Предлагаемое изобретение относится к военно-гусеничным машинам, а более конкретно к танкам с системами пожаротушения.
Известен танк, содержащий боевое отделение и отделение управления, внутри которых размещены топливные баки, боеукладки, вращающийся транспортер автомата заряжания с размещенными в транспортере боеприпасами, сиденья операторов и систему пожаротущения танка Т-62 (Военное издательство МО СССР, Москва, 1978 г., стр. 463, 464, 465).
Указанный танк является наиболее близким предлагаемому по техническим решениям и назначению и выбран в качестве прототипа.
Недостатком этого танка является низкая пожарозащищенность из-за малоэффективной системы пожаротушения вследствие инерционности примененных в ней датчиков обнаружения пожара (термодатчиков), реагирующих только на температурный перепад при непосредственном воздействии на них пламени. Поэтому не во всех случаях термодатчики сразу выдают сигнал о возникновении очага пожара на срабатывание системы пожаротушения. Сигнал о пожаре выдается термодатчиком лишь при значительном развитии пожара и с запаздыванием на время, при котором могут возгореться боеприпасы. Кроме того, подача огнетушащего состава от баллонов по системе разводящих трубопроводов через ниппельные отверстия в них также приводит к запаздыванию подачи огнетушащего состава (до 10. . .12 с) в пожароопасные зоны. Такое запаздывание сигнала от термодатчиков о пожаре и подачи огнетушащего состава в объемы танка приводит к возгоранию боекомплекта (который не тушится ни одним известным огнетушащим составом), взрыву боекомплекта и безвозвратной потере экипажа и танка.
Целью предлагаемого изобретения является повышение пожарозащищенности и живучести танка, а также безопасности экипажа за счет повышения надежности работы и быстродействия системы пожаротушения танка.
Указанная цель достигается тем, что в танке система пожаротушения снабжена оптическими датчиками обнаружения пожара, которые установлены так, что пожароопасные зоны (топливные баки, боекомплект, подогреватель, днище) находятся одновременно в зоне видимости двух-трех оптических датчиков, дублирующих друг друга в случаях боевых или других повреждений или отказов самих датчиков и электропроводки к ним, при этом датчики оптическим приемным устройством направлены и на днище корпуса танка, где в основном происходит возгорание топлива при боевых повреждениях танка.
Для этой же цели баллоны с огнетушащим составом установлены у наиболее пожароопасных зон таким образом, что из баллонов огнетушащий состав выбрасывается непосредственно без дросселирования в трубопроводах вниз на днище, и быстро распространяясь в виде газа, в первоначальный момент создает в нижней части боевого отделения и отделения управления огнетушащие концентрации и, тем самым, локализует и тушит все возможные очаги пожара.
Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что новым в заявляемом техническом решении является установка в системе пожаротушения танка нескольких датчиков пожаротушения, надежно контролирующих все пожароопасные зоны, а также направление выхода огнетушащего состава из баллонов на днище, без его разводки по трубопроводам. Это способствует быстрому обнаружению очага пожара и заполнению огнетушащим составом пожароопасных зон в первую очередь в нижней части танка и надежному тушению в танке любого очага пожара. Таким образом, заявляемое техническое решение соответствует критерию "новизна". При изучении других известных технических решений в данной области техники признаки, отличающие заявляемое изобретение от прототипа и позволяющее достигнуть поставленной цели, не были выявлены, и поэтому они обеспечивают заявляемому техническому решению соответствие критерию "существенные отличия".
Предлагаемое техническое решение промышленно применимо, т.к. оно может быть использовано в промышленности.
Предлагаемое техническое решение поясняется чертежами, где на фиг.1 представлено взаимное расположение оптических датчиков и баллонов с огнетушащим составом относительно пожароопасных зон боевого отделения и отделения управления танка, а на фиг.2 - установка в качестве примера датчика и его обзорность (телесный угол обзорности примерно 120o), а также установка баллона с расположением его выходного отверстия для огнетушащего состава относительно днища корпуса танка.
