Изобретение относится к противопожарной технике и может быть использовано для борьбы с пожарами, преимущественно лесными, в том числе расположенными в труднодоступных местах.
Известен лесопожарный агрегат, содержащий шасси военно-гусеничной машины, баки с огнетушащим веществом, пожарное оборудование и рабочее оборудование шасси. На основной впереди расположенной кабине установлен лафетный ствол для подачи огнетушащего вещества в зону горения. Сзади основной кабины установлена дополнительная кабина для размещения бойцов пожарного расчета. Лесопожарный агрегат содержит также режущие органы для повала деревьев, рыхлитель почвы, катапульту, струг для подачи грунта в катапульту, установленный сзади отвал и составные понтоны. Экипаж составляют 3-4 человека, а пожарный расчет - 2 человека (RU 2137518 С1, 20.09.1999).
Известный лесопожарный агрегат имеет следующие основные недостатки:
1. Избыточное количество специального землеройного оборудования: режущие органы, рыхлитель, отвал, струг. Это усложняет эксплуатацию, снижает надежность машины, требует многопрофильной специализации экипажа.
2. Придание амфибийных функций лесопожарному агрегату не оправдано. Раскладка понтонов требует применения ручной силы. Емкость понтонов для тушения пожаров мала. В режиме работы "на плаву" машина может преодолевать водные преграды только с пологими берегами и надежным грунтом. При движении в густом лесу на извилистых дорогах понтоны будут повреждаться о близко расположенные деревья. При этом будут исключены возможности заполнения их водой и выполнения работ по тушению пожара. При преодолении водных преград с пробитыми понтонами лесопожарный агрегат может затонуть.
3. Ненадежность работы катапульты, предназначенной для выбросов разрыхленной земли на очаги пожаров. При работе катапульты на глинистом, крупнокаменистом грунтах, а также на содержащем обломки корней деревьев грунте возможна остановка катапульты из-за заклинивания рабочего органа.
4. Базовое шасси агрегата, как следует из описания изобретения и чертежа, относится к машинам легкой весовой категории, о чем свидетельствует придание агрегату плавучих свойств. Обладая недостаточной массой, такие машины имеют низкую проходимость в густом лесном массиве. Опыт Красноярского ВНИИПОМлесхоза подтверждает необходимость использования для тушения лесных пожаров машин, изготовленных на базе танков (Владимир Соколов, "Танки идут.. .с клином", журнал "ЭиЖ-Сибирь", 14 (104), июль 1999 г.).
5. Расположенная впереди кабина и лафетный ствол не защищены от ударов падающих деревьев, прямого воздействия огня и теплового излучения.
Задачей изобретения является создание лесопожарного агрегата, обеспечивающего получение технического результата, состоящего в улучшении эксплуатационных качеств.
Этот технический результат в лесопожарном агрегате, содержащем шасси военно-гусеничной машины, баки с огнетушащим веществом, пожарное оборудование и рабочее оборудование шасси, достигается тем, что он содержит съемную платформу, на которой установлены кабина для размещения экипажа, пожарного расчета и пожарного оборудования и баки с огнетушащим веществом, при этом съемная платформа выполнена с возможностью поворота на определенный угол в направлении к бортам корпуса шасси с помощью ручного или машинного приводов.
Угол поворота платформы находится в пределах ±90o от продольной оси шасси.
Кабина и баки выполнены в виде съемных модулей, при этом модуль-кабина установлена между передним и задним модуль-баками.
Модуль-кабина установлена над погонным устройством шасси, при этом длина кабины выполнена не менее ширины крыш над моторно-трансмиссионным отделением, а установка кабины относительно оси вращения платформы (погонного устройства) выполнена по размерам: 0,5 длины кабины от ее передней стенки и не менее 0,5 ширины кабины от передней кромки крыши над моторно-трансмиссионным отделением.
Рабочее оборудование шасси соединено с размещенным на платформе пожарным оборудованием посредством гибких связующих элементов.
Модуль-кабина содержит по меньшей мере один дополнительный верхний люк запасного выхода, выполненный с возможностью ручного управления лафетным стволом.
