Изобретение относится к обучению и касается средств и приемов, применяемых при работе с логопатами - учащимися, у которых наблюдаются признаки логопедических нарушений.
Известен способ передачи обучаемым знаний по иностранному языку путем применения специальных демонстрационных средств (Патент РФ N 211846, G 09 В 19/06, 1998) /1/.
Однако данным известным способом не предусмотрены приемы использования демонстрационных средств, позволяющие корректировать логопедические нарушения, присущие обучаемым.
Проблема коррекции логопедических нарушений (частичного расстройства процессов чтения и письма, обозначаемых соответственно терминами дислексия и дисграфия), выявляемых у учащихся, в настоящее время остро актуальна. Так, при обследовании речи у 1294 учеников начальных классов общеобразовательной школы с целью выявления речевой патологии было обнаружено 542 ученика с нарушениями речи (28% из числа обследованных). При углубленном обследовании речевого развития у 365 из этих логопатов было выявлено 155 человек (42,5% из числа обследованных) с нарушениями устной речи, а нарушения письменной речи в сочетании с нарушениями звукопроизношения у части из них выявлены у 210 человек, что составляло 57,5% из числа обследованных (И.Н.Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., "Владос", 1995, с.51)/2/.
Известен способ коррекции грамотности учащихся с применением средств контроля правильности выполнения ими письменных самостоятельных работ (Патент РФ N 2019870, G 09 В 7/02, 1994) /3/.
Однако данным известным способом не предусмотрено использование средств и приемов, способствующих коррекции логопедических нарушений.
Известен способ коррекции логопедических нарушений путем использования логопедом-педагогом в работе с обучаемыми логопатами демонстрационных средств с изображением на них информации, подлежащей считыванию и списыванию, проговаривание обучаемыми считываемой и списываемой информации /2/, (стр. 76-77) - прототип.
Однако применение данного известного способа позволяет откорректировать логопедические нарушения лишь после одного- трех лет регулярных занятий с логопатами.
Техническим результатом, достигаемым при реализации настоящего изобретения, является сокращение курса коррекции логопедических нарушений при устойчивом закреплении результатов коррекции.
Указанный технический результат достигается тем, что в способе коррекции логопедических нарушений путем использования логопедом-педагогом в работе с обучаемыми логопатами демонстрационных средств с изображением на них информации, подлежащей считыванию и списыванию, проговаривание обучаемыми считываемой и списываемой информации, отличительной особенностью является то, что курс коррекции начинают с использованием демонстрационных средств с информацией в виде изображенных букв, при их демонстрации и списывании используют звуковое сопровождение, последовательно описывающее траекторию перемещения пишущего средства на бумаге, проговаривают звук, описываемый буквой, проговаривание сопровождают демонстрацией работы артикуляционного аппарата, запись букв сопровождают записью транскрипции передаваемых ими звуков, затем проговаривают слоги, образуемые каждым записанным согласным с каждым записанным гласным, проговаривание осуществляют в соответствии с написанием проговариваемых слогов, затем многократным повторением вслух усваивают последовательность действий, которую необходимо соблюдать при любом списывании, а усвоенную последовательность действий регулярно применяют при списывании любой информации в течение всего курса коррекции.
При реализации изобретения используют демонстрационные средства в виде демонстрируемых перед группой обучаемых плакатов, и/или таблиц, и/или видеозаписей, и/или записей на аудиторной доске, и/или индивидуальные средства, предоставленные каждому обучаемому или по одному на двоих, в виде таблиц, и/или карточек, и/или тетрадей, и/или брошюр, и/или книг, и/или экранов компьютера.
Работу с демонстрационными средствами с информацией в виде изображенных на них букв рекомендуется проводить со звуковым сопровождением в виде аудиозаписи или живого голоса логопеда-педагога.
Для демонстрации работы артикуляционного аппарата рекомендуется использовать видеозапись, и/или прослеживать вибрацию, приложив ладонь к горлу, и/или изображать работу аппарата, сложив ладони двух рук одну над другой и перемещая их одну относительно другой в пространстве.
