СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ НЕЗРЕЛОСТИ ОТДЕЛОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ Российский патент 2004 года по МПК A61B5/16 

Описание патента на изобретение RU2225162C1

Изобретение относится к области медицинской и педагогической психологии и может быть использовано как метод экспресс-диагностики функциональной незрелости отделов головного мозга у детей 5-7 лет, относящихся к "интеллектуальной норме".

В последние годы в образовании сложилось серьезное противоречие. На фоне ухудшения социально-экономической и экологической ситуации в стране катастрофически падает уровень соматического и психического здоровья детей. На смену процессам акселерации пришли процессы децелерации. В то же время в практике образования идет внедрение новых усложненных программ, создаются инновационные учреждения, которые не учитывают состояние здоровья подрастающего поколения. Ученые и практики бьют тревогу в связи с тем, что растет число детей, которые не справляются со школьной программой. По данным исследований число неуспевающих детей в среднем составляет 30% от общего числа школьников, что составляет от 15-40% неуспевающих в начальных классах. Уровни готовности к школьному обучению достигают к 6 годам менее 50% детей.

В основе трудностей обучения может лежать несформированность высших психических функций (ВПФ), связанная с функциональной незрелостью мозговых структур и обеспечиваемых ими функциональных систем. Ошибки, допускаемые ребенком при нейропсихологическом обследовании, выступают как симптомы, образующие "нейропсихологический синдром развития". Этот синдром существенно отличается от традиционного понимания нейропсихологических синдромов локального поражения мозга и представляет собой закономерное сочетание симптомов, обусловленное логикой морфофункционального созревания различных зон мозга. Симптомы рассматриваются не как результат нарушения психической функции, а как проявление возрастной несформированности определенных ее звеньев, что может быть обусловлено: во-первых, гетерохронностью созревания мозговых структур, во-вторых, характером связи между генетической программой и социальным влиянием в процессе развития ребенка. Таким образом, понятие синдрома расширяется и включает в себя не только патологические проявления, но и индивидуальные различия психических функций и их сочетаний.

Исследования нормального протекания онтогенеза в детском возрасте показали наличие трех основных симптомокомплексов, каждый из которых характеризуется несформированностью определенных звеньев психической деятельности и обусловлен относительной незрелостью лобных отделов головного мозга; функциональной недостаточностью глубинных структур или незрелостью височных, височно-теменно-затылочных областей и их взаимодействия.

Таким образом, в настоящее время известно, что морфофункциональное развитие разных отделов мозга происходит у детей одной возрастной группы неодновременно, гетерохронно. Функциональная незрелость различных отделов головного мозга у детей "интеллектуальной нормы" может при обучении привести к возникновению специфических трудностей. В связи с этим при подготовке ребенка к школе и начале обучения возникает необходимость в проведении профилактики возможных нарушений, коррекции программ развития и обучения конкретного ребенка с учетом имеющейся у него незрелости отделов головного мозга. Поэтому разработка доступных, простых методов диагностики функциональной незрелости отделов головного мозга у детей остается актуальной задачей.

Известен способ определения функциональной незрелости отделов головного мозга у детей с помощью нейропсихологического обследования (тестирования). Методика нейропсихологического обследования включает пробы, направленные на исследование различных видов праксиса (кинестетического, зрительно-пространственного, конструктивного, орального, символического, динамического, исследование реципрокной координации рук), гнозиса (акустического, неречевого слуха и слухомоторных координации, речевого акустического, зрительного и зрительно-пространственного, тактильного), слухоречевой и зрительно-предметной памяти, произвольного внимания, речи, речевых и интеллектуальных процессов (Л. С. Цветкова. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. - Москва, 1997; Э.Г. Симерницкая. Нейропсихологическая методика. "Лурия-90". - М.: Знание, 1991). После тестирования проводят качественную и количественную оценку результатов выполнения проб.

Выполнение тестов оценивается по четырехбалльной системе с помощью цифр 0, 1, 2, 3:
0 - это практически правильное выполнение всех тестов без ошибок;
1 - это 25% ошибок и 75% правильно выполненных тестов;
2 - это 50% ошибок и 50% правильно выполненных тестов;
3 - это 100% ошибок при выполнении тестов.

Подсчет процента ошибок по каждому тесту дает возможность построить график, в котором будет отражено на момент обследования распределение симптомов в синдроме и его ядро, наиболее слабые и сильные стороны.

Качественный анализ результатов нейропсихологического обследования детей 5-7 года жизни предусматривал квалификацию ошибок, допускаемых детьми при тестировании. Наличие разнообразных ошибок позволяло определить ведущую симптоматику у каждого обследованного ребенка. Разнообразие ошибок позволило сгруппировать их таким образом, чтобы представить каждую симптоматику отдельно.

1. Лобная симптоматика (функциональная незрелость лобных отделов головного мозга):
1.1 персеверации - многократное повторение одних и тех же элементов стимульного ряда, "застревания" на предшествующем звене действия, "соскальзывание" с цепочки действия, ошибки в воспроизведении порядка стимулов (ребенок меняет местами отдельные звенья действия, нарушает структуру), "застревание" в деталях, трудности в завершении действия, в переключении с одного действия на другое;
1.2 неловкие, импульсивные движения, нарушение мелодики движений;
1.3 импульсивное, неустойчивое внимание;
1.4 ошибки в смысловой организации (сложности в выделении скрытого смысла, в логическом построении рассказа), сложности в построении аналитического поведения.

2. Заднелобная симптоматика (функциональная незрелость заднелобных отделов мозга):
2.1 ошибки при выполнении тестов на динамический праксис - трудности переключения с одного элемента действия на другой, замедленность выполнения по речевой инструкции;
2.2 ошибки при выполнении тестов на слухо-моторную координацию - трудности в воспроизведении ритмических рисунков на слух и по речевой инструкции (у ребенка отмечается недостаточность ударов, замедленность, персеверации).

3. Теменная симптоматика (функциональная незрелость теменных отделов мозга):
3.1 кинестетические и кинетические ошибки - проявляются в затруднении определить предметы на ощупь; затруднения с нахождением нужной части тела, принятия определенной позы с закрытыми глазами; затруднения сделать нужный набор движений по зрительному и тактильному образцу.

