа торца корпуса грузовыми балками 4. Вслед за этим также на судовозных тележках на верхнюю боковую ступень заводят подготовленный к длительному хранению реакторный отсек 3 и располагают его над грузовыми балками 4, которые пропускают под корпусом реакторного отсека 3 между судовозными тележками с выходом свободных концов грузовых балок 4 за пределы корпуса реакторного отсека 3. После этого на верхнюю боковую ступень док-камеры транспортируют на судовозных тележках кормовую секцию, имеющую с противоположного от кормового среза торца корпуса секции 2 ограничительные балки 5, которыми при продвижении кормовой секции 2 охватывают реакторный отсек 3 до контакта свободных концов грузовых 4 и ограничительных 5 балок соответственно с кормовой 2 и носовой 1 секциями судна. С помощью захватывающих и фиксирующих средств 6 и 7, расположенных в торцах секций, жестко сопрягают свободные концы грузовых 4 и ограничительных 5 балок с корпусами кормовой 2 и носовой 1 секций судна. В результате этой операции реакторный отсек 3 помещают в межсекционном пространстве над грузовыми балками 4 судна. Посредством насосной системы (на фиг. не показана) наполняют док-камеру водой, обеспечивая всплытие двухсекционного судна до контакта его грузовых балок 4 с реакторным отсеком 3. После всплытия двухсекционного судна реакторный отсек 3 фиксируют в его межсекционном пространстве с помощью пневмомеханических кранцев 8 и 9, выводят судно с реакторным отсеком 3 из док-камеры и доставляют его к морскому транспортному средству.

Для сокращения материальных расходов в процессе разделки АПЛ в качестве уже готовых корпусов разъемных секций 1 и 2 двухсекционного плавсредства могут быть использованы отсеки утилизированной АПЛ, соединенные грузовыми 4 и ограничительными 5 балками.

При использовании в качестве морского транспортного средства ледокольно-транспортного лихтеровоза (например, атомного лихтеровоза "Севморпуть") секции 1 и 2 судна должны быть дооборудованы балластной системой. Поскольку погрузку реакторного отсека 3 с двухсекционного судна осуществляют с помощью грузоподъемных средств лихтеровоза, включающих кормовые консоли, выступающие на 16 м за пределы кормового среза, и катучий козловой кран, установленный на рельсовых путях, проложенных по палубе лихтеровоза к кормовым консолям. В процессе погрузки на лихтеровоз двухсекционное судно с реакторным отсеком 3 заводят под консоли (при необходимости принимают балласт), пришвартовывают бортом (ограничительными балками 5) к подъемно-опускному щиту лихтеровоза, пропуская реакторный отсек 3 между консолями, катучий козловой кран выводят на консоли и осуществляют грузоподъемную операцию реакторного отсека 3 на борт лихтеровоза. При отрыве реакторного отсека 3 от грузовых балок 4 двухсекционного судна балластная система должна компенсировать изменение осадки судна, находящегося под консолями лихтеровоза, путем принятия водяного балласта.

