Соединение буровых штанг Российский патент 2004 года по МПК E21B17/42 

Описание патента на изобретение RU2224082C2

Изобретение относится к горному делу, а конкретнее к буровым штангам, используемым для бурения шпуров и скважин.

Известны резьбовые соединения буровых штанг ([1] стр.243, рис.VIII.8.а, б, в). Недостатком таких соединений является возможность чрезмерного затягивания резьб, приводящего к их срезу, тем более что нагрузки на витках резьб не могут распределятся равномерно, а это перегружает отдельные витки, которые разрушаются первыми (объяснение причин этого явления приведено в [1], стр.236).

Известны также конусные соединения буровых штанг ([1] стр.258, рис.VIII.16.а), они выполняются с углами конусности (2°30'...3°30') ([1] стр.266, седьмая строка снизу). Недостатками таких соединений является следующее - возможные поломки деталей при запрессовки и необходимость весьма больших усилий для распрессовки, которые технически часто невозможно осуществить в условиях шахт (см. [1] стр.257, первый абзац).

Наиболее близким к заявленному относится конусно-резьбовое соединение ([1] стр.245, рис. VIII.9.б), принятое за прототип. В этом случае крутящий момент передается от одной штанги к другой за счет того, что каждая штанга содержит два участка соединения - резьбовой и конусный. При этом конусный участок принимается несамотормозящимся и наличие его, во-первых, препятствует чрезмерной затяжки резьбового участка, во-вторых, частично позволяет передавать момент через конусное соединение и, в-третьих, центрирует штанги относительно друг друга.

Тем не менее, это соединение также имеет существенный недостаток, заключающийся в том, что несамотормозящийся конусный участок не может передавать значительных крутящих моментов и поэтому резьбовой участок оказывается перегруженным, а если выполнен конусный участок самотормозящимся, то неизбежно заклинивание в нем столь существенное, что усложняет процесс рассоединения деталей.

Задачей настоящего изобретения является устранение недостатков прототипа, т.е. устранение условий, приводящих к перегрузкам на отдельных участках соединения.

В основу решаемой технической задачи положена идея использования совместно с резьбовым участком двух видов конусного соединения - самотормозящегося и несамотормозящегося. Под самотормозящимся конусом донимается конус с углом конусности <4°, а под несамотормозящимся - с углом конусности >12° ([1] стр.266, строка 11 и далее снизу). Важно для этого участка располагать вдоль оси соединения в последовательности - резьбовой, конусный самотормозящийся и конусный несамотормозящийся.

Решение задачи достигается тем, что в соединении буровых штанг, выполненных с резьбовыми и конусными участками, буровые штанги выполняют с возможностью вкручивания одна в другую. При этом каждая из буровых штанг имеет три посадочных участка: резьбовой, конусный самотормозящийся и конусный несамотормозящийся, с последовательностью размещения их вдоль оси буровой штанги от резьбового к конусному несамотормозящемуся через конусный самотормозящийся, причем размеры участков подбирают так, что контакт деталей в конусном несамотормозящемся участке возникает после упругого замыкания на конусном самотормозящемся участке.

Предлагаемое соединение приведено на чертеже, где обозначены: 1 - первая буровая штанга; 2 - вторая буровая штанга; OO - геометрическая ось соединения, совпадающая с осью штанг; 1’- несамотормозящийся конусный участок; 1'' - самотормозящийся конусный участок; 1''' - резьбовой участок; α - угол конусности участка 1', α>12°; β - угол конусности участка 1'', β<4°.

Работает соединение следующим образом.

Штангу 1, введенную в штагу 2, вкручивают по резьбовому участку 1’" до контакта конического самотормозящегося участка 1".

При дальнейшем вкручивании происходит упругое деформирование в зоне контакта самотормозящегося участка и осевое смещение деталей (см. [1] стр.263, 5-ая строка выше формулы (VIII.27) и фиг.VIII.27), которая обеспечивает возникновение контакта на несамотормозящемся участке 1'. Таким образом, происходит первоначально контакт резьбового участка, затем конического самотормозящего участка и после его упругого деформирования - участка конического несамотормозящегося. То есть размеры участков заранее подбираются так, что контакт деталей в конусном несамотормозящемся участке 1' возникает лишь после упругого замыкания в конусном самотормозящемся участке.

