СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ Российский патент 2004 года по МПК H02K9/16 H02K9/19 H02K9/06 

Описание патента на изобретение RU2231195C1

Изобретение относится к области электромашиностроения, касается охлаждения электрической машины и предназначено для использования в крупных электрических машинах, в частности в турбогенераторах.

Известна система охлаждения турбогенератора, наиболее близкая по техническому решению и достигаемому результату, принятая за прототип, в которой обмотка статора охлаждается изоляционной жидкостью, а ротор, отделенный от статора изоляционным цилиндром, расположенным в воздушном зазоре и имеющим на внутренней поверхности навитые по спирали охлаждающие трубки, вращается внутри цилиндра при очень низком давлении воздуха. Для создания разрежения в пространстве, в котором вращается ротор, оно соединяется с вакуумным насосом. Для отвода потерь с поверхности ротора по охлаждающим трубкам, встроенным в изоляционном цилиндре, циркулирует вода. При этом подача и слив охлаждающей воды выполняется на разных сторонах цилиндра. Обмотка ротора имеет также водяное охлаждение (патент Швейцарии, № 428919, кл. Н 02 К 9/16, 1967).

Недостатком указанной системы охлаждения электрической машины является то, что при водяном охлаждении обмотки ротора в тракте циркуляции от действия центробежных сил при вращении создается высокое давление жидкости, что усложняет конструкцию машины и снижает ее надежность, т.к. нарушение плотности тракта приводит к аварийному останову машины. Необходимость создания разрежения и поддержания давления воздуха в пространстве, в котором вращается ротор, ниже атмосферного также усложняет конструкцию электрической машины, требуя применения специальной системы вакуумирования и специальных уплотнений вала. Размещение подачи и слива охлаждающей жидкости на разных сторонах цилиндра обуславливает неравномерное распределение температуры в воздушном зазоре по длине цилиндра и, следовательно, по длине ротора, что снижает эффективность охлаждения.

Задачей настоящего изобретения является повышение надежности работы машины и эффективности ее охлаждения.

Технический результат достигается тем, что в системе охлаждения электрической машины, содержащей статор с обмоткой, охлаждаемой жидкостью, отделенный от ротора изоляционным цилиндром со встроенными на его внутренней поверхности охлаждающими трубками, и ротор, охлаждаемый воздухом, охлаждение воздуха выполняется последовательно охлаждающими трубками в цилиндре и водяными охладителями в статоре, а циркуляция жидкости по охлаждающим трубкам в цилиндре осуществляется встречно с поочередным подводом воды с разных сторон цилиндра.

На чертеже выполнена предложенная система охлаждения электрической машины в продольном разрезе в схематическом виде.

Статор с обмоткой 1, охлаждаемой жидкостью, отделен от ротора 2 изоляционным цилиндром 3. Внутри пространства 4, ограниченного изоляционным цилиндром 3, размещается ротор 2. Для циркуляции охлаждающего воздуха по замкнутому контуру на роторе 2 установлены два симметрично расположенных вентилятора 5. Водяные охладители воздуха 6 установлены в статоре за вентиляторами 5. На внутренней поверхности изоляционного цилиндра 3 встроены охлаждающие трубки 7, в которые подается вода. Подвод воды в охлаждающие трубки 7 осуществляется от коллекторов 8, расположенных с разных сторон цилиндра 3. Слив подогретой воды из охлаждающих трубок 7 выполняется в коллекторы 9 соответственно на другой стороне цилиндра 3. Для циркуляции газа в валу ротора 2 выполнены подпазовые каналы 10, а в обмотке ротора и роторных клиньях выполнены вентиляционные отверстия 11. В лобовых частях обмотки ротора также имеются вентиляционные каналы 12.

Предлагаемая система охлаждения работает следующим образом. При охлаждении обмотки статора 1 жидкостью охлаждение ротора 2, вращающегося внутри цилиндра 3, осуществляется воздухом, циркулирующим по замкнутому контуру. При этом охлажденный воздух, прошедший под давлением вентиляторов 5 через водяные охладители 6, установленные в статоре, направляется под лобовые части обмотки ротора и подпазовые вентиляционные каналы 10. Далее подогретый в ротор 2 воздух выбрасывается в воздушный зазор машины 4 между цилиндром 3 и ротором 2 через вентиляционные отверстия 11 в обмотке ротора 2 и роторных клиньях, а также через вентиляционные каналы 12 в лобовой части обмотки.

Для охлаждения подогретого воздуха в воздушном зазоре 4 в охлаждающие трубки 7 в цилиндре поочередно подается вода от коллекторов подвода 8 с разных сторон цилиндра со сливом воды в сливные коллекторы 9 соответственно на другой стороне цилиндра.

Охлаждение воздуха выполняется последовательно при его прохождении через охлаждающие трубки 7 в цилиндре, а затем через водяные охладители 6, встроенные в торцевых частях статора.

