Изобретение относится к бронированным машинам с герметизированными отсеками для экипажа, а более конкретно - к шасси объекта бронетехники с расположением МТО за отделением управления движением.
Известно шасси многоцелевого тягача МТ - Л различных модификаций гражданской и оборонной продукции (более 20 видов объектов бронетехники) (В.Ф.Платонов. Гусеничные транспортеры-тягачи. М., Машиностроение, 1978 г., стр.139-200; Г.Л.Холявский. Энциклопедия бронетехники гусеничных боевых машин 1919-2000 гг. «Харвест», 2001 г., стр.352-354), выполненное с гусеничным движителем и корпусом, в передней части которого расположена кабина (отделение управления движением), а за ней моторно-трансмиссионное отделение с маршевым двигателем типа ЯМЗ мощностью 240 л.с., расположенным вдоль оси корпуса, и грузовой отсек. Грузовой отсек расположен по длине корпуса от поперечной моторной перегородки до кормового листа, эксплуатационная длина которого составляет 42.8% длины корпусной части самого шасси. Кабина установлена над трансмиссией, с помощью которой осуществляется кинематическая связь от быстроходного вала двигателя, через кардан, коробку передач, бортовые редукторы на передние ведущие колеса гусеничного движителя, не имеющего поддерживающих роликов на верхнем обводе гусеницы.
Учитывая разнообразие нагрузочных режимов семейства машин, создаваемых на базе унифицированного шасси, разработаны и используются два варианта гусеничного движителя и ходовой части в целом: с шестью и семью опорными катками на борту. На балансирах первого и последнего опорных катков установлены телескопические гидроамортизаторы. Сама подвеска выполнена индивидуальной торсионной на каждый опорный каток. Масса снаряженного транспортера-тягача составляет 8500±2.5% кг. Масса перевозимого груза без прицепа 4250 кг. Число посадочных мест в кабине 8 человек. Колея - 2500 мм, клиренс - 395 мм. Длина контакта гусеничного обвода с грунтом для 6-опорных катков составляет 3700 мм, для 7-опорных - 4445 мм. Отношение длины контакта гусеницы с грунтом к ширине колеи составляют соответственно 1.48 и 1.78.
Недостатками данной конструкции являются:
- малая весовая нагруженность на перевозку груза;
- малая мощность маршевого двигателя;
- большая длина моторно-трансмиссионного отделения из-за расположения маршевого двигателя;
- малая броневая защита корпусной части шасси;
- отсутствие навесного оборудования (система самоокапывания) для отрыва в грунте окопа у ряда объектов с вооружением для стрельбы из укрытия (объекты 9П149 «Штурм-С» - самоходный истребитель танков; 2С1 «Гвоздика» - 122-мм самоходная гаубица, 82-мм самоходный миномет «Василек» и т.п.);
- малая величина клиренса;
- отсутствие поддерживающих роликов для верхней ветви гусеничного обвода.
Наиболее близким к заявляемому изобретению по совокупности существенных признаков является шасси объекта бронетехники - самоходная артиллерийская установка 2С19 (Х.Л.Холявский. Энциклопедия бронетехники гусеничных боевых машин 1919-2000 гг. «Харвест», 2001 г., стр.199-204), выполненная с гусеничным движителем, корпусом с броневой защитой от бронебойных пуль и осколков, башней кругового вращения в горизонтальной плоскости с вооружением калибра 152.4 мм артиллерийского орудия и углами вертикального наведения от -3 до 70°. В передней части корпуса на продольной оси шасси находится отделение управления движением, в корме, в изолированном отсеке, расположено моторно-трансмиссионное отделение, в котором кинематическая связь от быстроходного вала маршевого двигателя до вала, соединяющего бортовые коробки передач, обеспечивается через входной редуктор. Маршевый двигатель расположен поперек продольной оси корпуса шасси. В средней части корпуса шасси и башенном забронированном объеме оборудовано боевое отделение, соединяемое с отделением управления движением возможным переходом. На днище за сидением механика-водителя расположен люк для экстренного выхода всего экипажа из объекта. На нижнем лобовом листе корпуса шасси установлена система самоокапывания.
Гусеничные движители, содержащие индивидуальную торсионную подвеску шести опорных катков с телескопическими гидроамортизаторами, установлены на балансирах двух передних и одного заднего катков в каждом движителе.
Ширина гусеницы составляет 580 мм. Ширина колеи - 2800 мм. Отношение длины контакта гусеничного обвода с грунтом к базовой колее составляет 1,61. Вес снаряженного объекта - 42 т. Клиренс 435 мм. Мощность маршевого двигателя 840 л.с.
