ЭЛЕКТРОПРИВОД ЗАПОРНОГО УСТРОЙСТВА Российский патент 2003 года по МПК F16K31/02 

Описание патента на изобретение RU2219410C2

Изобретение относится к области запорной арматуры и может быть использовано для управления запорными органами.

Известен электропривод запорного устройства, содержащий передаточный механизм и блок электропривода, включающий электродвигатель, зубчатую передачу, планетарные зубчатые передачи с центральным колесом и водилом с сателлитами (см. SU 496403 А. кл. 7 F 16 К 31/00, F 16 Н 21/06, 25.12.1975).

Недостатком указанного устройства является недостаточная точность и надежность контроля крайних положений запорного органа.

Техническим результатом изобретения является повышение точности и надежности контроля крайних положений запорного органа. Другим техническим результатом изобретения является расширение функциональных возможностей электропривода запорного устройства за счет торможения входного вала блока электропривода, обеспечивающего необратимость передачи во всех промежуточных положениях запорного органа.

Технический результат достигается тем, что в известном устройстве, содержащем передаточный механизм и блок электропривода, включающий электродвигатель, зубчатую передачу, две последовательно соединенные планетарные зубчатые передачи с центральным колесом с сателлитами, причем центральное колесо первой передачи заторможено шариковым фиксатором, а водило второй передачи жестко связано с выходным валом блока электропривода, который передаточным механизмом связан с поворотным запорным органом, причем передаточный механизм выполнен по схеме кривошипно-коромыслового механизма, в котором роль коромысла выполняет поворотный запорный орган, кривошип жестко связан с выходным валом блока электропривода, шатун имеет упругость в продольном направлении, введенные упоры установлены таким образом, что угол поворота кривошипа между упорами превышает угол его поворота между мертвыми точками кривошипно-коромыслового механизма, центральное колесо первой планетарной передачи блока электропривода снабжено двумя кулачками с возможностью взаимодействия их с микропереключателями отключения электродвигателя в положении кривошипа на упоре, в передаточный механизм введен шариковый фиксатор, установленный с возможностью взаимодействия с кривошипом на упорах.

Второй технический результат достигается тем, что в предложенном устройстве применен электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов и с электрощетками, трением которых достигается необратимость передачи (при необходимости может быть введен тормоз трением), при этом электрощетки после выключения электродвигателя соединяются между собой через последовательно соединенные размыкающие контакты командных реле левого и правого вращения выходного вала блока электропривода, обеспечивая динамическое торможение электропривода в промежуточных положениях запорного органа.

Принцип действия предлагаемого устройства поясняется следующим описанием и приложенным к нему графическим материалом:
На фиг.1 приведена кинематическая схема заявляемого электропривода запорного устройства;
На фиг.2 - кинематическая схема прототипа электропривода запорного устройства;
На фиг.3 - электрическая принципиальная схема заявляемого электропривода запорного устройства.

Предложенный электропривод запорного устройства отличается от известного электропривода запорного устройства наличием упругого шарикового фиксатора 19, который при включении электродвигателя 1 удерживает вращение кривошипа 18 и жестко связанного с ним выходного вала 16 блока электропривода тормозным моментом, несколько превышающим остаточный момент на выходном валу 16 после отключения шарикового фиксатора 11 на упоре передаточного механизма. По опыту изготовления электропривода запорного устройства остаточный момент на выходном валу блока электропривода не превышает 30% от его номинального момента на валу 16 электропривода. Диск 10, жестко связанный с центральным колесом 3 планетарной передачи, в этот момент не удерживается фиксатором 11 и начинает вращаться до тех пор, пока шарики фиксатора 11 блока электропривода не попадут в гнезда диска 10. Диск 10 с центральным колесом 3 останавливается, начинает вращаться другое центральное колесо 4 планетарной передачи и далее через планетную передачу с центральными колесами 12,13 и сателлитами 15 вращение передается водилу 14 и жестко связанному с ним выходному валу блока электропривода 16, который, преодолевая действие фиксатора передаточного механизма 9, передает вращение кривошипу 18 и через шатун 21 запорному органу 22. После достижения запорным органом 22 основания 23 кривошип с шатуном продолжают движение и в момент прохождения мертвой точки механизма запорное усилие увеличивается до максимума за счет пружинных свойств шатуна 21, упругого в продольном направлении, при этом запорный орган 22 с необходимым усилием прижимается к основанию 23. После прохождения кривошипом 18 и шатуном 21 мертвой точки кривошип 18 попадает под действие фиксатора 19 и взаимодействует с соответствующим упором 20, обеспечивающим необратимость передаточного механизма после отключения электродвигателя 1. Выходной вал 16 блока электропривода останавливается, а диск 10 с центральным колесом 3 планетарной передачи, преодолевая действие фиксатора 11, поворачивается и своими кулачками 6 через рычаги 7 воздействует на соответствующий микропереключатель 8 (9), который отключает (через командное реле) электродвигатель.

