Карданный шарнир Советский патент 1982 года по МПК F16C11/06 

Описание патента на изобретение SU903598A1

(54) КАРДАННЫЙ ШАРНИР

1

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано, преимущественно в трансмиссиях транспортных средств.

Известна конструкция карданного шарнира, обладающего значительной нагрузочной способностью при передаче крутящего момента в прямом направлении, благодаря исключению перекосов шипов крестовины относительно подшипников, обусловленных наличием радиального зазора в подшипниках 1.

Однако при передаче крутящего момента в обратном направлении в известном карданном шарнире возникают значительные перекосы, определяемые как радиальными зазорами в подшипниках, так и смещением отверстий в выступах вилок. Это значительно снижает нагрузочную способность и долговечность карданного шарнира при передаче крутящего момента, направленного в сторону, противоположную смещению осей отверстий под подшипники в выступах ведущей вилки, т. е. основным недостатком известного карданного шарнира является недостаточная нагрузочная способность при реверсивном вращении.

Целью изобретения является повышение нагрузочной способности при реверсивном вращении.

Поставленная цель достигается тем, что в карданном щарнире, содержащем кресто5 вину и вилки, соединенные с пальцами крестовины через подщипники качения, с обоймами в виде стаканов и телами качения- роликами, каждый ролик выполнен в виде усеченного конуса, обращенного меньщим 10 основанием в сторону днища соответствующего стакана.

Конусность роликов определяется по формуле

К -2/

Н-2К

15 где р -радиальный зазор в сопряжении карданный подщипник-щип крестовины;

высота крестовины; длина ролика.

20 Такое выполнение карданного шарнира обеспечивает при его нагружении крутящим моментом разных знаков получение линейного контакта роликов подшипника с рабочей поверхностью щипов крестовины, и, следовательно, равномерное распределение нагрузки по длине ролика, независимо от направления нагрузочного крутящего момента. Благодаря этому сохраняется высокая нагрузочная способность и срок службы карданного шарнира при реверсивном вращении.

На фиг. 1 показано устройство карданного щарнира; на фиг. 2 - схема сопряжения карданный подшипник-шип крестовины, карданного шарнира.

Карданный шарнир содержит вилки 1

и 2 (фиг. 1), в отверстиях выступов которых

установлены карданные подшипники 3, включающие наружное кольцо, выполненное в виде стакана 4 с донышком 5, и ряд роликов 6 с конусностью К. Шипы 7 крестовины 8 установлены в карданных подшипниках 3 вилок 1 и 2. Цилиндрические поверхности шипов 7 крестовины 8 служат внутренними кольцами карданных подшипников 3. Между рабочими поверхностями 7 и рядами роликов 6 карданных подшипников 3 имеется радиальный зазор /, зависящий от деиствительных размеров шипов 7 крестовины 8, стаканов 4 и роликов б карданных подшипников 3.

При нагружении карданного щарнира крутящим моментом, благодаря наличию радиального зазора Р между поверхностью шипов 7 крестовины 8 и слоем роликов 6, крестовина 8 поворачивается на угол А (фиг. 2 положение Б) относительно стаканов 4 карданных подшипников 3. При этом, благодаря конусности К роииков б карданных благодаря конусности К роликов 6 карданных подшипников 3, обеспечивается линейный контакт между поверхностью шипа 7 крестовины и роликами 6 карданных подшипников 3. Благодаря этому, исключается возникновение перекосов в сопряжении карданный подшипник-шип крестовины, независимо от направления приложенного крутящего момента.

Этим обеспечивается сохранение высокой нагрузочной способности и срока служ бы карданного шарнира при реверсивном вращении. Следовательно, карданный шарнир может работать в реверсивных карданных передачах, при этом высокая нагрузочная способность и долговечность не зависит от направления передаваемого крутяшего момента. Кроме того, конусность ролика предотвращает внедрение конца ролика в доныщко карданного шарнира.

Величина конусности роликов может быть определена по формуле

К H-2t

где 1 - величина конусности роликов; I,ci -диаметры концов роликов; i - длина роликов; Н - высота крестовины; - радиальный зазор.

Для автомобильных карданных шарниров с диаметром щипов 22-45 мм и средним радиальным зазором Р, равным 0,05 мм, конусность роликов может быть принята равной К 0,0012. При этом разность больщего и меньшего размеров роликов составляет 20-25 мкм.

Применение предлагаемого карданного щарнира обеспечивает снижение количества запасных частей и уменьщение простоев автомобилей в ремонте, связанных с заменой карданных шарниров.

Формула изобретения

. Карданный шарнир, содержащий крестовину и вилки, соединенные с пальцами крестовины через подщипники качения с обоймами в виде стаканов и телами качения - роликами, отличающийся тем, что, с целью повыщения нагрузочной способности при реверсивном вращении, каждый ролик выполнен в виде усеченного конуса, обращенного меньшим основанием в сторону днища соответствующего стакана.

2. Шарнир по п. 1, отличающийся тем, что конусность роликов определяется по формуле.

2

К н-2е

где Р - радиальный зазор карданного

подщипника;

Н - высота крестовины; - длина ролика.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 661169, кл. F 16 С 11/06, 1976 (прототип).

фуг. /

Похожие патенты SU903598A1

название год авторы номер документа
Карданный шарнир 1983
  • Удовидчик Петр Александрович
  • Минченя Николай Тимофеевич
  • Дереченик Леонард Иосифович
  • Исаков Василий Филиппович
SU1157284A1
Вилка карданного шарнира 1991
  • Удовидчик Петр Александрович
  • Минченя Николай Тимофеевич
  • Удовидчик Кирилл Петрович
  • Черных Сергей Иванович
SU1788358A1
Карданный шарнир и способ его сборки 1991
  • Удовидчик Петр Александрович
  • Удовидчик Кирилл Петрович
  • Скорынин Юрий Васильевич
  • Черных Сергей Иванович
SU1781478A1
КАРДАННЫЙ ШАРНИР 1993
  • Сигаев А.М.
  • Пастухов А.Г.
RU2106548C1
СПОСОБ РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНЫХ КАРДАННЫХШАРНИРОВ 1970
SU274560A1
Карданный шарнир 1976
  • Родзевич Николай Валентинович
  • Сахаров Михаил Иванович
  • Кругличенко Михаил Феофанович
  • Рогов Александр Михайлович
  • Чапала Николай Петрович
SU661169A1
Универсальный шарнир 1975
  • Дмитриев Александр Семенович
  • Андронов Михаил Михайлович
SU551454A1
Карданный шарнир 1982
  • Мишель Александр Орэн
SU1145936A3
Карданный шарнир 1983
  • Удовидчик Петр Александрович
SU1231297A1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ШАРНИР 2012
  • Уткин Борис Сергеевич
  • Медведева Валентина Николаевна
  • Константинова Наталья Андреевна
  • Фокин Геннадий Борисович
  • Катырев Вячеслав Васильевич
RU2486978C1

Иллюстрации к изобретению SU 903 598 A1

Реферат патента 1982 года Карданный шарнир

Формула изобретения SU 903 598 A1

SU 903 598 A1

Авторы

Удовидчик Петр Александрович

Скорынин Юрий Васильевич

Минченя Николай Тимофеевич

Козлов Анатолий Борисович

Даты

1982-02-07Публикация

1980-06-04Подача