СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА ТИПА "ГИДРОАЭРОБИКА" Российский патент 2004 года по МПК A63B22/00 

Описание патента на изобретение RU2232615C2

Изобретение относится к оздоровительной физической культуре, а именно к гидроаэробике, т.е. способу улучшения состояния здоровья и развития мышечной силы человека путем воздействия на организм занимающегося различной физической нагрузкой, и может быть использовано в практике работы бассейнов и физкультурно-здоровительных комплексов.

В настоящее время технический прогресс привел к гиподинамии человека, поэтому очевидна актуальность оздоровительных форм физической культуры, в том числе и с эстетической направленностью.

Отмечается также большой интерес к оздоровительным формам физической культуры: аэробике, шейпингу и др.

Под понятием ГИДРОАЭРОБИКА мы подразумеваем вид оздоровительно-рекреативной физической культуры, использующий сочетание традиционных и нетрадиционных упражнений, выполняемых в аэробном режиме нагрузки в водной среде с музыкальным сопровождением с целью повышения двигательной активности, получения удовольствия и сохранения здоровья.

Оздоровительно-рекреативная физическая культура - это сознательно управляемый процесс восстановления, развития и совершенствования адаптационных физических, эмоционально-духовных возможностей людей средствами физической культуры с целью их оптимального функционирования в бытовой и досуговой сферах жизнедеятельности.

Занятия направлены на укрепление здоровья, улучшение физического и психического состояния с целью возрождения способности к деятельности и творческой духовной жизни. Структурными компонентами являются физкультурно-оздоровительные мероприятия, нетрадиционные средства оздоровления, физкультурно-оздоровительные системы и программы.

1. Существуют (1) методики и общие подходы к построению занятий.

В этой работе также указаны достоинства и недостатки некоторых методов тестирования, но нет системы комплексного контроля, а приведены лишь отдельные тесты. Отсутствуют границы ЧСС с учетом возраста занимающихся, уровня подготовленности, а также особенностей водной среды.

Нет данных о дозировке упражнений в разных частях урока, изменения интенсивности заданий в зависимости от этапа тренировки и частей урока.

Перечисленные средства противоречат физиологической кривой распределения нагрузки в разных частях урока (например, разминка включает упражнения с большой амплитудой и беговые упражнения).

2. Наиболее близким по совокупности признаков аналогом данному предлагаемому изобретению является способ, известный из уровня техники (2), который включает в себя классификацию физических упражнений в воде с разбиением средств на группы.

Там же даны противопоказания к занятиям.

Недостатком известного из уровня техники способа является отсутствие взаимосвязи интенсивности нагрузки, соответствующей аэробному режиму нагрузки, задаваемой занимающемуся как с уровнем его физической и плавательной подготовленности, так и с его возрастом. Ряд упражнений сложны по структуре и вряд ли доступны для людей без соответствующей подготовки (например, "эгбите" из синхронного плавания). Отсутствует программа контроля и нормативные требования к занимающимся на разных этапах занятий. Отсутствует дозировка упражнений, их количество в одном уроке и нет сведений об использовании плавательных упражнений в занятиях.

В занятиях гидроаэробикой по предлагаемому в данном изобретении способу используются как традиционные, так и нетрадиционные для плавания средства, методы и организационные формы занятий.

Традиционные - это хорошо известные и хорошо зарекомендовавшие себя в многолетней практике упражнения. Традиционными средствами в плавании являются средства начального обучения плаванию (ОРУ (общеразвивающие упражнения), подготовительные упражнения по освоению с водой, игры и развлечения на воде, учебные прыжки в воду, упражнения для изучения техники плавания), средства совершенствования (варианты плавания различными способами и разной координацией движений, изменение шага, ритма, темпа и техники дыхания, плавание по элементам, связки из отдельных элементов одним способом, упражнения, состоящие из элементов разных способов плавания), а также тренировочные упражнения, имеющие общее и специальное воздействие.

К нетрадиционным средствам плавания относятся упражнения на расслабление, упражнения на дыхание, противоостеохондрозная и суставная гимнастики, выполняемые в воде под музыку.

Сочетание традиционных и нетрадиционных для плавания средств в занятиях дает возможность привлечь новый контингент занимающихся, внести разнообразие в программы уроков на воде, избежать монотонности при воздействии одних и тех же движений.