Похожие патенты RU2207287C2

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОГРУЗКИ-ВЫГРУЗКИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ НА СУДНЕ-ЛИХТЕРОВОЗЕ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ 2001
  • Вишняков Ю.М.
  • Воропаев Е.Л.
  • Каипов Р.А.
  • Кильдеев Р.И.
  • Малышев С.П.
  • Орлов А.М.
  • Струев В.П.
RU2207288C2
КОМПЛЕКС ПЛАВСРЕДСТВ ДЛЯ МОРСКОЙ ТРАНСПОРТИРОВКИ ОБЛУЧЕННОГО ЯДЕРНОГО ТОПЛИВА АТОМНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ПОДВОДНЫХ ЛОДОК, КОРАБЛЕЙ И СУДОВ 2002
  • Вишняков Ю.М.
  • Волошанюк В.В.
  • Воропаев Е.Л.
  • Каипов Р.А.
  • Кильдеев Р.И.
  • Мазокин В.А.
  • Малышев С.П.
  • Орлов А.М.
  • Пименов А.О.
  • Струев В.П.
RU2218288C1
СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВКИ НА ПЛАВСРЕДСТВЕ ВЫВЕДЕННЫХ ИЗ СТРОЯ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК В ПУНКТ ИХ УТИЛИЗАЦИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Вишняков Юрий Михайлович
  • Воропаев Евгений Львович
  • Дымова Наталья Петровна
  • Ермаков Сергей Николаевич
  • Каипов Рафаэль Ахметович
  • Кильдеев Равиль Исмаилович
  • Малышев Сергей Павлович
  • Струев Вячеслав Петрович
RU2321532C1
СПОСОБ ПОГРУЗКИ-ВЫГРУЗКИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ НА ПЛАВСРЕДСТВЕ РЕАКТОРНЫХ ОТСЕКОВ УТИЛИЗИРУЕМЫХ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК В ПУНКТ ДЛИТЕЛЬНОГО ПОДВОДНОГО ХРАНЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2000
  • Виноградов А.А.
  • Вишняков Ю.М.
  • Каипов Р.А.
  • Кильдеев И.Р.
  • Копченов В.П.
  • Мазокин В.А.
  • Малышев С.П.
  • Орлов А.М.
  • Пашин В.М.
  • Струев В.П.
RU2174087C1
МОРСКОЕ ГРУЗОВОЕ СУДНО ДЛЯ ПОДЪЕМА, ПОГРУЗКИ-ВЫГРУЗКИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ЗАТОНУВШИХ ОБЪЕКТОВ В ПУНКТ ПРИЕМА 2008
  • Дегтерёв Михаил Александрович
  • Малышев Сергей Павлович
  • Чернов Владимир Эдуардович
  • Ефимов Олег Иванович
RU2377155C1
ЭКСКУРСИОННЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ МОРСКИХ ПРОГУЛОК 2001
  • Дорофеев Ю.П.
  • Кильдеев Р.И.
  • Луковников В.В.
  • Пашин В.М.
  • Филипченко Г.Г.
  • Чемоданов А.В.
RU2215667C2
СПОСОБ ПОГРУЗКИ-ВЫГРУЗКИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ НА СУДНЕ НЕГАБАРИТНОГО ТЯЖЕЛОВЕСНОГО ОБЪЕКТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2000
  • Виноградов А.А.
  • Вишняков Ю.М.
  • Каипов Р.А.
  • Кильдеев И.Р.
  • Копченов В.П.
  • Мазокин В.А.
  • Малышев С.П.
  • Орлов А.М.
  • Пашин В.М.
  • Струев В.П.
RU2180636C2
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ РАДИАЦИОННО-ЗАЩИТНОЙ БЛОК-УПАКОВКИ ДЛЯ УСТАНОВКИ НА БЕРЕГОВОЕ ХРАНЕНИЕ 2005
  • Александров Николай Иванович
  • Анитропов Виктор Александрович
  • Аладышкин Сергей Иванович
  • Коваленко Виктор Николаевич
  • Митрофанов Станислав Александрович
  • Старшинов Валентин Алексеевич
RU2293386C1
УСТАНОВКА ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ МОДЕЛЕЙ СУДОВЫХ ДВИЖИТЕЛЕЙ 2001
  • Беззубик О.Н.
  • Беляшов В.А.
  • Холоменкова Л.В.
RU2216476C2
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС 2002
  • Мавлюдов М.А.
  • Пашин В.М.
  • Пустошный А.В.
  • Яковлева О.В.
  • Данилов Е.В.
  • Калистратов Н.Я.
  • Штефан В.В.
RU2205774C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 207 287 C2

Реферат патента 2003 года СПОСОБ ПОГРУЗКИ И ДОСТАВКИ НА ПЛАВСРЕДСТВЕ ИЗ ДОК-КАМЕРЫ ОДНООТСЕЧНЫХ БЛОКОВ РЕАКТОРНЫХ ОТСЕКОВ УТИЛИЗИРОВАННЫХ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК К МОРСКОМУ ТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к водным грузоперевозкам тяжеловесных крупногабаритных грузов, в частности к способу погрузки и доставки одноотсечных блоков реакторных отсеков утилизируемых атомных подводных лодок к морскому транспортному средству и устройству для его осуществления. Операцию доставки осуществляют на двухсекционном плавсредстве, имеющем разъемные носовую и кормовую секции, между которыми транспортируют одноотсечный блок реакторного отсека. Для приема-погрузки упомянутого блока на плавсредство носовую секцию плавсредства с грузовыми балками предварительно доставляют на судовозных тележках на верхнюю боковую ступень док-камеры, на которую затем на судовозных тележках заводят одноотсечный блок реакторного отсека и располагают его над грузовыми балками носовой секции плавсредства. После этого на верхнюю боковую ступень док-камеры принимают кормовую секцию плавсредства, имеющую ограничительные балки. С помощью захватывающих и фиксирующих средств соединяют свободные концы грузовых и ограничительных балок с корпусами секций плавсредства, охватывая грузовыми и ограничительными балками плавсредства одноотсечный блок реакторного отсека. Затем док-камеру заполняют водой, приподнимая плавсредство до контакта его грузовых балок с упомянутым блоком, который фиксируют в межсекционном пространстве плавсредства. После этого выводят из док-камеры плавсредство и транспортируют на нем одноотсечный блок реакторного отсека к морскому транспортному средству. Устройство для осуществления способа выполнено в виде судна, состоящего из двух разъемных секций, носовой и кормовой, соединенных между собой грузовыми и ограничительными балками с помощью захватывающих и фиксирующих средств. Ограничительные балки оснащены средствами фиксирования поперечного перемещения на плавсредстве одноотсечного блока реакторного отсека, преимущественно пневмомеханическими кранцами. Торцы корпусов носовой и кормовой секций плавсредства снабжены средствами фиксирования продольного перемещения одноотсечного блока реакторного отсека, также преимущественно пневмомеханическими кранцами. Достигается уменьшение материальных затрат, сокращение времени и повышение безопасности погрузки и доставки одноотсечного блока реакторного отсека к морскому транспортному средству. 2 с.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 207 287 C2

