УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В НОЧНОЕ ВРЕМЯ, УНИВЕРСАЛЬНОЕ, ДВОЙНОГО ПРИМЕНЕНИЯ (УПЛА-УД) Российский патент 2004 года по МПК B64F1/18 

Описание патента на изобретение RU2225808C2

Изобретение предназначено для применения в области авиации, для посадки летательного аппарата (ЛА) ночью на взлетно-посадочную полосу (ВПП), вертолетную площадку, акваторию гидроаэродрома.

Функционально оно относится к семейству светосигнальных систем, в которых маркер работает в активном режиме (маркер состоит из электрической лампы) или пассивном режиме, где маркер снабжен высокоэффективным светоотражающим покрытием.

Известны устройства для посадки летательного аппарата, патент (авторское свидетельство) №292777, приоритет 1987 г., “Способ обеспечения посадки самолета и устройство для его осуществления”, взятый за прототип, и патент №2043267, приоритет 1994 г. “Система световой сигнализации для посадки летательного аппарат в ночное время”, взятый как аналог.

В прототипе для отображения панорамы ВПП летчику предлагается маркировка маркерами пассивного типа, подсвечиваемыми бортовой посадочной фарой, но нет предложений по конструкции, пригодной для эксплуатации.

В аналоге предложенная конструкция неудачна для серийной эксплуатации, не просматривается модификация для различных вариантов применения, не работает в инфракрасном диапазоне волн, поэтому не обеспечивает “скрытую” посадку летательного аппарата.

Целью изобретения является обеспечение посадки ЛА в ночных условиях в двух вариантах - визуальной, используя визуальное отображение панорамы ВПП при подсвете маркеров бортовой посадочной фарой ЛА; или “скрытой”, при подсветке маркеров бортовой фарой инфракрасного излучения.

Поставленная цель достигается тем, что на борту летательного аппарата наряду со штатной посадочной фарой устанавливается фара инфракрасного подсвета; летчик снабжается очками ночного видения; конструкция маркеров является универсальной для оснащения взлетно-посадочной полосы, вертолетной площадки или части водной акватории гидроаэродрома; маркеры снабжены высокоэффективным светоотражающим покрытием, работающим в световом и инфракрасном диапазонах. Таким образом, устройство является универсальным, двойного назначения - для визуальной или “скрытой” посадки летательного аппарата.

Светосигнальная система для визуальной посадки ЛА известна в прототипе и аналоге.

Для “скрытой” посадки, при которой информацию о панораме ВПП летчик получает через очки ночного видения, подсветка маркеров производится бортовой фарой, работающей в инфракрасном диапазоне, а маркеры снабжены высокоэффективным светоотражающим покрытием, работающим как в световом, так и в инфракрасном диапазонах. Причем дальность обнаружения ВПП летчиком достаточна для завершения посадки летательного аппарата как в видимом, так и в “скрытом” вариантах.

Достаточная дальность обнаружения ВПП подтверждается расчетным путем:

в световом диапазоне по формуле

,

где r - коэффициент яркости световозращающего слоя маркера;

S - площадь отражающей поверхности маркера, м2;

EП - пороговая чувствительность глаза, кд;

D - расстояние от наблюдателя до маркера, равное расстоянию от прожектора до маркера, м;

α - коэффициент ослабления светового потока на единицу дальности;

I - сила светового потока прожектора, кд;

для инфракрасного диапазона:

,

где – ЕП - пороговая чувствительность очков ночного видения, кд;

I0 - сила излучения прожектора в инфракрасном рабочем диапазоне очков ночного видения, кд;

σэфф - эффективная отражающая поверхность в инфракрасном рабочем диапазоне очков ночного видения, м2;

- коэффициент пропускания атмосферой в инфракрасном рабочем диапазоне очков ночного видения;

D - дальность обнаружения маркера оператором с помощью очков ночного видения (принимается, что расстояние от прожектора до маркера и от оператора до маркер приблизительно равно), м.

Натурные летные испытания макетного образца в световом диапазоне в целом показали хорошую эффективность. При выполнении захода на посадку ночью, подсвечивают маркеров бортовой фарой световым потоком 400 ккд, маркеры обнаруживались с расстояния 2,2÷2,5 км.