Технико-экономическое преимущество введения в передаточный механизм шарикового фиксатора заключается в том, что при отсутствии фиксатора необходимо для защиты электропривода ввести дополнительные концевые выключатели, приводимые в действие непосредственно запорным органом. При этом трудно обеспечить выполнение надежной конструкции дополнительных концевых выключателей, так как запорный орган герметичного клапана (заслонка) находится снаружи кабины, а в воздуховоде недостаточно места для их размещения и не обеспечивается доступ для их замены и регулировки. Введение в передаточный механизм шарикового фиксатора, обеспечивающего взаимодействие с кривошипом на упорах, позволяет обеспечить достаточно точный и надежный контроль крайних положений запорного органа и защиту электропривода с помощью замыкающих контактов микропереключателей отключения электродвигателя, имеющихся в блоке электропривода, надежность работы и доступность регулировки которых обеспечена корпусом блока электропривода, а выдача сигнала контроля осуществляется через общий разъем питания и управления блока электропривода.

Технико-экономическое обоснование введения в блок электропривода электродвигателя постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, а также командных реле правого и левого вращения выходного вала блока электропривода заключается в реализации требуемого уровня миниатюризации системы управления электроприводами запорных устройств, так как миниатюрные реле, которые удается разместить в корпусе блока электропривода, имеются только на напряжение ниже 36 В, а электродвигатели переменного тока на такое напряжение отсутствуют. Кроме того, в электродвигателе постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов легко осуществить динамическое торможение после отключения за счет замыкания его электрощеток через размыкающие контакты командных реле, соединенные последовательно. Наличие электрощеток иногда достаточно для обеспечения необратимости передачи блока электродвигателя, необходимой для фиксации промежуточных положений исполнительного запорно-регулировочного органа (клапана), например для регулировки температуры воздуха.

Похожие патенты RU2219410C2

название год авторы номер документа
Манипулятор для передачи изделий 2023
  • Приходько Александр Александрович
  • Азизов Эдуард Юрьевич
RU2822908C1
ПЕРЕМЕШИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО 2013
  • Приходько Александр Александрович
  • Смелягин Анатолий Игоревич
RU2528843C1
Перемешивающее устройство с неравномерным движением рабочего органа 2020
  • Приходько Александр Александрович
  • Курапов Георгий Владимирович
RU2779980C2
ТРАНСФОРМАТОР ВРАЩАЮЩЕГО МОМЕНТА ШАШКИНА 1992
  • Шашкин Анатолий Степанович
  • Шашкин Степан Анатольевич
RU2073804C1
Перемешивающее устройство с прерывистым движением рабочего органа 2019
  • Приходько Александр Александрович
RU2727955C1
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ПЕРЕМЕННЫМ ПЕРЕДАТОЧНЫМ ЧИСЛОМ 2019
  • Свечников Дмитрий Анатольевич
  • Пашаев Олег Фиридинович
RU2720751C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В СЛОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ 1998
  • Абрамцев Е.П.
RU2139462C1
ЭЛЕКТРОПРИВОД ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ 1996
  • Прилуков А.П.
  • Полубесов Г.С.
RU2076255C1
Ремизоподъемная каретка ткацкого станка 1986
  • Торицын Станислав Викентьевич
  • Чубаров Вячеслав Герасимович
  • Попелюх Игорь Лаврентьевич
  • Мамкин Алексей Модестович
SU1331920A1
Грейферное устройство для подачи заготовок в рабочую зону пресса 1971
  • Стуров Д.С.
  • Янюхин Г.Ф.
SU401092A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 219 410 C2

