Изобретение относится к педагогике и касается приемов и средств обучения.
Известен "Способ обучения", включающий использование обучающим демонстрационных средств для сопровождения разъяснений. Демонстрационные средства обучаемые используют черно-белые, а тождественные им формируют цветными (Патент РФ 2171502, МКП G 09 B 17/00, 19/00).
Заорганизованность, отсутствие в данном способе текстового материала рассеивает внимание обучаемого, удлиняет процесс обучения, проблематичен в применении к детям дошкольного возраста.
Известен "Способ обучения русскому языку", включающий проведение занятий по определенной программе с педагогом, использующим комплект демонстрационных средств в определенной последовательности (Патент РФ 2168770, МКП G 09 B 11/00; 1/00 17/00).
Данный способ не может быть применен для обучения детей дошкольного возраста, так как утомителен, скучен, сложен для ребенка-дошкольника.
В качестве наиболее близкого аналога может быть "Способ обучения", включающий использование демонстрационных средств с текстом и элементами текста (Патент РФ 2171503 МКП G 09 B 17/00; 19/00).
Данный способ может быть использован для групп обучаемых, освоивших основы грамотности и уже умеющих читать.
Техническим результатом, достигаемым настоящим изобретением, является быстрое заложение основ грамотности в раннем дошкольном возрасте путем придания учебному процессу игрового характера. Обучаемый ребенок приобретает навыки связной устной речи без заучивания алфавита, без специальных приемов заучивания каких-либо грамматических правил.
Данный технический результат достигается тем, что в способе обучения, включающем использование обучающим комплекта демонстрационных средств, состоящих из образцов иллюстративного и текстового материала, отличительной особенностью является то, что обучающий демонстрирует последовательно комплект образцов иллюстративного материала и вслух произносит значение каждой иллюстрации, затем на каждую иллюстрацию накладывает соответствующий ей текст и вслух его произносит, после чего обучающий повторяет процесс в обратном порядке, а именно демонстрирует последовательно комплект образцов текстового материала и вслух произносит значение каждого образца, затем на каждый образец текста накладывает соответствующую ему иллюстрацию и вслух произносит ее значение, причем как при демонстрации иллюстраций, так и текстового материала, обучающий произносит значение каждого образца с отдельным выделением первой буквы.
Обучающий группирует комплекты образцов иллюстративного и текстового материала по тематическому признаку, например: комплект животные, комплект птицы, комплект фрукты, комплект цветы.
В конкретном исполнении образцы иллюстративного и пояснительного текстового материала представляют собой листы-карточки, причем каждый лист-карточка выполнен двухсторонним и с лицевой, и с обратной стороны несет одинаковую информацию.
Обучающий демонстрирует комплект демонстрационных средств, состоящих не более чем из 6 образцов одного тематического признака, например, животные: кот, собака мышь, лиса, еж, белка, причем обучающий произносит вслух 2-3 раза значение каждой иллюстрации и соответствующий ей текст.
Целесообразно, чтобы обучающий последовательно демонстрировал 2-4 тематических комплекта на одном занятии продолжительностью 15-20 минут. Занятие проводится строго индивидуально - с одним обучаемым дошкольного возраста. Обучающий придает учебному процессу игровой характер.
Многолетней практикой установлено, что занятия по предложенной схеме с использованием определенных демонстрационных средств с детьми дошкольного возраста обеспечивают быстрое заложение основ грамотности, носят игровой характер, повышают заинтересованность и концентрацию внимания.
Обучение по способу согласно изобретению позволяет начать занятия в раннем дошкольном возрасте 2,5-4 года.
На фиг.1-6 изображены листы карточки одного тематического комплекта образцов иллюстративного и текстового материала. Из соображений экономии листы-карточки показаны односторонними.
Ниже приведен пример, иллюстрирующий изобретение.
Пример. Занятия по способу согласно изобретению проводятся в течение нескольких лет в семьях, желающих проводить обучение своих детей в раннем возрасте по индивидуальной программе в домашних условиях.
