Изобретение относится к устройствам гашения узкополосных (по частоте) вибраций различных конструкций, например вибраций, вызванных дисбалансом быстровращающихся роторов.
Известен виброамортизатор (US 3917246 А, кл. F 16 F 9/02. Tunable vibration absorber), включающий инерционный груз, состоящий из противоположно направленных поршней, каждый из которых расположен в отдельной герметизируемой цилиндрической камере-гидропружине, жестко прикрепленной к вибрирующему телу.
Инерционный груз движется по оси взад и вперед в ответ на вибрации тела, поочередно воздействуя на сжимаемую жидкость в каждой из камер-гидропружин между торцами поршня и корпусом. Камеры-гидропружины соединены дроссельным каналом. Автоматический регулятор поддерживает возвратно-поступательное движение около точки, в которой возвращающие силы, действующие на поверхность каждого из поршней, приблизительно равны.
Величина давления в камерах и их объем определяют собственную частоту возвратно-поступательного движения.
Недостатками такого решения являются сложность конструкции и необходимость во внешних источниках энергии.
Задачей изобретения является упрощение конструкции и отказ от внешних источников энергии.
Эта задача решается тем, что у динамического гасителя колебаний, содержащего цилиндрический герметичный корпус, внутри которого размещены поршень с возможностью перемещения по оси и торцевые камеры-пневмопружины между торцами поршня и корпусом, сообщающиеся между собой через дроссельный канал, поршень поджат с торцов винтовыми цилиндрическими пружинами, обращенные к поршню концы винтовых цилиндрических пружин размещены в кольцевых цилиндрических выточках в поршне, а дроссельный канал выполнен в виде винтовой спиральной канавки на цилиндрической наружной поверхности поршня. Кроме того, дроссельный канал может быть выполнен в виде многозаходной винтовой спиральной канавки.
На фиг.1 представлен общий вид динамического гасителя колебаний,
на фиг.2 представлена геометрия дроссельного канала,
на фиг.3 - сечение А-А фигуры 2,
на фиг.4 - сечение В-В фигуры 1 и
на фиг.5 представлены зависимости собственной частоты и логарифмического декремента колебаний поршня от размера сечения дроссельного канала.
Динамический гаситель колебаний состоит из цилиндрического герметичного корпуса 1, заполненного воздухом (элементы крепления корпуса гасителя 1 к демпфируемой конструкции не показаны), и поршня 2, размещенного внутри корпуса с возможностью перемещения по оси x-x и поджатого с торцов винтовыми цилиндрическими пружинами 3. Торцы поршня 2 и внутренняя поверхность корпуса 1 образуют камеры-пневмопружины 4. Обращенные к поршню концы винтовых пружин 3 размещены в кольцевых цилиндрических выточках 5 в поршне 2.
Камеры-пневмопружины 4 сообщаются между собой через дроссельный канал 6, выполненный в виде винтовой спиральной канавки на цилиндрической поверхности поршня 2, а также через радиальный зазор 7 между наружной поверхностью поршня и внутренней поверхностью корпуса.
На фиг. 4 изображен вид на торцевую поверхность поршня, например, при трехзаходном исполнении дроссельного канала.
Работает динамический гаситель колебаний, корпус 1 которого жестко соединен с элементом демпфируемой конструкции, колебания которой требуется уменьшить, следующим образом.
При возникновении вибраций демпфируемой конструкции (в узкой полосе частот) корпус 1 приходит в движение вместе с этой конструкцией, а поршень 2, настроенный по собственной частоте на нужную полосу частот, движется с фазовым запаздыванием относительно колебаний корпуса и через винтовые пружины 3 и пневмопружины 4 передает демпфирующую силу на корпус 1 и уменьшает, таким образом, уровень колебаний демпфируемой конструкции.
При перемещении поршня 2 относительно корпуса 1 воздух перетекает из одной торцевой камеры-пневмопружины 4 в другую по дроссельному каналу и через зазор между поршнем и корпусом. Движение воздуха происходит в двух направлениях: тангенциальном - вдоль дроссельного канала и осевом - перпендикулярно дроссельному каналу приблизительно по оси гасителя. Основной расход воздуха обеспечивает движение воздуха по длинному винтовому спиральному каналу 6. Составляющая скорости воздуха Voc в осевом направлении мала ввиду того, что в этом случае винтовой дроссельный канал выступает в роли лабиринтного уплотнения, а радиальный зазор между корпусом и поршнем выбран минимальным (свободная или скользящая посадка). Расход воздуха в этом направлении (в зависимости от неконтролируемого радиального смещения поршня относительно корпуса этот расход может изменяться в 1,5-2 раза) составляет малую долю от общего расхода и не оказывает существенного влияния на общие характеристики гасителя. Угол подъема винтовой канавки выбирается, исходя из обеспечения большой длины дроссельного канала, малого отношения размера сечения дроссельного канала к длине канала, малого числа Рейнольдса и, следовательно, ламинарного течения воздуха в дроссельном канале и линейной зависимости сил трения от скорости течения воздуха в канале.
