Изобретение относится к роликовым механизмам раздвижных дверей, в которых дверная панель движется по верхнему и нижнему направляющим устройствам, в частности к усовершенствованному роликовому механизму, у которого есть приспособления, удерживающие дверь, при этом сам ролик качения обладает улучшенными потребительскими свойствами.
Раздвижные двери используются в жилых, офисных и производственных помещениях, ими часто снабжены шкафы, гардеробы, а также различные межкомнатные и офисные перегородки.
Раздвижная дверь состоит из одной панели, к которой крепятся ролики. Для шкафов-купе и гардеробов часто используются две и более раздвижных панелей, которые двигаются по одной или более направляющим устройствам.
Известен роликовый механизм для раздвижных дверей, состоящих из дверной панели, верхней и нижней направляющих, содержащий кронштейн для прикрепления механизма к двери и роликовый узел, установленный на кронштейне с возможностью относительного перемещения для регулирования его положения относительно нижней направляющей с помощью регулировочного винта, включающий корпус, вращающуюся часть и средства фиксации - патент США №5673516, кл. E 05 D 15/36, 1997.
Недостатком известной конструкции является ее сложность, отсутствие достаточной жесткости для поддержки массы двери, когда она снята с направляющих, относительно высокий уровень шума и динамические вибрации при движении дверей, связанные с биениями рабочей поверхности нижних роликов при качении на нижней направляющей.
Задачей изобретения является повышение эксплуатационной надежности, улучшение эксплуатационных качеств при общей простоте конструкции.
Указанный технический результат достигается за счет того, что в роликовом механизме для раздвижных дверей, состоящих из дверной панели, верхней и нижней направляющих, содержащем кронштейн для прикрепления механизма к двери и роликовый узел, установленный на кронштейне с возможностью относительного перемещения для регулирования его положения относительно нижней направляющей с помощью регулировочного винта, включающий корпус, вращающуюся часть и средства фиксации, вращающаяся часть размещена в корпусе роликового узла на оси, оба конца которой поддерживаются корпусом, и состоит из подшипника, ступицы подшипника и эластичной опрессовки ступицы для демпфирования биений вращающейся части о нижнюю направляющую, а средства фиксации выполнены в виде выступов для удержания корпуса роликового узла в нижней направляющей при вертикальных перемещениях дверной панели, при этом выступы расположены таким образом, что их опорная поверхность находится ниже периферийной кромки вращающейся части роликового узла для принятия части нагрузки от веса дверной панели при снятии ее с нижней направляющей.
Эластичная опрессовка ступицы подшипника вращающейся части включает центральную часть эластичного диска и пару эластичных периферийных выступов, расположенных по обе стороны от центральной части, обеспечивающих качение вращающейся части. Ее твердость составляет от 90 до 98 единиц “по Шору”.
Выступы средства фиксации выполнены заодно целое с корпусом, снабжены эластичной опрессовкой, при этом расстояние между вертикальными боковыми сторонами выступов больше, чем зазор в нижней направляющей, предназначенный для размещения в нем центральной части диска вращающейся части роликового узла, при этом твердость эластичной опрессовки выступов составляет от 40 до 60 единиц “по Шору”.
Регулировочный винт для перемещения корпуса роликового узла размещен в полости кронштейна.
На фиг.1 представлен фрагмент нижней части раздвижной двери, включая роликовый узел, вид сбоку, на фиг.2 - роликовый механизм, общий вид, на фиг.3 - кронштейн роликового механизма, на фиг.4 - корпус роликового узла с выступами средства фиксации, на фиг.5 - вращающаяся часть роликового узла, общий вид с вырезом.
На фиг.1 роликовый механизм 1 прикреплен к раздвижной двери. Раздвижная дверь состоит из дверной панели 2, верхней направляющей (не показана), нижней направляющей 3, для вставления в нее роликового механизма, и самого роликового механизма 1. Внешняя поверхность 4 дверной панели 2, как правило, покрывается декоративным материалом или делается в виде рамки под зеркало, стекло, или иную вставку.
Роликовые механизмы 1 располагаются по нижней стороне (ближе к нижним углам) дверной панели 2. Роликовый механизм 1 состоит из жесткого кронштейна 6, используемого для прикрепления механизма к дверной панели 2, роликового узла, включающего корпус 7, вращающуюся часть 8, и регулировочного винта 10.
Крепление кронштейна роликового механизма 6 к дверной панели 2 осуществляется с помощью болтов или шурупов 5. Для обеспечения прочности собранной конструкции и соблюдения параллельности кронштейна по отношению к нижней направляющей 3 применяется крепление кронштейна снизу и сбоку. Для этого предусмотрены крепежные отверстия 13.
