СТАБИЛИЗАТОР ВЕРТОЛЁТА Российский патент 2004 года по МПК B64C1/00 B64C5/02 

Описание патента на изобретение RU2220882C2

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано на различных вертолетах.

Известен стабилизатор вертолета, состоящий из двух половин, расположенных симметрично на хвостовой балке, каждая из которых включает лонжерон, нервюры, хвостовой стрингер, диафрагму, лобовой обтекатель из дюралюминиевого листа, съемный концевой обтекатель из стеклоткани и обшивку стабилизатора с дренажным отверстием. (Кн. Данилов В.А. Вертолет Ми-8: (Устройство и техническое обслуживание). - М.: Транспорт, 1988, с.24-25, рис.2.13.). Данный аналог принят за прототип.

Недостатком данного аналога, принятого за прототип, является недолговечность полотняной обшивки, изготовленной из полотна АМ-100-ОП, вследствие низкой стойкости к климатическим и биологическим воздействиям, особенно на вертолетах, эксплуатирующихся в условиях морского или тропического климата. Для пришивки полотняной обшивки на полках хвостовой части нервюр выполнены зиги с отверстиями с заклейкой швов по нервюрам зубчатыми лентами. Другим недостатком является сложность конструкции хвостового стрингера, изготовленного формообразованием из листового дюралюминия корытообразной формы с выступами по кромке контура, которыми он охватывает хвостики нервюр и склепывается с ними, образуя заднюю кромку стабилизатора.

Предлагаемым изобретением решается задача увеличения срока работоспособности вертолета за счет увеличения стойкости обшивки стабилизатора к климатическим и биологическим воздействиям и механическим повреждениям.

Техническим результатом, достигаемым при осуществлении заявляемого изобретения, является увеличение срока службы обшивки, включающей стабилизатор вертолета.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном стабилизаторе вертолета, состоящим из двух половин, расположенных симметрично на хвостовой балке, каждая из которых включает лонжерон, нервюры, хвостовой стрингер, диафрагму, лобовой обтекатель из дюралюминиевого листа, съемный концевой обтекатель из стеклоткани и обшивку стабилизатора с дренажным отверстием, согласно предложенному техническому решению, обшивка стабилизатора выполнена из металлического листа и соединена с полками лонжерона, нервюр и хвостовым стрингером посредством заклепок встык с лобовым и концевым обтекателями, а дренажные отверстия выполнены в каждом отсеке, образованными между нервюрами стабилизатора; обшивка стабилизатора выполнена из дюралюминиевого листа толщиной 0,5 мм; хвостовой стрингер выполнен плоским и расположен в плоскости хорды стабилизатора за хвостовой частью нервюр, при этом обшивка за хвостовой частью нервюр выполнена с подсечками, образующими полки, параллельные плоскости хвостового стрингера, ориентирующими последний посредством соединения его с обшивкой; в комлевых отсеках стабилизатора параллельно лонжерону установлены дополнительные диафрагмы, полки которых соединены с обшивкой и стенками нервюр; хвостовой стрингер изготовлен из композитного материала; подсечки обшивки выполнены так, чтобы заклепочное соединение обшивки с хвостовым стрингером вписывалось в аэродинамический профиль стабилизатора.

Приведенный заявителем анализ уровня техники позволил установить, что аналоги, характеризующиеся совокупностями признаков, тождественными всем признакам заявленного стабилизатора вертолета, отсутствуют. Следовательно, заявленное техническое решение соответствует условию патентоспособности "новизна".

Результаты поиска известных решений в данной области техники с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными от прототипа признаками заявляемого технического решения, показали, что они не следуют явным образом из уровня техники. Из определенного заявителем уровня техники не выявлена известность влияния предусматриваемых существенными признаками из заявляемого технического решения преобразований на достижение указанного технического результата. Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условию патентоспособности "изобретательский уровень".

Благодаря наличию этих признаков при работе вертолета, особенно в условиях морского или тропического климата, когда происходит сильное разрушение обшивки, увеличивается срок службы обшивки стабилизатора, что сокращает количество ремонтов вертолета.

На чертеже приведен общий вид предлагаемого стабилизатора вертолета.