Недостатками данной конструкции являются:
- заднее расположение моторно-трансмиссионного отделения и, как следствие, длинные механические кинематические связи управления бортовыми коробками передач;
- отсутствие герметизации и разделения двух отделений между собой, что снижает жизнеобеспечение экипажа в целом;
- резко ограничена возможность создания объектов бронетехники за счет расположения МТО в корме;
- отсутствие резервного места во входном редукторе не позволяет получить отбор дополнительной механической мощности объектов различного назначения.
Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является создание нового базового отечественного многоцелевого гусеничного шасси с повышенной грузоподъемностью в снаряженном состоянии до 42 т.
Решение данной технической задачи достигается тем, что корпус гусеничного шасси отечественного объекта бронетехники 2С19 с шестью опорными катками увеличен по своей длине в передней его части так, что позволяет расположить моторно-трансмиссионное отделение вплотную за отделением управления движением, и, при этом, входной редуктор выполнен так, что кинематическая связь с бортовыми коробками передач расположена по другую сторону от быстроходного вала, что позволяет передним колесам в гусеничного движителя стать ведущими, натяжному механизму - кормовым, а кинематическая связь зубчатого зацепления до выходного вала становится местом для дополнительного отбора мощности.
В результате этого средняя и кормовая части такого корпуса, закрытые сверху броневым листом, могут быть использованы в качестве грузовой платформы со свободным забронированным объемом внизу.
В дополнение к этому, как вариант исполнения, верхняя часть корпуса по его длине от поперечной задней перегородки моторно-трансмиссионного отделения до кормы может быть выполнена в виде съемной крыши с герметизацией по периметру состыковки с бортовыми элементами корпуса за счет установки прокладки, например мягкого материала типа резины.
Кроме этого как вариант исполнения, отделение управления может быть выполнено с возможностью размещения мест дополнительной посадки, например, двух человек, позволяющее образовать изолированный, с жизнеобеспечением и защищенностью, модуль в передней части корпуса с дистанционностью управления устанавливаемого на платформе оборудования.
Вариантом исполнения также может стать выполнение увеличенной длины корпусной части шасси за счет установки седьмой пары опорных катков для повышения весовой нагруженности объекта бронетехники, и, при этом, отношение длины контакта гусеничного обвода с грунтом установлено в пределах 1.65-1.68.
На фиг.1 изображен общий вид многоцелевого гусеничного шасси, вид слева.
На фиг.2 изображено исполнение верхней части корпуса под установку съемной крыши.
На фиг.3 изображена семейство возможных унифицированных машин.
Шасси содержит (фиг.1) корпус 1, отделение управления движением 2, моторно-трансмиссионное отделение 3 и гусеничный движитель 4. В моторно-трансмиссионном отделении 3 расположен маршевый двигатель 5 и обслуживающие его системы 6, модернизированный входной редуктор 7 и бортовые коробки передач 8, которые с помощью бортовых редукторов (не показаны) соединены соответственно с ведущими колесами 9 гусеничного движителя 4. Гусеничный движитель 4 содержит индивидуальную торсионную подвеску 10 с шестью опорными катками 11. На балансирах 12 двух передних и одного заднего катков установлены телескопические гидроамортизаторы 13. Гусеничный движитель 4 выполнен с поддерживающими роликами 14 для верхнего гусеничного обвода 15. Натяжной механизм 16 расположен в корме корпуса 1. В кормовом листе 17 корпуса 1 расположен монтажный люк 18 с откидной крышкой 19 и герметизацией 20 по периметру проема люка.
Расположенный за моторно-трансмиссионным отделением в сторону кормы отсек 21, кроме расположенного в нем механизма натяжения 16, предназначен для установки топливных баков 22 для маршевого двигателя 5. Верхняя часть этого объема в корпусе 1 может быть различного исполнения:
- цельносварной крышей 23 с последующей установкой балок жесткости,
отверстия под установку опорно-поворотного устройства для поворотной башни (не показано);
- съемной крышей 24 (фиг.2) с установкой и креплением ее по периметру на балочный элемент 25 с помощью крепежных элементов 26 и герметизирующей прокладки 27, на которой может быть также установлено опорно-поворотное устройство или монтажные люки (не показано).
При этом по периметру этой же части на корпусе 1 установлены элементы поворотных петель 28 под установку откидных бортов, образующих кузов 29 (показано условно). Такой кузов может быть открытым или выполнен с установкой легкосъемного тента (не показано). Кроме этого вдоль корпуса с обеих сторон на надгусеничных полках 30 установлены элементы поворотных петель 31 для установки съемных закрылков (не показано) для закрытия нижней части корпуса от снарядов кумулятивного типа.
Работа такого шасси не отличается от базового.