Предлагаемый танк содержит отделение 1 управления, где установлено сиденье 2 механика-водителя, расположены левый 3 и правый 4 топливные баки, передний топливный бак-стеллаж 5 с уложенными в нем боеприпасами, в левой и правой части отделения два оптических датчика 6 и баллон 7 с огнетушащим составом, установленном на ограждении отделения управления. В боевом отделении 8 расположены вращающийся транспортер 9 автомата заряжания с уложенными в нижней его части боеприпасами, подогреватель 10 охлаждающей жидкости двигателя, средний топливный бак-стеллаж 11 с боеприпасами, баллон 12 с огнетушащим составом, установленный в передней правой части боевого отделения у бака-стеллажа 5 и восемь оптических датчиков 6, которые установлены:
- один - на правом борту;
- три - на левом борту;
- четыре - в задней части крыши корпуса танка.
При возникновении пожара в отделении управления 1 в районе сиденья 2 механика-водителя, в одной из наиболее пожароопасных зон, сигнал на срабатывание системы пожаротушения выдают и левый и правый оптические датчики 6, а огнетушащий состав из баллона 7 выбрасывается непосредственно вниз на днище и в эту зону.
При возникновении пожара в боевом отделении 8:
- пожароопасная зона в районе между передним баком-стеллажом 5 и вращающимся транспортером 9 контролируется тремя датчиками 6;
- датчиком на левом борту;
- двумя датчиками правого борта.
Пожар тушится баллоном 7 или 12;
- пожароопасная зона в районе вращающегося транспортера 9, подогревателя 10 и среднего бака-стеллажа 11 контролируется тремя датчиками 6;
- пожароопасная зона в районе среднего бака-стеллажа 11 контролируется четырьмя датчиками 6;
- пожароопасная зона вокруг вращающегося транспортера контролируется всеми датчиками, установленными в боевом отделении, а пожар тушится баллонами 7 или 12.
Таким образом, при возникновении пожара в любом районе отделения управления или боевого отделения пожар обнаруживается сразу несколькими датчиками, выдающими сигнал на срабатывание того или другого баллона с огнетушащим составом, что обеспечивает гарантированное и быстрое тушение пожара.
Танк с системой пожаротушения повышенной надежности и быстродействия прошел межведомственные испытания, в том числе снарядным обстрелом с пробитием брони, показал положительные результаты и будет передан в серийное производство.
Изобретение относится к бронетанковой технике, в частности к оборудованию танков системами пожаротушения. Сущность изобретения заключается в том, что система пожаротушения снабжена оптическими датчиками обнаружения пожара, которые установлены так, что пожароопасные зоны боевого отделения и отделения управления находятся одновременно в зоне видимости не менее двух оптических датчиков. Баллоны с огнетушащим составом установлены у наиболее пожароопасных зон с возможностью выброса огнетушащего состава непосредственно в эти зоны и на днище корпуса танка. Реализация изобретения позволяет повысить пожарозащищенность и живучесть танка и безопасность экипажа. 2 ил.
Танк, содержащий боевое отделение и отделение управления, внутри которых размещены топливные баки, систему пожаротушения, отличающийся тем, что система пожаротушения снабжена оптическими датчиками обнаружения пожара, которые установлены так, что пожароопасные зоны боевого отделения и отделения управления находятся одновременно в зоне видимости не менее двух оптических датчиков, а баллоны с огнетушащим составом установлены у наиболее пожароопасных зон с возможностью выброса огнетушащего состава непосредственно в эти зоны и на днище корпуса танка.
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
- М.: Военное издательство МО СССР, 1978, с | |||
Приспособление для автоматического перевода стрелок машинистом | 1922 |
|
SU463A1 |
Авторы
Даты
2003-11-27—Публикация
1992-07-22—Подача