СПОСОБ ТЕПЛОВОЙ ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Российский патент 2004 года по МПК H02H5/04 H02H7/06 

Описание патента на изобретение RU2227354C2

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах тепловой защиты электродвигателей, т.е. защиты от аварийных режимов работы, сопровождающихся недопустимым превышением температуры их обмоток. Поскольку наиболее распространенным аварийным режимом является перегрузка двигателя, указанная защита часто именуется защитой от перегрузки. Все устройства тепловой защиты, в зависимости от способа реагирования на аварийный режим, подразделяются на температурные, токовые и температурно-токовые.

Известен способ токовой защиты двигателя с зависимой характеристикой срабатывания [1], где постоянные времени задают раздельно как для обмотки статора, так и для магнитопровода, определяют с учетом температуры охлаждающего воздуха длительно допустимую кратность тока, для кратностей тока менее длительно допустимой определяют температуру теплового баланса обмотки, моделируют адиабатический процесс нагрева обмотки и т.д. Указанный способ защиты требует для своего осуществления очень сложного устройства с большим количеством функциональных элементов, что обуславливает большие габариты и стоимость защитного устройства и снижает надежность его работы.

Наиболее близкими по технической сущности и принятыми за прототипы заявляемых технических решений являются способ защиты двигателя от перегрузки и устройство для его осуществления, описанные в [2]. Указанный способ обеспечивает защиту от перегрузки двигателя независимо от любой продолжительности прерывания электрического питания.

Способ заключается в измерении тока, поступающего от источника питания к двигателю, периодическом цифровом вычислении данных, представляющих температуру двигателя, на основе измеренного тока, отключении двигателя каждый раз, когда любые последние вычисленные данные температуры двигателя по крайней мере достигают предписанного порогового значения, сохранении в энергонезависимой памяти последних вычисленных данных температуры двигателя перед тем, как указанный двигатель был отключен, измерении прошедшего времени, в течение которого указанный двигатель был отключен, цифровом вычислении, на основании сохраненных данных температуры двигателя и измеренного прошедшего времени, новых данных, представляющих температуру двигателя после того, как указанный двигатель находился в отключенном состоянии, и возобновлении периодического цифрового вычисления данных температуры двигателя на основе указанных новых данных и измерения тока после того, как указанный двигатель будет включен. При вычислении данных, представляющих температуру двигателя, необходимо учитывать время протекания тока и использовать параметры тепловой модели защищаемого двигателя.

Устройство для осуществления указанного способа содержит блок управления с контроллером, имеющим программируемый модуль для периодического вычисления цифровых данных, представляющих температуру двигателя; контроллер имеет также средства для выдачи выходного сигнала. Кроме того, блок управления содержит коммутационные средства, (например, контактор), реагирующие на выходной сигнал контроллера и предназначенные для отключения двигателя. Контроллер имеет еще и энергонезависимую память; в состав блока управления устройства входит также таймер, соединенный с контроллером; в качестве указанного таймера может использоваться R-C контур.

Описанный выше способ защиты имеет следующие недостатки:

1) при первом включении двигателя неизвестна его температура, начиная с которой будет вестись цифровое вычисление данных, представляющих температуру работающего двигателя; эта неопределенность изначально обуславливает недостоверность результатов вычисления температуры и возможные очень грубые ошибки в работе устройства защиты;

2) результаты вычисления температуры работающего двигателя могут содержать погрешности, вызванные как неточностью параметров тепловой модели защищаемого двигателя, заложенных в программируемый модуль, так и возникающие вследствие изменения условий теплоотдачи двигателя (температура окружающей среды, нарушение вентиляции двигателя и т.п.);

3) результаты вычисления новой температуры на основании сохраненных данных температуры двигателя и измеренного прошедшего времени после того, как указанный двигатель находился в отключенном состоянии, также могут содержать погрешности по аналогичным причинам; кроме того, в составе устройства необходимо иметь таймер для измерения времени отключенного состояния двигателя, которое может быть разной продолжительности.

