СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ Российский патент 2004 года по МПК G09B17/00 G09B1/00 

Описание патента на изобретение RU2225040C2

Изобретение относится к педагогике и касается приемов и средств обучения.

Известен "Способ обучения", включающий использование обучающим демонстрационных средств для сопровождения разъяснений. Демонстрационные средства обучаемые используют черно-белые, а тождественные им формируют цветными (Патент РФ 2171502, МКП G 09 B 17/00, 19/00).

Заорганизованность, отсутствие в данном способе текстового материала рассеивает внимание обучаемого, удлиняет процесс обучения, проблематичен в применении к детям дошкольного возраста.

Известен "Способ обучения русскому языку", включающий проведение занятий по определенной программе с педагогом, использующим комплект демонстрационных средств в определенной последовательности (Патент РФ 2168770, МКП G 09 B 11/00; 1/00 17/00).

Данный способ не может быть применен для обучения детей дошкольного возраста, так как утомителен, скучен, сложен для ребенка-дошкольника.

В качестве наиболее близкого аналога может быть "Способ обучения", включающий использование демонстрационных средств с текстом и элементами текста (Патент РФ 2171503 МКП G 09 B 17/00; 19/00).

Данный способ может быть использован для групп обучаемых, освоивших основы грамотности и уже умеющих читать.

Техническим результатом, достигаемым настоящим изобретением, является быстрое заложение основ грамотности в раннем дошкольном возрасте путем придания учебному процессу игрового характера. Обучаемый ребенок приобретает навыки связной устной речи без заучивания алфавита, без специальных приемов заучивания каких-либо грамматических правил.

Данный технический результат достигается тем, что в способе обучения, включающем использование обучающим комплекта демонстрационных средств, состоящих из образцов иллюстративного и текстового материала, отличительной особенностью является то, что обучающий демонстрирует последовательно комплект образцов иллюстративного материала и вслух произносит значение каждой иллюстрации, затем на каждую иллюстрацию накладывает соответствующий ей текст и вслух его произносит, после чего обучающий повторяет процесс в обратном порядке, а именно демонстрирует последовательно комплект образцов текстового материала и вслух произносит значение каждого образца, затем на каждый образец текста накладывает соответствующую ему иллюстрацию и вслух произносит ее значение, причем как при демонстрации иллюстраций, так и текстового материала, обучающий произносит значение каждого образца с отдельным выделением первой буквы.

Обучающий группирует комплекты образцов иллюстративного и текстового материала по тематическому признаку, например: комплект животные, комплект птицы, комплект фрукты, комплект цветы.

В конкретном исполнении образцы иллюстративного и пояснительного текстового материала представляют собой листы-карточки, причем каждый лист-карточка выполнен двухсторонним и с лицевой, и с обратной стороны несет одинаковую информацию.

Обучающий демонстрирует комплект демонстрационных средств, состоящих не более чем из 6 образцов одного тематического признака, например, животные: кот, собака мышь, лиса, еж, белка, причем обучающий произносит вслух 2-3 раза значение каждой иллюстрации и соответствующий ей текст.

Целесообразно, чтобы обучающий последовательно демонстрировал 2-4 тематических комплекта на одном занятии продолжительностью 15-20 минут. Занятие проводится строго индивидуально - с одним обучаемым дошкольного возраста. Обучающий придает учебному процессу игровой характер.

Многолетней практикой установлено, что занятия по предложенной схеме с использованием определенных демонстрационных средств с детьми дошкольного возраста обеспечивают быстрое заложение основ грамотности, носят игровой характер, повышают заинтересованность и концентрацию внимания.

Обучение по способу согласно изобретению позволяет начать занятия в раннем дошкольном возрасте 2,5-4 года.

На фиг.1-6 изображены листы карточки одного тематического комплекта образцов иллюстративного и текстового материала. Из соображений экономии листы-карточки показаны односторонними.

Ниже приведен пример, иллюстрирующий изобретение.

Пример. Занятия по способу согласно изобретению проводятся в течение нескольких лет в семьях, желающих проводить обучение своих детей в раннем возрасте по индивидуальной программе в домашних условиях.

Обучающий приносит на занятия 2-4 тематических комплекта иллюстративного материала и соответствующие им названия, например: животные, овощи, птицы, цвета. Каждый комплект состоит не более чем из шести единиц. Например, животные: кот, собака, мышь, еж, белка, лиса (при большем количестве у ребенка рассеивается внимание. Все образцы выполнены на листках-карточках, причем каждый лист-карточка - двухсторонний и несет с лицевой и обратной стороны одинаковую информацию. Это предусмотрено для того, что если в процессе занятий лист-карточка упадет и перевернется, то не надо тратить время для нахождения соответствующего ему листа-карточки.

Обучающий последовательно выкладывает листы-карточки с иллюстрациями и вслух медленно произносит значение каждого образца 2-3 раза. Затем на каждую иллюстрацию накладывает лист-карточку с соответствующим ей названием и так же вслух медленно произносит 2-3 раза. После этого обучающий повторяет весь процесс в обратном порядке.

Сначала раскладывает листы-карточки с названием и вслух медленно произносит название каждого листа-карточки 2-3 раза. Затем на каждое название накладывает соответствующую иллюстрацию и так же вслух 2-3 раза произносит ее значение.

Следует отметить, что обучающий произносит значение каждого образца с отдельным выделением первой буквы, например: Е - Еж.

