Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автомобилям высокой проходимости.
Необходимыми качествами автомобилей высокой проходимости являются:
- обеспечение за счет конструкции колес движения как по автострадам, так и по бездорожью, песку, снегу и жидким грунтам,
- наличие большого дорожного просвета и возможность его изменения из кабины водителя.
Известна подвеска транспортного средства, включающая двуплечий рычаг, одним плечом связанная с упругим элементом, а другим - с цапфой колеса. При этом рычаг в средней части имеет ось качания, закрепленную на раме транспортного средства с помощью тяги, изменяемой по длине винтовой парой [1].
Недостатками известного решения являются:
- невозможность обеспечения значительного изменения дорожного просвета,
- изменение клиренса вручную.
Известна подвеска типа Макферсон передних колес автомобиля - независимая, с качающимися телескопическими стойками на витых цилиндрических пружинах, со стабилизатором поперечной устойчивости, объединенным с растяжками рычагов подвески, которые имеют поперечное расположение [2].
Недостатками данной подвески являются:
- нерегулируемый дорожный просвет,
- возможность движения автомобиля только по дорогам с твердым покрытием и незначительными препятствиями.
Заявителю известен ближайший аналог – прототип - заявляемого изобретения, как наиболее близкий ему по совокупности существенных признаков.
Данный аналог представляет собой подвеску автомобиля, характеризующуюся тем, что рычаги, несущие колесо, нижний и верхний, объединены в один, который установлен с возможностью перемещения по вертикальной оси, закрепленной сверху и снизу на кузове автомобиля [3].
Недостатками известной конструкции является то, что соединенные в один верхний и нижний рычаги являются единственным подвижным элементом подвески, скользящим по оси вверх и вниз.
Задачей, на решение которой направлено изобретение, является обеспечение возможности изменения в весьма больших пределах величины дорожного просвета из кабины автомобиля, передача вращения от коробки перемены передач на колесо и управление колесами от рулевого колеса.
Кроме того, предлагаемая конструкция должна обеспечить движение транспортного средства как по дорогам с твердым покрытием, так и по песку, снегу, пересеченной местности.
Техническим результатом изобретения является уменьшение износа деталей подвески и амортизирующих узлов, а также вертикальная стабилизация кузова, что отразится на самочувствии водителя при движении по плохим дорогам.
Упомянутая задача достигается тем, что предусмотрены две подвески: малая и большая. Малая подвеска, на которой крепится колесо, соединяется вторым концом с рычагами большой подвески, которая торсионом соединена с кузовом автомобиля. Привод от коробки передач на колесо и управление колесами осуществляется двумя телескопическими валиками.
Движение автомобиля по дорогам, бездорожью и воде обеспечивает конструкция колеса, которое состоит из основного, предназначенного для движения по нормальным дорогам, и двух дополнительных, крепящихся к основному колесу слева и справа, для передвижения по бездорожью. Они имеют меньший диаметр, по сравнению с основным, чтобы не задевать твердое покрытие дороги, и оснащены гребными лопатками-грунтозацепами для движения по бездорожью и воде.
Получение технического результата изобретения возможно только за счет того, что в конструкции движителя предусмотрены две подвески.
На фиг.1 схематически показан общий вид движителя, на фиг.2 - большая подвеска, на фиг.3 - колесо, где 1 - малая подвеска, 2 - рычаг, соединяющий большую и малую подвески, 3 - нижний рычаг большой подвески, 4 - верхний рычаг большой подвески, 5 - телескопический вал, передающий вращающий момент от коробки перемены передач на колесо, 6 - телескопический вал управления колесом, 7 - лопатки-грунтозацепы боковых колес, 8 - основное колесо, 9 - торсион большой подвески.
Работа устройства.
При движении автомобиля по автомагистралям с грунтом соприкасается только основное колесо 8, поскольку боковые колеса со лопатками-грунтозацепами 7 меньше по диаметру основного колеса 8, а большая подвеска, рычаги 2, 3, 4 уменьшают дорожный просвет.
При езде по бездорожью колесо попадает в рытвину, яму и тянет за собой обе подвески. Дорожный просвет увеличивается, а торсион 9 удерживает кузов в прежнем положении (вертикальная стабилизация).
