Предлагаемый способ относится к авиационной технике.
В настоящее время имеется большое количество способов визуальной ориентации летчика в пространстве при взлете и посадке относительно земной поверхности, использующих ее подсветку, отдельные световые маяки или очки смешанной реальности. Применение способов подсветки или маяков на водной поверхности неприменимо из-за отражения светового потока в сторону летчика при определенном относительном угловом положении ЛА и источника света и появления бликов, вызванных волнением, что ведет к дезориентации и ослеплению летчика, а очки смешанной реальности повышают нагрузку на летчика и не решают проблему отсутствия видимости морской поверхности ночью.
Известен способ отображения информации о посадке с помощью бортовой системы отображения (см. патент US №9734727 В2 МПК G01C 21/20, публикация от 2017-08-15), включающий прием данных, от посадочной платформы на подвижном носителе, от подвижного носителя, данных, содержащих в себе текущие динамические параметры подвижного носителя; формирование с помощью блока обработки команд отображения, связанных с посадочной платформой и динамическими параметрами подвижного носителя; и воссоздание на устройстве отображения на основе команд представление первой символики, носящей информацию о посадке, и второй символики, несущей динамические параметры подвижного носителя.
Известны системы и методы вертолетной ситуационной осведомленности и помощи при посадке (см. заявка US №20160133138 А1 МПК G08G 5/025, публикация от 2016-05-12), включающие наземный передатчик с приемником GPS, причем указанный наземный передатчик расположен вблизи посадочной площадки для вертолета; приемник на вертолете для приема сигналов от наземного передатчика, дисплей на вертолете для отображения положения посадочной площадки, приемник GPS на вертолете для определения местоположения вертолета и база данных, включающая идентификационную информацию для посадочной площадки.
Известен способ обеспечения посадки вертолета (см., RU №2621215 С1 МПК, публикация от 2017-06-01), основанный на регистрации излучения световых контрастов, обработке их оцифрованного изображения и вычислении координат местоположения летательного аппарата (ЛА), предусматривающий, что на поверхности земли формируют искусственные световые контрасты путем облучения, по меньшей мере, четырьмя узконаправленными лазерными источниками излучения, установленными на платформе, стабилизированной в горизонтальной плоскости, при этом луч одного из источников вертикален, а три других образуют грани правильной пирамиды с осью симметрии, совпадающей с вертикалью, регистрируют излучение каждого из искусственных световых контрастов посредством двух разнесенных цифровых фотокамер, установленных на стабилизированной платформе, осуществляют обработку оцифрованных изображений, снимаемых с фоточувствительных матриц цифровых фотокамер, для определения координат изображений искусственных световых контрастов, вычисляют координаты искусственных световых контрастов в системе координат, связанной с стабилизированной платформой, вычисляют углы ориентации земной поверхности относительно горизонтальной системы координат, вычисляют высоту полета вертолета, определяют углы, характеризующие неровность земной поверхности, оценивают горизонтальность и неровность земной поверхности, делают вывод о возможности посадки и осуществляют посадку вертолета.
Известен способ пространственной ориентации пилотов воздушных судов при посадке (см., патент RU №2585260 С2 МПК G05D 1/00, публикация от 2016-05-27), предусматривающий формирование виртуальной посадочной глиссады с использованием комплекса, содержащего наголовный модуль, систему позиционирования, включающую средство определения трех линейных и трех угловых координат положения воздушного судна в пространстве, компьютер и модуль памяти с координатами посадочных глиссад, при этом наголовный модуль представляет собой очки смешанной реальности с призмами для вывода на прозрачные стекла очков стереопар виртуальных объектов - маркеров посадочной глиссады, система позиционирования связана с компьютером, генерирующим стереопары виртуальных объектов-маркеров посадочной глиссады для очков смешанной реальности.
Недостатком технических решений является отсутствие визуального контакта с поверхностью, над которой происходит взлет либо посадка.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ обеспечения летчика визуальной информацией в условиях отсутствия видимости земной поверхности в ночное время.
Технический результат достигается тем, что применен способ обеспечения летчика визуальной информацией для повышения пространственной ориентации в условиях отсутствия видимости морской поверхности в ночное время, предусматривающий, что путем формирования видимой, сплошной либо состоящей из нескольких линий, стабилизированной в плоскости горизонта виртуальной поверхности, направляемой вдоль траектории взлета или посадки вертолета и являющейся пространственным продолжением взлетно-посадочной площадкой (ВППл) с реперными метками, информирующими о расстоянии до ВППл с помощью размещенного на корабле на стабилизированной платформе источника излучения светового потока.
Сущностью предложенного технического решения является то, что оно позволяет получить возможность визуальной ориентации летчика относительно водной поверхности и ВППл в темное время суток, как при взлете, так и при заходе на посадку.
Сравнение предлагаемого решения с известными техническими решениями показывает, что оно обладает новой совокупностью существенных признаков, которые совместно с уже известными признаками позволяют успешно реализовать поставленную цель.