При любом списывании информации рекомендуется, чтобы обучаемые соблюдали последовательность действий: смотрели на подлежащее списыванию написанное слово и воспринимали его визуально, произносили его вслух, слышали его, понимали его значение, думали над его значением, диктовали его сами себе вслух по слогам, произнося их, как они пишутся, слышали и писали, а затем проверяли написанное, сопоставляя его с информацией на демонстрационном средстве.
При усвоении последовательности действий, соблюдаемой при списывании, обучаемые должны многократно произнести вслух описание последовательных действий, сопровождая произношение размещением ладоней рук на том органе, который производит это действие.
Занятия с логопатами рекомендуется проводить ежедневно в течение 5-30 дней при продолжительности одного занятия в 2,5-5 час без перерыва.
В первый день проведения курса коррекции необходимо выполнить всю последовательность приемов и завершить его усвоением той последовательности действий, которую в дальнейшем необходимо применять в течение всего курса при списывании информации.
В течение курса ограничивают объем информации, поступающей обучаемым вне занятий: исключают просмотр телевизионных передач, видеозаписей, работу с компьютером, посещение зрелищных мероприятий.
В течение трех лет собственной работы со школьниками различного возраста по ускоренному восстановлению их знаний по русскому языку была выявлена закономерность: у детей с выраженными признаками дислексии и дисграфии процесс освоения школьной программы можно ускорить за счет предварительного применения приемов, позволяющих быстро провести коррекцию их логопедических нарушений. Для этого, прежде чем приступить к обучению таких школьников последовательности действий, рекомендуемой к применению при списывании информации, к ним необходимо применить определенный набор приемов: сначала их необходимо обучить правильному написанию каждой буквы алфавита, сопровождая обучение озвученной информацией, подробно описывающей траекторию движения пишущего средства по бумаге. В этом процессе одновременно мобилизуются механизмы зрительной и слуховой памяти, корректируется динамика перемещения кисти руки при работе с использованием пишущего средства.
Очень важно в этом отрезке курса изучать не буквы, а изображаемые ими звуки и письменно закреплять эту информацию путем написания транскрипции. На этом этапе обучения важно научить школьников произносить звуки не так, как они читаются, а так, как они пишутся. Усвоение данного приема в дальнейшем применяется при самодиктовке, когда ученики привыкают произносить слоги, как они пишутся, и следовательно, писать их в соответствии с их правильным написанием, а не с их привычным устным произношением. Важно заострить внимание учащихся на работе артикуляционного аппарата во время правильного произношения звуков слогов. В дальнейшем при самодиктовке такая мобилизация внимания относительно правильной работы артикуляционного аппарата служит ученикам средством самоконтроля правильности произношения, а значит и правильности последующего написания слога.
Существенный вклад в коррекцию нарушений письма вносит временной режим проведения занятий: они должны быть продолжительными для того, чтобы объем информации, полученной за одно занятие, был большим, а времени для его усвоения было достаточно. Многолетний собственный опыт показал целесообразность проведения ежедневных занятий, что делает курс максимально компактным, мобилизует механизмы краткосрочной и долгосрочной памяти. Обучаемый не успевает забыть информацию, поступившую к нему накануне, и эта сжатость во времени позволяет усвоить наибольший объем информации.
Максимальному ускорению процесса коррекции логопедических нарушений способствует соблюдение требования: обязательно в течение первого занятия освоить правильное написание букв, правильное произношение звуков и слогов в соответствии с их написанием, а не с их произношением.
Завершать первое занятие следует только после усвоения обучаемыми той последовательности действий, которую они должны будут применять постоянно в течение всего курса коррекции.
А точнее, применяя данную последовательность действий во время курса коррекции, школьники настолько усваивают ее, что в дальнейшем используют ее постоянно при списывании информации. Соблюдение приемов, рекомендуемых изобретением, позволяет за короткий отрезок времени (от нескольких дней до одного-трех месяцев) устранить имевшиеся признаки дисграфии и дислексии.
Ниже приведены примеры реализации изобретения.
Пример 1. Курс коррекции логопедических нарушений был проведен с группой школьников различного возраста: ученики от второго до одиннадцатого классов средней школы.