В предлагаемой конструкции лесопожарного агрегата устранены указанные выше недостатки известного агрегата за счет:
- создания съемной платформы, устанавливаемой сверху на шасси, на которой размещаются кабина для экипажа, пожарного расчета и пожарного оборудования, баки с огнетушащим веществом, при этом платформа выполнена с возможностью углового поворота вокруг вертикальной оси на определенный угол с помощью ручного или машинного приводов;
- обеспечения поворота платформы в направлении правого и левого бортов до фиксированных упоров в пределах ±90o от продольной оси шасси для доступа к крышам моторно-трансмиссионного отделения при техническом обслуживании и ремонте сборочных единиц в моторно-трансмиссионном отделении;
- создания съемной конструкции кабины, баков, выполненных в виде отдельных модулей. Модульность конструкции позволяет упростить изготовление, сборку, транспортирование, ремонт и замену сборочных единиц (в полевых условиях возможна замена вышедшего из строя модуля, например с помощью вертолета), повысить уровень защищенности экипажа и пожарного расчета, находящихся в кабине, от ударов падающих деревьев, а также теплового излучения открытого пламени за счет размещения модуля-кабины между другими модулями, выполняющими роль буферов;
- модуль-кабина устанавливается над погонным устройством шасси, при этом длина кабины выполнена не менее ширины крыш над моторно-трансмиссионным отделением, а установка кабины относительно оси вращения платформы (погонного устройства) выполнена по размерам: 0,5 длины кабины от ее передней стенки и не менее 0,5 ширины кабины от передней кромки крыши над моторно-трансмиссионным отделением;
рабочее оборудование шасси соединено с пожарным оборудованием, размещенным на платформе, посредством гибких связующих элементов;
- модуль-кабина содержит как минимум один дополнительный верхний люк запасного выхода, выполненный с возможностью ручного управления лафетным стволом.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показан общий вид лесопожарного агрегата, вид сбоку; на фиг.2 - общий вид, вид сверху; на фиг. 3 - общий вид, вид спереди; на фиг.4 - выносной элемент А на фиг.3, на котором изображена установка поворотной платформы на погонное устройство шасси.
Лесопожарный агрегат содержит шасси 1 военно-гусеничной машины, например шасси танка Т-72, и съемную поворотную платформу 2, установленную вместо башни танка на погонное устройство 3.
На платформе 2 смонтированы съемные модули. На фиг.1 указаны три съемных модуля:
- передний: модуль-бак 4 с огнетушащим веществом;
- средний: модуль-кабина 5, расположенная над погонным устройством 3 шасси 1. В модуль-кабине 5 выполнены боковые люки для каждого ряда расположенных рабочих мест экипажа и пожарного расчета. Для аварийного покидания лесопожарного агрегата в случае блокирования выходов через боковые люки модуль-кабина 5 оснащена дополнительно двумя люками 6 и 7 - верхним и нижним. Нижний люк 7 сообщает модуль-кабину 5 с отделением управления лесопожарного агрегата, в котором находятся штатные люки механика-водителя и аварийный люк.
Управление лафетным стволом 8 осуществляется из модуль-кабины 5 с использованием штурвала 9 или вручную при открытом верхнем люке 6 с помощью рукояток 10.
В модуль-кабине 5 дополнительно размещается часть пожарного оборудования, в т.ч. пожарный насос 11. Герметичность модуль-кабины 5 и средства жизнеобеспечения, аналогичные применяемым на военно-гусеничных машинах, обеспечивают жизнедеятельность и работоспособность экипажа и пожарного расчета лесопожарного агрегата при преодолении зараженных мест и участков с большой задымленностью окружающей среды.
Задний модуль-бак 12 с огнетушащим веществом расположен над моторно-трансмиссионным отделением шасси 1. Наклонная нижняя стенка модуль-бака 12 обеспечивает свободный доступ воздуха к двигателю и радиаторам системы охлаждения.
Модуль-баки 4 и 12 соединены между собой трубопроводом 13.
Привод от двигателя 14 шасси 1 к пожарному насосу 11 осуществляется через редуктор 15, гидронасос 16, гибкие трубопроводы 17 и гидромотор 18. Гибкие трубопроводы 17 уложены в ложемент 19.
Гибкие трубопроводы 17, соединяющие пожарный насос 11, установленный в поворотной платформе 2, с гидронасосом 16, размещенным на шасси 1, обеспечивают возможность поворота платформы 2 на определенный фиксированный угол от продольной оси шасси 1.
Модуль-кабина 5 защищена от ударов падающих деревьев и воздействия теплового излучения от открытого пламени своим расположением между двумя модуль-баками 4 и 12. Дополнительной защитой модуль-кабины 5 и переднего модуль-бака 4 от механических повреждений служат бамперы 20.
Выбором длины гибких трубопроводов 17 обеспечивают возможность углового поворота платформы 2 до ±90o от продольной оси шасси 1.
Длина модуль-кабины 5 выполнена не менее ширины крыш 21 над моторно-трансмиссионным отделением, а ее установка относительно оси вращения платформы 2 (погонного устройства 3) выполнена по размерам - 0,5 длины модуль-кабины 5 от ее передней стенки и не менее 0,5 ширины модуль-кабины 5 от передней кромки крыш 21 над моторно-трансмиссионным отделением. При повороте платформы 2 до фиксированных угловых положений обеспечивается открывание крыш 21 над моторно-трансмиссионным отделением.
В передней или задней может устанавливаться землеройное оборудование 22 (на фиг.1 и фиг.3 показано бульдозерное оборудование), используемое для прокладки минерализованных полос, корчевания пней, валки деревьев.
