Изобретение относится к техническим средствам для подъема затонувших подводных лодок.
Известны устройства, предназначенные для подъема затонувших подводных лодок, например устройства для восстановления плавучести лодок различными способами:
- откачкой воды из отсеков насосами;
- вытеснением воды из отсеков сжатым воздухом (газом), полиуретановой пеной;
- с помощью надувных мягких понтонов;
- закреплением за судно продуваемых понтонов и др. [1].
Недостатки этих устройств: на глубинах свыше 40 м для производства работ требуется специальное глубоководное снаряжение для водолазов, что резко снижает эффективность их действий и значительно увеличивает стоимость и длительность работ.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является “Устройство для подъема подводной лодки” [2]. Устройство содержит связанную с подъемными тросами подстилающую гибкую конструкцию для завода под подводную лодку и охватывающую гибкую конструкцию, которые выполнены из связанных между собой продольных и поперечных тросов, и напоминает близнецовый трал, с открытым мешком и двумя парами буксирно-подъемных тросов. Причем первый поперечный трос выполнен с насаженными на него с возможностью вращения втулками и связан своими концами с грузами-заглубителями.
Недостатки этого устройства. Сеть типа близнецового трала предполагает только наклонное положение в нем поднимаемой лодки, что приводит к большим нагрузкам на “две пары буксирно-подъемных тросов, а это делает устройство непригодным для подъема подводных лодок типа АПЛ “Курск”, имеющих большие габариты и массу.
Целью предлагаемого устройства для отрыва от грунта, фиксации на некоторой высоте и транспортирования на мелководье затонувших подводных лодок, включая тип АПЛ “Курск”, является надежная фиксация и последующее транспортирование на мелководье затонувших подводных лодок, включая тип АПЛ “Курск” в короткие сроки и сведение к минимуму дорогостоящих и опасных глубоководных работ. Что резко снижает стоимость работ по подъему затонувших подводных лодок.
Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для отрыва от грунта, фиксации на некоторой высоте и транспортирования на мелководье затонувших подводных лодок, включая тип АПЛ “Курск”, содержащем гибкую металлическую сеть, состоящую из связанных между собой поперечных (несущих) и продольных (поддерживающих) канатов, два фронтальных каната, боковые подъемные канаты, гибкая металлическая сеть имеет длину, равную или больше длины затонувшей подводной лодки и ширину не менее 3/4 окружности корпуса лодки по миделю. Первый фронтальный канат жестко связан с поперечными (несущими) канатами гибкой металлической сети, а второй фронтальный канат соединен с первым фронтальным канатом только своими концами с образованием общих петель (коушей). Боковые подъемные канаты выполнены съемными со стороны фронтальных канатов, а с противоположной стороны гибкой металлической сети соединены с поперечными (несущими) канатами, причем съемные боковые подъемные канаты на одном конце снабжены пронумерованными механическими захватами для быстрого крепления к соответствующим поперечным (несущим) канатам.
Предлагаемое устройство для отрыва от грунта, фиксации на некоторой высоте и транспортирования на мелководье затонувших подводных лодок, включая тип АПЛ “Курск”, позволяет в короткие сроки подвести гибкую металлическую сеть под затонувшую подводную лодку, надежно зафиксировать ее в гибкой металлической сети и, сохраняя горизонтальное положение лодки, транспортировать ее на мелководье до глубин, позволяющих производить работы в легководолазном снаряжении.
Из глубоководного оборудования необходим только батискаф, оборудованный специальным манипулятором для крепления съемных боковых подъемных канатов, отсоединения тяговых канатов, наблюдения, контроля и управления надводными средствами.
Предлагаемое устройство состоит из двух фронтальных канатов, гибкой металлической сети, присоединенной к одному из фронтальных канатов, боковых съемных подъемных канатов и боковых несъемных подъемных канатов.
Назначение первого фронтального каната - прорезание грунта и протягивание сети под корпус затонувшей подводной лодки.
Назначение второго фронтального каната - автоматически заменить первый фронтальный канат в случае его обрыва, не останавливая операции протягивания сети.
Назначение гибкой металлической сети - надежная фиксация лодки, равномерное распределение нагрузки на все элементы устройства.
Назначение боковых подъемных канатов - отрыв затонувшей подводной лодки от грунта и удержание сети с зафиксированной в ней лодкой при транспортировании и подъеме.
В отличие от известного устройства, гибкая металлическая сеть равномерно распределяет нагрузку, как на все элементы сети, так и на боковые подъемные канаты. Достоинство гибкой металлической сети состоит еще и в том, что легко и в любом месте можно крепить к ней дополнительные подъемные средства: понтоны, поплавки и т.д., причем делать это можно как заранее на поверхности, так и под водой.
Гибкая металлическая сеть позволяет надежно крепить лодку к плавсредству с минимумом глубоководных работ, составляющих значительную часть в стоимости всех работ по подъему.
Гибкая металлическая сеть обеспечивает надежное транспортирование затонувшей подводной лодки.
Усилие протягивания фронтального каната определяется удельным давлением корпуса лодки на грунт. Большая площадь соприкосновения затонувшей подводной лодки с грунтом приводит к небольшому удельному давлению, которое преодолевает фронтальный канат.
Изобретение поясняется чертежами.
На фиг.1 изображено устройство для отрыва от грунта, фиксации на некоторой высоте и транспортирования на мелководье затонувших подводных лодок, включая тип АПЛ “Курск”; на фиг.2 - разрез по А-А.