Технический результат заявляемого изобретения - повышение точности вычисления температуры обмотки защищаемого электродвигателя, исключающее возможность ложных срабатываний и несрабатываний защиты.

Технический результат достигается тем, что в способе тепловой защиты двигателя, заключающемся в измерении потребляемого двигателем тока, периодическом вычислении данных, представляющих температуру обмотки двигателя, на основе измеренного тока и времени его протекания, с использованием параметров тепловой модели защищаемого двигателя, и отключении двигателя, когда вычисленные данные температуры обмотки достигают или превышают предписанный верхний предел, дополнительно перед включением двигателя и после его отключения измеряют омическое сопротивление его обмотки и по результатам измерений вычисляют данные, представляющие начальную и конечную температуру его обмотки; данные начальной температуры обмотки используют при вычислении изменений ее температуры в процессе работы двигателя, данные конечной температуры, полученные по измеренному сопротивлению, сопоставляют с данными, вычисленными на основе измеренного тока, и при обнаружении расхождения этих данных производят корректировку параметров тепловой модели двигателя.

Технический результат реализуется устройством для тепловой защиты двигателя, содержащим контактор с контактами в цепи питания двигателя и обмоткой, датчики тока в цепях питания двигателя, блок управления с контроллером, имеющим органы управления, программируемый модуль и энергонезависимую память, в состав блока управления дополнительно введены узел измерения сопротивления, первое промежуточное реле, контакты которого включены между цепями питания двигателя и входами узла измерения сопротивления, и второе промежуточное реле, контакт которого включен в цепь питания обмотки контактора.

Сущность изобретения заключается в дополнении известного способа защиты двигателя от перегрузки, осуществляемого с использованием цифрового вычисления температуры его обмотки по току, времени и параметрам тепловой схемы замещения, что сопровождается неизбежными погрешностями и отклонениями вычисленных таким способом значений температуры от действительных, - непосредственным измерением омического сопротивления обесточенной обмотки двигателя и вычислением по измеренному сопротивлению действительных значений температуры, не содержащих указанных погрешностей и отклонений и используемых для корректирования результатов вычислений температуры по току двигателя.

Заявленный способ, который следует отнести к способам температурно-токовой тепловой защиты, соответствует критериям “Новизна” и “Существенные отличия”, так как отличительные признаки изобретения не встречаются в заявленном сочетании в известных устройствах аналогичного назначения и использование заявленного способа позволяет без существенного усложнения устройства защиты исключить серьезные недостатки, присущие известным устройствам тепловой защиты, использующим известные способы защиты.

Действительно для реализации заявляемого способа защиты достаточно в состав устройства защиты [2] дополнительно ввести узел измерения сопротивления и промежуточное реле, контактами которого этот узел соединяется с цепями питания обмотки двигателя; при этом отпадет необходимость в имеющемся в указанном устройстве таймере.

На чертеже показана схема устройства для осуществления заявленного способа защиты двигателя, где приняты следующие обозначения:

1 - выводы устройства защиты,

2 - главные контакты контактора,

3 - обмотка контактора,

4 - блок управления,

5 - органы управления,

6 - контроллер,

7 - программируемый модуль,

8 - энергонезависимая память,

9 - узел измерения сопротивления,

10 - обмотка первого промежуточного реле,

11 - контакты первого промежуточного реле,

12 - обмотка второго промежуточного реле,

13 - контакт второго промежуточного реле,

14 - датчики тока,

15 - обмотка двигателя.

Устройство содержит контактор с тремя главными контактами 2, подключенными к выводам устройства 1, и обмоткой 3, которая подключена к одному из выводов 1 устройства через контакт 13 промежуточного реле. В состав устройства входит блок управления 4, имеющий органы управления 5, контроллер 6 с программируемым модулем 7, энергонезависимую память 8 и узел измерения сопротивления 9. Блок управления 4 содержит также первое промежуточное реле с обмоткой 10 и контактами 11 и второе промежуточное реле с обмоткой 12 и контактом 13. Контакты 11 первого промежуточного реле служат для присоединения ко входам узла измерения сопротивления 9 обмотки 15 двигателя. Датчики тока 14 включены в цепи питания обмотки 15 двигателя, а их выходы соединены со входами контроллера 6.

