СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ШТОПОРА САМОЛЕТА Российский патент 2004 года по МПК G01M9/00 

Описание патента на изобретение RU2227279C2

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики, а именно к исследованиям штопора самолета с помощью модели.

Основной областью применения предлагаемого изобретения может быть прогнозирование режимов сваливания и штопора, а также разработка рекомендаций по выводу из штопора на ранних этапах создания нового самолета, когда применение других способов невозможно или нежелательно из-за финансовых или материальных ограничений. В результате может быть достигнуто повышение безопасности полетов как военных, так и гражданских самолетов при одновременном снижении затрат на НИОКР.

Наиболее близким к заявленному является способ исследования штопора самолета с помощью модели, основанный на испытаниях ее в вертикальной аэродинамической трубе. При этом модель практически никак не закреплена и находится в свободном полете в вертикальном воздушном потоке аэродинамической трубы. Для реализации таких исследований необходимы капитальные вложения в создание вертикальных труб, технология эксперимента является сложной, трудоемка процедура обработки экспериментальных материалов [1 - с.111, 2 - с.132, 3, 4 - с.32-33].

Известен также способ исследования штопора самолета с помощью модели, основанный на испытаниях ее в свободном полете в атмосфере, когда модель сбрасывается с какой-то высоты, на которую ее поднимают с помощью специального устройства. При этом предъявляются очень жесткие требования как к самой модели, так и к ее бортовому оборудованию, необходимы специальные средства для подъема модели на высоту, технология эксперимента еще более сложная, а воспроизводимость результатов незначительна [1 - с.85-86, 2 - с.490-491, 5].

Цель изобретения - повышение эффективности экспериментальных исследований штопора самолета.

Для этого предлагается способ исследования характеристик штопора, в котором с помощью специального поддерживающего устройства динамически подобная модель самолета располагается в потоке аэродинамической трубы и имеет возможность вращаться с тремя угловыми степенями свободы вокруг неподвижного центра тяжести. Благодаря этому становится возможным проведение экспериментальных исследований штопора не только в вертикальных, но и в обычных аэродинамических трубах малых скоростей с горизонтальным направлением потока в рабочей части.

Изобретение поясняется чертежом. Динамически подобная модель 1 с органами управления 2 закрепляется на поддерживающем устройстве 3 в потоке аэродинамической трубы 4. Поддерживающее устройство 3 позволяет модели свободно вращаться в вертикальной и горизонтальной плоскостях, а также вокруг оси а-а.

Способ исследования заключается в следующем. При наборе скорости потока с помощью отклоненных органов управления 2 модель 1 начинает вращаться и входит в штопор. Вмонтированные в поддерживающее устройство 3 датчики положения позволяют регистрировать угловое положение модели 1 во время эксперимента.

Предлагаемое изобретение позволяет за счет упрощения технологии эксперимента в несколько раз повысить производительность труда при испытаниях, существенно сократить их продолжительность, снизить материальные и финансовые затраты и в значительно более короткие сроки получить результаты с достоверностью не хуже традиционных методов исследования штопора.

В конкретном случае с помощью модели спортивного самолета Су-26 была проведена экспериментальная проверка возможности применения указанного способа исследования режимов штопора и различных способов выхода из него. Полученные результаты в целом хорошо согласуются с результатами традиционных методов исследования штопора.

Источники информации

1. А.К. Мартынов. Прикладная аэродинамика. - М.: Машиностроение, 1972.

2. Р. Пэнкхёрст, Д. Холдер. Техника эксперимента в аэродинамических трубах. Перевод с английского под редакцией С.Г. Попова. - М., Издательство иностранной литературы, 1955.

3. Е.А. Покровский, А.И. Никитюк, Я.И. Тетерюков, М.М. Михайлов, В.Д. Вороничев. Методы исследования штопора в вертикальной аэродинамической трубе Т-105. Труды ЦАГИ, 1951.

4. Основные данные аэродинамических труб и газодинамических установок США. БНИ ЦАГИ, 1968.

5. Xu Guangning, Kuang Tianjin, Zhang Shouyan, Tang Tao. The Outline of Research on Aircraft Model Free Flight Stall/Spin Tests in CARDC. Proceedings of the Second Sino-Russian Symposium on Aerodynamics. Beijing. Chinese Aeronautics and Astronautics Establishment. 1992.