1. Способ погрузки и доставки на плавсредстве из док-камеры одноотсечных блоков реакторных отсеков утилизированных атомных подводных лодок к морскому транспортному средству, включающий прием-погрузку на плавсредство в док-камере одноотсечного блока реакторного отсека, крепление одноотсечного блока реакторного отсека к плавсредству, заполнение док-камеры водой, вывод плавсредства с грузом из док-камеры, транспортировку на плавсредстве к морскому транспортному средству для погрузки на него одноотсечного блока реакторного отсека, отличающийся тем, что доставку одноотсечного блока реакторного отсека к морскому транспортному средству осуществляют на двухсекционном плавсредстве, имеющем разъемные носовую и кормовую секции, между которыми транспортируют одноотсечный блок реакторного отсека, для приема-погрузки которого на упомянутое плавсредство носовую секцию плавсредства с грузовыми балками предварительно доставляют на судовозных тележках на верхнюю боковую ступень док-камеры, на которую затем на судовозных тележках заводят одноотсечный блок реакторного отсека и располагают его над грузовыми балками носовой секции плавсредства, после чего на верхнюю боковую ступень док-камеры принимают кормовую секцию плавсредства, имеющую ограничительные балки, и с помощью захватывающих и фиксирующих средств соединяют свободные концы грузовых и ограничительных балок с корпусами секций плавсредства, охватывая грузовыми и ограничительными балками плавсредства одноотсечный блок реакторного отсека, затем, заполняя док-камеру водой, приподнимают плавсредство до контакта его грузовых балок с одноотсечным блоком реакторного отсека, который фиксируют в межсекционном пространстве плавсредства. 2. Устройство погрузки и доставки на плавсредстве из док-камеры одноотсечных блоков реакторных отсеков к морскому транспортному средству, включающее док-камеру, имеющую верхнюю боковую ступень с судовозными путями, и плавсредство, отличающееся тем, что плавсредство выполнено в виде судна, состоящего из двух разъемных секций, носовой и кормовой, соединенных между собой грузовыми и ограничительными балками с помощью захватывающих и фиксирующих средств, при этом ограничительные балки оснащены средствами фиксирования поперечного перемещения на плавсредстве одноотсечного блока реакторного отсека, преимущественно пневмомеханическими кранцами, а торцы корпусов носовой и кормовой секций плавсредства снабжены средствами фиксирования продольного перемещения одноотсечного блока реакторного отсека, также преимущественно пневмомеханическими кранцами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2207287C2

Шкирков В.И
и др
Применение понтонов для уменьшения осадки судна
- Л.: Судостроение, 1974, с.87, рис.56,58
Зорбиди В.Н
Аварийно-спасательные и судоподъемные операции
- М.: Транспорт, 1976, с.143
Установка для определения температуры самовоспламенения 1987
  • Дорошин Анатолий Алексеевич
  • Мольков Владимир Валентинович
  • Корольченко Александр Яковлевич
SU1490610A1
СПОСОБ ВЫРАБОТКИ ХЛЕБОБУЛОЧНОГО ИЗДЕЛИЯ 2010
  • Квасенков Олег Иванович
RU2435386C1

RU 2 207 287 C2

Авторы

Вишняков Ю.М.

Воропаев Е.Л.

Каипов Р.А.

Кильдеев Р.И.

Мазокин В.А.

Малышев С.П.

Орлов А.М.

Пименов А.О.

Струев В.П.

Даты

2003-06-27Публикация

2001-07-20Подача