Изобретение относится к области демонстрационных средств и может найти применение при обучении родному или иностранным языкам.
Известен способ формирования словарного запаса обучаемых, включающий использование ими демонстрационных средств в виде словарей (Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии. - Изв. АН СССР, 1940, N 3, с. 45-49).
В школьной практике при изучении родного языка наиболее распространено использование орфографического словаря, однако, это не носит систематического характера. Сами уроки родного языка происходят не ежедневно, обучение языку растягивается на много лет. Например, в соответствии со школьной программой тема "Имя прилагательное" начинается в первом классе и завершается лишь в седьмом. Такая растянутость в изучении предмета во времени, его прерывистость, редкое использование обучаемыми словарей приводит к невысокой эффективности усвоения учебного материала, к недостаточно высокому словарному запасу обучаемых, что отражает их общую грамотность.
Техническим результатом, достигаемым при реализации настоящего изобретения, является быстрое формирование словарного запаса, с параллельным повышением общей грамотности и эрудиции обучаемых.
Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе формирования словарного запаса обучаемых, включающем использование ими демонстрационных средств в виде словарей, согласно изобретению, дополнительно используют сформированный обучающим комплект кратких орфографических словарей, при этом обучаемые предварительно вне занятий знакомятся с содержанием одного или нескольких кратких словарей, читают слова вслух, проговаривая каждый звук соответственно написанию и/или делают аудиозапись собственного проговаривания, на занятиях обучаемые пишут слова, с которыми они предварительно ознакомились, обсуждают их произношение, и/или написание, и/или состав, и/или грамматические характеристики, и/или смысловое значение, и/или примеры образования из них других частей речи, и/или допускаемые в них ошибки, и/или составляют с ними словосочетания, и/или предложения, после чего вновь знакомятся с содержанием этих же кратких словарей вне занятий.
Целесообразно использовать краткий словарь, содержащий слова на одну букву или на одно грамматическое правило, или слова, являющиеся одной частью речи, или слова с допускаемыми в них характерными ошибками. Рекомендуется слова в кратких словарях располагать в столбик.
Достигается указанный технический результат также тем, что обучаемые читают слова из краткого словаря вслух и при написании диктуют их себе вслух с произношением, соответствующим их написанию, или пишут их под собственную аудиозапись. На занятиях обучаемые проговаривают слова или используют собственную аудиозапись под контролем обучающего.
Указанный технический результат достигается также тем, что при повторных ознакомлениях вне занятий с содержанием тех кратких словарей, с которыми работали на занятиях, обучаемые дополнительно знакомятся со сведениями о знакомых словах, содержащимися в орфографических, и/или орфоэпических, и/или этимологических, и/или толковых, и/или философских словарях.
Целесообразно занятия проводить курсами в течение 6-20 дней ежедневно при непрерывной продолжительности одного занятия 2,5-5 астрономических часов, причем работу с краткими словарями на каждом занятии проводят в 1-10 этапов продолжительностью по 1-15 минут каждый.