Стабилизатор вертолета состоит из двух половин, симметрично расположенных относительно хвостовой балки и соединенных между собой внутри балки. Обе половины стабилизатора по конструкции аналогичны. Каждая половина стабилизатора - клепаной конструкции, состоит из лонжерона 1, нервюр 2, хвостового стрингера 3, диафрагм 4, лобового дюралюминиевого обтекателя 5, съемного концевого обтекателя 6 и металлической обшивки 7 с дренажными отверстиями 8 в каждом отсеке, образованными между нервюрами 2. Обшивка 7 выполнена из дюралюминиевого листа толщиной 0,5 мм. Хвостовой стрингер 3 выполнен плоским и расположен в плоскости хорды 9 стабилизатора за хвостовой частью нервюр 2, при этом обшивка 7 выполнена с подсечками 10, образующими полки 11, параллельные плоскости хвостового стрингера 3, ориентирующие последний посредством соединения его с обшивкой 7. Хвостовой стрингер 3 изготовлен из композитного материала и связан с дюралюминиевой обшивкой 7 с помощью заклепок 12, образуя жесткую заднюю кромку стабилизатора. Диафрагмы 4 установлены в трех комлевых отсеках стабилизатора параллельно лонжерону 1, полки которых соединены с обшивкой 7 и стенками нервюр 2. Подсечки 10 обшивки 7 выполнены таким образом, чтобы заклепочное соединение обшивки с хвостовым стрингером 3 вписывалось в аэродинамический профиль стабилизатора.

На предлагаемый стабилизатор разработана техническая документация, изготовлен опытный образец и опробирован на серийном вертолете.

Похожие патенты RU2220882C2

название год авторы номер документа
СТАБИЛИЗАТОР ВЕРТОЛЕТА 2019
  • Козулин Антон Сергеевич
  • Воробьев Григорий Олегович
RU2715249C1
ПОДВИЖНОЙ ХВОСТОВОЙ СТАБИЛИЗАТОР ДЛЯ САМОЛЕТА 1997
  • Родченков Ю.Н.
RU2166460C2
КРЫЛО САМОЛЕТА 2014
  • Демченко Олег Федорович
  • Попович Константин Федорович
  • Матвеев Андрей Иванович
  • Подобедов Владимир Александрович
  • Матросов Александр Анатольевич
  • Лавров Павел Анатольевич
  • Нарышкин Виталий Юрьевич
  • Артёмов Михаил Владимирович
  • Кабанов Александр Николаевич
  • Мирохина Ольга Викторовна
RU2557638C1
НЕСУЩАЯ СТРУКТУРА ДЛЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ 1994
  • Рихард Бауер
RU2133693C1
Лопасть и способ ее изготовления 2018
  • Козлов Владимир Алексеевич
RU2688603C1
ЛОПАСТЬ РУЛЕВОГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА 2002
  • Сиротинский Б.С.
  • Мягков Ю.А.
  • Крутова В.И.
  • Березовский Ю.В.
  • Пчелкин И.А.
  • Козлов В.М.
RU2230003C1
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ 1996
  • Симонов М.П.
  • Кнышев А.И.
  • Барковский А.Ф.
  • Корчагин В.М.
  • Блинов А.И.
  • Галушко В.Г.
  • Емельянов И.В.
  • Григоренко А.И.
  • Калибабчук О.Г.
  • Шенфинкель Ю.И.
  • Дубовский Э.А.
  • Сопин В.П.
  • Петров В.М.
  • Джанджгава Г.И.
  • Бекирбаев Т.О.
  • Погосян М.А.
  • Чепкин В.М.
RU2207968C2
ПЛАНЕР МНОГОРЕЖИМНОГО САМОЛЕТА-МОНОПЛАНА 1997
  • Симонов М.П.
  • Блинов А.И.
  • Савельевских Е.П.
  • Лапшин М.Е.
  • Капралов И.Н.
  • Чмеренко В.П.
  • Рябышкин Ю.А.
  • Пылаев В.Н.
  • Емелин Р.Н.
  • Присяжнюк О.Е.
  • Прокофьев Б.А.
  • Вахрушев Б.А.
  • Коган Ю.А.
  • Капцевич В.К.
  • Погребинский Е.Л.
  • Соколов А.Н.
RU2173654C2
ЛОПАСТЬ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВОЗДУШНОГО ВИНТА И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2010
  • Козлов Владимир Алексеевич
  • Евдокимов Юрий Юрьевич
  • Ходунов Сергей Владимирович
  • Усов Александр Викторович
RU2444716C1
Лопасть воздушного винта многоконтурной конструкции 2021
  • Селеменев Сергей Витальевич
  • Бурцев Борис Николаевич
RU2767574C1