Комплексность использования разнообразных традиционных и нетрадиционных средств в сочетании со строгой индивидуализацией нафузки как в одном, так и в серии занятий позволяет вызывать направленный биологический механизм долговременной адаптации человека к нагрузке, повышает его функциональные возможности.

Основными особенностями занятий гидроаэробикой в предлагаемом изобретении является следующее.

1. Учет индивидуального уровня здоровья каждого занимающегося.

2. Большое количество разнообразных традиционных и нетрадиционных средств и их сочетаний, а также методов занятий, организационных форм, инвентаря и приспособлений.

3. Индивидуальный подход к нагрузке для каждого занимающегося.

4. Доступность и посильность нагрузки в отличие от других видов двигательной деятельности.

5. Эмоциональное воздействие на занимающихся различными средствами и методами занятий.

6. Привлекательность занятий, получение удовольствия от движения в водной среде (состояние гидроневесомости, большое гидродинамическое сопротивление движениям, более быстрое восстановление ЧСС в воде, чем в зале, пульсовая стоимость отдельных упражнений в воде на 15-17 уд/мин ниже, чем в зале).

7. Обязательным элементом занятий является обучение плаванию, как жизненно необходимому навыку.

8. Воздействие музыки на организм занимающихся.

9. Добровольность выбора с учетом мотивов и интересов занимающихся.

10. Большие энергозатраты по сравнению с занятиями в зале.

11. Ограничены возможности зрительного и слухового анализаторов в формировании представлений о движениях и их регуляции в водной среде. Основными источниками раздражения в воде являются ощущение давления воды, кинестатические ощущения от мышц, сухожилий, суставов.

12. Координационные различия в движениях, выполняемых в зале и в воде, проявляются в одновременной деятельности мышц антагонистов и синергистов. Так, например, выполнение сгибания и разгибания предплечья в зале вовлекает в работу только двуглавую мышцу плеча. Выполнение аналогичного движения в воде сопровождается работой двуглавой и трехглавой мышц плеча за счет сопротивления воды.

13. Участие в работе большего количества мышечных групп (мелких и крупных) по сравнению с аналогичными упражнениями, выполняемыми в зале.

На основании педагогических экспериментов, анализа литературных источников (3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18) разработана программа комплексного педагогического контроля состояния занимающегося на занятиях гидроаэробикой (таблица 1), включающая в себя контроль состояния занимающегося (входной перед началом цикла занятий, оперативный, текущий и этапный в процессе цикла) осуществляемый комплексно по четырем видам (самочувствие, физическое развитие, функциональное и психическое состояние).

Данная совокупность существенных признаков позволяет получить дополнительные спортивно-технические результаты за счет максимального учета индивидуальных особенностей занимающихся.

Опыт работы с женским контингентом занимающихся позволил выделить четыре основные возрастные группы (чертеж) по признаку мотивации к началу занятиями гидроаэробикой в соответствии с основными мотивами: 1 - Снижение веса, коррекция телосложения; 2 - Развитие и поддержание уровня развития физических качеств; 3 - Возможность дополнительного общения; 4 - Желание найти новую форму двигательной активности; 5 - Улучшение самочувствия и состояния здоровья; 6 - Прочие мотивы.

При этом решающими факторами достижения высоких оздоровительных результатов во время занятий гидроаэробикой являются следующие.

1. Возрастные изменения организма занимающихся.

2. Динамика развития физических качеств под влиянием физических упражнений.

3. Уровень состояния здоровья.

4. Современные требования и структура показателей, определяющих здоровье человека.

5. Возрастные особенности реакции организма на нагрузку.

В результате педагогического эксперимента было установлено, что при построении комплексной методики занятий гидроаэробикой необходимо учитывать факторы и условия занятий, особенности контингента, которые определяются следующим.

1. Закономерностями формирования двигательного навыка и развития физических способностей, методическими принципами.

2. Целями, задачами и особенностями используемых средств в занятиях гидроаэробикой.

3. Индивидуальными возможностями занимающихся (возраст, состояние здоровья, уровень физической и плавательной подготовленности, психофизиологические особенности и др.).

4. Условиями занятий.

5. Структурой, содержанием и этапами занятий.

При этом тренировку проводят при частоте сердечных сокращений (ЧСС), соответствующей аэробному режиму нагрузки в водной среде с музыкальным сопровождением.

