МАСЛОСИСТЕМА ГАЗОВОГО ТУРБОКОМПРЕССОРА Российский патент 2004 года по МПК F04D29/06 

Описание патента на изобретение RU2231689C2

Изобретение относится к области турбокомпрессоростроения, в частности к маслосистемам газовых турбокомпрессоров.

Известна маслосистема газового турбокомпрессора (см., например, проспект фирмы “Nuovo Pignone” PROM 526/1-11-5-87), содержащая маслобак, насосы уплотнительного масла, уплотнение вала с масляными полостями, маслоохладители, аккумулятор масла, регулятор перепада давлений масло-газ. При такой схеме масло забирается из маслобака насосами уплотнения, и уплотнительное масло высокого давления насосами уплотнения подается в маслоохладители и затем через фильтры масла в масляные полости уплотнений вала. Регулятор перепада давлений масло-газ установлен на линии, соединяющей маслоохладители с масляными полостями уплотнений.

Недостатком такой маслосистемы является наличие дорогостоящих маслоохладителей высокого давления.

Известна также маслосистема газового турбокомпрессора (см., например, патент РФ №2022141), содержащая маслобак, насосы уплотняющего масла, уплотнения вала с масляными полостями, маслоохладители, аккумулятор масла с масляной полостью, регулятор перепада давлений масло-газ. При этом в такой маслосистеме масло забирается насосами уплотнения, подается на фильтры уплотняющего масла, затем в масляные полости уплотнений вала, после чего в масляную полость аккумулятора масла и далее на маслоохладитель через регулятор перепада давлений масло-газ, после чего некоторая часть масла сливается в маслобак, а большая часть масла поступает к подшипникам газового турбокомпрессора.

Недостатком такой маслосистемы, взятой за прототип, является простое дросселирование уплотняющего масла, вышедшего из масляных полостей герметичных уплотнений, для дальнейшего его охлаждения и подачу в систему смазки упорных подшипников и других потребителей масла смазки низкого давления, что не обеспечивает необходимого количества охлажденного масла низкого давления.

Предлагаемое изобретение решает задачу создания принципиальной схемы маслосистемы газового турбокомпрессора, которая позволила бы обеспечить необходимый расход охлажденного масла низкого давления для смазки упорных подшипников и опорных подшипников (если для них используется масло низкого давления), а также других потребителей масла низкого давления, например муфты насоса, кольца кожуха и т.д.

Для достижения указанного технического результата в маслосистеме газового турбокомпрессора с валом, установленным на опорных и упорных подшипниках и имеющим герметичные уплотнения с масляными полостями, содержащей маслобак, соединяемый подводящей магистралью с насосом и отводящей от насоса магистралью с масляными полостями герметичных уплотнений и опорными подшипниками, регулятор перепада давлений масло-газ, расположенный за ним по ходу движения масла маслоохладитель и регулятор давления, отводящая от насоса магистраль дополнительно соединена с маслоохладителем так, что в ней установлен инжектор масла смазки, связанный с маслобаком, регулятор давления установлен в магистрали, соединяющей маслоохладитель с магистралью, подводящей масло к насосу из маслобака так, что между маслоохладителем и регулятором давления расположена магистраль подвода масла к упорным подшипникам и другим потребителям масла смазки низкого давления, например муфте насоса, кольцу кожуха и т.д. При этом перед инжектором масла смазки по ходу его движения из насоса установлено дроссельное устройство, а фильтр очистки масла размещен в аккумуляторе.

Благодаря наличию указанных признаков в маслосистеме газового турбокомпрессора по сравнению с прототипом увеличивается расход охлажденного масла, поступающего для смазки упорных подшипников и других потребителей масла низкого давления.

Предлагаемая принципиальная схема маслосистемы представлена на чертеже. Маслосистема газового турбокомпрессора 1 включает маслобак 2, который подводящей магистралью 3 соединен с насосом 4, из которого выходит отводящая магистраль 5, соединяющая насос 4 через фильтр 6, расположенный, например, в аккумуляторе 7 с опорными подшипниками 8 и масляными полостями 9 герметичных уплотнений 10 вала 11. Далее по ходу движения масла в маслосистеме расположены регулятор перепада давлений масло-газ 12, расположенный за ним маслоохладитель 13, за которым установлен фильтр очистки масла 14, и регулятор давления 15. При этом маслоохладитель 13 и регулятор давления 15 соединены магистралью 16 с подводящей магистралью 3, причем отбор масла к упорным подшипникам 17 и другим потребителям масла низкого давления, например муфте насоса, кольцу кожуха и т.д. (последние не показаны), осуществлен с помощью магистрали 18, ответвляемой от магистрали 16 в месте, расположенном между маслоохладителем 13 и регулятором давления 15. Кроме того, маслосистема газового турбокомпрессора 1 содержит магистраль 19, соединяющую отводящую магистраль 5 и маслоохладитель 13, причем в ней установлен инжектор масла смазки 20, связанный с маслобаком 2, а также может быть установлено дроссельное устройство 21, располагаемое перед инжектором масла смазки 20 по ходу его движения из насоса 4.