Занятия носят непринужденный игровой характер. В любую детскую игру ребенок играет 15-20 минут, потом просит другую. Поэтому в запасе у обучающего должно быть несколько комплектов образцов различной тематики: животные, птицы, цветы, окружающая среда, цвета.

Если проводить занятия по предложенному способу по 15-20 минут два-три раза в день (а этого, как известно из практики, просит ребенок), срок обучения чтению длится один-два месяца.

Таким образом, способ согласно изобретению обеспечивает быстрое заложение основ грамотности в раннем дошкольном возрасте путем придания учебному процессу игрового характера. Обучаемый приобретает навыки связной устной речи без заучивания алфавита и каких-либо грамматических правил. Пользуясь способом согласно изобретению, обучать ребенка можно в домашних условиях без услуг специально подготовленного специалиста.

Похожие патенты RU2225040C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ 2008
  • Гидзинская Людмила Борисовна
RU2402821C2
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2168770C1
СПОСОБ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСОВОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА 2011
  • Лазарев Михаил Львович
RU2481644C2
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НАЧАЛАМ ГРАМОТЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2009
  • Коток Виктор Алексеевич
RU2404455C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВ 2007
  • Васильева Екатерина Евгеньевна
RU2383932C2
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2168772C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕКСТОВОЙ ЭЙДЕТИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА 2008
  • Поспелова Ольга Валерьевна
RU2383933C1
СПОСОБ ЗОТОВОЙ Т.В. ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ОБУЧАЕМЫХ 1998
  • Зотова Т.В.
RU2143747C1
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 2021
  • Сухинин Михаил Вячеславович
  • Крайсман Жанна Викторовна
  • Лопаков Кирилл Владимирович
  • Петрова Анна Валерьевна
  • Пивоваров Александр Иванович
  • Суркова Елена Германовна
  • Тарасова Ирина Валерьевна
  • Федянина Анна Юрьевна
RU2769620C1
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ 2008
  • Вохринцева Светлана Викторовна
RU2385500C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 225 040 C2

Реферат патента 2004 года СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ

Изобретение предназначено для использования при обучении чтению детей дошкольного возраста. Обучающий занимается строго индивидуально с одним обучаемым, используя при этом комплект демонстрационных средств, состоящих из образцов иллюстративного и текстового материала. Обучающий демонстрирует последовательно комплект иллюстративного материала и вслух произносит значение каждой иллюстрации. Затем обучающий на каждую иллюстрацию накладывает соответствующий ей текст и вслух его произносит. После этого обучающий повторяет процесс в обратном порядке. Комплекты образцов текстового и иллюстративного материала сгруппированы по тематическому признаку и нанесены на листы-карточки. Один комплект демонстрационных средств состоит не более чем из 6 образцов одной тематики иллюстративного и текстового материала. Обеспечивается быстрое заложение основ грамотности в раннем дошкольном возрасте путем придания учебному процессу игрового характера. 8 з.п.ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения RU 2 225 040 C2

1. Способ обучения, включающий использование обучающим комплекта демонстрационных средств, состоящих из образцов иллюстративного и текстового материала, отличающийся тем, что обучающий демонстрирует последовательно комплект образцов иллюстративного материала и вслух произносит значение каждой иллюстрации, затем на каждую иллюстрацию накладывает соответствующий ей текст и вслух его произносит, после чего обучающий повторяет процесс в обратном порядке, а именно: демонстрирует последовательно комплект образцов текстового материала и вслух произносит значение каждого образца, затем на каждый образец текста накладывает соответствующую ему иллюстрацию и вслух произносит ее значение, причем как при демонстрации иллюстраций, так и текстового материала, обучающий произносит значение каждого образца с отдельным выделением первой буквы, например: Ё-Ёж.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что комплекты образцов иллюстративного и текстового материала группируют по тематическому признаку, например, животные, птицы, фрукты, овощи, цветы, окружающая среда, цвета.3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что образцы иллюстративного материала и пояснительного текстового материала представляют собой листы-карточки.4. Способ по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что каждый лист-карточка выполнен двусторонним и с лицевой и с обратной сторон несет одинаковую информацию.5. Способ по любому из пп.1-4, отличающийся тем, что обучающий демонстрирует комплект демонстрационных средств, состоящий не более, чем из 6 образцов одного тематического признака, например, животные: кот, собака, мышь, лиса, еж, белка.6. Способ по любому из пп.1-5, отличающийся тем, что значение каждой иллюстрации и соответствующий ей текст обучающий произносит вслух 2-3 раза.7. Способ по любому из пп.1-6, отличающийся тем, что обучающий последовательно демонстрирует 2-4 тематических комплекта на одном занятии продолжительностью 15-20 мин.8. Способ по любому из пп.1-7, отличающийся тем, что обучающий проводит занятия строго индивидуально - с одним обучаемым дошкольного возраста.9. Способ по любому из пп.1-8, отличающийся тем, что обучающий придает учебному процессу игровой характер.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2225040C2

СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2171503C1
РЕКЛАМНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ВИДЕОУСТАНОВКА 2001
  • Горелик С.Л.
RU2209474C2
US 4007548 А, 15.02.1977
СПОСОБ ОСВЕТЛЕНИЯ И СТАБИЛИЗАЦИИ ВИНОМАТЕРИАЛА 2001
  • Оганесянц Л.А.
  • Панасюк А.Л.
  • Телегин Ю.А.
  • Линецкая А.Е.
  • Бодорева В.И.
RU2195487C2

RU 2 225 040 C2

Авторы

Чернова Э.И.

Надирадзе И.В.

Даты

2004-02-27Публикация

2002-03-25Подача