В случае наезда колеса на препятствие - кочку, камень и т.п., оно поднимается и поднимает малую 1 и большую 2, 3, 4 подвески. При этом энергия удара делится между обеими подвесками, а кузов сохраняет прежнее положение.
В случае преодоления участка дороги с вязким, кашеобразным грунтом, песком, снегом или болота, в работу вступают боковые колеса с гребными лопатками-грунтозацепами, а в основном колесе (шине) снижают давление воздуха, и оно (колесо) становится по диаметру меньше боковых колес.
Литература
1. Авторское свидетельство СССР №1323416, МПК В 60 3/16.
2. Захарченко В. Я строю свой автомобиль. – М.: Машиностроение, 1989, с.264.
3. Патент Италии №1618279, МПК В 60 3/00; 15/00.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОЛЕСНЫЙ ВЕЗДЕХОД НА ШИНАХ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ | 2014 |
|
RU2575314C1 |
МАЛОГАБАРИТНЫЙ ВСЕСЕЗОННЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ГУСЕНИЧНЫЙ ВЕЗДЕХОД | 2013 |
|
RU2534202C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЙ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ | 2006 |
|
RU2395022C2 |
Быстроходный двухосный колёсный вездеход на шинах сверхнизкого давления с комбинированной системой управления | 2017 |
|
RU2652936C1 |
РОЛИКОВОЕ СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ | 2019 |
|
RU2745724C2 |
КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1997 |
|
RU2178752C2 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ВСЕСЕЗОННЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВЕЗДЕХОД | 2013 |
|
RU2574043C2 |
ВЕЗДЕХОД | 2012 |
|
RU2498922C1 |
СЪЕМНЫЙ ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2308396C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С УПРАВЛЕНИЕМ КРЕНОМ | 2003 |
|
RU2264306C2 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автомобилям высокой проходимости. Движитель автотранспортного средства включает подвеску и связанное с ней ведущее управляемое колесо с центрально расположенной пневматической шиной. К колесу с обеих сторон закреплены металлические колеса меньшего диаметра с радиальными лопатками-грунтозацепами. Подвеска состоит из двух последовательно соединенных между собой подвесок. Первая подвеска закреплена одной стороной на основном колесе, а другой стороной соединена с рычагами второй подвески, торсион которой соединен с кузовом автотранспортного средства. При движении по бездорожью – рытвинам, ухабам, кочкам и т.д., когда колесо проваливается в яму, дорожный просвет увеличивается, а при наезде на кочку, камень и т.д. дорожный просвет уменьшается. При этом торсион обеспечивает кузову вертикальную стабилизацию, а энергию ударов обе подвески делят пополам, за счет чего уменьшается износ деталей и узлов подвесок. Технический результат – уменьшение износа деталей подвески и амортизирующих узлов, а также вертикальная стабилизация кузова, что отразится на самочувствии водителя при движении по плохим дорогам. 3 ил.
Движитель автотранспортного средства, включающий подвеску и связанное с ней ведущее управляемое колесо с центрально расположенной пневматической шиной, отличающийся тем, что к указанному колесу с обеих сторон закреплены металлические колеса меньшего диаметра с радиальными лопатками-грунтозацепами, а подвеска состоит из двух последовательно соединенных между собой подвесок, при этом первая подвеска закреплена одной стороной на основном колесе, а другой стороной соединена с рычагами второй подвески, торсион которой соединен с кузовом автотранспортного средства.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1995 |
|
RU2088419C1 |
Устройство для поддержания уширительного колеса на тракторе | 1973 |
|
SU488738A1 |
Уширитель для колеса транспортного средства | 1975 |
|
SU537854A1 |
Уширитель колеса транспортного средства | 1988 |
|
SU1579795A1 |
Уширитель колеса транспортного средства | 1988 |
|
SU1691143A1 |
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО ВЕНТИЛЯТОРГ ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЯ | 0 |
|
SU348214A1 |
US 5716042, 10.02.1998. |
Авторы
Даты
2004-05-27—Публикация
2002-06-19—Подача