Предлагаемое изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкции автопоездов, состоящих из легковых автомобилей и различных по назначению прицепов.
Известно тягово-сцепное устройство автопоезда (см. книгу Щукина М.М. Сцепные устройства автомобилей и тягачей. - М.-Л.: Машгиз, 1961 г. стр.35, фиг.28), состоящее из легкового автомобиля с прицепом или же автобусов. Такое устройство состоит из шара, которым заканчивается тяговый стержень изогнутой формы и полусферическая головка дышла охватывает его, обеспечивая тем самым соединение звеньев автобуса. Для исключения расцепа автопоезда на дышле прицепа смонтирован замок, выполненный в виде подпружиненного рычага, снабженного фиксатором. Недостатком такого тягово-сцепного устройства является недостаточная надежность его в условиях эксплуатации, так как не исключается возможность перемещения рычага замка под действием сил трения между шаром, полусферической головкой и поверхностью рычага, контактирующей с шаром, забывчивости обслуживающего персонала по установке фиксатора и т.д.
Известно также тягово-сцепное устройство автопоезда, описанное в книге Мелик-Саркисянц А.С., Винокуров Ю.М. Прицепы для легковых автомобилей. - М.: Транспорт, 1979 г., на стр.51 рис.41, на стр.52 рис.43 и так далее показаны такие устройства, а на стр.64 рис.54 и рис.55, а также рис.56 стр.65 показаны замковые устройства к ним. В целом описанные конструкции тягово-сцепных устройств аналогичны вышеописанной для аналога, а следовательно, недостатки их подобны.
Поэтому целью предлагаемого изобретения является упрощение конструкции тягово-сцепного устройства автопоезда, а следовательно, и повышение надежности сцепа его звеньев.
Поставленная цель достигается тем, что шаровая головка состоит из двух частей, одна из которых нижняя выполнена за одно целое с кронштейном тягово-сцепного устройства, а другая, верхняя, подвижно размещена в корпусе дышла прицепа, при этом нижняя часть на своей внутренней плоской поверхности снабжена круговым выступом, а верхняя - ответной впадиной и обе упомянутые части шаровой головки имеют вертикально расположенные соосные отверстия, в которых установлен соединительный палец цилиндрической формы, взаимодействующий с шариковым фиксатором кронштейна тягово-сцепного устройства автомобиля.
На чертеже показано место сцепа тягово-сцепного устройства автомобиля с продольным его разрезом.
Тягово-сцепное устройство автомобиля состоит из корпуса 1 дышла прицепа (на чертеже дышло и прицеп не показаны), в котором стационарно но подвижно размещена верхняя часть 2 шаровой головки, охватывающая своей впадиной 3 круговой выступ 4, выполненный на плоской поверхности 5 нижней части 6 шаровой головки, изготовленной за одно целое с кронштейном 7, жестко закрепленным на автомобиле (автомобиль на чертеже не показан). В верхней части 2 и нижней части 6 шаровой головки имеется соосное вертикально расположенное отверстие 8, в котором установлен соединительный палец 9, имеющий различные диаметры 10 и 11, а также сферическую головку 12 и выточку 13 под шарик 14, подпружиненный пружиной 15, гайкой 16, установленными в отверстии 17 кронштейна 7.
Работает тягово-сцепное устройство следующим образом. Для отсоединения прицепа от легкового автомобиля откручивают гайку 17 и как только действие пружины 15 на шарик 14 ослабнет поднимают корпус 1 по стрелке А, при этом верхняя часть 2 шаровой головки совместно с соединительным пальцем 9 также двигается по этой же стрелке А за счет того, что диаметр 10 его больше, чем диаметр 11, а выточка 13 освобождается от шарика 14, не нагруженного пружиной сжатия 15. После того как соединительный палец 9 выйдет из отверстия 8 нижней части 6 шаровой головки, расцеп осуществлен. Для сцепа звеньев автопоезда корпус 1 совместно с верхней частью 2 шаровой головки подводят к кронштейну 7 и соединительный палец 9 вводят в отверстие 8, при этом круговой выступ 4 входит во впадину 3, а соединительный палец 9 своей выточкой 13 совмещается с шариком 14. После этого гайку 16 заворачивают до тех пор, пока на будет полностью сжата пружина 15, что и обеспечивает надежную фиксацию соединения частей 2 и 6 шаровой головки. При движении автопоезда тяговые усилия, а также динамические составляющие при подергивании прицепа, колебаниях его в поперечной плоскости и т.д., воспринимаются не соединительным пальцем 9, а стенками впадины 3 и кругового выступа 4 шаровой головки, что и обеспечивает надежность сцепа. Поэтому саморасцеп сцепки исключен даже в случае поломки пружины 15, которая в таком случае все равно обеспечит надежное соединение шарика 14 с выточкой 13 соединительного пальца 9.
Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения очевидно, так как оно просто по конструкции, не имеет приборов и устройств управления запорными элементами, выходящими за пределы тягово-сцепное устройства, таких как, например, рычагов или других элементов, удобно в эксплуатации, надежно и обеспечивает безопасность движения автопоездов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОПОЕЗДА | 2004 |
|
RU2263033C1 |
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОПОЕЗДА | 2004 |
|
RU2267409C1 |
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО | 2006 |
|
RU2314936C1 |
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОПОЕЗДА | 2009 |
|
RU2397882C1 |
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОПОЕЗДА | 2005 |
|
RU2293661C1 |
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО | 2009 |
|
RU2397881C1 |
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО | 2009 |
|
RU2397883C1 |
СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ЛЕГКОВЕСНОГО АВТОПОЕЗДА | 2019 |
|
RU2726486C1 |
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО | 2005 |
|
RU2290322C1 |
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ЛЕГКОВЕСНОГО АВТОПОЕЗДА | 2015 |
|
RU2604930C1 |
Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Тягово-сцепное устройство автопоезда, преимущественно легкового, включает шаровую головку, закрепленную жестко на кронштейне, установленном на автомобиле и взаимосвязанном с корпусом замкового устройства, смонтированного на дышле прицепа. Шаровая головка состоит из двух частей. Нижняя часть выполнена за одно целое с кронштейном тягово-сцепного устройства. Верхняя часть подвижно размещена в корпусе дышла прицепа. Нижняя часть на всей внутренней плоской поверхности снабжена круговым выступом, а верхняя - ответной впадиной. Обе упомянутые части шаровой головки имеют вертикально расположенные соосные отверстия, в которых установлен соединительный палец цилиндрической формы, взаимодействующий с шариковым фиксатором кронштейна тягово-сцепного устройства автомобиля. Технический результат – упрощение конструкции и повышение надежности тягово-сцепного устройства легковых автомобилей. 1 ил.
Тягово-сцепное устройство автопоезда, преимущественно легкового, включающее шаровую головку, закрепленную жестко на кронштейне, установленном на автомобиле и взаимосвязанном с корпусом замкового устройства, смонтированного на дышле прицепа, отличающееся тем, что шаровая головка состоит из двух частей, одна из которых, нижняя, выполнена за одно целое с кронштейном тягово-сцепного устройства, а другая, верхняя, подвижно размещена в корпусе дышла прицепа, при этом нижняя часть на всей внутренней плоской поверхности снабжена круговым выступом, а верхняя - ответной впадиной и обе упомянутые части шаровой головки имеют вертикально расположенные соосные отверстия, в которых установлен соединительный палец цилиндрической формы, взаимодействующий с шариковым фиксатором кронштейна тягово-сцепного устройства автомобиля.
МЕЛИК-САРКИСЯНЦ А.С., ВИНОКУРОВ Ю.М | |||
Прицепы для легковых автомобилей | |||
– М.: ТРАНСПОРТ, 1979, с | |||
Способ запрессовки не выдержавших гидравлической пробы отливок | 1923 |
|
SU51A1 |
Механический грохот | 1922 |
|
SU41A1 |
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
Видоизменение прибора для получения стереоскопических впечатлений от двух изображений различного масштаба | 1919 |
|
SU54A1 |
Тягово-сцепное устройство автопоезда | 1989 |
|
SU1659235A1 |
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО | 1992 |
|
RU2032553C1 |
DE 3824028, 15.02.1990 | |||
US 3909033 A, 30.09.1975 | |||
Стабилизированный преобразователь переменного напряжения в низковольтное постоянное | 1983 |
|
SU1236590A1 |
Зеркальный интерферометр сдвига | 1973 |
|
SU481765A1 |
Авторы
Даты
2004-06-20—Публикация
2002-11-13—Подача