Охлаждение подогретого в роторе воздуха в установленных в цилиндре охладителях вблизи места выделения потерь в роторе и встречная циркуляция охлаждающей жидкости по охлаждающим трубкам в цилиндре позволяет снизить температурные градиенты и выровнять тепловое поле области воздушного зазора машины и в совокупности с последующим охлаждением воздуха охладителями в статоре позволяет повысить надежность машины и эффективность ее охлаждения.

Похожие патенты RU2231195C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН АВТОНОМНЫХ ОБЪЕКТОВ 2013
  • Хайруллин Ирек Ханифович
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Афанасьев Юрий Викторович
  • Охотников Михаил Валерьевич
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
RU2513042C1
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2006
  • Кади-Оглы Ибрагим Ахмедович
  • Шаров Владимир Иванович
  • Карташова Татьяна Николаевна
RU2309512C1
СПОСОБ ГАЗОВОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2013
  • Антонюк Олег Викторович
  • Ильин Дмитрий Михайлович
  • Карташова Татьяна Николаевна
  • Мигас Александр Геннадьевич
  • Прокофьев Алексей Юрьевич
  • Филин Алексей Григорьевич
RU2524160C1
Электрическая машина 1978
  • Белянин Константин Васильевич
  • Беляева Валентина Владимировна
  • Гендлин Зиновий Евсеевич
SU817876A1
СПОСОБ ГАЗОВОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ГАЗОВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 2004
  • Кади-Оглы И.А.
  • Карташова Т.Н.
  • Шаров В.И.
RU2267214C2
СПОСОБ ГАЗОВОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2004
  • Кади-Оглы Ибрагим Ахмедович
  • Шаров Владимир Иванович
  • Карташова Татьяна Николаевна
  • Жуков Дмитрий Викторович
RU2282927C1
РОТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1990
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2054781C1
Электрическая машина 1991
  • Бурковский Анатолий Николаевич
  • Дмитренко Юрий Иванович
  • Збарский Леонид Александрович
  • Ширнин Иван Григорьевич
  • Захарченко Петр Иванович
  • Красников Геннадий Васильевич
  • Поршнев Юрий Васильевич
SU1820978A3
ЗАКРЫТАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2002
  • Данилевич Я.Б.
  • Машковцев В.В.
  • Голуб А.В.
RU2228571C2
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С НАПРАВЛЯЮЩИМИ АППАРАТАМИ В СИСТЕМЕ ОХЛАЖДЕНИЯ РОТОРА 2014
  • Антонюк Олег Викторович
  • Карташова Татьяна Николаевна
  • Прокофьев Алексей Юрьевич
RU2560721C1

Реферат патента 2004 года СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электромашиностроении. Сущность изобретения состоит в следующем. Система охлаждения электрической машины содержит статор с обмоткой 1, охлаждаемой изоляционной жидкостью, отделенный от ротора 2 изоляционным цилиндром 3 со встроенными на его внутренней поверхности охлаждающими трубками 7. Ротор охлаждается воздухом, охлаждение которого выполняется последовательно охлаждающими трубками 7, встроенными в цилиндр, и водяными охладителями 6 в статоре. Циркуляция воды по охлаждающим трубкам 7 осуществляется встречно с поочередным подводом воды в трубки с разных сторон цилиндра. Технический результат - повышение надежности работы электрической машины и эффективности ее охлаждения. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 231 195 C1

Система охлаждения электрической машины, содержащая статор с обмоткой, охлаждаемой изоляционной жидкостью, отделенный от ротора изоляционным цилиндром со встроенными на его внутренней поверхности охлаждающими трубками, и ротор, охлаждаемый воздухом, отличающаяся тем, что охлаждение воздуха выполняется последовательно охлаждающими трубками в цилиндре и водяными охладителями в статоре, а циркуляция воды по охлаждающим трубкам в цилиндре осуществляется встречно с поочередным подводом воды в трубки с разных сторон цилиндра.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2231195C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ ИЗДЕЛИЙ 1972
  • Изоб Рете,Н
SU428919A1
Закрытая электрическая машина 1980
  • Чумак Игорь Григорьевич
  • Радионов Владимир Александрович
  • Савченков Геннадий Алексеевич
  • Тубис Яков Борисович
  • Головко Юрий Иванович
  • Крикун Владимир Алексеевич
  • Борозенец Владимир Григорьевич
  • Фанарь Михаил Самуилович
SU1056376A1
Закрытая электрическая машина 1984
  • Дмитренко Юрий Иванович
  • Чернов Игорь Яковлевич
  • Дорошкевич Константин Александрович
  • Ковалев Евгений Борисович
  • Тимошенко Николай Михайлович
SU1451810A1
RU 2075150 С1, 10.03.1997
ГАЗООХЛАЖДАЕМАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1992
  • Ханс Циммерманн[Ch]
  • Шандор Понграч[Ch]
RU2080731C1
Способ монтажа подовой секции алюминиевого электролизера 1985
  • Маленьких Анатолий Николаевич
SU1258879A1
US 3518466 А, 30.06.1970.

RU 2 231 195 C1

Авторы

Новосадов А.А.

Чириков В.Ф.

Шевченко А.А.

Шадринцев А.К.

Канискин Н.А.

Даты

2004-06-20Публикация

2002-10-09Подача