4. Теменно-затылочная симптоматика (функциональная незрелость теменно-затылочных отделов мозга):
4.1 ошибки в воспроизведении пространственных стимулов - трудности в пространственной ориентации, нарушение зрительно-пространственных синтезов;
4.2 топографические ошибки - ошибки, связанные с изменением формы стимула (оптические ошибки), трудности в различении геометрических фигур, параграфии - замены фигурок стимульного ряда схожими фигурками по начертанию;
4.3 координатные ошибки - ошибки, связанные с неправильной ориентировкой стимула в пространстве, в системе координат ("зеркальное письмо");
4.4 ошибки и затруднения в узнавании "зашумленных" предметов, нарушение симультанного восприятия группы зрительных элементов, быстрое истощение зрительной рецепции, затруднение процессов зрительной адаптации.

5. Переднетеменная симптоматика (функциональная незрелость переднетеменных отделов мозга):
5.1 грубые, неточные движения рук, нарушение кинестетической основы движений;
5.2 затруднения в оценке серийно построенных двигательных актов, соотношения "основных" и "фоновых" компонентов движений;
5.3 затруднения плавности речи;
5.4 инертность в протекании интеллектуальных операций, замедленность процесса понимания сложных логико-грамматических структур.

6. Верхневисочная симптоматика (функциональная незрелость верхневисочных отделов мозга):
6.1 литеральные парафазии - ошибки в различении близких по звучанию звуков, фонем родного языка (ошибки тонких звуковых дифференцировок, затруднения в различении "оппозиционных" или "коррелирующих" фонем);
6.2 вербальные парафазии - замена слов на слова, близкие по смыслу, нарушение смысловой стороны (если причина в нарушении фонематического восприятия);
6.3 ошибки при повторении ритмических рисунков в быстром предъявлении (по принципу "не успеваю схватить на слух"), при медленном предъявлении ошибки исчезают.

7. Теменно-височная симптоматика (функциональная незрелость теменно-височных отделов мозга):
7.1 ошибки, связанные с нестойкостью слухоречевой памяти (трудности удержать в памяти длинную серию слов, персеверации при их воспроизведении, пропуски элементов стимульного ряда, контаминации - смешивание фраз, ухудшение запоминания при отсроченном предъявлении, замены перестановки слов);
7.2 ошибки в определении неречевых звуков;
7.3 метрические ошибки - ошибки при передачи метроритма (лишние удары, замедленность);
7.4 сенсорно-афазические нарушения - отчуждение смысла слов при увеличении объема словесного материала.

Таким образом, нейрофизиологическое тестирование позволяет определять функциональную незрелость различных отделов головного мозга.

Однако данный метод тестирования имеет следующие недостатки: длительность обследования (не менее 1,5 часа на одного ребенка), сложная и часто неоднозначная (субъективная) интерпретация полученных результатов, тестирующий должен иметь специальную нейропсихологическую подготовку.

Целью изобретения является упрощение способа, повышение доступности, сокращение времени определения.

Поставленная цель достигается тем, что определяют профиль латеральной организации мозга, выявляя мануальную, слухоречевую и зрительную асимметрии. Обрабатывают полученные результаты тестирования и определяют профиль латеральной организации мозга (ПЛО). При профиле латеральной организации, определенной как "чистый правша" или "чистый левша", определяют функциональную незрелость теменно-затылочных отделов головного мозга, при ПЛО "праворукий" - определяют функциональную незрелость лобно-переднетеменных отделов, при ПЛО "леворукий" - незрелость теменных, и/или верхневисочных, и/или теменно-височных отделов мозга. При ПЛО "амбидекстр" дополнительно учитывают, была ли в анамнезе у ребенка перинатальная энцефалопатия: при наличии перенесенной перинатальной энцефалопатии определяют функциональную незрелость заднелобных отделов мозга, а при отсутствии в анамнезе перинатальной энцефалопатии определяют отсутствие связи функциональной незрелости с определенными отделами головного мозга.

Сопоставительный анализ с прототипом показал, что предлагаемое техническое решение отличается от известного тем, что определяют по предлагаемой схеме профиль латеральной организации мозга и в зависимости от ПЛО обследуемого определяют функциональную незрелость отделов головного мозга (при ПЛО "чистый правша" или "чистый левша" определяют функциональную незрелость теменно-затылочных отделов, при ПЛО "праворукий" определяют незрелость лобно-переднетеменных, при ПЛО "леворукий" - теменных, и/или верхневисочных, и/или теменно - височных отделов мозга, при ПЛО "амбидекстр" (с перенесенной энцефалопатией) определяют функциональную незрелость заднелобных отделов.

Таким образом, предлагаемый способ соответствует критерию изобретения "новизна".

Проведенный анализ патентной и специальной литературы показал, что предлагаемый способ отличается не только от прототипа, но и от других технических решений в данной и смежных областях. Так, авторами не найдено способа определения функциональной незрелости отделов головного мозга по профилю латеральной организации мозга. Предлагаемый способ позволяет быстро, с высокой точностью, не требуя дополнительных материальных затрат, определить функциональную незрелость отделов головного мозга, трудности, которые с высокой вероятностью возникнут в процессе обучения ребенка и соответственно этому скорректировать систему развития и обучения конкретного ребенка.

Данный способ может быть использован врачами-педиаторами и невропатологами, детскими психологами, воспитателями детских дошкольных учреждений и педагогами начальных классов.

Таким образом, предлагаемый способ соответствует критериям "изобретательский уровень" и "промышленная применимость".

Способ осуществляется следующим образом.

У ребенка определяют наличие асимметрии: мануальной, слухоречевой и зрительной. Оценивают не только факт асимметрии, но и его степень в баллах.

При проведении исследования с детьми соблюдают следующие правила: каждое задание предлагают ребенку в игровой форме, не фиксируя внимание на то, какой рукой он действует, все предметы располагают строго перед ребенком.

Методика исследования ПЛО включала три группы тестов.

1. Оценка мануальной асимметрии (максимальное количество баллов 12).

1.1. Опросник. Данный опросник может быть предложен родителям. Ответы на предложенные вопросы, касающиеся выполнения первичных действий, позволяет выявить степень доминирования правой (левой) руки. В опросник входят 16 вопросов, соответствующих унимануальным (выполняемым одной рукой) тестам: "письмо", "рисование", "держать ложку", "расчесывание", "чистить зубы", "бросать мяч одной рукой", "ловить мяч одной рукой", "открывать коробок", "доставать спички из коробка", "вырезать ножницами по контуру", а также бимануальным (выполняемые двумя руками) тестам: "нанизывать бисер или пуговицы на нитку", "вращательные движения" (открывать емкости с завинчивающимися крышками), "кубики", "вдевать нитку в иголку", "строить колодец из спичек", "развязывание узлов".