Для сравнительной оценки возможности и дальности обнаружения ВПП в видимом и инфракрасном диапазонах производилась подсветка маркеров источником света одинаковой мощности в видимом и инфракрасном диапазонах 0,8÷1,1 мкм в темное время суток при отсутствии подсвета луной и другими источниками в видимом диапазоне. На фиг.1, фиг.2. представлены снимки маркеров при наблюдении в видимом и инфракрасном диапазонах, соответственно, с расстояния 2,2 км из которых следует:

достаточная для заключительного этапа посадки летательного аппарата дальность (1÷1,5 км) обнаружения ВПП обеспечивается;

при наблюдении в инфракрасном диапазоне маркеры видны значительно лучше, чем в видимом диапазоне.

Конструкция устройства универсальна, состоит из набора однотипных маркеров, пригодных для ВПП, вертолетной площадки и гидроаэродрома, отличающихся подставками (фиг.3, фиг.4, фиг.5), из которых светосигнальная система компонуется по общепринятой схеме, выбранной заказчиком.

В зависимости от назначения маркер крепится на соответствующую подставку - на ВПП подставкой может быть, например, стандартная стойка с ломаной муфтой (типа “Игла”), на вертолетную площадку маркер крепится заколом к грунту, на гидро ВПП используется пенопластовый поплавок с якорем. Маркер состоит из четырех деталей (фиг.6) - основание 2, к которому крепится три “лепестка” 1. Позицией 3 обозначен поплавок. “Лепестки” выполнены из листовой стали. Наружная сторона “лепестка” покрыта высокоэффективным светоотражающим материалом (пленкой) направленного действия, работающим в световом и инфракрасном диапазонах.

Световозвращающее покрытие (фиг.7) многослойное, состоит из прозрачной пленки 1, пропускающей световой и инфракрасный потоки лучей. Следующий слой - алюминиевая фольга 2, которая с помощью поддерживающей перегородки 3 скреплена с прозрачной пленкой, образует воздушное пространство 4. Воздушное пространство заполнено уваловыми шариками 5. К алюминиевой фольге приклеивается гибкая защитная прокладка 6 специальным водостойким клеем 7.

Гибкая прокладка служит для повышения прочности световозращающего покрытия в свободном состоянии и предотвращения преждевременного высыхания клея. Световозвращающее покрытие наклеивается на плоские поверхности маркера после обезжиривания поверхности и отделения защитной прокладки.

Трехгранная форма выбрана удачной с точки зрения установки одной из плоскостей перпендикулярно направлению заходящего на посадку летательного аппарата, а на водной поверхности, где особые требования предъявляются к заходящему на посадку гидролетательному аппарату (посадка выполняется навстречу ветру или волне), маркер самоориентируется гранью на заходящий на посадку гидролетальный аппарат (фиг.8).

На борту летательного аппарата помимо посадочной фары устанавливается фара, работающая в инфракрасном диапазоне, летчик обеспечивается очками ночного видения.

Таким образом, предлагаемая светосигнальная система пассивного типа, универсальная, двойного применения, обеспечивает в ночное время визуальную или “скрытую” посадку летательного аппарата в зависимости от обстоятельств.

Похожие патенты RU2225808C2

название год авторы номер документа
Система огней глиссады, обеспечивающая визуальную и оптическую посадку в очках ночного видения вертолета на корабль в темное время суток 2017
  • Икрянов Игнат Иванович
  • Киселев Михаил Георгиевич
  • Аникин Владимир Владимирович
  • Торбин Александр Викторович
  • Черных Сергей Сергеевич
RU2671926C1
СИСТЕМА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2006
  • Зябкин Борис Григорьевич
  • Родионов Сергей Дмитриевич
  • Кряжев Юрий Владимирович
  • Чудный Юрий Михайлович
RU2300486C1
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОСАДКИ ГИДРОЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ГДЛА) НА ВОДУ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1997
  • Зябкин Б.Г.
  • Строганов Б.А.
  • Луняков В.С.
  • Камалетдинов Р.Ш.
  • Васильев В.С.
RU2135399C1
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В НОЧНОЕ ВРЕМЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2002
  • Кабачинский В.В.
  • Калинин Ю.И.
  • Фролкина Л.В.
RU2238882C2
СИСТЕМА СВЕТОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В НОЧНОЕ ВРЕМЯ 1994
  • Зябкин Б.Г.
  • Сергеева С.В.
  • Логвиненко А.М.
  • Васин В.П.
RU2043267C1
СПОСОБ СИГНАЛЬНОГО ОСВЕЩЕНИЯ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЫ И/ИЛИ ПОСАДОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ В НОЧНЫХ УСЛОВИЯХ И УСЛОВИЯХ ПЛОХОЙ ВИДИМОСТИ 1999
  • Петрик В.И.
RU2168109C1
СПОСОБ ПОСАДКИ БВС САМОЛЕТНОГО ТИПА НА ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНУЮ ПОЛОСУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПТИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ РАЗЛИЧНОГО ДИАПАЗОНА 2019
  • Целовальникова Наталья Евгеньевна
RU2724908C1
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЫ ЛЕТНОГО БАССЕЙНА ГИДРОАЭРОДРОМА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЗЛЕТА И ПРИВОДНЕНИЯ ГИДРОСАМОЛЕТА 2013
  • Волощенко Вадим Юрьевич
  • Волощенко Петр Юрьевич
RU2539039C1
ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОСАДКИ 2003
  • Калинин Ю.И.
  • Кабачинский В.В.
RU2234440C1
ЛАЗЕРНАЯ СИСТЕМА ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ (ЛА) НА МАЛОРАЗМЕРНЫЕ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ (ВПП) 2013
  • Анисимов Вячеслав Иванович
  • Бутузов Владимир Васильевич
RU2547157C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 225 808 C2