При работе масло по подводящей магистрали 3 всасывается насосом 4 из маслобака 2. Дополнительно масло поступает к насосу 4 от регулятора давления 15. С помощью насоса 4 масло под высоким давлением поступает по магистрали 5 к фильтру 6 аккумулятора 7 и к дроссельному устройству 21. После очистки масло попадает в масляные полости 9 герметичных уплотнений 10 (концевые), смазывая их и опорные подшипники 8. Необходимое давление масла поддерживается регулятором перепада давлений масло-газ 12, который сбрасывает избыток масла до необходимой величины давления на герметичных уплотнениях 10 (концевых), устанавливая заданный перепад давления масло-газ, определяемый настройкой регулятором перепада давлений масло-газ 12. После регулятора перепада давлений масло-газ 12 масло уже низкого давления поступает к маслоохладителю 13. К нему также поступает масло низкого давления от инжектора масла смазки 20, образуя общий поток. Количество масла, поступающего от инжектора масла смазки 20, больше количества масла, проходящего через дроссельное устройство 21, на величину подсоса масла в инжектор 20 из маслобака 2. Таким образом, достигается увеличение расхода масла, идущего на охлаждение в маслоохладитель 13, что снижает температуру масла всей маслосистемы. Используемый в маслосистеме фильтр 14 обеспечивает очистку масла, выходящего из маслоохладителя 13 и поступающего к упорным подшипникам 17 и другим потребителям масла низкого давления (не показаны). Регулятор давления 15 определяет расход масла низкого давления за счет сброса лишнего количества масла на вход по магистрали 16. Очистку масла высокого давления осуществляет фильтр 6, установленный, например, в аккумуляторе масла 7, а очистку масла низкого давления производит фильтр 14, установленный после маслоохладителя 13. Дроссельное устройство 21 служит для подачи масла к инжектору 20 под требуемым давлением.

Похожие патенты RU2231689C2

название год авторы номер документа
МАСЛОСИСТЕМА ГАЗОВОГО ТУРБОКОМПРЕССОРА 1990
  • Архипов В.В.
  • Гонтарь Ю.С.
  • Евланников В.Л.
  • Каменев В.М.
  • Ломоносов С.С.
  • Спирин Н.Ю.
RU2022141C1
МАСЛОСИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ 2019
  • Голубов Александр Николаевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Фомин Вячеслав Николаевич
RU2731826C1
МАСЛОСИСТЕМА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ 2011
  • Голубов Александр Николаевич
  • Семёнов Вадим Георгиевич
  • Фомин Вячеслав Николаевич
RU2480600C1
МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Голубов Александр Николаевич
  • Семенов Вадим Георгиевич
  • Фомин Вячеслав Николаевич
RU2383753C1
МАСЛОСИСТЕМА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ 2013
  • Голубов Александр Николаевич
  • Семёнов Вадим Георгиевич
  • Фомин Вячеслав Николаевич
RU2535518C1
ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩАЯ СТАНЦИЯ НА МОРСКОЙ ПЛАТФОРМЕ 2009
  • Болотин Николай Борисович
RU2388920C1
ВИНТОВОЙ МАСЛОЗАПОЛНЕННЫЙ КОМПРЕССОРНЫЙ АГРЕГАТ 2010
  • Зискин Григорий Фалкович
  • Ибрагимов Евгений Рашитович
  • Налимов Виктор Николаевич
  • Паранин Юрий Александрович
  • Якупов Руслан Равилевич
RU2445513C1
МАСЛОСИСТЕМА АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Голубов Александр Николаевич
  • Семенов Вадим Георгиевич
  • Фомин Вячеслав Николаевич
RU2328609C1
Турбодетандерный агрегат 1990
  • Пшик Василий Романович
  • Марцинковский Василий Сигизмундович
  • Бондаренко Герман Андреевич
  • Черепов Леонид Владимирович
  • Богданов Валерий Александрович
  • Дидоренко Станислав Федорович
  • Жорняк Юрий Андреевич
  • Лейченко Владимир Константинович
SU1725041A1
МАСЛОСИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ СО СВОБОДНОЙ ТУРБИНОЙ 2004
  • Андреев Анатолий Васильевич
  • Голубов Александр Николаевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Попов Сергей Владимирович
  • Семенов Вадим Георгиевич
RU2277175C1