Обработка результатов: ответы заносят в таблицу (см. в конце описания).

Максимальное количество баллов по данному опроснику - 3 балла. Они распределяются следующим образом: если в ответах на поставленные вопросы родители отвечают, что их ребенок всегда пользуется правой рукой, то эти данные оцениваются в 3 балла, если в 1-3 случаях одинаково пользуется и правой и левой рукой - 2 балла, если в 4-10 случаях ребенок одинаково пользуется и правой и левой рукой - 1 балл, если больше, чем в 10 случаях использует левую руку - 0 баллов.

1.2. Моторные пробы (определение ведущей руки):
- "переплетение пальцев кистей" - по просьбе испытуемый быстро переплетает пальцы: ведущей рукой считается та, большой палец которой оказывается сверху;
- "скрещивание рук или поза Наполеона" - ведущей считается та рука, локоть которой оказывается сверху;
- "тест на аплодирование" - при аплодировании более активная рука, совершает ударные движения о ладонь неведущей руки.

Обработка результатов: максимальное количество баллов - 3, они распределяются следующим образом: при выполнении каждого задания 1 балл ставят, если сверху оказывается правый палец, правый локоть или правая рука, и 0 баллов ставят, если сверху оказывается левый палец, левый локоть или левая рука.

1.3. Динамометрия - измерение силы кисти каждой руки с помощью ручного динамометра. Измерение проводят трижды, три раза подряд. Измеряется сила сначала одной руки, затем другой. Вычисляют среднее значение силы каждой руки. Ведущей считается та рука, которая по силе превосходит другую руку больше, чем на 1 кг.

Обработка результатов:
Максимальное количество баллов - 2 балла.

Коэффициент асимметрии рассчитывают по следующей формуле:
Кас.=((Nпр.-Nлев.)/(Nпр.+Nлев.)•100
где Nпр. - средняя сила правой руки, Nлев. - средняя сила левой руки
Если Кас. положительный - 2 балла, асимметрия отсутствует - 1 балл, отрицательный - 0 баллов.

1.4. Теппинг-тест - оценка темпа, ритма и устойчивости движений. Предлагается бланковая методика (лист бумаги, разделенный на четыре части) - испытуемый должен карандашом ставить точки последовательно в 4 частях листа в течение 15-30 с. Выполнение теста предусматривает работу правой и левой рук попеременно. Фиксируют число ударов, сделанных правой и левой рукой. Рассчитывют коэффициент асимметрии.

Обработка результатов:
Максимальное количество баллов - 2 балла.

Коэффициент асимметрии рассчитывают по следующей формуле:
Кас.=((Nпр.-Nлев.)/(Nпр.+Nлев.)•100,
где Nпр. - среднее время выполнения правой рук, Nлев. - количество ударов, сделанных левой рукой. Если Кас. положительный - 2 балла, асимметрия отсутствует - 1 балл, отрицательный - 0 баллов.

1.5. Проба Аннет. Для определения моторной асимметрии используют диагностическое устройство, которое представляет собой подставку с двумя рядами отверстий по 10 штук. Испытуемый должен переставлять деревянные палочки из одного ряда в другой пятикратно правой и левой рукой.

Обработка результатов: учитывают время в секундах. Далее рассчитывают среднее арифметическое значение полученных результатов для правой и левой руки и коэффициент мануальной асимметрии по формуле
Кас.=((Nпр.-Nлев.)/(Nпр.+Nлев.)•100,
где Nпр. - среднее время выполнения правой руки, Nлев. - среднее время выполнения левой руки.

Если Кас. положительный - 0 баллов, асимметрия отсутствует - 1 балл, отрицательный - 2 балла.

2. Оценка слухоречевой асимметрии (максимальное количество баллов 4).

2.1. Ребенку предлагают послушать, тикают ли часы.

2.2. Ребенку предлагают оценить громкость тиканья часов правым и левым ухом.

2.3. Ребенку что-то говорят шепотом, он подставляет ведущее ухо, которым легче и быстрее осознается услышанное.

2.4. Ребенку предлагают взять и послушать телефонную трубку.

Обработка результатов.

За выполнение каждого теста ребенок получает по 1 баллу, если предпочтение отдает правому уху, и 0 баллов, если предпочтение отдает левому уху.

3. Оценка зрительной асимметрии (максимальное количество баллов 2).

3.1. Проба Розенбаха. Испытуемый держит вертикально в вытянутой руке карандаш и фиксирует его взором на определенной точке, отстоящей на 3-4 м, оба глаза при этом открыты. Затем ребенку закрывают попеременно правый и левый глаз. Ведущим считают глаз, при закрытии которого карандаш смещается в его сторону.

3.2. Тест "карта с дырой". В листе плотной бумаге вырезают отверстие 1х1 см. Держа эту карту на небольшом расстоянии от глаз, ребенок смотрит на предметы, рассматривание осуществляется ведущим глазом.

Обработка результатов: если оба теста выявили доминирование правого глаза - 2 балла, если при одном тестирование ведущим был правый, а при другом левый глаз - 1 балл, если в обоих тестах отмечалось доминирование левого глаза - 0 баллов.

После проведения тестирования по количеству набранных ребенком баллов определяют ПЛО.

Возможны 5 типов:
1. "Чистые правши" - дети с доминирование правых функций по всем признакам. К ним относятся дети, получившие 11-12 баллов по мануальным пробам, 16-18 баллов по всем признакам.

2. Праворукие - дети с различными вариантами доминирования уха и глаза, преобладанием правых функций над левыми. По мануальным пробам эти дети набрали 9-10 баллов, 9-16 баллов по всем признакам.

3. Амбидекстры - дети, имеющие приблизительное равенство левой и правой рук при различных соотношениях слуховых и зрительных функций. К ним относятся дети, получившие 7-9 баллов по мануальным пробам, общее число баллов от 7 до 9.

4. Леворукие - дети с различными вариантами доминирования уха и/или глаза, преобладанием левых функций над правыми. По мануальным пробам 0-2 балла, общее количество баллов от 1 до 8.

5. Чистые левши - дети с доминированием левых функций над правыми по всем признакам. Дети, получившие 0 баллов и по мануальным пробам и по всем остальным показателям.