Расположенный внутри кронштейна 6 корпус 7 содержит внутри себя вращающуюся часть 8. Кронштейн 6 представляет из себя прямоугольную полую внутри конструкцию с открытым дном, куда вставляется корпус 7. Желательно, чтобы кронштейн был изготовлен из металла для придания ему необходимой жесткости. Загнутые вовнутрь удерживающие элементы конструкции 9 служат для удержания роликового корпуса 7 внутри кронштейна 6. Таким образом, при применении загнутых во внутрь удерживающих элементов 9 минимизируется количество металла, необходимого для производства кронштейна 6 (как соответственно и его цена и вес), и обеспечивается свободный доступ к роликовому корпусу 7, если таковой понадобиться.
Вращающаяся часть 8 роликового узла располагается на оси 11, которая поддерживается с двух сторон корпусом 7. Ось 11 проходит через центр вращающейся части 8, и оба ее конца помещаются в боковых сторонах роликового корпуса 7. Во время использования весь вес дверной панели 2 будет, как правило, приходится на вращающуюся часть 8, соответственно, ось 11 поддерживается с двух сторон корпусом 7 и устраняет возможность изгиба оси 11. Подобная поддержка также устраняет опасность несбалансированной нагрузки на ось 11, которая возникает, если закреплен только один конец оси 11. Подобная конструкция позволяет так перераспределить нагрузку, чтобы предотвратить перелом оси 11 под большим весом.
Установка оси 11 перпендикулярно продольной оси роликового корпуса 7 гарантирует, что плоскость вращения вращающейся части корпуса ролика 8 будет оставаться параллельной дверной панели 2, и роликовый механизм не будет заклиниваться в нижней направляющей 3. Чтобы уменьшить трение и облегчить движение вращающейся части 8 на оси 11 применяется дополнительный подшипник 16. Вращающаяся часть 8 состоит из подшипника 16, ступицы подшипника 17 и опрессовки ступицы подшипника 18, сделанной из эластичного материала. Эластичный материал должен иметь твердость “по Шору” от 90 до 98 единиц. Ступица подшипника 17 изготавливается из достаточно твердого материала, поскольку передает и распределяет всю нагрузку на подшипник 16 и корпус 7.
Внешняя поверхность корпуса 7 сделана из твердого материала, чтобы защитить вращающуюся часть корпуса 8 и ее подшипник 16 от повреждений во время установки двери и ее использования. Ось 11 может быть выполнена в форме стержня, заклепки или болта.
Положение корпуса 7 внутри кронштейна 6 может быть отрегулировано по высоте с помощью регулировочного винта 10. Желательно, чтобы регулировочный винт 10 был связан с верхней частью корпуса 7, и чтобы его головка входила в отверстие 14 верхней части кронштейна 6. Существует множество других способов того, как выставлять и втягивать обратно регулировочный винт 10 в роликовый корпус 7 и тем самым поднимать или опускать дверную панель 2. Поворот регулировочного винта 10 либо выдвигает корпус 7 вниз из кронштейна 6, или соответственно, наоборот. Таким образом, можно поднять или опустить дверную панель 2. Также положительным моментом является тот факт, что регулировочный винт 10 располагается внутри кронштейна 6 и таким образом защищен от повреждений.
Раздвижная дверь, снабженная роликовым механизмом 1, готова для установки. Сначала устанавливаются пара верхних роликов в верхнюю направляющую дверного проема (не показано), затем корпус 7 устанавливается в нижнюю направляющую 3. Нижняя направляющая 3 представляет собой полоску прессованного или экструдированного материала, боковые стороны которой загнуты вверх и вовнутрь и тем самым формируют необходимый паз.
Вращающаяся часть 8 имеет центральную часть эластичного диска 18 и пару эластичных периферийных выступов, расположенных по обеим сторонам центральной части диска 18. Когда вращающаяся часть 8 устанавливается в нижнюю направляющую 3, центральная часть эластичного диска 18 помещается в углубление нижней направляющей 3. Выступы нижней направляющей попадают на периферийные части диска 18 и принимают на себя по крайней мере часть веса двери. Это позволяет равномерно распределять вес по всей протяженности боковых сторон нижней направляющей 3 и избегать ситуации, когда весь вес двери приходится только на центральную часть диска 18. Кроме того, благодаря тому, что центральная часть эластичного диска 18 помещается внутри углублений нижней направляющей 3, вращающаяся часть 8 надежно удерживается в нижней направляющей 3 и тем самым дверь стабилизируется и не выскакивает самопроизвольно из нижней направляющей 3. Это еще более важно, что с помощью регулировочного винта 10 корпус 7 может быть отрегулирован по высоте внутри кронштейна 6 так, чтобы периферийные части диска 18 удерживались в углублениях нижней направляющей 3.