Устройство работает следующим образом. При подаче напряжения на выводы устройства 1 получает питание контроллер 6, который инициализируется и становится готовым к выполнению оперативных команд, поступающих от органов управления 5 блока управления 4. Получив команду на включение двигателя, контроллер 6 опрашивает выходы датчиков тока 14, получает подтверждение отсутствия тока в цепях питания обмотки 15 двигателя и включает обмотку 10 первого промежуточного реле. Это реле замыкает свои контакты 11, соединяя обмотку 15 двигателя со входом узла измерения сопротивления 9. Последний измеряет омическое сопротивление обмотки 15 и засылает результат измерения в программируемый модуль 7 контроллера 6, который вычисляет данные, представляющие начальную температуру обмотки 15 двигателя, и сравнивает их с предписанным верхним пределом. После этого контроллер 6 отключает обмотку 10 первого промежуточного реле, размыкая этим его контакты 11, опрашивает выход узла измерения сопротивления 9 и получает подтверждение отключения его от обмотки 15 двигателя. Если вычисленные данные начальной температуры обмотки 15 ниже предписанного верхнего предела, контроллер 6 включает обмотку 12 второго промежуточного реле. Последнее замыкает свой контакт 13, подавая питание на обмотку 3 контактора, который включается и своими контактами 2 подключает обмотку 15 двигателя к выводам устройства 1, тем самым включая двигатель к источнику питания.

Для вычисления данных, представляющих температуру обмотки, исходя из результата измерения ее омического сопротивления, используется значение омического сопротивления обмотки при нормальной температуре, записанное и сохраняющееся в энергонезависимой памяти 8 контроллера.

В процессе работы двигателя программируемый модуль 7 контроллера 6 производит периодические вычисления температуры обмотки 15 двигателя на основе тока, измеренного датчиками 14, и времени его протекания, с использованием параметров математической тепловой модели двигателя, записанной в программируемом модуле 7 контроллера 6. Когда вычисленные данные температуры обмотки достигают или превышают предписанный верхний предел, контроллер 6 обесточивает обмотку 12 второго промежуточного реле, что приводит к отключению двигателя; при этом последние вычисленные данные сохраняются в программируемом модуле 7 контроллера 6. После этого контроллер опрашивает выходы датчиков тока 14, получает подтверждение отсутствия тока в цепях питания обмотки 15 двигателя, выполняет процедуру измерения омического сопротивления обмотки 15 и вычисления данных ее температуры по измеренному сопротивлению. Данные конечной температуры, полученные по измеренному сопротивлению, программируемый модуль 7 сопоставляет с данными, вычисленными на основе измеренного тока, и при обнаружении расхождения этих данных производит корректировку записанных в нем параметров тепловой модели двигателя с целью уменьшения в дальнейшем указанных расхождений. Эти же операции программируемый модуль 7 выполняет и во всех тех случаях, когда отключение двигателя производит оператор воздействием на органы управления 5 блока управления 4. В результате ряда таких повторяющихся корректировок параметры записанной в программируемом модуле 7 тепловой модели постоянно уточняются и приближаются к действительным параметрам защищаемого двигателя, с учетом всех влияющих факторов (температура окружающей среды, условия теплоотдачи двигателя и т.п.), что обеспечивает высокую степень точности работы защитного устройства.

Экспериментальная проверка подтвердила высокую эффективность заявленного способа тепловой защиты двигателя.

Источники информации

1. Способ токовой защиты двигателя с зависимой характеристикой срабатывания. Пат. РФ №2024147, Н 02 Н 5/04, 7/08, 1994.