В соответствии с определенным ПЛО и отнесением ребенка в одну из вышеперечисленных групп определяют функциональную незрелость отделов головного мозга: при ПЛО "чистый правша" или "чистый левша" определяют функциональную незрелость теменно-затылочных отделов головного мозга, при ПЛО обследуемого "праворукий" - определяют незрелость лобно-переднетеменных отделов головного мозга, при ПЛО "леворукий" определяют наличие функциональной незрелости теменной и/или теменно-височной и/или верхневисочной областей. При ПЛО "амбидекстр" - определяют незрелость заднелобных отделов головного мозга (при наличии у обследуемого перинатальной энцефалопатии в анамнезе) и отсутствие связи функциональной незрелости мозга с определенными отделами головного мозга (при отсутствии у обследуемого перинатальной энцефалопатии в анамнезе).

Пример 1. Кирилл Т., 6,4 года (подготовительная к школе группа)
Мальчику проведено определение функциональной незрелости отделов головного мозга по предлагаемому способу. Для этого определен профиль латеральной организации мозга:
1. Оценка мануальной асимметрии.

1.1. Анализ данных опросника показал: из 16 вопросов на 12 получили ответы, указывающие на левую руку, в 4 случаях отмечено одинаковое использование как левой, так и правой руки ("расчесывание", "открывать коробок", "кубики", "строить колодец из спичек"). Общее количество баллов 0.

1.1. При выполнении моторных проб в трех случаях преобладающей оказалось левая рука (левый палец, левый локоть и левая рука). Общее количество баллов 0.

1.2. Динамометрия: Показатели правой руки: 1 - 8, 2 - 7,5, 3 - 8,2 (среднее - 7,9).

Показатели левой руки: 1 - 9,5, 2 - 9,7, 3 - 8,6 (среднее - 9,2), Кас.= ((7,9-9,2)/(7,9+9,2)•100=-7,6. Общее количество баллов 0.

1.4. Теппинг-тест: Количество ударов правой рукой - 83, количество ударов левой рукой - 108, Кас.=((83-108)7(83+108)•100=
-13,8. Общее количество баллов 0.

1.5. Проба Аннет: время выполнения правой рукой - 25 с, время выполнения левой рукой - 18 с.

Кас.=((25-18)/(25+18)•100=16,27
Общее количество баллов - 0.

2. Оценка слухоречевой асимметрии.

По четырем пробам ведущим оказалось левое ухо. Количество баллов - 0.

3. Оценка зрительной асимметрии.

В обеих пробах ведущий глаз - левый. Количество баллов - 0.

Общее количество баллов по трем группам тестов - 0. Данное количество баллов соответствует ПЛО - "чистый левша" - ребенок с доминированием левых функций над правыми по всем признакам. Исходя из полученного ПЛО у ребенка определена незрелость теменно-затылочных отделов головного мозга.

Для подтверждения данного вывода ребенку проведено нейропсихологическое обследование.

Поведение при обследовании: мальчик идет на контакт, соглашается на обследование ("поиграть в настольные игры"). Задание выполняет старательно, стремиться исправлять ошибки (если самостоятельно их видит). Инструкции принимает и пытается им следовать.

Двигательная сфера.

При выполнении проб на зрительно-пространственный праксис (пробы Хэда) отмечались ошибки пространственного расположения рук, замена правой руки на левую, зеркальные ошибки. В пробах на конструктивный праксис отмечались ошибки пространственного характера: неправильно располагает палочки внутри фигуры, путает правую и левую сторону, не может воспроизвести фигуру; имеет место несформированность реципрокной координации рук (систематические сбои, дискоординация движений).

При выполнении проб на кинестетический праксис отмечены единичные ошибки. В пробах на оральный, символический и динамический праксис ошибок выявлено не было.

Познавательная сфера.

При обследовании слухомоторной координации - пробы на воспроизведение ритмов по образцу - отмечались моторные трудности, замедленность движений; при выполнении проб на зрительно-пространственный гнозис - дорисовать недостающие элементы у изображенных предметов, определить и назвать наложенные и зашумленные изображения - отмечаются ошибки - из 10 изображенных предметов выделяет только 3 наиболее простые, видит лишь отдельные недостающие детали, наиболее яркие и характерные (например, определяет недостающую ножку у стола, но не вычленяет недостающий клык у слона, зубчики пилы и пр.). При выполнении проб на неречевой слух, речевой акустический и тактильный гнозис ошибок не обнаружено.

В пробах на исследование зрительно-предметной памяти присутствуют выраженные ошибки узнавания предметов, путает картинки - дистракторы (из одной соматической группы) с картинками - стимулами, аналогичные ошибки и при выполнении проб с геометрическим фигурами. В пробах на произвольное внимание отмечаются отдельные ошибки в удержании программы действий, отсутствие сосредоточенности при прослеживании ряда предметов в поисках нужного пропускает отдельные стимулы.

При обследовании слухоречевой памяти ошибок не выявлено.

Речь и интеллектуальная деятельность: ребенок затрудняется в выделении скрытого смысла в пословицах и поговорках, из набора картинок (серия из 4 картинок) выстраивает логическую цепочку после помощи экспериментатора, построить рассказ по разложенным картинкам затрудняется - хотя может перечислить основные действия, факты.

Вывод: на первый план выступает несформированность конструктивного праксиса, зрительно-пространственного гнозиса и зрительно-предметной памяти (балльная оценка 2). Ошибки, допущенные при выполнении данных проб, свидетельствуют о недостаточном развитии теменно-затылочных отделов головного мозга.

Таким образом, нейропсихологическое обследование подтвердило вывод, сделанный на основании определения ПЛО, о функциональной незрелости преимущественно теменно-затылочных отделов мозга.

Пример 2. Наташа П., 6,7 лет, подготовительная к школе группа.

Девочке определяют функциональную незрелость отделов головного мозга по предлагаемому способу.

Исследование ПЛО.

1. Оценка мануальной асимметрии.

1.1. Анализ данных опросника, полученных на основании ответов родителей, показал, что во всех тестах девочка пользуется правой рукой.

Общее количество баллов 3.

1.2. При выполнении моторных проб в трех случаях преобладающей оказалось правая рука (правый палец, правый локоть и правая рука).

Общее количество баллов 3.

1.3. Динамометрия:
Показатели правой руки: 1 - 7,5; 2 - 7,5; 3 - 8 (среднее - 7,6).

Показатели левой руки: 1 - 7; 2 - 7,8; 3 - 8,4 (среднее - 7,73).