Технической задачей, на решение которой направлбно заявляемое изобретение, является возможность задать занимающемуся индивидуально величину нагрузки, соответствующей аэробному режиму (с нарастанием нагрузки поэтапно), с учетом возраста, исходной ЧСС покоя (на суше), условий проведения занятий в воде как в каждом блоке одного занятия, так и на разных этапах цикла тренировки с использованием комплексного контроля его состояния, при этом достигается технический результат, получаемый при осуществлении этого изобретения.

Данное предлагаемое изобретение, в отличие от наиболее близкого аналога, позволяет при соблюдении всех принципов, закономерностей формирования движений во время занятий гидроаэробикой определить направления развития функциональной подготовки, работоспособности на разных этапах занятий с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и решить задачу гармоничного развития людей, привития им знаний, умений и навыков сохранения здоровья на протяжении всей жизни.

Технический результат, заключающийся в устранении указанных недостатков, присущих наиболее близкому аналогу, достигается за счет того, что в предлагаемом изобретении для решения поставленной технической задачи предлагается способ, существенными признаками которого являются как общие с наиболее близким аналогом (физические упражнения в воде с учетом частоты сердечных сокращений (ЧСС), соответствующей аэробному режиму нагрузки, входной контроль состояния занимающегося, три части тренировочного занятия (подготовительную, основную и заключительную) с музыкальным сопровождением и контроль состояния занимающегося в процессе тренировки), так и отличительные от наиболее близкого аналога признаки, а именно: в начале, конце и между блоками частей тренировочного занятия располагают плавательные вставки, контроль состояния занимающегося (входной - перед началом цикла занятий, оперативный, текущий и этапный - в процессе цикла) осуществляют комплексно по четырем видам (самочувствие, физическое развитие, функциональное и психическое состояние) (таблица 1) в процессе всего цикла занятий, включающего в себя три этапа, при этом каждый этап цикла имеет длительность от 1 до 12 месяцев, ЧСС для каждого занимающегося в каждом блоке тренировочного занятия в воде (ЧССзад.) задают индивидуально по формуле

где ЧССмакс=(220-В) - максимально допустимая для данного занимающегося величина ЧСС (на суше) в зависимости от возраста, уд/мин;

220 - верхнее значение частоты сердечных сокращений на уровне физиологических возможностей человека во время двигательной деятельности, уд/мин;

В - возраст занимающегося, лет;

ЧССп - исходный показатель частоты сердечных сокращений покоя занимающегося (на суше), уд/мин;

К - величина урежения пульса в водной среде (К=15-17 уд/мин),

при этом в каждом занятии:

Пэтап - величина интенсивности нагрузки, задаваемая на каждом этапе тренировочного цикла на воде, %;

Пблок - величина интенсивности нагрузки для данного этапа тренировки, задаваемая в каждом блоке тренировочного занятия на воде, %;

при этом на 1-ом этапе тренировочного цикла Пэтап=59-61%, на 2-ом этапе Пэтап=74-76%, на 3-ем этапе Пэтап=84-86%,

первую плавательную вставку длительностью 4,9-5,1% от занятия заполняют подготовительными упражнениями по освоению с водой (например, погружение, всплывание и лежание в положении на груди и на спине),

подготовительную часть, состоящую из одного блока упражнений длительностью 14,9-15,1% от занятия, выполняемого без опоры, включающего упражнения для мышц рук, плечевого пояса и туловища (например, 1, 2, 3 упражнения, таблица 2), выполняют с темпом музыки в пределах 90-120 акцентов в минуту и Пблок=79-80%,

вторую плавательную вставку длительностью 2,9-3,1% от занятия заполняют упражнениями для совершенствования техники дыхания в сочетании с плавательными движениями ногами (с доской),

основную часть, состоящую из 3-х блоков упражнений, выполняют в следующей последовательности:

- первый блок длительностью 12,9-13,1% от занятия, включающий упражнения для мышц ног (например, 4, 5, 6 упражнения, таблица 2), выполняют у неподвижной опоры у борта бассейна с темпом музыки в пределах 60-90 акцентов в минуту и Пблок=64-65%,

третью плавательную вставку длительностью 3,9-4,1% от занятия заполняют упражнениями для совершенствования техники дыхания в сочетании с плавательными движениями руками (с поплавком),

- второй блок длительностью 12,9-13,1% от занятия, включающий упражнения для мышц ног и нижней части туловища (например, 7, 8, 9 упражнения, таблица 2), выполняют без опоры у борта бассейна с темпом музыки в пределах 90-140 акцентов в минуту и Пблок=100%,