Похожие патенты RU2227279C2

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ШТОПОРА САМОЛЁТА 2002
  • Прудников Ю.А.
  • Сохи Н.П.
  • Темляков Ю.Н.
RU2226680C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ШТОПОРА МОДЕЛИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2009
  • Вялков Андрей Викторович
  • Головкин Михаил Алексеевич
  • Ефремов Андрей Александрович
RU2410659C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ВЫВОДА САМОЛЕТА ИЗ ШТОПОРА 2014
  • Сун Чэнчжи
  • Чернышев Сергей Леонидович
  • Чжан Хун
  • Головкин Михаил Алексеевич
  • Чжан Чжилинь
  • Горбунов Виктор Герасимович
  • Куан Лун
  • Гуртовой Аркадий Иосифович
  • Ян Бо
  • Демченко Олег Федорович
  • Драч Дмитрий Калистратович
  • У Джиафэн
  • Ефремов Андрей Александрович
  • Цао И
  • Матросов Александр Анатольевич
  • Жао Чи
RU2578838C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ СИЛ И МОМЕНТОВ ПРИ УСТАНОВИВШЕМСЯ ВРАЩЕНИИ МОДЕЛИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Виноградов Юрий Александрович
  • Жук Анатолий Николаевич
  • Колинько Константин Анатольевич
  • Храбров Александр Николаевич
  • Гоман Михаил Гиршевич
RU2477460C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК СВАЛИВАНИЯ И ШТОПОРА САМОЛЕТА (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Дмитриев Владимир Григорьевич
  • Вождаев Евгений Семенович
  • Головкин Михаил Алексеевич
  • Святодух Виктор Константинович
  • Демченко Олег Федорович
  • Долженков Николай Николаевич
  • Драч Дмитрий Калистратович
  • Матвеев Андрей Иванович
RU2297364C1
Комбинированная динамически-подобная аэродинамическая модель для разных видов аэродинамических испытаний 2023
  • Агуреев Павел Андреевич
  • Бондарев Александр Олегович
  • Булатов Альберт Игоревич
  • Вермель Владимир Дмитриевич
  • Евдокимов Юрий Юрьевич
  • Козлов Владимир Алексеевич
  • Козырев Сергей Юрьевич
  • Назаров Александр Александрович
  • Рязанцев Алексей Васильевич
  • Трифонов Иван Владимирович
  • Усов Александр Викторович
  • Ходунов Сергей Владимирович
RU2808290C1
Способ экспериментального определения аэродинамических характеристик модели при проведении квазистатических испытаний в аэродинамической трубе 2018
  • Марков Владимир Георгиевич
  • Свергун Сергей Викторович
  • Трифонова Тамара Ивановна
  • Шуховцов Дмитрий Валерьевич
RU2696942C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО ДЕМПФИРОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ САМОЛЕТОВ С ВИНТОВЫМИ ДВИЖИТЕЛЯМИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2009
  • Караваев Эдуард Александрович
RU2402005C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАТИЧЕСКИХ И НЕСТАЦИОНАРНЫХ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДНЫХ МОДЕЛЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2013
  • Жук Анатолий Николаевич
  • Колинько Константин Анатольевич
  • Храбров Александр Николаевич
RU2531097C1
Устройство для прекращения неуправляемого движения модели летательного аппарата при ее динамических испытаниях на устойчивость и управляемость 2015
  • Храбров Александр Николаевич
  • Колинько Константин Анатольевич
  • Кравченко Диана Александровна
RU2612848C9

Реферат патента 2004 года СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ШТОПОРА САМОЛЕТА

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике и касается технологии исследований штопора самолета с помощью его модели. Способ исследования характеристик штопора самолета осуществляют с помощью динамически подобной модели в горизонтальной аэродинамической трубе. При реализации этого способа модель самолета располагают в потоке аэродинамической трубы на поддерживающем устройстве. Это устройство позволяет модели самолета осуществлять ее свободное вращение с тремя угловыми степенями свободы вокруг неподвижного центра. Технический результат реализации изобретения заключается в повышении эффективности экспериментальных исследований путем упрощения технологии проведения эксперимента, что в несколько раз повышает производительность труда при испытаниях модели, сокращает их продолжительность, снижает материальные и финансовые затраты и позволяет получать в значительно более короткие сроки результат испытаний с достоверностью не хуже традиционных методов исследования характеристик штопора самолета. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 227 279 C2

Способ исследования характеристик штопора самолета в аэродинамической трубе с помощью динамически подобной модели, отличающийся тем, что модель располагается в потоке аэродинамической трубы на поддерживающем устройстве, которое обеспечивает ее свободное вращение с тремя угловыми степенями свободы вокруг неподвижного центра.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2227279C2

МАРТЫНОВ А.К
ПРИКЛАДНАЯ АЭРОДИНАМИКА
- М.: Машиностроение, 1972, с 111
US 4773262, 27.09.1988
US 3447369, 03.06.1969.

RU 2 227 279 C2

Авторы

Прудников Ю.А.

Сохи Н.П.

Темляков Ю.Н.

Даты

2004-04-20Публикация

2002-01-17Подача