Кас.=((7,6-7,73)/(7,6+7,73)•100=-0,84 (показатель несущественный).

Общее количество баллов 1.

1.4. Теппинг-тест.

Количество ударов правой рукой 112.

Количество ударов левой рукой 78.

Кас.=((112-78)/(112+78)•100=17,89.

Общее количество баллов 2.

1.5. Проба Аннет.

Время выполнения правой рукой 20 с.

Время выполнения левой рукой 27 с.

Кас.=((20-27)/(20+27)•100=-14,89.

Общее количество баллов 2.

2. Оценка слухоречевой асимметрии.

По трем пробам из четырех ведущим оказалось правое ухо и только при произнесении шепота ребенок повернулся к экспериментатору левым ухом.

Количество баллов 3.

3. Оценка зрительной асимметрии.

В обеих пробах ведущий глаз правый.

Количество баллов 2.

Общее количество баллов по трем группам тестов - 16 (из них 11 баллов по мануальным тестам). Данное количество баллов соответствует типу - чистый правша - ребенок с доминированием правых функций над левыми по всем признакам.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что профиль латеральной организации мозга обследованного ребенка - "чистый правша".

Таким образом, на основании проведенного обследования можно сделать вывод о функциональной незрелости теменно-затылочных отделов головного мозга.

Для подтверждения данного вывода девочке проведено нейропсихологическое обследование, результаты которого представлены ниже. Поведение при обследовании: девочка легко вступает в контакт, задания выполняет старательно, понимает и принимает инструкцию экспериментатора, произвольная регуляция и контроль деятельности в норме.

Двигательная сфера.

При выполнении проб на зрительно-пространственный и конструктивный праксис отмечаются серьезные ошибки - ошибки пространственного расположения рук (пробы Хэда), замена правой руки на левую, левой на правую, неправильное расположение палочек внутри фигуры, путаница правого и левого положения, сложности при воспроизведении фигуры.

При выполнении проб на кинестетический праксис - отдельные ошибки, связанные с координацией пальцев рук - сложности в перекрестном движении пальцев, сложности в воспроизведении нужной позы руки без зрительной опоры.

В остальных видах праксиса - оральном, символическом, динамическом - ошибки не обнаружены. Проба на рецепрокную координацию рук затруднений не вызвала.

Познавательная сфера.

Наибольшие затруднения в исследовании познавательной сферы вызвал зрительный и зрительно-пространственный гнозис - девочка затруднялась в определении недостающих деталей предмета (из предложенного набора картинок определила и дорисовывала недостающие детали у 3 из 7), испытывала достаточные трудности в определении предметов на "зашумленных" картинках, выделяла не больше 2 из 10 предметов.

В пробах на слухомоторную координацию отмечались отдельные ошибки в определении ритмических рисунков, сложности в повторении ритмических рисунков, вместе с тем при выполнении тестов по словесной инструкции "постучи 2 раза сильно и 3 раза слабо" успешно справлялась, достаточно хорошо определяла количество ударов.

В тестах на тактильный гнозис девочка также испытывала отдельные затруднения - в определении геометрической фигуры, "рисуемой" на тыльной стороне ладони экспериментатором, в то же время определение предметов на ощупь не вызывало у нее затруднений.

На фоне отсутствия ошибок при выполнении тестов на слухоречевую память отдельные значимые трудности возникали при выполнении тестов на зрительно-предметную память - невозможность правильно выделить предложенные картинки - стимулы на фоне картинок-дистракторов. В основном отмечались ошибки в пределах одной семантической группы (в группе посуда, домашние птицы).

Недостаточно успешно девочка справлялась с тестами на произвольное внимание - после нескольких правильно выполненных заданий отмечается утомляемость (при длительной сосредоточенности) и выключение из работы.

При обследовании речевого акустического гнозиса и слухоречевой памяти особых затруднений не выявлено.

Речь и интеллектуальная деятельность.

Не обнаружено знаков несформированности фонематического слуха, повторной, номинативной речи. Вместе с тем затруднения вызывают следующие пробы: выделение скрытого смысла пословицы и поговорки (смогла выполнять данное задание после разбора нескольких примеров); справляется с определением и составлением логической последованности из серии картинок, вместе с тем возникают трудности при составлении рассказа по полученным опорным данным.

Вывод: на первый план выходят несформированность таких ВПФ, как зрительно-пространственного, конструктивного праксиса и зрительно-пространственного гнозиса - характерные ошибки свидетельствуют о функциональной незрелости теменно-затылочных отделов мозга.

Таким образом, нейропсихологическое обследование подтвердило вывод, сделанный на основании определения ПЛО мозга, о функциональной незрелости темено-затылочных отделов головного мозга.

Пример 3. Саша С., 6,5 года (подготовительная к школе группа) Ребенку определяли функциональную незрелость отделов головного мозга, как описано выше. Для этого определяли ПЛО мозга. В процессе тестирования были получены следующие результаты.

1. Оценка мануальной асимметрии.

1.1. Анализ данных опросника, полученных на основании ответов родителей, показал, что в приведенных примерах мальчик чаще использует левую руку, но в некоторых случаях ("вращательные движения", "кубики", "чистить зубы", "расчесываться" одинаково использует обе руки).

Общее количество баллов 1.

1.2. При выполнении моторных проб в трех случаях преобладающей оказалась левая рука (левый палец, левый локоть и левая рука).

Общее количество баллов 0.

1.3. Динамометрия:
Показатели правой руки: 1 - 8; 2 - 8,3; 3 - 7,9 (среднее - 8,06).

Показатели левой руки: 1 - 8,5; 2 - 9,2; 3 - 9 (среднее - 8,9).

Кас.=((8,06-8,9)/(8,06+8,9)•100=-4,95.

Общее количество баллов 0.

1.4. Теппинг-тест:
Количество ударов правой рукой 104.

Количество ударов левой рукой 154.

Кас.=((104-154)/(104+154)•100=-19,34.

Общее количество баллов 0.

1.5. Проба Аннет.

Время выполнения правой рукой 28 с.

Время выполнения левой рукой 21 с.

Кас.=((28-21)/(28+21)•100=14,28.

Общее количество баллов - 0.

2. Оценка слухоречевой асимметрии.

По трем пробам из четырех ведущим оказалось левое ухо и только при определении более сильного тиканья часов ребенок указал на правое ухо.

Количество баллов 1.

3. Оценка зрительной асимметрии.