В первый день занятий, длившийся 3 часа, обучаемым раздали индивидуальные демонстрационные средства: карточки с русским алфавитом. Логопед-педагог медленно писал последовательно буквы алфавита на аудиторной доске, сопровождая медленный процесс написания медленным описанием собственным голосом процесса письма. Например, при написании прописной буквы "А" учитель медленно произносил: "Описываем небольшую дугу вниз, плавно переходим вправо, плавно переходим вверх, медленно тянем наклонную линию вправо-вверх, переходим к написанию линии сверху вниз, завершаем ее плавным переходом вправо, плавным переходом вправо-вверх-наискосок, после чего в центре написанной буквы ставим горизонтальную перекладину".
Написав букву под звуковое сопровождение, обучаемые под контролем педагога рядом записывали транскрипцию того звука, который изображается на письме записанной ими буквой.
Параллельно в сопровождении педагога-логопеда ученики изображали условно работу артикуляционного аппарата при произношении звука "а": вытянув руки вверх-вперед, они складывали ладони одну над другой и, произнося звук "а", размыкали ладони и разводили их на расстояние одну от другой, показывая направление движения губ одной относительно другой при произношении звука "а".
После написания буквы "Е" рядом с ней школьники записывали транскрипцию: "йэ" и ладонями рук изображали работу артикуляционного аппарата при произношении звуков, описываемых данной буквой.
Такую работу совместно с педагогом ученики проделали со всеми буквами алфавита.
Завершив данный этап работы, обучаемые приступили к произношению слогов, комбинируя записанные согласные с записанными гласными. При этом педагог заведомо подбирал такие слоги, которые в устной речи произносятся иначе, чем пишутся. Например, слог "ща" пишется "ща", а произносится "щя". Важно было научить школьников произносить слог именно так, как он пишется. В дальнейшем данный прием приносил свой положительный результат при его применении в процессе списывания слов под самодиктовку с произношением в соответствии с написанием, а не в соответствии с произношением.
Так, слог "ци" читается как "цы", но логопед-педагог отрабатывал на первом же занятии привычку произносить данный слог именно так, как он пишется, что в дальнейшем при использовании приема самодиктовки с произношением в соответствии с написанием слога, а не с его привычным произношением в устной речи, обеспечивало его правильное написание. Изображая ладонями работу артикуляционного аппарата, дети сосредотачивали свое внимание на этом процессе и привыкали следить за его правильным выполнением, что в комплексе с другими используемыми приемами приводило к правильному воспроизведению на письме списываемых слов.
Весь данный набор приемов дети усваивали на первом занятии, продолжительность которого была достаточной для того, чтобы надежно закрепить в памяти все новые приемы.
При завершении первого занятия педагог добивался усвоения учениками правильной последовательности их действий при списывании слов в будущем. Сначала ученик должен видеть списываемое слово. Эту работу выполняют органы зрения - глаза. Говоря об этом этапе процесса списывания, дети дотрагивались ладонью до глаз.
Увидев слово, подлежащее списыванию, ученик в соответствии с усваиваемой им рекомендацией должен прочесть увиденное слово вслух. Работает при этом орган, на который ребенок указывал, дотронувшись ладонью до рта. Произнося слово, ученик должен его услышать. При этом работают органы слуха - уши, к которым ребенок притрагивался ладонями. Услышав произнесенное слово, ребенок должен понять его смысл. Описывая этот процесс жестами, ученик притрагивался ладонями к голове. Этим же жестом он демонстрировал процесс мышления, вызванный пониманием значения произнесенного слова. Поняв и подумав над значением слова, ученик должен переходить к этапу самодиктовки вслух по слогам. При изучении последовательности действий на этом этапе ученик притрагивался ладонью ко рту. На этом этапе важно помнить, что самодиктовка по слогам производится не в соответствии с их написанием. Следствием самодиктовки является то, что ученик слышит произнесенный им слог (указание ладонями на уши) и пишет, слушая самого себя. Написав слово, ребенок проверял его по слогам, сопоставляя с этим словом, изображенным на демонстрационном средстве.
Если ученики заканчивают первое занятие, надежно усвоив рекомендуемую им логопедом последовательность действий при списывании слов, то на следующий день, на следующем занятии, а также на всех последующих занятиях они легко применяют данную последовательность действий в реальной практике при списывании слов.
