КАРДАННЫЙ ШАРНИР Российский патент 2004 года по МПК F16C11/06 F16D3/28 

Описание патента на изобретение RU2224917C1

Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к карданным шарнирам трансмиссий автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин.

Известна конструкция карданного шарнира [1], который состоит из двух вилок, соединяющей их крестовины, установленной в проушинах вилок на игольчатых подшипниках, образованных стаканами и игольчатыми роликами. Игольчатые подшипники надеты на шипы крестовины и закреплены в проушинах вилок посредством крышек и стопорных пластин.

Существенным недостатком карданного шарнира [1] является низкая надежность сопряжении "шип крестовины - игольчатый подшипник", обусловленная возникновением и стремлением к росту радиального зазора в упомянутых сопряжениях при износе их элементов в эксплуатации.

Задача изобретения - повышение надежности карданных шарниров.

Поставленная задача решается таким образом, что карданный шарнир содержит две вилки, крестовину с шипами, игольчатые подшипники и крышки со стопорными пластинами, при этом каждый шип крестовины выполнен с двумя продольными разрезами, ширина δ которых значительно меньше диаметра Dw (δ<Dw), а длина L меньше длины Lw игольчатого ролика (L<Lw), размещенными в диаметральной плоскости, перпендикулярной плоскости расположения шипов крестовины, причем в цилиндрическом отверстии каждого шипа посредством разъемного подвижного соединения установлена с возможностью перемещения вдоль продольной оси шипа втулка, выполненная в виде усеченного конуса.

На чертежах представлена заявляемая конструкция карданного шарнира. На фиг. 1 показано сопряжение "шип крестовины - игольчатый подшипник", на фиг.2 - сечение А-А упомянутого сопряжения.

Карданный шарнир содержит крестовину 1 с шипами 2, на которых установлены игольчатые подшипники 3, закрепленные в проушинах вилок 4 с помощью крышек 5. В цилиндрическом отверстии каждого шипа 2 посредством разъемного подвижного соединения, например резьбового, установлена втулка 6, выполненная в виде усеченного конуса.

При работе карданного шарнира нагрузка от ведущего вала передается на ведомый вал посредством карданных вилок 4 через игольчатые подшипники 3 и шипы 2 крестовины 1.

Выполнение шипов с продольными разрезами позволяет снизить их жесткость, а установка втулки, выполненной в виде усеченного конуса, в цилиндрическом отверстии шипа посредством подвижного разъемного соединения, например резьбового, позволяет путем введения упомянутой втулки в цилиндрическое отверстие шипа в направлении к центру крестовины, в процессе технического обслуживания, оказывать распирающее действие на шип и таким образом восстанавливать диаметр шипов до номинального значения с целью компенсации износа.

Размещение продольных разрезов в диаметральной плоскости, перпендикулярной плоскости расположения шипов крестовины, приводит к расположению разрезов по краям рабочей зоны сопряжения "шип крестовины - игольчатый подшипник", что в совокупности с ограничением размеров разрезов препятствует заклиниванию игольчатых роликов в разрезах и вытеканию смазки из упомянутых сопряжении. Для устранения ударов при перекатывании игольчатых роликов по шипам в местах разрезов в последние можно установить плоские вставки.

Применение подвижного разъемного соединения, в частности резьбового соединения шипов крестовины и втулок в виде усеченного конуса, обеспечивает техническую реализацию эффекта регулировки сопряжения "шип крестовины - игольчатый подшипник" на начальный или нулевой радиальный зазор, что снижает влияние радиального зазора на ресурс упомянутого сопряжения.

Следовательно, применение предлагаемого технического решения способствует повышению надежности карданных шарниров.

Источник информации
1. Михайловский Е.В., Серебряков К.Б., Тур Е.Я. Устройство автомобиля: Учебник для учащихся автотранспортных техникумов, 4-е изд., стереотип. - М.: Машиностроение, 1981, 342 с., ил. (рис.131а, с.214).