В первой пробе - правый глаз, во второй - левый.

Количество баллов 1.

Общее количество баллов по трем группам тестов 3 (из них 1 балл по мануальным тестам). Данное количество баллов соответствует типу леворукий - ребенок с доминированием левых функций над правыми по всем признакам. На основании проведеного тестирования сделан вывод о функциональной незрелости теменных, верхневисочных и теменно-височных отделов мозга.

Для подтверждения полученного вывода ребенку проведено нейропсихологическое тестирование.

Поведение при обследовании: мальчик принимает активное участие в обследовании, идет на контакт с экспериментатором, с интересом относится к предъявляемым заданиям, стремится их выполнять, ошибки при выполнении тестов исправляет только после вмешательства экспериментатора, самостоятельно их не видит.

Двигательная сфера.

Выявлены существенные затруднения при выполнении тестов на кинестетический праксис.

В тестах на зрительно-пространственный и конструктивный праксис выявлены отдельные ошибки при выполнении проб Хэда (замена правой руки на левую, отдельные ошибки пространственного расположения рук), ошибки при копировании геометрических фигур из палочек; имеет место недостаточная сформированность реципрокной координации рук.

При выполнении тестов на оральный, символический и динамический праксис ошибок не обнаружено.

Познавательная сфера.

В пробах на неречевой слух ребенок испытывает затруднения в определении, каким предметам принадлежат звуки; существенные затруднения испытывает в пробах на речевой акустический и тактильный гнозис. Были выделены следующие ошибки: литеральные и вербальные парафазии, затруднения при опознании предметов на ощупь, при нахождении нужной части тела; испытывает сложности при определении геометрической фигуры, рисуемой на тыльной стороне ладони. В пробах на зрительно-пространственный гнозис и слухомоторную координацию отмечаются отдельные трудности в определении недостающих деталей у предметов (не видит, что у стола отсутствует ножка, но определяет отсутствие клыка у слона, что у петуха изображена лишь одна нога и пр.), затруднения на определение предметов на зашумленном рисунке, но после подсказки экспериментатора продолжает самостоятельно выделять "спрятанные" предметы, отдельные метрические ошибки при воспроизведении ритмических рисунков, но они носят характер моторных трудностей, замедленности выполнения, в медленном темпе метрические ошибки практически снимаются.

В отличие от существенных сложностей в запоминании и правильной передаче информации, предъявляемой на слух (слухоречевая память), в пробах на зрительно-предметную память ошибки носят единичный характер, ребенок удерживает до 5 предметов стимульного ряда и в точности их воспроизводит, при увеличении стимульного ряда до 8-10 предметов начинают появляться персеверации.

Существенные сложности выявлены при выполнении проб на произвольное внимание - мальчику не удается удерживать программу действий (особенно предъявляемой по словесной инструкции), есть "застревание" на одном действии, сложности в переходе к следующему, утомляемость и раздражение в результате испытываемых затруднений, потеря интереса к выполняемому заданию.

Речь и интеллектуальная деятельность: существенное место занимают ошибки в смысловой организации (сложности в выделении скрытого смысла, существенные затруднения в логическом построении рассказа), ошибки смысловой организации имеют также природу фонематическую - отчуждение смысла в связи с несформированностью фонематического слуха.

Вывод: качественный анализ ошибок, сделанных ребенком в ходе обследования, позволяет сделать вывод о функциональной незрелости теменных, верхневисочных и теменно-височных отделов мозга.

Таким образом, полученные результаты подтверждают вывод, сделанный на основании определения ПЛО.

Пример 4. Лена К., 6,6 года (подготовительная к школе группа). Ребенку определяли функциональную незрелость отделов головного мозга по предлагаемому способу.

1. Оценка мануальной асимметрии.

1.1. Анализ данных опросника, полученных на основании ответов родителей, показал, что во всех приведенных примерах девочка пользуется правой рукой.

Общее количество баллов 3.

1.2. При выполнении моторных проб преобладающей оказалось правая рука (правая рука правый локоть, но левый палец).

Общее количество баллов 2.

1.3. Динамометрия:
Показатели правой руки: 1 - 7,2; 2 - 7,5; 3 - 7 (среднее - 7,23).

Показатели левой руки: 1 - 6,3; 2 - 6,8; 3 - 6 (среднее - 6,36).

Кас.=((7,23-6,36)/(7,23+6,36)•100=6,40.

Общее количество баллов 2.

1.4. Теппинг-тест:
Количество ударов правой рукой 98.

Количество ударов левой рукой 89.

Кас.=((98-89)/(98+89)•100=4,81.

Общее количество баллов 2.

1.5. Проба Аннет
Время выполнения правой рукой 29 с.

Время выполнения левой рукой 29 с.

Кас.=((29-29)/(29+29)•100=0.

Общее количество баллов 1 балл.

2. Оценка слухоречевой асимметрии.

По трем пробам из четырех ведущим оказалось правое ухо и только при произнесении шепота ребенок обратился к экспериментатору левым ухом.

Количество баллов 3.

3. Оценка зрительной асимметрии.

Однократное использование и правого, и левого глаза.

Количество баллов 1.

Общее количество баллов по трем группам тестов 14 (из них 10 баллов по мануальным тестам). Данное количество баллов соответствует типу праворукий - ребенок с доминированием правых функций над левыми функциями. На основании проведенного тестирования у девочки определена функциональная незрелость лобнопереднетеменных отделов головного мозга.

Для подтверждения полученного вывода девочке было проведено нейропсихологическое обследование.

Поведение при обследовании: Лена соглашается принять участие в выполнении игровых заданий, к ошибкам относиться спокойно, пытается их исправить только после указания на них экспериментатором. По ходу обследования пытается построить общение с экспериментатором, является инициатором беседы об интересующих ее вопросах (рассказывает о себе, своей семье, группе детского сада), отвлекается от заданий.

Двигательная сфера.

При выполнении проб на двигательную сферу отмечаются ошибки в кинестетическом и динамическом праксисе. На фоне затруднений дифференциации пальцев рук, поиска нужных поз с закрытыми глазами, переборе пальцев рук, существенные затруднения отмечаются в характере движений: движения неплавные, резкие, нарушена произвольная двигательная сфера, трудности переключения с одного элемента действия на другой, замедленность выполнения по речевой инструкции, персеверации, "застревания" на предшествующем звене действия, нарушения структуры действий. Имеет место несформированность реципрокной координации рук.