2. Устройство и способ защиты двигателя от перегрузки с использованием сигнала прошедшего времени, позволяющего вычислять данные о температуре двигателя независимо от временного перерыва питания. Пат. США №5644510, Н 02 Н 7/00, 1997.

Похожие патенты RU2227354C2

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ТЕПЛОВОЙ ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЯ 2012
  • Китаев Александр Михайлович
  • Болгов Игорь Александрович
RU2499340C2
СТАНЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ АСИНХРОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2001
  • Архипов Н.А.
  • Видякин Н.Г.
  • Лепехин В.И.
  • Скорик А.Г.
RU2221325C2
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ НА ЗЕМЛЮ И ВЫЧИСЛЕНИЯ ЕГО СОПРОТИВЛЕНИЯ 2001
  • Лосон Рони Аллен
  • Пирсон Уилльям Роберт
  • Сандерсон Гарольд Коуплэнд
  • Салех Мохаммед Кассем
  • Синха Гаутам
  • Фримэн Иван Элмо Мл
  • Джерритсен Брюс Аллен
RU2263925C2
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРООБОГРЕВА ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ 2018
  • Чердынцев Евгений Фёдорович
RU2726046C1
Способ проверки и настройки электротепловых реле защиты трехфазных асинхронных электродвигателей 1990
  • Лут Николай Тихонович
  • Кохановский Сергей Павлович
  • Наливайко Виталий Адамович
  • Гинтаутас Виктор Витуас
  • Самсоненко Сергей Григорьевич
SU1718293A1
Устройство для тепловой защиты погружного электродвигателя 1990
  • Кричке Владимир Оскарович
  • Золотов Владимир Петрович
  • Семенов Владимир Семенович
  • Алимпиев Артрурий Васильевич
SU1741219A1
СИЛОВАЯ ЧАСТЬ КОНТРОЛЛЕРА ПОДЪЕМНОЙ ИЛИ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ 2010
  • Коровин Владимир Андреевич
  • Коровин Константин Владимирович
RU2460683C2
МЕХАТРОННЫЙ ТЯГОВЫЙ МОДУЛЬ 2016
  • Коровин Владимир Андреевич
  • Коровин Константин Владимирович
RU2621410C1
СИСТЕМА ТОРМОЖЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ РЕОСТАТНАЯ И СПОСОБ ЕЕ РАБОТЫ 2023
  • Коптелов Владимир Владимирович
  • Штефура Валерий Ласлович
RU2818593C1
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ КОМАНДНО-СТРЕЛЬБОВОЙ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩЕЙ СТИСТЕМЫ 2001
  • Апш Г.Е.
  • Морозов В.П.
  • Бронтвейн Г.Т.
  • Давидчук Н.И.
RU2206167C2

Реферат патента 2004 года СПОСОБ ТЕПЛОВОЙ ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к электрическим аппаратам и может быть использовано в устройствах тепловой защиты электродвигателей, т.е. защиты от аварийных режимов работы, сопровождающихся недопустимым превышением температуры их обмоток. Технический результат изобретения - повышение точности вычисления температуры обмотки защищаемого электродвигателя, исключающее возможность ложных срабатываний и несрабатываний защиты. В способе тепловой защиты двигателя и устройстве для его осуществления измеряют потребляемый двигателем ток и температуру обмотки двигателя с помощью контроллера и отключают двигатель, когда температура обмотки достигает или превышает верхний предел. Дополнительно перед включением двигателя и после его отключения измеряют омическое сопротивление его обмотки и вычисляют начальную и конечную температуру его обмотки; данные начальной температуры используют при вычислении изменений ее температуры в процессе работы двигателя. Данные конечной температуры сопоставляют с данными, вычисленными на основе измеренного тока, и при расхождении этих данных производят корректировку параметров тепловой модели двигателя за счет введения узла измерения сопротивления, промежуточных реле в устройство для тепловой защиты двигателя, содержащее контактор с контактами и обмоткой, датчики тока в цепях питания двигателя, блок управления с органами управления и контроллером. 2 с.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 227 354 C2