четвертую плавательную вставку длительностью 3,9-4,1% от занятия заполняют упражнениями для совершенствования техники движения ногами в сочетании с дыханием при плавании кролем или брассом на спине,

- третий блок длительностью 19,9-20,1% от занятия, включающий упражнения для мышц ног и туловища (например, 10, 11, 12 упражнения, таблица 2), выполняют с подвижной опорой с темпом музыки в пределах 60-90 акцентов в минуту и Пблок=84-85%,

пятую плавательную вставку длительностью 2,9-3,1% от занятия заполняют самостоятельным проплыванием дистанции (свободное плавание),

заключительную часть, состоящую из двух блоков, выполняют в следующей последовательности:

- первый блок длительностью 9,9-10,1% от занятия, включающий упражнения на растягивание (например, 13, 14, 15 упражнения, таблица 2), выполняют у неподвижной опоры у борта бассейна с темпом музыки в пределах 40-60 акцентов в минуту и Пблок=69-70%,

- второй блок длительностью 6,9-7,1% от занятия, включающий упражнения на расслабление (например, 16, 17, 18 упражнения, таблица 2), упражнения на дыхание (например, форсированный выдох в воду, выдох в воду через нос, равномерный выдох в воду), противоостеохондрозную (например, 9, 12, 18 упражнения, таблица 2) и суставную гимнастики (например, 5, 15, 17 упражнения, таблица 2) выполняют с темпом музыки в пределах 40-60 акцентов в минуту и Пблок=64-65%,

шестую плавательную вставку длительностью 2,9-3,1% от занятия и восстановление ЧСС в воде до исходной величины в начале занятия, заполняют игровыми упражнениями, медленным проплыванием дистанции с акцентом на расслабление, при длительности занятия 60 минут.

Для доказательства эффективности предлагаемого способа тренировки и с целью оценки оздоровительного воздействия занятий гидроаэробикой были проведены сравнения результатов комплексного контроля занимающихся в процессе всего цикла занятий и было установлено, что у большинства занимающихся уменьшилось количество или исчезли жалобы на состояние здоровья, снизилась утомляемость, исчезли головные боли, нормализовался менструальный цикл, наблюдалось снижение избыточного веса. По субъективным и объективным показателям увеличилась работоспособность, появилось чувство удовлетворенности процессом двигательной активности.

Данная совокупность существенных признаков обеспечивает получение спортивно-технического результата, вытекающего из решения поставленной задачи, т.е. позволяет достичь максимальный эффект при занятиях гидроаэробикой за счет возможности задать занимающемуся индивидуально величину нагрузки, соответствующей аэробному режиму (с нарастанием нагрузки поэтапно), с учетом возраста, исходной ЧСС покоя (на суше), условий проведения занятий в воде как в каждом блоке одного занятия, так и на разных этапах цикла тренировки с использованием комплексного контроля его состояния.

В известных патентных источниках аналогичного способа тренировки тела человека типа "гидроаэробика" не обнаружено.

Данная совокупность существенных признаков позволяет получить дополнительные спортивно-технические результаты за счет максимального учета и использования резервных возможностей женского организма без нарушения жизненно важных функций организма при стабильном и быстром (в сравнении с наиболее близким аналогом) достижении результатов.

Перечисленные признаки являются существенными, т.к. они влияют на достигаемый спортивно-технический результат, т.е. находятся в причинно-следственной связи с указанными результатами.

Данная совокупность существенных признаков достаточна для достижения обеспечиваемых предлагаемым изобретением спортивно-технических результатов.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежом, где показаны основные мотивы начала занятий женщин гидроаэробикой.

Таблица 1 - Комплексный контроль состояния занимающегося.

Таблица 2 - Примерный перечень упражнений, входящих в занятия гидроаэробикой.

Таблица 3 - Пример расчета ЧСС, индивидуально задаваемой для занимающегося в каждом блоке тренировочного занятия в воде (ЧССзад.), уд/мин.

Изучение особенностей работы с женским контингентом привело к применению в тренировках методов постепенного повышения нагрузки посредством разбиения тренировочного цикла на три этапа.

1-й этап (начальное разучивание) - применяются упражнения гидроаэробики низкой интенсивности и низкой координационной сложности. Занимающиеся знакомятся со свойствами водной среды, с основными средствами, применяемыми на занятиях, обучаются навыкам самоконтроля.