При отсутствии спереди землеройного оборудования 22 валка деревьев может осуществляться наездом на них корпуса лесопожарного агрегата, имеющего большую массу, хорошее сцепление с грунтом и высокое тяговое усилие.
Лесопожарный агрегат обладает подвижностью, проходимостью, автономностью, запасом хода, защищенностью от внешних воздействующих факторов, эксплуатационными качествами и надежностью на уровне аналогичных базовых военно-гусеничных машин.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЛЕСОПОЖАРНЫЙ АГРЕГАТ | 1998 |
|
RU2137518C1 |
ЛЕСОПОЖАРНЫЙ АГРЕГАТ | 2000 |
|
RU2204429C2 |
Способ локализации и непрерывного тушения пожаров и мобильный пожарный агрегат для его осуществления | 2021 |
|
RU2781523C1 |
ПЛАВАЮЩЕЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2001 |
|
RU2201353C2 |
Лесопожарный агрегат на базе БМП | 2021 |
|
RU2773221C1 |
МАШИНА ДЛЯ ЭКСКАВАЦИИ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ГРУНТА | 1992 |
|
RU2038446C1 |
МНОГОЦЕЛЕВОЕ ГУСЕНИЧНОЕ ШАССИ | 2008 |
|
RU2403528C2 |
ИНЖЕНЕРНАЯ МАШИНА РАЗГРАЖДЕНИЯ | 1994 |
|
RU2091694C1 |
СПОСОБ ТУШЕНИЯ ТОРФЯНОГО ПОЖАРА НА ГЛУБИНЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2016 |
|
RU2642509C1 |
ТРАНСПОРТНО-ЗАРЯЖАЮЩАЯ МАШИНА | 2000 |
|
RU2194234C2 |
Лесопожарный агрегат относится к области противопожарной техники и может быть использован при тушении крупных пожаров, распространяющихся по большой площади, в труднодоступных местах, районах с зараженной местностью, при отравлении атмосферного воздуха ядовитыми газами, а также при работах с повышенной опасностью для жизни людей, связанных с тушением пожаров, и особенно эффективен при тушении лесных пожаров. Обеспечиваемый агрегатом технический результат состоит в улучшении эксплуатационных качеств. Агрегат содержит шасси военно-гусеничной машины, на погонном устройстве которого устанавливается съемная поворотная платформа. На платформе монтируются съемные модули: кабина для размещения экипажа, пожарного расчета и пожарного оборудования, соединенного с рабочим оборудованием шасси посредством гибких связующих элементов, баки с огнетушащим веществом. Платформа имеет возможность углового поворота с помощью ручного или машинного приводов в пределах ±90o от продольной оси шасси. Модуль-кабина установлена между передним и задним модуль-баками с огнетушащим веществом над погонным устройством шасси. При этом длина кабины выполнена не менее ширины крыш над моторно-трансмиссионным отделением, а установка кабины относительно оси вращения платформы (погонного устройства) выполнена по размерам: 0,5 длины кабины от ее передней стенки и не менее 0,5 ширины кабины от передней кромки крыши над моторно-трансмиссионным отделением. Модуль-кабина содержит, как минимум, один дополнительный верхний люк запасного выхода, выполненный с возможностью ручного управления лафетным стволом. По эффективности применения при тушении лесных пожаров превосходит тракторы: по скорости передвижения в тайге в 5-10 раз; по прокладке минерализованной полосы землеройным оборудованием типа "клиновой нож" в 8-10 раз; по объему доставляемого к месту пожара огнетушащего вещества лесопожарный агрегат может заменить 2,5 пожарных автоцистерны АЦ-40(375)-Ц-1А, является самой массовой среди парка пожарных машин, а по проходимости в лесистой местности, автономности действия, защите экипажа от воздействия открытого огня, падающих деревьев, загазованности атмосферы агрегат не имеет аналогов среди серийно выпускаемых пожарных машин. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.
ЛЕСОПОЖАРНЫЙ АГРЕГАТ | 1998 |
|
RU2137518C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПУСКОМ И ОСТАНОВКОЙ ДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ | 2014 |
|
RU2652268C2 |
Домовый номерной фонарь, служащий одновременно для указания названия улицы и номера дома и для освещения прилежащего участка улицы | 1917 |
|
SU93A1 |
БРОНИРОВАННАЯ МАШИНА | 1999 |
|
RU2163496C1 |
US 5113946 A, 19.05.1992 | |||
US 4194571 A, 25.03.1980 | |||
US 4875526 A, 24.10.1989 | |||
Устройство для автоматической сортировки шаров по размеру диаметра | 1959 |
|
SU131901A1 |
Авторы
Даты
2003-11-27—Публикация
2001-08-14—Подача