1. Способ тепловой защиты двигателя, состоящий в измерении потребляемого двигателем тока, периодическом вычислении данных, представляющих температуру обмотки двигателя, на основе измеренного тока и времени его протекания, с использованием параметров тепловой модели защищаемого двигателя, и отключении двигателя, когда вычисленные данные температуры обмотки достигают или превышают предписанный верхний предел, отличающийся тем, что перед включением двигателя и после его отключения измеряют омическое сопротивление его обмотки и по результатам измерений вычисляют данные, представляющие начальную и конечную температуру его обмотки; данные начальной температуры обмотки используют при вычислении изменений ее температуры в процессе работы двигателя, данные конечной температуры, полученные по измеренному сопротивлению, сопоставляют с данными, вычисленными на основе измеренного тока, и при обнаружении расхождения этих данных производят корректировку параметров тепловой модели двигателя.2. Устройство для тепловой защиты двигателя, содержащее контактор с контактами в цепи питания обмоток двигателя и обмоткой, подключенной к цепи питания, датчики тока в цепях питания двигателя, блок управления с органами управления и контроллером, получающим питание от выводов устройства, выполняющим оперативные команды от органов управления и имеющим энергонезависимую память и программируемый модуль для вычисления температуры обмотки двигателя на основе тока, измеренного датчиками тока, отличающееся тем, что введены узел измерения сопротивления, первое промежуточное реле, контакты которого включены между цепями питания двигателя и входами узла измерения сопротивления, а обмотка включается и отключается контроллером, второе промежуточное реле, контакт которого включен в цепь питания обмотки контактора, а его обмотка включается контроллером, программируемый модуль вычисляет температуру обмоток двигателя с учетом времени протекания тока и параметров математической тепловой модели двигателя, записанной в программируемом модуле, с сохранением последних вычисленных по току данных температуры обмоток двигателя, вычисляет температуру по измеренному сопротивлению обмотки двигателя, сопоставляет ее с температурой, вычисленной на основе измеренного.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2227354C2

US 5644510 A, 01.07.1997
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1997
  • Космодамианский А.С.
  • Луков Н.М.
RU2121209C1
СПОСОБ ТОКОВОЙ ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЯ С ЗАВИСИМОЙ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ СРАБАТЫВАНИЯ 1992
  • Никольский Г.И.
  • Никулин С.Н.
  • Павленко Н.С.
  • Ряжапов Э.Н.
  • Чернецов А.М.
RU2024147C1
Тяговая электрическая машина постоянного тока 1988
  • Луков Николай Михайлович
  • Логинова Елена Юрьевна
  • Попов Владимир Михайлович
  • Кравцов Александр Иванович
  • Доронин Юрий Иванович
  • Макаренков Алексей Иванович
SU1584040A1
Тепловой аналог электродвигателя 1980
  • Дудник Михаил Захарович
  • Федоров Михаил Михайлович
  • Михайлов Владимир Евгеньевич
  • Паркесов Владимир Георгиевич
  • Соломченко Николай Николаевич
SU936187A1
Тепловая модель электродвигателя 1980
  • Литвиненко Александр Михайлович
SU955332A1
ГИПОБАРОТЕРАПИЯ ТРЕВОЖНЫХ РАССТРОЙСТВ ПРИ НЕВРОЗАХ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ 1999
  • Атаманов А.А.
  • Буйков В.А.
RU2193382C2
US 4413325 A, 01.11.1983
US 5283708 A, 01.02.1994
0
  • Ностранцы Дуглас Виль Баллантайн Мур
  • Эрик Стефан Дорман
  • Польска Народна Республика
  • Роберт Джеймс Хейворд
  • Иностранна Фирма Молинз Машин Компани Лимитед
SU313331A1

RU 2 227 354 C2

Авторы

Бугаев Г.А.

Ерохин Е.Ю.

Леонтьев А.Н.

Шамис М.А.

Даты

2004-04-20Публикация

2002-04-01Подача