2-й этап (углубленное разучивание) - применяются упражнения гидроаэробики средней интенсивности, повышается координационная сложность движений. Занимающиеся закрепляют полученные знания, обучаются контролю за своими движениями в условиях водной среды. Продолжают обучение самоконтролю за физическим и психическим состоянием до, во время и после занятия.

3-й этап (закрепление и совершенствование) - происходит увеличение двигательной активности за счет повышения моторной плотности занятия и координационной сложности упражнений, преимущественно применяются упражнения гидроаэробики высокой интенсивности. Занимающиеся осуществляют контроль за состоянием своего здоровья, физической подготовленности и уровнем физического развития в процессе занятий гидроаэробикой.

При этом каждый этап тренировочного цикла имеет длительность от 1 до 12 месяцев и величину интенсивности нагрузки, задаваемую на каждом этапе тренировочного цикла на воде (Пэтап, %), в следующих пределах: на 1-ом этапе тренировочного цикла Пэтап=59-61%, на 2-ом этапе Пэтап=74-76%, на 3-ем этапе Пэтап=84-86%, что соответствует аэробному режиму нагрузки в водной среде.

Комплексный контроль состояния занимающегося (входной перед началом цикла занятий, оперативный, текущий и этапный в процессе цикла), позволяющий всесторонне и полно оценить индивидуальные особенности, осуществляют комплексно по четырем видам (самочувствие, физическое развитие, функциональное и психическое состояние) (таблица 1) в процессе всего цикла занятий.

Данная совокупность существенных признаков позволяет получить дополнительные спортивно-технические результаты за счет максимального учета индивидуальных особенностей занимающихся.

Тренировка по предлагаемому способу (например, для женщины 30-ти летнего возраста с исходным показателем частоты сердечных сокращений покоя (на суше) ЧССп=84 уд/мин) осуществляется следующим образом.

На каждом этапе тренировку начинают с входного контроля состояния занимающегося (таблица 1) и разработки индивидуальной программы, заключающейся в подборе упражнений для каждого блока тренировочного занятия (таблица 2) и заданий (расчете по формуле 1) индивидуальной ЧСС в каждом блоке тренировочного занятия в воде (ЧССзад.), соответствующей аэробному режиму нагрузки в водной среде с музыкальным сопровождением, и для нашего примера сведенной в таблицу 3,

где ЧССмакс=(220-В) - максимально допустимая для данного занимающегося величина ЧСС (на суше) в зависимости от возраста, уд/мин,

В - возраст занимающегося, лет,

ЧССп - исходный показатель частоты сердечных сокращений покоя занимающегося (на суше), уд/мин,

К - величина урежения пульса в водной среде (К=15-17 уд/мин),

при этом в каждом занятии

Пэтап - величина интенсивности нагрузки, задаваемая на каждом этапе тренировочного цикла на воде, %,

Пблок - величина интенсивности нагрузки для данного этапа тренировки, задаваемая в каждом блоке тренировочного занятия на воде, %,

при этом на 1-ом этапе тренировочного цикла Пэтап=59-61%, на 2-ом этапе Пэтап=74-76%, на 3-ем этапе Пэтап=84-86%.

Занятие на воде начинают с первой плавательной вставки длительностью 4,9-5,1% от занятия. Эту плавательную вставку заполняют подготовительными упражнениями по освоению с водой (например, погружение, всплывание и лежание в положении на груди и на спине).

После освоения с водой приступают к подготовительной части, состоящей из одного блока упражнений длительностью 14,9-15,1% от занятия, выполняемого без опоры, включающего упражнения для мышц рук, плечевого пояса и туловища (например, 1, 2, 3 упражнения, таблица 2), которую выполняют с темпом музыки в пределах 90-120 акцентов в минуту и Пблок=79-80%.

Вторую плавательную вставку длительностью 2,9-3,1% от занятия заполняют упражнениями для совершенствование техники дыхания в сочетании с плавательными движениями ногами (с доской).