При передаче штангами через соединение крутящего момента в результате плотного прилегания поверхностей участков происходит распределение моментов по всем участкам, что исключает их перегруз.

Рассоединение происходит достаточно легко за счет того, что участок 1''' обеспечивает штангам относительное вращательно-поступательное движение, приводящее к выталкиванию и разъединению штанг.

Источник информации

1. Алимов О.Д., Дворников Л.Т. Бурильные машины. М.: Машиностроение, 1976 г., с.295.

Похожие патенты RU2224082C2

название год авторы номер документа
РЕЗЬБА, АНКЕР И БУРОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ШПУРА 2006
RU2377410C9
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ВРАЩАТЕЛЬНОЕ 1972
SU335381A1
ВИНТОВОЙ АНКЕР 1997
  • Назимко Виктор Викторович
  • Напрасников Сергей Викторович
  • Александров Сергей Николаевич
  • Назимко Иван Викторович
RU2134351C1
АНКЕРНЫЙ БОЛТ С МЕХАНИЧЕСКИМ АНКЕРОМ 2008
  • Кенни Мэттью
RU2470158C2
РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ СЕКЦИЙ БУРОВОЙ КОЛОННЫ 2021
  • Предеин Александр Петрович
RU2761054C1
Фрикционная предохранительная муфта 1989
  • Шишкарев Михаил Павлович
SU1657790A1
РЕЗЕЦ ДЛЯ БУРЕНИЯ ШПУРОВ 2001
  • Дворников Л.Т.
  • Прокушенко С.И.
  • Полынцев Н.А.
  • Вечужанин Д.С.
  • Калинин В.В.
RU2212510C2
СБОРКА ЗАБИВНОЙ КОЛОННЫ (ВАРИАНТЫ) 2007
  • Эрнст Уго А.
  • Вийасанте Хосе
RU2426860C2
ПАТРОН К ГОРНЫМ СВЕРЛАМ ДЛЯ БУРЕНИЯ ШПУРОВ С ПРОМЫВКОЙ 1970
SU258997A1
Переносной буровой станок 1990
  • Атрушкевич Аркадий Анисимович
  • Галкин Владимир Николаевич
  • Локтионов Андрей Андреевич
  • Чикин Виктор Григорьевич
SU1763648A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 224 082 C2

Реферат патента 2004 года Соединение буровых штанг

Изобретение относится к горному делу, а именно к буровым штангам, используемым для бурения шпуров и скважин. В соединении буровых штанг, в котором буровые штанги выполняют с возможностью вкручивания одна в другую, каждая из буровых штанг имеет три посадочных участка: резьбовой, конусный самотормозящийся и конусный несамотормозящийся, с последовательностью размещения их вдоль оси буровой штанги от резьбового к конусному несамотормозящемуся через конусный самотормозящийся. Размеры участков подбирают так, что контакт деталей в конусном несамотормозящемся участке возникает после упругого замыкания на конусном самотормозящемся участке. Изобретение обеспечивает устранение условий, приводящих к перегрузкам на отдельных участках соединения. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 224 082 C2

Соединение буровых штанг, в котором буровые штанги выполнены с резьбовыми и конусными участками, отличающееся тем, что буровые штанги выполняют с возможностью вкручивания одна в другую, при этом каждая из буровых штанг имеет три посадочных участка: резьбовой, конусный самотормозящийся и конусный несамотормозящийся, с последовательностью размещения их вдоль оси буровой штанги от резьбового к конусному не самотормозящемуся через конусный самотормозящийся, причем размеры участков подбирают так, что контакт деталей в конусном несамотормозящемся участке возникает после упругого замыкания на конусном самотормозящемся участке.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2224082C2

ДВОРНИКОВ Л.Т
и др
Бурильные машины
- М.: Машиностроение, 1976, с
Льночесальная машина 1923
  • Чепуль Э.К.
SU245A1

RU 2 224 082 C2

Авторы

Дворников Л.Т.

Прокушенко С.И.

Вечужанин Д.С.

Полынцев Н.А.

Даты

2004-02-20Публикация

2001-12-17Подача