Способом согласно изобретению предусмотрено использование кратких словарей, составляемых обучающим. В такие словари обучающий вводит такие слова, которые обычно у обучаемых вызывают какие-либо затруднения. Например, часто в них неверно ставят ударения, или делают характерные ошибки, или затрудняются образовать из них иную часть речи, и т.п. Предварительное ознакомление со словами кратких словарей, их чтение вслух, проговаривание каждого звука в соответствии с написанием, формирование аудиозаписей с собственным проговариванием мобилизует зрительную и слуховую память обучаемых. Интервал времени между ознакомлением со словами вне занятий и собственно занятия с работой над краткими словарями невелики, поскольку занятия проводятся ежедневно. Поэтому в памяти обучаемых еще свежо впечатление, оставленное знакомым словом во время предварительного ознакомления с ним вне занятий. Обсуждение на занятиях правильного произношения и написания слов, их грамматических характеристик, смыслового значения, "обыгравание" этих слов путем формирования из них других частей речи, обсуждение допускаемых в них ошибок, использование их для составления словосочетаний, предложений, закрепляет в сознании обучаемых правильное произношение, написание, смысловое значение слов, активно пополняет их словарный запас. Важным является прием проговаривания слов вслух, причем с произношением, соответствующим их написанию, поскольку при этом мобилизуется не только зрительная, но и слуховая память. Процесс запоминания проходит цепочку: вижу (прочитываю глазами), слышу (проговариваю) - понимаю, осознаю, поскольку в мозг поступил зрительный и слуховой сигнал - говорю (проговариваю) - пишу - запоминаю. Очень эффективным является прием диктовки в виде собственной аудиозаписи: самодиктант порой может притупить внимание, а самодиктант посредством аудиозаписи частично воспринимается как диктант "со стороны", другим человеком, что вызывает критическое отношение к нему. Важно, чтобы обучаемые диктовали слова под контролем обучающего, т.к. легче предупредить возможную ошибку, чем заставить сознание обучаемого исправить его после того, как она закрепилась в его памяти. Повторное ознакомление обучаемых со знакомыми словами с привлечением разнообразных словарей прочно закрепляет в их сознании правильное их описание, расширяет кругозор, повышает эрудицию.
Собственные наблюдения показали нецелесообразность формирования кратких словарей из слов, записанных не последовательно в строку, а в столбик. Именно расположение слов в столбик делает слово обособленным, зрительно запоминающимся, легко обнаруживаемым в случае необходимости вновь увидеть его.
Ниже приведены примеры, иллюстрирующие изобретение.
Пример 1. В группу школьников, занимающихся ускоренным изучением русского языка (полная школьная программа за две недели), входили ученики от окончивших 1-й класс до окончивших 9-й класс, причем группа была укомплектована теми детьми, у которых предмет во время учебы вызывал постоянные затруднения. Накануне первого занятия учитель раздал ученикам одинаковые краткие словарики, каждый из которых содержал 70 слов, начинающихся на букву "А". Дома ученики прочли слова из словарика вслух, проговорили каждое слово, четко произнося его по звукам, как оно пишется, заготовив аудиозапись собственного проговаривания. На следующий день на занятии ученики по очереди проговаривали слово, как оно пишется. Например, слово "акация" произносится "акацыя", пишется "и", соответственно, проговаривается "акация". При неправильном проговаривании учитель исправлял ошибку. Затем ученики писали слова под самодиктант или под собственную аудиозапись, самостоятельно обнаруживали неверное проговаривание или ошибки в аудиозаписи. При необнаружении ошибок учениками учитель обращал их внимание на наличие ошибки. Ученики мобилизовывались и находили ошибку.
Пример 2. После работы со словариками в классе, ученики дома работали с этимологическими словарями (узнавали о происхождении знакомых слов), орфоэпическими словарями (получали сведения о правильной постановке ударения в слове), толковыми словарями (убеждались в правильности своего понимания смыслового значения знакомого слова или узнавали о новых для них смысловых значениях), при необходимости знакомились с информацией о слове, имеющейся в философском словаре.
Пример 3. Группу школьников из 10 человек разделили на две равные подгруппы. Ученики в первой группе при написании слов не проговаривали их вслух, а школьники второй подгруппы проговаривали слова, как они пишутся, или пользовались собственными аудиозаписями. После завершения двухнедельного курса занятий учитель продиктовал ученикам обеих групп 50 из 1000 изученных на занятиях слов. Школьники из первой подгруппы в общей сложности сделали 24 ошибки. Во второй подгруппе ни в одном из продиктованных слов ни одним из учеников не было допущено ошибок.