Состав предложенной системы
Изобретение проиллюстрировано графическими материалами, где приведены варианты исполнения видимой виртуальной поверхности:
фиг. 1 - сформированная сплошная виртуальная поверхность;
1. Видимая виртуальная поверхность.
2. Взлетно-посадочная площадка (ВППл).
3. Корабль.
4. Вертолет.
5. Водная поверхность.
фиг. 2 - виртуальная поверхность, состоящая из нескольких линий;
1. Видимая виртуальная поверхность.
2. Взлетно-посадочная площадка (ВППл).
3. Корабль.
фиг. 3 - виртуальная поверхность, имеющая реперные метки;
1. Видимая виртуальная поверхность.
2. Взлетно-посадочная площадка (ВППл).
3. Корабль.
4. Реперные метки, информирующие о расстоянии до ВППл.
Динамика работы осуществляется следующим образом.
При визуальном контакте с видимой, сплошной или состоящей из нескольких линий, стабилизированной в плоскости горизонта виртуальной поверхности, направленной вдоль траектории взлета или посадки вертолета и являющейся пространственным продолжением взлетно-посадочной площадкой (ВППл) с реперными метками, информирующими о расстоянии до ВППл летчик получает информацию, по реперным меткам, о дальности от/до ВППл и месте нахождения водной поверхности.
Технико-экономическим достоинством предложенного решения является повышение безопасности полетов на вертолетонесущих кораблях путем исключения столкновения с водной поверхностью из-за потери/нарушения пространственной ориентации.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Светотехническое оборудование взлетно-посадочной площадки корабля | 2019 |
|
RU2739849C1 |
Система посадки летательного аппарата на корабль с применением цифровых технологий | 2020 |
|
RU2734173C1 |
КОМАНДНО-ПИЛОТАЖНЫЙ ИНДИКАТОР | 2019 |
|
RU2716886C1 |
Система управления полётами, заходом на посадку и посадкой вертолетов для оборудования стартовых командных пунктов надводных кораблей и диспетчерских пунктов, размещаемых на судах и морских платформах | 2017 |
|
RU2667654C1 |
Система"Автоматический световой указатель положения палубы при качке" | 2018 |
|
RU2695029C1 |
Способ обеспечения посадки вертолета | 2016 |
|
RU2621215C1 |
КОРАБЕЛЬНАЯ ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 1993 |
|
RU2083443C1 |
Система огней глиссады, обеспечивающая визуальную и оптическую посадку в очках ночного видения вертолета на корабль в темное время суток | 2017 |
|
RU2671926C1 |
СПОСОБ ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ВЕРТИКАЛЬНОМ ПЕРЕМЕЩЕНИИ КОРАБЕЛЬНОЙ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ ПРИ ПОСАДКЕ ВЕРТОЛЕТА НА КОРАБЛЬ | 2012 |
|
RU2506654C2 |
Индикатор дальности | 2020 |
|
RU2764720C1 |
Заявленное изобретение относится к способу обеспечения летчика визуальной информацией в условиях отсутствия видимости морской поверхности в ночное время. Для обеспечения летчика визуальной информацией формируют видимую, сплошную или состоящую из нескольких линий, стабилизированную в плоскости горизонта виртуальную поверхность, направляемую вдоль траектории взлета или посадки вертолета и являющуюся пространственным продолжением взлетно-посадочной площадки (ВППл) с реперными метками, информирующими о расстоянии до BППл с помощью размещенного на корабле на стабилизированной платформе источника излучения светового потока. Обеспечивается повышение безопасности полетов на вертолетонесущих кораблях за счет обеспечения летчика визуальной информацией. 3 ил.
Способ обеспечения летчика визуальной информацией в условиях отсутствия видимости морской поверхности в ночное время, характеризующийся тем, что формируется видимая, сплошная или состоящая из нескольких линий, стабилизированная в плоскости горизонта виртуальная поверхность, направляемая вдоль траектории взлета или посадки ЛА – вертолета и являющаяся пространственным продолжением взлетно-посадочной площадки (ВППл) с реперными метками, информирующими о расстоянии до BППл с помощью размещенного на корабле на стабилизированной платформе источника излучения светового потока.
Способ обеспечения посадки вертолета | 2016 |
|
RU2621215C1 |
СПОСОБ ИНДИКАЦИИ ЛЕТЧИКУ О ПОЛОЖЕНИИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ОТНОСИТЕЛЬНО ЗАДАННОЙ ГЛИССАДЫ ПРИ ЗАХОДЕ НА ПОСАДКУ НА КОРАБЛЬ | 2014 |
|
RU2558524C1 |
CN 106856566 B, 25.09.2018 | |||
US 6239725 B1, 29.05.2001 | |||
US 4259658 A1, 31.03.1981 | |||
CN 105539868 A, 04.05.2016. |
Авторы
Даты
2024-07-12—Публикация
2023-12-07—Подача