Похожие патенты RU2224917C1

название год авторы номер документа
КАРДАННЫЙ ШАРНИР 1993
  • Сигаев А.М.
  • Пастухов А.Г.
RU2106548C1
КАРДАННЫЙ ШАРНИР 2001
  • Сигаев А.М.
  • Пастухов А.Г.
  • Чехунов О.А.
RU2205304C2
КАРДАННЫЙ ШАРНИР И СПОСОБ ЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 2003
  • Тимашов Е.П.
  • Пастухов А.Г.
  • Скурятин Н.Ф.
RU2232309C1
КАРДАННЫЙ ВАЛ НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2003
  • Лобозов В.П.
  • Никитин С.И.
  • Кузнецов А.А.
  • Кравченко Виктор Иванович
  • Костюкович Геннадий Александрович
  • Семеняко Михаил Михайлович
RU2234428C1
Универсальный шарнир 1987
  • Еберхард Енде
SU1565353A3
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ КАРДАННЫХ ШАРНИРОВ 2001
  • Сигаев А.М.
  • Пастухов А.Г.
  • Швец А.В.
RU2234008C2
Способ технического обслуживания карданных шарниров 2016
  • Ереско Сергей Павлович
  • Ереско Татьяна Трофимовна
  • Кукушкин Евгений Владимирович
  • Меновщиков Владимир Александрович
RU2640157C2
СПОСОБ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КАРДАННОГО ШАРНИРА 2011
  • Пастухов Александр Геннадиевич
  • Ефимцев Андрей Витальевич
  • Зданович Борис Станиславович
  • Тимашов Евгений Петрович
RU2453451C1
Инструмент для выпрессовки и запрессовки подшипников карданных шарниров 1981
  • Повалеев Валентин Семенович
  • Худин Юрий Петрович
SU977148A2
Карданный шарнир 1980
  • Удовидчик Петр Александрович
  • Скорынин Юрий Васильевич
  • Минченя Николай Тимофеевич
  • Козлов Анатолий Борисович
SU903598A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 224 917 C1

Реферат патента 2004 года КАРДАННЫЙ ШАРНИР

Использование: в машиностроении, в частности в трансмиссиях автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин. Сущность изобретения: карданный шарнир содержит две вилки, крестовину с шипами, игольчатые подшипники и крышки со стопорными пластинами, при этом каждый шип крестовины выполнен с двумя продольными разрезами, ширина δ которых значительно меньше диаметра Dw, a длина L меньше длины Lw игольчатого ролика, размещенными в диаметральной плоскости, перпендикулярной плоскости расположения шипов крестовины. В цилиндрическом отверстии каждого шипа посредством разъемного подвижного соединения установлена с возможностью перемещения вдоль продольной оси шипа втулка, выполненная в виде усеченного конуса. Технический результат - повышение надежности карданных шарниров. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 224 917 C1

Карданный шарнир, содержащий две вилки, крестовину с шипами, игольчатые подшипники и крышки со стопорными пластинами, отличающийся тем, что каждый шип крестовины выполнен с двумя продольными разрезами, ширина δ которых значительно меньше диаметра Dw, а длина L меньше длины Lw игольчатого ролика, размещенными в диаметральной плоскости, перпендикулярной плоскости расположения шипов крестовины, при этом в цилиндрическом отверстии каждого шипа посредством разъемного подвижного соединения установлена с возможностью перемещения вдоль продольной оси шипа втулка, выполненная в виде усеченного конуса.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2224917C1

DE 3248255 А, 05.07.1984
РЫЧАГ ДЛЯ СКОРОСШИВАТЕЛЯ С КОЛЬЦЕВЫМ МЕХАНИЗМОМ 2006
  • Линь Чунь Х.
RU2337833C2
Способ приготовления бурового раствора 1984
  • Городнов Василий Дмитриевич
  • Иссерлис Виктор Иосифович
  • Коновалов Евгений Алексеевич
  • Артамонов Вадим Юрьевич
SU1239143A1
Устройство для управления многостабильной схемой 1972
  • Абдулкин Рудольф Махмутович
SU478358A1
DE 19654233, 03.07.1997.

RU 2 224 917 C1

Авторы

Сигаев А.М.

Пастухов А.Г.

Деревянкин В.Н.

Даты

2004-02-27Публикация

2002-05-27Подача