СТРЕЛОВИДНОЕ КРЫЛО Российский патент 2003 года по МПК B64C3/10 

Описание патента на изобретение RU2216481C1

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для проектирования стреловидных крыльев для дозвуковых самолетах.

Известны различные схемы стреловидных крыльев (см. Техническая информация ЦАГИ 23, 1980 года, авторское свидетельство 1580737 по классу: 6 В 64 С 3/14, энциклопедию "Авиация". /Под редакцией Г.П.Свищева, издательство "Российские энциклопедии", М., 1988 г.). В последнее время такие крылья выполняются с использованием сверхкритических профилей.

Прототипом предлагаемого решения является крыло самолета Ту-204, защищенное авторским свидетельством СССР 1783723, кл. В 64 С 3/14. Для повышения качества и обеспечения малых волновых потерь на этом крыле примененное специальное соотношение для изменения положения средних линий профилей крыла, увеличена отрицательная крутка консольной части крыла, применены сложные законы для знакопеременной кривизны его средней линии. Сочетание реализованных на прототипе параметров обеспечило относительно высокое качество, но, к сожалению, на относительно невысоких скоростях, соответствующих скорости полета М=0,7. На более высоких скоростях эффективность такого крыла резко снижается.

Целью настоящего изобретения является увеличение аэродинамического качества и увеличение эксплуатационных скоростей полета путем применения в его компоновке другого закона сочетания базовых профилей и линейного закона закрутки профилей крыла.

Для достижения этой цели центроплан собран из сечений, образованных одним профилем, бортовые сечения крыла имеют положительную закрученность εк = 3-4°, а концевые счения крыла имеют отрицательную закрученность εк = -0,5...-1°, при этом закрученность сечений изменяется примерно по линейному закону, крыло имеет удлинение λ=10-11, относительная толщина профилей изменяется от бортового сечения между 13% до 11% приблизительно по линейному закону.

На фиг.1 показано стреловидное крыло. На фиг2. - схема сверхкритического профиля. На фиг. 3 - схема формообразования крыла и положение базовых профилей. На фиг.4 - зависимость крутки крыла для предлагаемого варианта и прототипа. На фиг.5 - изменение качества предлагаемого крыла по числу Маха. На фиг. 6 - ожидаемое влияние применения предложения на дальность полета среднемагистрального самолета.

Стреловидное крыло 1 состоит из центроплана 2 и консоли 3 (фиг.1). Сечения крыла образованы сверхкритическими профилями 4, выбираемыми из условия оптимального обтекания (фиг.2). Центроплан 2 образован одним профилем, имеющем относительную толщину 12-13% и оптимизированном для максимальных эксплуатационных скоростей самолета, например, для летательного аппарата, имеющего скорости, соответствующие числу М=0,8, можно рекомендовать профиль ЦАГИ типа (П-228-с). На консолях 3 используется несколько профилей, выбор которых проводится из условия максимально допустимых скоростей (можно рекомендовать набор из профилей ЦАГИ П-226-с, П-227-с и других). Относительная толщина профилей консоли изменяется по линейному закону от 13 до 11%. Поверхности крыла образованы сложными поверхностными функциями (фиг.3).

Закрученность сечений изменяется от бортового до концевого профиля от 3 до (-1)o также по линейному закону (фиг.4).

Преимущество предлагаемого изобретения состоит в следующем.

Известно, что начало всех неблагоприятных аэродинамических явлений лежит в зонах сопряжения поверхностей и местных переходов. Формирование поверхностей центроплана с использованием одного профиля позволяет существенно улучшить обтекание на больших скоростях. Этой же задаче служит снижение относительной толщины крыла и применение линейных законов применения относительной толщины и крутки.

Именно это показано на фиг.5 и 6. Все основные показатели качества улучшились не менее, чем на 10%, при этом удается пройти по скорости примерно на 0,1 по числу М.

Все преимущества предложения подтверждены расчетами и испытаниями.