Первый фронтальный канат 1 жестко связан с поперечными (несущими) канатами 2 гибкой металлической сети 3. Второй фронтальный канат 4 соединен с первым фронтальным канатом 1 своими концами с образованием общих петель (коушей) 5 и свободно провисает в петлях поперечных (несущих) канатов 2, которые связаны с продольными (поддерживающими) канатами 6, образуя собственно гибкую металлическую сеть 3. Расположение поперечных (несущих) канатов 2 определяется распределением веса затонувшей подводной лодки по ее длине, т.е. весом погонного метра лодки.
Боковые съемные подъемные канаты 7 одним концом крепятся к транспортирующему плавсредству (танкеру), другим - к поперечным (несущим) канатам 2 при помощи пронумерованных механических захватов 9. Боковые несъемные подъемные канаты 10 крепятся к поперечным (несущим) канатам 2 заранее на поверхности. Боковые подъемные канаты 7, 10 выполнены из полимерных материалов и могут быть сведены в группы по 2-3 каната.
Работа устройства заключается в следующем.
Устройство опускается на грунт таким образом, чтобы гибкая металлическая сеть 3 легла фронтальными канатами 1, 4 вдоль борта затонувшей лодки. Два спасательных судна тяговыми канатами 11 протягивают гибкую металлическую сеть 3 под днищем лодки на половину ее ширины. Спускаются боковые съемные подъемные канаты 7. С помощью батискафа, снабженного специальным манипулятором, или водолазом к гибкой металлической сети 3 крепятся боковые съемные подъемные канаты 7 своими пронумерованными механическими захватами 9 к соответствующим поперечным (несущим) канатам 2 и отсоединяют от петель (коушей) 5 тяговые канаты 11. Подъемное и транспортирующее плавсредство (танкер) выбирает слабину боковых подъемных канатов 7, 10. Сеть 3 плотно облегает нижнюю половину корпуса лодки и надежно фиксирует ее. Выборка слабины боковых подъемных канатов производится при полной загрузке балластом танкера. Откачивая балласт, танкер плавно отрывает лодку от грунта на некоторую высоту, приблизительно равную разности осадки танкера “в грузу” и “порожнем”.
Далее производится транспортирование зафиксированной лодки до намеченного более мелкого места, где лодка опять коснется грунта. Повторяются операции: закачка балласта, выборка слабины боковых подъемных канатов, откачка балласта, отрыв лодки от грунта и транспортирование на мелководье.
Таким образом, предлагаемое устройство для отрыва от грунта, фиксации на некоторой высоте и транспортирования на мелководье затонувших подводных лодок, включая тип АПЛ “Курск”, позволяет свести к минимуму дорогостоящие, длительные и опасные глубоководные операции.
Надежная фиксация лодки позволяет работать в неблагоприятных погодных условиях.
Эти факторы на порядок снижают расходы и в несколько раз сокращают время на подъем затонувших подводных лодок.
Кроме экономического эффекта применение предложенного устройства дает и военно-политический эффект - никаких иностранных наблюдателей, никаких просьб о технической и финансовой помощи.
Источники информации
1. БСЭ, 1976 г., третье изд., стр. 52 “Судоподъем”.
2. Патент RU 2006425 C1, B 63 С 7/02, опубл. 30.01.94. Бюл. №2.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДЪЕМА И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ЗАТОНУВШИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК И ДРУГИХ СУДОВ | 2009 |
|
RU2390460C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 1991 |
|
RU2006425C1 |
Судозахватное устройство | 2020 |
|
RU2755232C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШИХ ОБЪЕКТОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2000 |
|
RU2230002C2 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ЗАТОНУВШИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК И ДРУГИХ ОБЪЕКТОВ | 2009 |
|
RU2417921C2 |
МОГИЛЬНИК ДЛЯ ЗАТОНУВШЕЙ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 1994 |
|
RU2081464C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО СУДНА И КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДЪЕМА И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ЗАТОНУВШИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК И ДРУГИХ СУДОВ | 2014 |
|
RU2564271C1 |
ПЛАВАЮЩАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ МОРСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШИХ СУДОВ | 2003 |
|
RU2261818C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 2002 |
|
RU2222467C2 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА | 2005 |
|
RU2359861C2 |
Изобретение относится к средствам для подъема и восстановления затонувших объектов. Предлагаемое устройство содержит гибкую металлическую сеть, состоящую из связанных между собой поперечных, являющихся несущими, и продольных, являющихся поддерживающими, канатов, два фронтальных каната и боковые подъемные канаты. При этом сеть выполнена с длиной, равной или большей длины затонувшей подводной лодки, и шириной не менее 3/4 окружности корпуса лодки по миделю. Первый фронтальный канат жестко связан с указанными поперечными канатами, а второй фронтальный канат соединен с первым фронтальным канатом только своими концами с образованием общих петель (коушей). Боковые подъемные канаты выполнены съемными со стороны фронтальных канатов, а с противоположной стороны сети соединены с указанными поперечными канатами. Съемные боковые канаты на одном конце снабжены пронумерованными механическими захватами для быстрого крепления к соответствующим поперечным канатам. Технический результат изобретения состоит в повышении надежности фиксации и оперативности транспортирования на мелководье крупных затонувших судов, включая АПЛ типа “Курск”. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 1991 |
|
RU2006425C1 |
US 4051797 А, 04.10.1977 | |||
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
US 1952080 А, 27.03.1934 | |||
Устройство для захвата плавучего объекта | 1987 |
|
SU1463629A1 |
Авторы
Даты
2004-06-27—Публикация
2000-09-25—Подача