Основную часть, состоящую из 3-х блоков упражнений, выполняют в следующей последовательности:

- первый блок длительностью 12,9-13,1% от занятия, включающий упражнения для мышц ног (например, 4, 5, 6 упражнения, таблица 2), выполняют у неподвижной опоры у борта бассейна с темпом музыки в пределах 60-90 акцентов в минуту и Пблок=64-65%,

третью плавательную вставку длительностью 3,9-4,1% от занятия заполняют упражнениями для совершенствования техники дыхания в сочетании с плавательными движениями руками (с поплавком),

- второй блок длительностью 12,9-13,1% от занятия, включающий упражнения для мышц ног и нижней части туловища (например, 7, 8, 9 упражнения, таблица 2), выполняют без опоры у борта бассейна с темпом музыки в пределах 90-140 акцентов в минуту и Пблок=100%,

четвертую плавательную вставку длительностью 3,9-4,1% от занятия заполняют упражнениями для совершенствования техники движения ногами в сочетании с дыханием при плавании кролем или брассом на спине,

- третий блок длительностью 19,9-20,1% от занятия, включающий упражнения для мышц ног и туловища (например, 10, 11, 12 упражнения, таблица 2), выполняют с подвижной опорой с темпом музыки в пределах 60-90 акцентов в минуту и Пблок=84-85%.

Пятую плавательную вставку длительностью 2,9-3,1% от занятия заполняют самостоятельным проплыванием дистанции (свободное плавание).

Заключительную часть, состоящую из двух блоков, выполняют в следующей последовательности:

- первый блок длительностью 9,9-10,1% от занятия, включающий упражнения на растягивание (например, 13, 14, 15 упражнения, таблица 2), выполняют у неподвижной опоры у борта бассейна с темпом музыки в пределах 40-60 акцентов в минуту и Пблок=69-70%,

- второй блок длительностью 6,9-7,1% от занятия, включающий упражнения на расслабление (например, 16, 17, 18 упражнения, таблица 2), упражнения на дыхание (например, форсированный выдох в воду, выдох в воду через нос, равномерный выдох в воду), противоостеохондрозную (например, 9, 12, 18 упражнения, таблица 2) и суставную гимнастики (например, 5, 15, 17 упражнения, таблица 2), выполняют с темпом музыки в пределах 40-60 акцентов в минуту и Пблок=64-65%.

Шестую плавательную вставку длительностью 2,9-3,1% от занятия и восстановление ЧСС в воде до исходной величины в начале занятия заполняют игровыми упражнениями, медленным проплыванием дистанции с акцентом на расслабление.

Продолжительность занятия 60 минут.

В процессе тренировки и всего цикла занятий осуществляют оперативный, текущий и этапный контроль в соответствии с таблицей 1.

У занимающихся в результате систематических тренировок постепенно формируется динамический стереотип повседневной двигательной активности. Они совершенствуют свои адаптационные физические, эмоционально-духовные возможности, укрепляют здоровье, улучшают физическое и психическое состояния организма, возрождают способности к деятельности и творческой духовной жизни.

Большое значение при этом приобретает систематическое ведение дневника самоконтроля.

Вышеизложенное подтверждает возможность осуществления предлагаемого изобретения с ожидаемым спортивно-техническим результатом и доказывает его промышленную применимость.

Источники информации

1. Лоуренс Д. Аквааэробика. Упражнения в воде /Пер. с англ. А.Озерова. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.- 256 с.: ил.- (Фитнес-клуб).

2. Матюшонок О.М. и Хожемпо С.В. Гидроаэробика/Учебно-методическое пособие/.- Минск, 1993.- 64 с.

3. Кебкало В.И., Шибалкина М.Г., Хорольская И.Р., Меньшуткина Т.Г. Патент РФ №2099117 С1, А 63 В 22/00.

4. Кебкало В.И., Пахомов А.Г. МПРД. Рац. предл. №650/160 от 10.12.84.

5. Плавание (оценка плавательной подготовленности). Меньшуткина Т.Г. Методика обучения плаванию (Часть 2) - СПб., 1999.

6. Аулик И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1990.-192 с.: ил.

7. Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте.- М.: Медицина, 1988.-282 с.: ил.

8. Душанин С.А. Тренировочные программы для здоровья. -Киев, 1985.-31с.

9. Журавлева А.И., Граевская Н.Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура /Руководство. - М.: Медицина, 1993.- 432с.: ил.

10. Куколевский Г.М., Граевская Н.Д. Основы спортивной медицины. - М.: Медицина, 1971.- 368 с.

11. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. Пер. с англ., 2-е изд. - М: Физкультура и спорт, 1989.- 244с. - (Наука-здоровью).

12. Никитюк Б.А., Гладышева А.А. Анатомия и спортивная морфология (практикум): Учебное пособие для ин-тов физ. культ. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 176 с.: ил.