Похожие патенты RU2216481C1

название год авторы номер документа
ПРЯМОЕ СКОРОСТНОЕ КРЫЛО 2006
  • Бузоверя Николай Петрович
  • Болсуновский Анатолий Лонгинович
  • Климов Валентин Тихонович
RU2314970C1
СКОРОСТНОЕ КРЫЛО 2003
  • Климов Валентин Тихонович
  • Кораблев Георгий Яковлевич
  • Метелица Сергей Владимирович
  • Суринов Татевос Романович
RU2311315C2
ПРЯМОЕ СКОРОСТНОЕ КРЫЛО 2003
  • Бузоверя Николай Петрович
  • Болсуновский Анатолий Лонгинович
  • Ермишин Александр Викторович
  • Климов Валентин Тихонович
  • Метелица Сергей Владимирович
  • Суринов Татевос Романович
RU2314971C2
СКОРОСТНОЕ СТРЕЛОВИДНОЕ КРЫЛО 2002
  • Васильев Л.Е.
  • Климов В.Т.
  • Кротков Д.П.
  • Метелица С.В.
RU2228282C2
СТРЕЛОВИДНОЕ КРЫЛО 2002
  • Климов В.Т.
RU2221729C1
САМОЛЕТ ИНТЕРГРАЛЬНОЙ СХЕМЫ 2007
  • Гапеев Даниил Иванович
  • Климов Валентин Тихонович
  • Кораблев Георгий Яковлевич
RU2351503C2
КРЫЛО ДОЗВУКОВОГО САМОЛЕТА 2004
  • Гапеев Д.И.
  • Гущин А.А.
  • Климов В.Т.
  • Коробейников В.В.
  • Юдин Г.В.
RU2264329C1
СКОРОСТНОЕ КРЫЛО С НАПЛЫВАМИ 2003
  • Климов В.Т.
  • Метелица С.В.
RU2248303C1
МЕХАНИЗАЦИЯ КРЫЛА 2004
  • Климов Валентин Тихонович
  • Гапеев Даниил Иванович
RU2323126C2
Крыло летательного аппарата 2020
  • Болсуновский Анатолий Лонгенович
  • Бузоверя Николай Петрович
  • Брагин Николай Николаевич
  • Губанова Ирина Анатольевна
  • Чернышев Иван Леонидович
  • Пущин Никита Александрович
RU2772846C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 216 481 C1

Реферат патента 2003 года СТРЕЛОВИДНОЕ КРЫЛО

Изобретение относится к авиационной технике. Крыло центроплана выполнено из сверхкритического профиля с относительной толщиной 12-13%. Сечения консолей крыла выполнены из профилей с переменной относительной толщиной от 13 до 11%, изменяющейся по линейному закону. Бортовые сечения крыла имеют положительную закрученность εк = 3-4°. Концевые сечения крыла имеют отрицательную закрученность εк = -0,5...-1°. Закрученность сечений меняется примерно по линейному закону от бортового до концевого профилей. Изобретение направлено на увеличение аэродинамического качества крыла. 6 ил.

Формула изобретения RU 2 216 481 C1

Стреловидное крыло, состоящее из центроплана и консоли, содержащее сверхкритические профили, выполненное с удлинением λ= 9-11, сужением η= 3,5-4,2, стреловидностью χ = 25-32°, отличающееся тем, что, с целью увеличения эксплуатационных скоростей и увеличения аэродинамического качества, центроплан собран из сечений, образованных одним профилем с относительной толщиной 12-13%, консоли образованы из сечений с линейным изменением относительной толщины от 13 до 11%, бортовые сечения крыла имеют положительную закрученность εк = 3-4°, концевые сечения имеют отрицательную закрученность до εк = -1°, при этом закрученность сечений изменяется по линейному закону.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2216481C1

SU 1783723 А1, 20.02.1996
US 4455003 А, 19.06.1984
Шланговое соединение 0
  • Борисов С.С.
SU88A1

RU 2 216 481 C1

Авторы

Климов В.Т.

Гапеев Д.И.

Суринов Т.Р.

Павловец Г.А.

Рулин В.И.

Даты

2003-11-20Публикация

2002-05-30Подача