После 25 дней ежедневных занятий с соблюдением всех приемов, рекомендуемых изобретением, были получены следующие результаты: все ученики группы (100%) больше не проявляли признаков логопедических нарушений. Дальнейшее наблюдение за этими учениками в течение 6 месяцев наблюдения показали, что через 2-3 месяца после завершения курса занятий у 28% обучившихся учащихся наблюдалось повторное проявление признаков дислексии и дисграфии. Тщательный анализ условий, в которых пребывали эти учащиеся, показал, что часть из них отказалась от дальнейшего применения на практике рекомендованной на занятиях последовательности действий при списывании. Как правило, данный отказ происходил под диктатом взрослых, что привело к новым проявлениям признаков логопедических нарушений. В числе школьников с рецидивами дислексии и дисграфии оказались и те из них, которые чрезмерно увлекались просмотром телепередач, часами работали с компьютером, часто посещали шумные и продолжительные зрелищные мероприятия. Остальные 72% обучившихся учеников устойчиво избавились от признаков логопедических нарушений, их успеваемость и уверенность в собственных знаниях повысились и приобрели устойчивый, необратимый характер.
Пример 2. Группу школьников с признаками логопедических нарушений численностью в 16 человек разбили на две равные по численности подгруппы. Первая подгруппа прошла курс занятий продолжительностью в 15 дней, соответствующий способу согласно изобретению. Вторая подгруппа не участвовала в первом дне занятий за исключением непродолжительного занятия, на котором школьники усвоили рекомендуемую логопедом-педагогом последовательность действий, применяемую при списывании информации с демонстрационного средства. После 15 дней занятий у 87% школьников первой подгруппы больше не проявлялись признаки логопедических нарушений. Остальные 13% детей до начала занятий имели значительно более серьезные нарушения, но после 15 дней занятий избавились от большинства из них. Школьники второй подгруппы за 15 дней занятий лишь частично избавились от признаков логопедических нарушений, заметно отставая в этих результатах от тех детей первой подгруппы, которые вошли в число упомянутых 13%.
Пример 3. Курс коррекции логопедических нарушений провели с группой школьников второго - одиннадцатого классов общеобразовательной школы. При этом продолжительность занятий составляла 1,5 часа в день, занятия проводились через день и не проводились в выходные дни. После 15- дневного курса полностью избавились от признаков логопедических нарушений только 36% школьников группы. Полную ликвидацию признаков логопедических нарушений при таком режиме занятий у всех учащихся группы наблюдали только после трех месяцев занятий.
Таким образом, способ согласно изобретению позволяет успешно провести коррекцию логопедических нарушений за короткий срок и надежно закрепить результаты коррекции при условии полного соблюдения всех требований логопеда-педагога.
Изобретение предназначено для использования при коррекции логопедических нарушений с применением демонстрационных средств и специальных приемов. Логопед-педагог в работе с логопатами использует демонстрационные средства с изображенной на них информацией, подлежащей списыванию. Курс начинается с обучения правильному написанию букв, записи транскрипции звуков, изображаемых буквами, обучению произношения слогов так, как они пишутся, изучением работы артикуляционного аппарата при произношении слогов. Завершают работу первого дня курса запоминанием последовательности действий, которую необходимо применять в дальнейшем при списывании информации: видеть написанное слово, читать его вслух, слышать, понимать его значение, думать над его значением, диктовать его самому себе вслух, слышать, писать, проверять написанное сопоставлением его с изображенной на демонстрационном средстве информацией, которая была списана. Обеспечивается сокращение курса коррекции логопедических нарушений при устойчивом закреплении результатов. 8 з.п. ф-лы.
САДОВНИКОВА И.Н | |||
Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.-М.: ВЛАДОС, 1995, с.76,77 | |||
СПОСОБ ЗОТОВОЙ Т.В. ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ОБУЧАЕМЫХ | 1998 |
|
RU2143747C1 |
Устройство для постановки произношения у людей с дефектами речи | 1984 |
|
SU1727532A3 |
US 4090311 A, 23.05.1978 | |||
US 4045884 A, 06.09.1977. |
Авторы
Даты
2001-06-10—Публикация
2000-05-19—Подача