Пример 4. При сопоставлении словарного запаса группы, прошедшей двухнедельный курс занятий по способу согласно изобретению, с классом ровесников, не проходивших данного курса, было выявлено, что ученики первой группы свободно оперируют словами из кратких словариков, в то время как их ровесники, не обучающиеся на ускоренных курсах, не владели смысловым значением 20% этих слов, допускали ошибки при их написании (в среднем 27% слов писали с теми или иными ошибками), затруднялись при выполнении задания преобразовать слова в другие части речи (например: подъем - поднимающийся - поднимая - поднимаю). Сама речь учащихся первой группы была богаче и обогащена именно словами из кратких словариков.
Пример 5. С группой учеников из 15 человек в течение года проводили занятия по способу согласно изобретению, но занятия проводились не ежедневно, а по школьному расписанию: по - 1-2 академических часа в неделю. На каждом занятии проводилась работа с краткими словариками, но лишь по 1 разу в течение урока по 5 минут. По истечении года учащиеся усвоили не все слова из кратких словарей, допускали в них ошибки.
Таким образом, способ согласно изобретению позволяет эффективно расширить словарный запас и повысить общую грамотность и эрудицию обучаемых.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ | 2000 |
|
RU2168772C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЕМЫХ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ | 2000 |
|
RU2168773C1 |
СПОСОБ Т.В.ЗОТОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ | 2002 |
|
RU2216785C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ | 2000 |
|
RU2168770C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВ | 2007 |
|
RU2383932C2 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАБЛЮДАЮЩИХСЯ У ПСИХИАТОРОВ, ПСИХОНЕВРОЛОГОВ И НЕВРОПАТОЛОГОВ | 2000 |
|
RU2203103C2 |
СПОСОБ УСКОРЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (ВАРИАНТЫ) | 2008 |
|
RU2393545C2 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОТРАБОТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ | 2020 |
|
RU2747910C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РАЗДЕЛУ ЯЗЫКА - МОРФОЛОГИИ | 2000 |
|
RU2168769C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ | 2000 |
|
RU2168771C1 |
Способ предназначен для обучения родному или иностранным языкам и позволяет повысить эффективность обучения. Обучающий формирует краткие орфографические словари со словами или на одну букву, или на одно грамматическое правило, или со словами, являющимися одной и той же частью речи, или со словами, в которых делают типичные ошибки. Обучаемые вне занятий знакомятся со словами, проговаривают их так, как они пишутся, готовят аудиозаписи с собственным проговариванием. На занятии произносят эти слова, пишут под собственную диктовку или под аудиозапись, пишут под контролем преподавателя. Затем после занятия знакомятся с информацией об этих же словах в семантических, этимологических, толковых, философских словарях. На занятии работают со словами: обсуждают их произношение, правильное написание, состав, грамматические характеристики, составляют с ними словосочетания или предложения, образуют из них другие части речи. Занятия проводятся ежедневно в течение 6-20 дней по 2,5-5 ч каждое. 6 з.п. ф-лы.
Щерба Л.В | |||
Опыт общей теории лексикографии | |||
Изв | |||
АН СССР | |||
Способ изготовления алюминиевого экрана для кинематографа | 1925 |
|
SU1940A1 |
Железобетонный фасонный камень для кладки стен | 1920 |
|
SU45A1 |
МЯЛЬНО-ТРЕПАЛЬНАЯ МАШИНА | 2002 |
|
RU2209862C1 |
US 4419080 П, 06.12.83 | |||
US 5310347 A, 10.05.94 | |||
ПЛАЗМАТРОН ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ ПОКРЫТИЙ В ДИНАМИЧЕСКОМ ВАКУУМЕ | 2013 |
|
RU2546974C1 |
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ РАСТИТЕЛЬНОГО СЫРЬЯ К ИЗВЛЕЧЕНИЮ СОКА | 1999 |
|
RU2167591C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЕРКИ ШУНТОВ ПОСТОЯННОГО ТОКА | 2006 |
|
RU2314550C2 |
Авторы
Даты
1999-12-27—Публикация
1998-07-21—Подача