Реферат патента 2004 года МАСЛОСИСТЕМА ГАЗОВОГО ТУРБОКОМПРЕССОРА

Изобретение относится к области турбокомпрессоростроения, в частности к маслосистемам газовых турбокомпрессоров. Изобретение решает задачу создания принципиальной схемы маслосистемы газового турбокомпрессора, которая позволила бы обеспечить необходимый расход охлажденного масла низкого давления для смазки упорных подшипников и опорных подшипников (если для них используется масло низкого давления), а также других потребителей масла низкого давления, например муфты насоса, кольца кожуха и т.д. Для достижения указанного технического результата отводящая от насоса магистраль дополнительно соединена с маслоохладителем так, что в ней установлен инжектор масла смазки, связанный с маслобаком, регулятор давления установлен в магистрали, соединяющей маслоохладитель с магистралью, подводящей масло к насосу из маслобака так, что между маслоохладителем и регулятором давления расположена магистраль подвода масла к упорным подшипникам и другим потребителям масла смазки низкого давления, например муфте насоса, кольцу кожуха и т.д. При этом перед инжектором масла смазки по ходу его движения из насоса установлено дроссельное устройство, а фильтр очистки масла размещен в аккумуляторе. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 231 689 C2

1. Маслосистема газового турбокомпрессора с валом, установленным на опорных и упорных подшипниках и имеющим герметичные уплотнения с масляными полостями, содержащая маслобак, соединяемый подводящей магистралью с насосом и отводящей от насоса магистралью с масляными полостями герметичных уплотнений и опорными подшипниками, регулятор перепада давления масло - газ, расположенный за ним по ходу движения масла маслоохладитель и регулятор давления, отличающаяся тем, что отводящая от насоса магистраль дополнительно соединена с маслоохладителем так, что в ней установлен инжектор масла смазки, связанный с маслобаком, а регулятор давления установлен в магистрали, соединяющей маслоохладитель с магистралью, подводящей масло к насосу из маслобака, так, что между маслоохладителем и регулятором давления расположена магистраль подвода масла к упорным подшипникам.2. Маслосистема газового турбокомпрессора по п.1, отличающаяся тем, что перед инжектором масла смазки по ходу его движения из насоса установлено дроссельное устройство.3. Маслосистема газового турбокомпрессора по любому из пп.1 и 2, отличающаяся тем, что в аккумуляторе масла размещен фильтр очистки масла.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2231689C2

МАСЛОСИСТЕМА ГАЗОВОГО ТУРБОКОМПРЕССОРА 1990
  • Архипов В.В.
  • Гонтарь Ю.С.
  • Евланников В.Л.
  • Каменев В.М.
  • Ломоносов С.С.
  • Спирин Н.Ю.
RU2022141C1
СТАТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1995
  • Уваров И.Е.
  • Куликов В.А.
  • Иванов А.П.
RU2117826C1
СПОСОБ ПИЛОТИРОВАНИЯ ВЕРТОЛЕТОВ 1992
  • Лисс А.Ю.
  • Евстафьева С.Л.
RU2101213C1
ЦЕПНАЯ ВОЛНОВАЯ ПЕРЕДАЧА 2000
  • Чиненов С.Г.
  • Чиненова Т.П.
  • Максимов С.П.
  • Путилов Д.А.
  • Ворона В.В.
RU2183294C1
US 3518021, 30.06.1970
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И/ИЛИ ОБРАБОТКИ ПАНЕЛЕЙ 2007
  • Краллингер Руперт
RU2441747C2

RU 2 231 689 C2

Авторы

Бакаев Б.В.

Гонтарь Ю.С.

Денисенко В.В.

Петров П.С.

Рубцов Ю.Н.

Евланников В.Л.

Писарев Ю.Н.

Хрёкин С.Н.

Даты

2004-06-27Публикация

2002-05-27Подача