Кроме регулировочного винта 10, который помогает удерживать вращающуюся часть 8 в нижней направляющей 3, роликовый механизм 1 также имеет приспособления 12, служащие той же цели. Такое приспособление представляет собой фиксатор, образующийся за счет выступов в нижней части корпуса 7. Оптимально использовать два выступа фиксаторов 12, но их может быть и другое количество. Когда все выступы фиксаторов 12 помещены в нижнюю направляющую 3, это исключает вертикальное движение корпуса 7, т.е. его выскакивание из нижней направляющей 3, вне зависимости от положения регулирующего винта 10. Вертикальному движению, таким образом, подвергается только жесткий кронштейн 6 роликового механизма 1 и сама дверная панель 2, к которой крепится кронштейн 6.
Каждый из выступов фиксаторов опрессован эластичным материалом. На фиг.4 один из выступов фиксаторов 12 показан опрессованным, а другой выступ 15 не опрессованным эластичным материалом. Каждый выступ фиксатора состоит из твердого нижнего окончания стержня 15, являющегося частью корпуса и эластичной опрессовки. Ширина выступов фиксаторов 12, измеренная между противоположными вертикальными краями эластичной опрессовки, шире, чем ширина паза в нижней направляющей 3, что дает возможность эластичной части выступов фиксаторов 12 закрепляться под боковыми сторонами нижней направляющей 3, и, таким образом, удерживать корпус 7 в нижней направляющей 3 при попытках вертикального движения дверной панели 2. Эластичный материал должен иметь твердость “по Шору” от 40 до 60 единиц, что позволяет добиться приемлемых и стабильных значений усилия на вынимание корпуса 7 из нижней направляющей 3 в пределах от 2 до 7 кг.
Следует отметить, что выступы фиксаторов 12 выступают чуть ниже периферийной кромки вращающейся части 8. Поэтому, когда дверная панель 2 вынута из проема, то ее вес распределяется между выступами фиксаторов 12 и нижней частью диска 18, который является поверхностью качения всего роликового механизма 1, за счет сжатия эластичных поверхностей выступов фиксаторов 12 и диска 18.
Таким образом, выступы фиксаторов 12 выполняют различные функции. Во-первых, они удерживают корпус 7 и его вращающуюся часть 8 в нижней направляющей 3, предотвращая его самопроизвольное выскакивание при вертикальных движениях дверной панели 2. Во-вторых, они выравнивают положение корпуса 7 в нижней направляющей 3, обеспечивая тем самым гладкую работу вращающейся части 8. В-третьих, они помогают удалить мусор из нижней направляющей 3, благодаря чему опять же обеспечивается гладкая работа вращающейся части 8, и не допускается его повреждение. Наконец, они принимают на себя часть веса дверной панели 2, вынутой из проема и поставленной на нижнюю сторону около стены.
Таким образом, благодаря устройству роликового механизма для вставления выступов фиксаторов в нижнюю направляющую 3 необходимо всего лишь толкнуть корпус 7 вниз в направляющую 3 до тех пор, пока выступы фиксаторов 12 не сместятся во внутрь направляющей 3.
Точно также просто происходит и удаление дверной панели 2 из нижней направляющей 3, т.к. необходимо всего лишь вставить отвертку или похожий инструмент между корпусом 7 и нижней направляющей 3, чтобы сдвинуть вверх выступы фиксаторов 12.
Изобретение относится к роликовым механизмам для раздвижных дверей, в которых панель двери движется по нижнему направляющему устройству. Роликовый механизм имеет приспособления, удерживающие дверь в нижней направляющей. Вращающаяся часть роликового узла, непосредственно обеспечивающая качение дверей, позволяет демпфировать биения и колебания при движении дверей. Роликовый механизм состоит из жесткого кронштейна для прикрепления механизма к двери и роликового узла. Положение роликового узла можно регулировать по высоте внутри кронштейна для облегчения движения двери. Вращающаяся часть роликового узла состоит из подшипника, ступицы подшипника и эластичной опрессовки ступицы подшипника, причем твердость такой эластичной опрессовки составляет от 90 до 98 единиц “по Шору”. Корпус роликового узла имеет выступы фиксаторов, которые позволяют удерживать корпус в нижней направляющей при вертикальных движениях дверной панели. Выступы фиксаторов состоят из твердого нижнего окончания и эластичной опрессовки, причем твердость эластичной опрессовки составляет от 40 до 60 единиц “по Шору”. Изобретение обеспечивает улучшение эксплуатационных качеств роликового механизма и повышение эксплуатационной надежности при простоте конструкции. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.
US 5673516 A, 12.10.1997 | |||
US 4391019 A, 05.07.1983 | |||
US 5349783 A, 23.09.1994 | |||
WO 9502105 A1, 10.01.1995 | |||
RU 2000109632 A1, 27.03.2002. |
Авторы
Даты
2004-07-10—Публикация
2003-09-30—Подача