В пробах на зрительно-пространственный, конструктивный, оральный и символический праксис ошибок не выявлено.

Познавательная сфера.

Наиболее ярко ошибки проявляются в пробах на слухомоторную координацию (3 балла) - трудности в воспроизведении ритмических рисунков на слух и по речевой инструкции (у девочки отмечается недостаточность ударов, замедленность, персеверации).

Характерные ошибки встречаются в пробах на тактильный гнозис и произвольное внимание (2 балла) - затруднения в определении предметов на ощупь, в нахождении нужной части тела, в удержании программы действий, персеверации, "застревания" на одном действие, сложности при переходе к следующему действию.

Отдельные ошибки выявлены в пробах на слухоречевую память (затруднения при переключении на новый ряд, ошибки в воспроизведении ряда с персеверациями).

В пробах на неречевой слух, речевой акустический гнозис, зрительно-предметную память ошибок не выявлено.

Речь и интеллектуальная деятельность.

Существенные затруднения отмечаются в речевой и интеллектуальной деятельности, которые носят специфический характер, например, девочка испытывает существенные затруднения при составлении рассказа по картинкам, выстраивании логических цепочек, сложности в выделении скрытого смысла в пословицах (понимает, что не бывает буквального понимания словосочетания "золотые руки" или "хлеб всему голова", но объяснить, что стоит за этой фразой не может). В то же время ошибок по принципу нарушения фонематического восприятия не отмечается.

Вывод.

В силу индивидуальных особенностей развития у девочки отмечается несформированность кинестетического и динамического праксиса, слухомоторных короодинаций, тактильного гнозиса, произвольного внимания и речи. Основной причиной данного недоразвития можно считать недостоточное функционировании лобных и переднетеменных отделов.

Таким образом, нейропсихологическое тестирование подтвердило вывод, сделанный на основании определения ПЛО.

Пример 5. Миша К., 6,2 года (подготовительная к школе группа). Ребенку проведено определение функциональной незрелости областей мозга по предлагаемому способу. Определен ПЛО.

1. Оценка мануальной асимметрии.

1.1. Анализ данных опросника, полученных на основании ответов родителей, показал, что во всех приведенных примерах мальчик часто одинаково использует и правую, и левую руку (8 случаях).

Общее количество баллов 1.

1.2. При выполнении моторных проб, преобладающей оказалось правая рука (правый палец, правая рука, левый локоть). Общее количество баллов 2.

1.3. Динамометрия.

Показатели правой руки: 1 - 8; 2 - 8,5; 3 - 8 (среднее - 8,33).

Показатели левой руки: 1 - 9,3; 2 - 9,6; 3 - 9,6 (среднее - 9,5).

Кас.=((8,33-9,5)/(8,33+9,5)•100=-6,56.

Общее количество баллов 0.

1.4. Теппинг-тест. Количество ударов правой рукой - 124.

Количество ударов левой рукой 112.

Кас.=((124-112)/(114+112)•100=5,3.

Общее количество баллов 2.

1.5. Проба Аннет.

Время выполнения правой рукой 18 с.

Время выполнения левой рукой 17 с.

Кас.=((18-17)/(18+17)•100=2,85.

Общее количество баллов 2.

2. Оценка слухоречевой асимметрии.

По трем пробам из четырех ведущим оказалось левое ухо и только в одном случае ребенок использовал правое ухо.

Количество баллов 1.

3. Оценка зрительной асимметрии.

В обеих пробах ведущий глаз левый.

Количество баллов 0.

Общее количество баллов по трем группам тестов - 8 (из них 7 баллов по мануальным тестам). Данное количество баллов соответствует типу амбидекстр - ребенок, у которого нет доминирования какого-либо полушария.

Из анамнеза: ребенок перенес перинатальную энцефалопатию.

На основании проведенного обследования у ребенка определена функциональная незрелость заднелобных отделов мозга.

Для подтверждения сделанного вывода ребенку проведено нейропсихологическое обследование.

Поведение при обследовании: мальчик идет на контакт с экспериментатором, во время выполнения тестов отмечается постепенное истощение, которое приводит к возникновению ошибок (не выявлемых ранее, т.е. до тех пор, пора ребенок не устал). По ходу выполнения заданий пытается себя контролировать и по возможности исправляет свои неточности.

Двигательная сфера.

Отмечаются существенные затруднения при выполнении проб на динамический праксис - трудности при переключении с одного элемента действия на другой, замедленность выполнения проб по речевой инструкции.

Отдельные трудности наблюдаются в пробах на кинестетический праксис - при попытке сделать кольцо из двух пальцев одноименной руки, при принятии позы с закрытыми глазами, движения рук неточные, хотя основные и произвольные движения в норме, мелодика движений не нарушена. Имеется несформированность реципрокной координации рук.

В пробах на зрительно-пространсвенный, конструктивный, оральный и символический праксис ошибок не обнаружено.

Познавательная сфера.

В пробах на обследование произвольной сферы отмечаются ошибки слухомоторной координации, трудности в воспроизведении ритмических рисунков на слух и по речевой инструкции (у мальчика отмечается недостаточность ударов, замедленность, персеверации). Отдельные ошибки выявлены в пробах на речевой, акустический и зрительно-пространсвенный гнозис, произвольное внимание. Отмечаются ошибки по типу трудностей переключения с одного действия на другое, замедленность выполнения заданий. При уменьшении объема предлагаемых стимулов и снижении скорости предъявления мальчик пытается исправить ошибки самостоятельно.

Речь и интеллектуальная деятельность.

Отмечаются отдельные трудности при составлении логических цепочек, рассказа. Данные трудности носят аналогичный характер, как и в предыдущих пробах (на произвольную сферу). Затруднений, связанных с фонематическим восприятием, не обнаружено, хотя при большом объеме словесной информации появляется некоторая отчужденность в смысловой организации.

Вывод: наибольшее опасение вызывает несформированность динамического праксиса и реципрокной координации рук, это свидетельствует о функциональной незрелости заднелобных отделов головного мозга.

Таким образом, нейропсихологическое тестирование подтвердило вывод, полученный на основании определения ПЛО мозга, о функциональной незрелости заднелобных отделов.

Предлагаемый способ определения функциональной незрелости отделов головного мозга был использован у 256 детей 5-7 лет. Для подтверждения полученных выводов всем детям было проведено нейропсихологическое тестирование. Точность определения по предлагаемому способу составила 81%.