Обучающий приносит на занятия 2-4 тематических комплекта иллюстративного материала и соответствующие им названия, например: животные, овощи, птицы, цвета. Каждый комплект состоит не более чем из шести единиц. Например, животные: кот, собака, мышь, еж, белка, лиса (при большем количестве у ребенка рассеивается внимание. Все образцы выполнены на листках-карточках, причем каждый лист-карточка - двухсторонний и несет с лицевой и обратной стороны одинаковую информацию. Это предусмотрено для того, что если в процессе занятий лист-карточка упадет и перевернется, то не надо тратить время для нахождения соответствующего ему листа-карточки.
Обучающий последовательно выкладывает листы-карточки с иллюстрациями и вслух медленно произносит значение каждого образца 2-3 раза. Затем на каждую иллюстрацию накладывает лист-карточку с соответствующим ей названием и так же вслух медленно произносит 2-3 раза. После этого обучающий повторяет весь процесс в обратном порядке.
Сначала раскладывает листы-карточки с названием и вслух медленно произносит название каждого листа-карточки 2-3 раза. Затем на каждое название накладывает соответствующую иллюстрацию и так же вслух 2-3 раза произносит ее значение.
Следует отметить, что обучающий произносит значение каждого образца с отдельным выделением первой буквы, например: Е - Еж.
Занятия носят непринужденный игровой характер. В любую детскую игру ребенок играет 15-20 минут, потом просит другую. Поэтому в запасе у обучающего должно быть несколько комплектов образцов различной тематики: животные, птицы, цветы, окружающая среда, цвета.
Если проводить занятия по предложенному способу по 15-20 минут два-три раза в день (а этого, как известно из практики, просит ребенок), срок обучения чтению длится один-два месяца.
Таким образом, способ согласно изобретению обеспечивает быстрое заложение основ грамотности в раннем дошкольном возрасте путем придания учебному процессу игрового характера. Обучаемый приобретает навыки связной устной речи без заучивания алфавита и каких-либо грамматических правил. Пользуясь способом согласно изобретению, обучать ребенка можно в домашних условиях без услуг специально подготовленного специалиста.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ | 2008 |
|
RU2402821C2 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ | 2000 |
|
RU2168770C1 |
СПОСОБ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСОВОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА | 2011 |
|
RU2481644C2 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НАЧАЛАМ ГРАМОТЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2009 |
|
RU2404455C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВ | 2007 |
|
RU2383932C2 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ | 2000 |
|
RU2168772C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕКСТОВОЙ ЭЙДЕТИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА | 2008 |
|
RU2383933C1 |
СПОСОБ ЗОТОВОЙ Т.В. ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ОБУЧАЕМЫХ | 1998 |
|
RU2143747C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА | 2021 |
|
RU2769620C1 |
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ | 2008 |
|
RU2385500C1 |
Изобретение предназначено для использования при обучении чтению детей дошкольного возраста. Обучающий занимается строго индивидуально с одним обучаемым, используя при этом комплект демонстрационных средств, состоящих из образцов иллюстративного и текстового материала. Обучающий демонстрирует последовательно комплект иллюстративного материала и вслух произносит значение каждой иллюстрации. Затем обучающий на каждую иллюстрацию накладывает соответствующий ей текст и вслух его произносит. После этого обучающий повторяет процесс в обратном порядке. Комплекты образцов текстового и иллюстративного материала сгруппированы по тематическому признаку и нанесены на листы-карточки. Один комплект демонстрационных средств состоит не более чем из 6 образцов одной тематики иллюстративного и текстового материала. Обеспечивается быстрое заложение основ грамотности в раннем дошкольном возрасте путем придания учебному процессу игрового характера. 8 з.п.ф-лы, 6 ил.
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ | 2000 |
|
RU2171503C1 |
РЕКЛАМНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ВИДЕОУСТАНОВКА | 2001 |
|
RU2209474C2 |
US 4007548 А, 15.02.1977 | |||
СПОСОБ ОСВЕТЛЕНИЯ И СТАБИЛИЗАЦИИ ВИНОМАТЕРИАЛА | 2001 |
|
RU2195487C2 |
Авторы
Даты
2004-02-27—Публикация
2002-03-25—Подача