Размещение обращенных к поршню концов винтовых цилиндрических пружин в кольцевых цилиндрических выточках в поршне позволяет "развязать" в процессе проектирования гасителя выбор параметров винтовых цилиндрических пружин и размеров камер-пневмопружин.
Выполнение дроссельного канала в виде многозаходной винтовой канавки на цилиндрической поверхности поршня позволяет улучшить структуру течения воздуха на входе в дроссельный канал. Дополнительно, плавность входа струй воздуха в дроссельный канал может быть обеспечена скруглением острых кромок винтовой канавки при выходе канала на торцевую поверхность поршня.
Требуемые значения основных параметров гасителя колебаний - величина подвижной массы Мтреб, собственная частота ωтреб и декремент колебаний ηтреб подвижной массы - определяются из параметрического расчета колебаний демпфируемого элемента конструкции с установленным гасителем колебаний (см., например, Ден-Гартог Дж.П. Механические колебания. Физматгиз, 1960 г.).
На фиг. 5 представлена типичная зависимость безразмерной собственной частоты (ωпруж соответствует собственной частоте поршня только на упругости винтовых пружин) и логарифмического декремента η колебаний поршня от размера сечения дросселя (отнесенного к диаметру поршня), рассчитанная для случая, когда жесткость камер-пневмопружин выбрана равной жесткости винтовых цилиндрических пружин.
При увеличении сечения дросселя собственная частота колебаний поршня монотонно падает. Декремент колебаний поршня сначала растет, достигает максимума, а затем падает. Выбор сечения дросселя, соответствующего точке С на фиг. 5, позволяет существенную долю потребной жесткости соединения поршня с корпусом получить за счет жесткости пневмопружин и таким образом облегчить работу винтовых цилиндрических пружин и обеспечить большой ресурс гасителя при обеспечении заданных собственной частоты и декремента колебаний.
Предложенная конструкция гасителя колебаний обеспечивает простоту конструкции, не требует дополнительных источников энергии, обеспечивает большую весовую эффективность и постоянство динамических характеристик в процессе эксплуатации.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГАСИТЕЛЬ ПУЛЬСАЦИЙ | 2004 |
|
RU2277198C1 |
Гаситель колебаний | 1983 |
|
SU1093840A1 |
ГИДРОПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ДЕМПФЕР | 2001 |
|
RU2216665C2 |
Стенд для испытания изделий на воздействие затухающих колебаний | 1988 |
|
SU1523934A1 |
УСТРОЙСТВО УДАРНОГО ДЕЙСТВИЯ | 2010 |
|
RU2443863C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСУШЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ДАВЛЕНИЯ СЖАТОГО ВОЗДУХА | 1993 |
|
RU2081684C1 |
Пневматический гаситель колебаний | 1979 |
|
SU1008044A1 |
Гидравлический гаситель колебаний | 1976 |
|
SU561033A1 |
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ДЕМПФЕР | 1994 |
|
RU2082040C1 |
Гидравлический гаситель колебаний | 1975 |
|
SU530975A2 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам гашения узкополосных (по частоте) вибраций различных конструкций. Сущность изобретения заключается в том, что динамический гаситель колебаний содержит цилиндрический герметичный корпус, внутри которого размещены поршень с возможностью перемещения по оси и торцевые камеры-пневмопружины между торцами поршня и корпусом, сообщающиеся между собой через дроссельный канал. Поршень поджат с торцов винтовыми цилиндрическими пружинами. Обращенные к поршню концы винтовых цилиндрических пружин размещены в кольцевых цилиндрических выточках в поршне. Дроссельный канал выполнен в виде винтовой спиральной канавки на цилиндрической наружной поверхности поршня. Техническим результатом является упрощение конструкции и отказ от внешних источников энергии. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
US 3917246 А, 04.11.1975 | |||
ЕР 0229902 A1, 29.07.1987 | |||
DE 3542700 A1, 05.06.1986 | |||
US 3752461 А, 14.08.1973. |
Авторы
Даты
2004-01-27—Публикация
2001-08-29—Подача