Реферат патента 2004 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В НОЧНОЕ ВРЕМЯ, УНИВЕРСАЛЬНОЕ, ДВОЙНОГО ПРИМЕНЕНИЯ (УПЛА-УД)

Изобретение относится к авиационному оборудованию, предназначенному для обеспечения ночной посадки летательного аппарата. Устройство содержит бортовую посадочную фару и светосигнальную систему с маркерами для визуального отображения летчику взлетно-посадочной полосы, вертолетной площадки или участка акватории гидроаэродрома. Кроме того, на борту летательного аппарата дополнительно установлена фара инфракрасного подсвета При этом маркеры выполнены пассивными со светоотражающим покрытием направленного действия, работающим в световом и инфракрасном диапазонах. Маркеры ориентированы одной из плоскостей перпендикулярно к направлению захода на посадку летательного аппарата. Летчик снабжен очками ночного видения для отображения панорамы взлетно-посадочной полосы, вертолетной площадки или участка акватории гидроаэродрома при подсвете маркеров фарой инфракрасного подсвета. Устройство обладает расширенными функциональными возможностями и, в частности, обеспечивает в ночное время визуальную и “скрытую” посадку летательного аппарата в зависимости от обстоятельств. 8 ил.

Формула изобретения RU 2 225 808 C2

Устройство для обеспечения посадки летательного аппарата ночью, содержащее бортовую посадочную фару и светосигнальную систему с маркерами для визуального отображения летчику взлетно-посадочной полосы, вертолетной площадки или участка акватории гидроаэродрома, отличающееся тем, что на борту летательного аппарата дополнительно установлена фара инфракрасного подсвета, маркеры выполнены пассивными со светоотражающим покрытием направленного действия, работающим в световом и инфракрасном диапазонах, и ориентированы одной из плоскостей перпендикулярно к направлению захода на посадку летательного аппарата, а также предусмотрены очки ночного видения для отображения летчику панорамы взлетно-посадочной полосы, вертолетной площадки или участка акватории гидроаэродрома при подсвете маркеров фарой инфракрасного подсвета.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2225808C2

US 4862164 А, 29.08.1989
СИСТЕМА ПОСАДКИ 1993
  • Заугольнов Юрий Борисович
  • Заугольнов Константин Юрьевич
RU2108943C1
СИСТЕМА ПОСАДКИ САМОЛЕТОВ 1994
  • Алексеев Евгений Георгиевич
  • Банкгальтер Реми Иошуович
  • Николаев Леонид Ефимович
  • Семенов Виктор Иванович
  • Фроимсон Игорь Михайлович
RU2086471C1
МОДИФИЦИРОВАННЫЕ НУКЛЕОЗИД-5'-ТРИФОСФАТЫ КАК АНТИВИРУСНЫЕ АГЕНТЫ 1996
  • Дяткина Н.Б.
  • Арзуманов А.А.
  • Широкова Е.А.
  • Ясько М.В.
  • Александрова Л.А.
  • Викторова Л.С.
  • Горюнова Л.Е.
  • Бибилашвили Р.Ш.
  • Краевский А.А.
RU2183213C2
US 6051840 А, 18.04.2000
Приспособление в пере для письма с целью увеличения на нем запаса чернил и уменьшения скорости их высыхания 1917
  • Латышев И.И.
SU96A1

RU 2 225 808 C2

Авторы

Зябкин Б.Г.

Родионов С.Д.

Чудный Ю.М.

Кряжев Ю.В.

Савочкин Ю.А.

Даты

2004-03-20Публикация

2002-05-15Подача