Реферат патента 2004 года СТАБИЛИЗАТОР ВЕРТОЛЁТА

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано на различных вертолетах. Стабилизатор состоит из двух половин, расположенных симметрично на хвостовой балке. Каждая из половин включает лонжерон, нервюры, хвостовой стрингер, диафрагму, лобовой обтекатель из дюралюминиевого листа, съемный концевой обтекатель из стеклоткани и обшивку стабилизатора, по крайней мере, с одним дренажным отверстием. Обшивка выполнена из металлического листа и соединена с полками лонжерона, нервюр и хвостовым стрингером посредством заклепок встык с лобовым и концевым обтекателями. Дренажные отверстия выполнены в каждом отсеке, образованном между нервюрами. Обшивка может быть выполнена из дюралюминиевого листа толщиной 0,5 мм. Хвостовой стрингер может быть выполнен плоским и быть расположен в плоскости хорды стабилизатора за хвостовой частью нервюр. Обшивка за хвостовой частью нервюр может быть выполнена с подсечками, образующими полки, параллельные плоскости хвостового стрингера, ориентирующими последний посредством соединения его с обшивкой. В комлевых отсеках стабилизатора параллельно лонжерону могут быть установлены дополнительные диафрагмы, полки которых соединены с обшивкой и стенками нервюр. Хвостовой стрингер может быть изготовлен из композитного материала. Подсечки обшивки могут быть выполнены так, чтобы заклепочное соединение обшивки с хвостовым стрингером вписывалось в аэродинамический профиль стабилизатора. Изобретение позволяет увеличить стойкость обшивки стабилизатора к климатическим, биологическим воздействиям, а также к механическим повреждениям. 5 з.п.ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 220 882 C2

1. Стабилизатор вертолета, состоящий из двух половин, расположенных симметрично на хвостовой балке, каждая из которых включает лонжерон, нервюры, хвостовой стрингер, диафрагму, лобовой обтекатель из дюралюминиевого листа, съемный концевой обтекатель из стеклоткани и обшивку стабилизатора, по крайней мере, с одним дренажным отверстием, отличающийся тем, что обшивка стабилизатора выполнена из металлического листа и соединена с полками лонжерона, нервюр и хвостовым стрингером посредством заклепок встык с лобовым и концевым обтекателями, а дренажные отверстия выполнены в каждом отсеке, образованном между нервюрами стабилизатора.2. Стабилизатор по п.1, отличающийся тем, что обшивка стабилизатора выполнена из дюралюминиевого листа толщиной 0,5 мм.3. Стабилизатор по п.1 или 2, отличающийся тем, что хвостовой стрингер выполнен плоским и расположен в плоскости хорды стабилизатора за хвостовой частью нервюр, при этом обшивка за хвостовой частью нервюр выполнена с подсечками, образующими полки, параллельные плоскости хвостового стрингера, ориентирующими последний посредством соединения его с обшивкой.4. Стабилизатор по пп.1-3, отличающийся тем, что в комлевых отсеках стабилизатора параллельно лонжерону установлены дополнительные диафрагмы, полки которых соединены с обшивкой и стенками нервюр.5. Стабилизатор по п.3, отличающийся тем, что хвостовой стрингер изготовлен из композитного материала.6. Стабилизатор по п.3, отличающийся тем, что подсечки обшивки выполнены так, чтобы заклепочное соединение обшивки с хвостовым стрингером вписывалось в аэродинамический профиль стабилизатора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2220882C2

Данилов В.А
Топка с несколькими решетками для твердого топлива 1918
  • Арбатский И.В.
SU8A1
- М.: Транспорт, 1988, с.24-25, рис.2.13
RU 94015834 A1, 27.08.1996
US 3827661 А, 06.08.1974
US 4032089 А, 28.06.1977.

RU 2 220 882 C2

Авторы

Агмалетдинов Х.Ф.

Антохин В.А.

Валеев М.М.

Даты

2004-01-10Публикация

2001-10-10Подача