Предлагаемый способ позволяет быстро (в течение 15-20 минут, по способу-прототипу 1,5-2 часа), с высокой точностью определять функциональную незрелость отделов головного мозга у детей 5-7 лет. Способ прост, доступен, не требует дорогостоящей аппаратуры и специальной нейропсихологической подготовки тестирующего. Способ можно использовать как метод экспресс-диагностики при массовых обследованиях детей. На основании полученных результатов можно определять у детей 5-7 лет наиболее вероятные затруднения в будущей учебной деятельности, проводить профилактическую работу, корректировать программы развития и обучения конкретного ребенка.

Предлагаемый способ рекомендуется использовать в педагогической и медицинской практике.

Похожие патенты RU2225162C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛОКАЛИЗАЦИИ ПОВРЕЖДЕНИЯ МОЗГОВЫХ СТРУКТУР ПРИ ОРГАНИЧЕСКИХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ 2015
  • Шкловский Виктор Маркович
  • Лукашевич Ирина Павловна
RU2581708C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕБНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ У БОЛЬНЫХ С НАРУШЕНИЯМИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПРИ ОЧАГОВЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА 2015
  • Шкловский Виктор Маркович
  • Репин Владимир Яковлевич
RU2581707C1
СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ СОЗРЕВАНИЯ ОТДЕЛОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ДЕТЕЙ 2005
  • Пуляевская Ольга Владимировна
  • Дзятковская Елена Николаевна
RU2286181C1
СПОСОБ КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОСЛЕДСТВИЙ НЕГРУБЫХ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ 6-10 ЛЕТ 2005
  • Дунайкин Михаил Львович
  • Брин Ирина Леоновна
  • Вознякевич Светлана Дмитриевна
RU2301687C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ ЦЕРЕБРОВАСКУЛЯРНОЙ ПАТОЛОГИИ 2011
  • Прокопенко Семен Владимирович
  • Можейко Елена Юрьевна
  • Черных Татьяна Викторовна
  • Корягина Татьяна Дмитриевна
  • Каскаева Дарья Сергеевна
RU2506963C2
Способ дифференциальной диагностики начальных проявлений недостаточности кровоснабжения мозга и дисциркуляторной энцефалопатии 1987
  • Клюева Валентина Николаевна
  • Трошин Владимир Дмитриевич
  • Мельникова Татьяна Владимировна
  • Яшин Евгений Алексеевич
SU1651856A1
Способ диагностики степени выраженности сосудистых когнитивных нарушений 2020
  • Котов Сергей Викторович
  • Щербакова Мария Михайловна
  • Романова Мария Викторовна
  • Котов Алексей Сергеевич
RU2745282C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЭНЦЕФАЛОПАТИИ У ДЕТЕЙ 2012
  • Тышкевич Татьяна Гелиевна
  • Гурская Олеся Евгеньевна
  • Гурчин Александр Феликсович
  • Селиверстов Роман Юрьевич
  • Суслова Галина Анатольевна
  • Соломкина Наталья Юрьевна
RU2501584C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 2009
  • Кожушко Надежда Юрьевна
  • Матвеев Юрий Константинович
RU2402973C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ У ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 10 ЛЕТ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ, АССОЦИИРОВАННЫХ С ВНЕШНЕСРЕДОВЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ МАРГАНЦА ТЕХНОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ 2014
  • Устинова Ольга Юрьевна
  • Лужецкий Константин Петрович
  • Маклакова Ольга Анатольевна
  • Шмырина Юлия Викторовна
  • Кирьянов Дмитрий Александрович
RU2546528C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 225 162 C1

Реферат патента 2004 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ НЕЗРЕЛОСТИ ОТДЕЛОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

Изобретение относится к области медицинской и педагогической психологии и может быть использовано как метод экспресс-диагностики функциональной незрелости отделов головного мозга у детей 5-7 лет, относящихся к "интеллектуальной норме". Определяют профиль латеральной организации мозга и при профиле латеральной организации "чистый правша" или "чистый левша" определяют функциональную незрелость теменно-затылочных отделов головного мозга. При профиле латеральной организации "праворукий" определяют функциональную незрелость лобно-переднетеменных отделов, при профиле латеральной организации "леворукий" - незрелость теменных и/или верхневисочных и/или теменно-височных отделов мозга. При профиле латеральной организации "амбидекстр" дополнительно учитывают, была ли в анамнезе у ребенка перинатальная энцефалопатия, и при наличии перенесенной перинатальной энцефалопатии определяют функциональную незрелость заднелобных отделов мозга. Данный способ прост в исполнении, доступен, позволяет сократить время определения функциональной незрелости отделов головного мозга. Точность способа 81%. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 225 162 C1

Способ определения функциональной незрелости отделов головного мозга у детей 5-7 лет, включающий проведение тестирования и анализ его результатов, отличающийся тем, что определяют профиль латеральной организации мозга и при профиле латеральной организации "чистый правша" или "чистый левша" определяют функциональную незрелость теменно-затылочных отделов головного мозга, при профиле латеральной организации "праворукий" определяют функциональную незрелость лобно-переднетеменных отделов, при профиле латеральной организации "леворукий" - незрелость теменных, и/или верхневисочных, и/или теменно-височных отделов мозга, при профиле латеральной организации "амбидекстр" дополнительно учитывают, была ли в анамнезе у ребенка перинатальная энцефалопатия и при наличии перенесенной перинатальной энцефалопатии определяют функциональную незрелость заднелобных отделов мозга.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2225162C1

ДУУС Петер
Топический диагноз в неврологии - М.: ИПЦ "Вазар-Ферро", 1996, с
Способ получения древесного угля 1921
  • Поварнин Г.Г.
  • Харитонова М.В.
SU313A1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ НА ОСНОВАНИИ БИЛАТЕРАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ЗДОРОВЫХ И БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ 1999
  • Шпак Л.В.
  • Смирнов С.А.
RU2151548C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2001
  • Яновская Н.Н.
RU2178204C1
РЕНЧЛЕР И
Красота и мозг - М.: Мир, 1995, с
ТЕЛЕФОННЫЙ АППАРАТ, ОТЗЫВАЮЩИЙСЯ ТОЛЬКО НА ВХОДЯЩИЕ ТОКИ 1920
  • Коваленков В.И.
SU274A1

RU 2 225 162 C1

Авторы

Дзятковская Е.Н.

Пуляевская О.В.

Даты

2004-03-10Публикация

2002-09-27Подача