Реферат патента 2003 года ЭЛЕКТРОПРИВОД ЗАПОРНОГО УСТРОЙСТВА

Изобретение относится к запорной арматуре и предназначено для управления запорными органами. Электропривод запорного устройства содержит передаточный механизм и блок электродвигателя. Блок электродвигателя включает электродвигатель, зубчатую передачу, две последовательно соединенные планетарные зубчатые передачи с центральным колесом и водилом с сателлитами. Центральное колесо первой передачи заторможено шариковым фиксатором. Водило второй передачи жестко связано с выходным валом блока электропривода. Выходной вал блока электропривода передаточным механизмом связан с поворотным запорным органом. Передаточный механизм выполнен по схеме кривошипно-коромыслового механизма. В нем роль коромысла выполняет поворотный запорный орган. Кривошип жестко связан с выходным валом блока электропривода. Шатун имеет упругость в продольном направлении. Введенные упоры установлены таким образом, что угол поворота кривошипа между упорами превышает угол его поворота между мертвыми точками кривошипно-коромыслового механизма. Центральное колесо первой планетарной передачи блока электропривода снабжено двумя кулачками с возможностью взаимодействия их с микропереключателями отключения электродвигателя в положении кривошипа на упоре. В передаточный механизм введен шариковый фиксатор. Последний установлен с возможностью взаимодействия с кривошипом на упорах. Изобретение направлено на повышение точности и надежности контроля крайних положений запорного органа. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 219 410 C2

1. Электропривод запорного устройства, содержащий передаточный механизм и блок электродвигателя, включающий электродвигатель, зубчатую передачу, две последовательно соединенные планетарные зубчатые передачи с центральным колесом и водилом с сателлитами, причем центральное колесо первой передачи заторможено шариковым фиксатором, а водило второй передачи жестко связано с выходным валом блока электропривода, который передаточным механизмом связан с поворотным запорным органом, причем передаточный механизм выполнен по схеме кривошипно-коромыслового механизма, в котором роль коромысла выполняет поворотный запорный орган, кривошип жестко связан с выходным валом блока электропривода, шатун имеет упругость в продольном направлении, введенные упоры установлены таким образом, что угол поворота кривошипа между упорами превышает угол его поворота между мертвыми точками кривошипно-коромыслового механизма, центральное колесо первой планетарной передачи блока электропривода снабжено двумя кулачками с возможностью взаимодействия их с микропереключателями отключения электродвигателя в положении кривошипа на упоре, при этом в передаточный механизм введен шариковый фиксатор, установленный с возможностью взаимодействия с кривошипом на упорах.2. Электропривод по п.1, отличающийся тем, что в блок электропривода введен электродвигатель постоянного тока с постоянными магнитами и электрощетками, которые соединены между собой через последовательно соединенные размыкающие контакты командных реле левого и правого вращения выходного вала.3. Электропривод по п.2, отличающийся тем, что в блоке электропривода размещены командные реле левого и правого вращения выходного вала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2219410C2

Отключающий механизм 1974
  • Плотников Андрей Дмитриевич
  • Тер-Матеосянц Тигран Ованесович
SU496403A1

RU 2 219 410 C2

Авторы

Гросман И.Ц.

Ромашов М.М.

Гафанович Б.И.

Даты

2003-12-20Публикация

1987-12-30Подача