На базе предлагаемого многоцелевого гусеничного шасси возможно создание следующих унифицированных машин:
32 - шасси для монтажа различного оборудования военного назначения (самоходное орудие различного калибра башенного и безбашенного исполнения);
33 - санитарный транспортер (военного или гражданского назначения);
34 - подвижная мастерская технического обслуживания и ремонта (военного или гражданского назначения);
35 - дорожно-строительная модификация (военного или гражданского назначения);
36 - транспортер-тягач седельного типа;
37 - эвакуационный тягач с крановым оборудованием;
38 - модификация для работы в арктических условиях;
39 - транспортер повышенной грузоподъемности с семью опорными катками.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МНОГОЦЕЛЕВОЕ ГУСЕНИЧНОЕ ШАССИ | 2009 |
|
RU2433930C2 |
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ГУСЕНИЧНОЕ ШАССИ НА ЕДИНОЙ ПЛАТФОРМЕ | 2009 |
|
RU2433934C2 |
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ШАССИ НА ЕДИНОЙ ПЛАТФОРМЕ С КОЛЕСНЫМИ ДВИЖИТЕЛЯМИ | 2014 |
|
RU2560941C1 |
КОТЛОВАННАЯ МАШИНА | 2011 |
|
RU2485253C1 |
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ГУСЕНИЧНОЕ ШАССИ | 2013 |
|
RU2541590C1 |
ШАССИ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2004 |
|
RU2279371C2 |
ШАССИ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2002 |
|
RU2268839C9 |
ОБЪЕКТ БРОНЕТЕХНИКИ НА КОЛЕСНОМ ШАССИ | 2007 |
|
RU2355992C1 |
САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ СОЧЛЕНЕННАЯ УСТАНОВКА | 2008 |
|
RU2388987C1 |
БРОНЕТРАНСПОРТЕР | 2007 |
|
RU2369825C2 |
Изобретение относится к гусеничному шасси объекта бронетехники. Шасси содержит гусеничные движители, индивидуальную торсионную подвеску шести опорных катков с телескопическими гидроамортизаторами и корпус. Телескопические гидроамортизаторы установлены на балансиры двух передних и одного заднего катков в каждом движителе. Корпус включает отделение управления движением, расположенное в передней части корпуса, и моторно-трансмиссионое отделение, в котором маршевый двигатель соединен с бортовыми коробками передач через входной редуктор. Длина передней части корпуса увеличена из условия обеспечения размещения непосредственно за отделением управления движением моторно-трансмиссионного отделения. Кинематическая связь входного редуктора с бортовыми коробками расположена по другую сторону от быстроходного вала. Передние колеса в гусеничном движителе являются ведущими, натяжной механизм - кормовым, а кинематическая связь зубчатого зацепления до выходного вала - резервным местом для дополнительного отбора мощности объектов бронетехники различного назначения. Изобретение обеспечивает создание базового многоцелевого гусеничного шасси с повышенной грузоподъемностью в снаряженном состоянии до 42 т. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Гусеничное шасси объекта бронетехники, содержащее гусеничные движители, индивидуальную торсионную подвеску шести опорных катков с телескопическими гидроамортизаторами, установленными на балансиры двух передних и одного заднего катков в каждом движителе, корпус, включающий отделение управления движением, расположенное в передней части корпуса, и моторно-трансмиссионое отделение, в котором маршевый двигатель соединен с бортовыми коробками передач через входной редуктор, отличающееся тем, что длина передней части корпуса увеличена из условия обеспечения размещения непосредственно за отделением управления движением моторно-трансмиссионного отделения, причем кинематическая связь входного редуктора с бортовыми коробками расположена по другую сторону от быстроходного вала, при этом передние колеса в гусеничном движителе являются ведущими, натяжной механизм - кормовым, а кинематическая связь зубчатого зацепления до выходного вала - резервным местом для дополнительного отбора мощности объектов бронетехники различного назначения.
2. Шасси по п.1, отличающееся тем, что верхняя часть корпуса, расположенная на длине от поперечного заднего листа моторно-трансмиссионного отделения до кормового листа, выполнена в виде съемной крыши с герметизацией по периметру состыковки с бортовыми элементами корпуса прокладкой, например, из мягкого материала типа резины.
3. Шасси по п.1, отличающееся тем, что отделение управления движением выполнено с возможностью размещения мест дополнительной посадки.
4. Шасси по любому из пп.1-3, отличающееся тем, что корпусная часть моторно-трансмиссионного отделения от поперечного заднего листа до кормового листа выполнена с возможностью установки в ходовой части седьмой пары опорных катков, при этом отношение длины контакта гусеничного обвода с грунтом к базовой колее составляет 1,65-1,68.
ХОЛЯВСКИЙ X.Л | |||
Сигнальное устройство для указания хода брожения затора | 1925 |
|
SU1919A1 |
«Харвест», 2001, с.199-204 | |||
ШАССИ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2002 |
|
RU2237228C2 |
WO 9605996 A1, 29.02.1996 | |||
US 4062582 A, 13.12.1977. |
Авторы
Даты
2010-11-10—Публикация
2008-08-22—Подача