13. Практические занятия по психологии: Пособие для институтов физ.культ. /Под ред. Д.Я.Богдановой, И.П.Волкова. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 160с.: ил.

14. Применение гиссенского опросника соматических жалоб в клинике пограничных нервно-психических и психосоматических расстройств / Методическое пособие. СПб., 1993. Психоневрологический институт им. В.И. Бехтерева. - 26с.

15. Психологические исследования на педагогической практике/Методич. указания. Сост. Н.Б. Стамбулова, А.Н. Николаев/ ГФДОИФК им.П.Ф.Лесгафта.- Л. 1990.- 70 с.

16. Физиологические основы массовых форм физической культуры /Методические указания /Под ред. Е.Б. Сологуб. - Л., Изд. ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта, 1986.- 62 с.

17. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1980.- 208 с.: ил.

18. Шитикова Г.Ф. Педагогический контроль за уроками физического воспитания / Метод. указания по УИР для студ. III-ro курса в период пед. практики в школе. - Л., ГДОИФК, 1989.- 54 с.

Похожие патенты RU2232615C2

название год авторы номер документа
Способ профилактики преэклампсии беременных средствами аквафитнеса 2019
  • Непочатых Марина Геннадиевна
RU2724861C1
СПОСОБ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ 2019
  • Чиркова Екатерина Леонидовна
RU2714509C1
Способ кардиотренировки с использованием водных аэробных тренировок у пациентов с факторами риска сердечно-сосудистых заболеваний 2019
  • Бадалов Назим Гаджибала Оглы
  • Марфина Татьяна Владимировна
  • Вершинин Алексей Анатольевич
  • Кулик Наталья Сергеевна
  • Персиянова-Дуброва Анна Леонидовна
  • Мухина Анастасия Александровна
  • Бородулина Ирина Владимировна
RU2703356C1
Способ повышения индивидуальных адаптационных возможностей организма в развитии холодовой устойчивости 2022
  • Фишер Татьяна Александровна
  • Бобрешова Светлана Сергеевна
  • Яковлев Дмитрий Сергеевич
  • Володин Василий Николаевич
  • Сабиров Альберт Норкулович
RU2801957C1
Способ тренировки при обучении плаванию кролем взрослых людей 2020
  • Журилов Максим Олегович
RU2746350C1
Способ выявления предпосылок к появлению преэклампсии у беременных и их своевременная профилактика средствами аквафитнеса 2021
  • Непочатых Марина Геннадиевна
  • Вишневская Екатерина Евгеньевна
RU2797104C2
СПОСОБ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ 2020
  • Бычкова Елена Игоревна
  • Шкребко Александр Николаевич
  • Иванова Инна Викторовна
  • Никитина Ирина Евгеньевна
RU2753321C2
СПОСОБ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИДРОКОРРЕКЦИИ ЧЕЛОВЕКА С НАРУШЕННОЙ ОСАНКОЙ 2004
  • Рыбьякова Татьяна Всеволодовна
  • Баранова Татьяна Ивановна
  • Баскакова Галина Николаевна
RU2281745C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА 2007
  • Бакланов Владимир Николаевич
RU2337661C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА 2003
  • Фролов С.В.
RU2225191C1

Реферат патента 2004 года СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА ТИПА "ГИДРОАЭРОБИКА"

Изобретение относится к оздоровительной физической культуре, а именно к способу тренировки тела человека типа “гидроаэробика”, и может быть использовано в практике работы бассейнов и физкультурно-оздоровительных комплексов. Техническая задача, решаемая в заявленном изобретении, - возможность задать занимающемуся индивидуально величину нагрузки, соответствующей аэробному режиму (с нарастанием нагрузки поэтапно), с учетом возраста, исходной ЧСС покоя (на суше), условий проведения занятий в воде как в каждом блоке одного занятия, так и на разных этапах цикла тренировки с использованием комплексного контроля его состояния. Эта задача решается индивидуальным назначением интенсивности тренировочного занятия в воде по этапам и блокам упрощений в частях урока, посредством задания темпа музыки и расчета ЧССзад. по формуле

а шесть блоков тренировочного занятия перемежают шестью плавательными вставками, причем каждый блок и каждая плавательная вставка имеет упражнения определенной направленности. Контроль состояния занимающегося (входной перед началом цикла занятий, оперативный, текущий и этапный в процессе цикла) осуществляют комплексно по четырем видам (самочувствие, физическое развитие, функциональное и психическое состояние) в процессе всего цикла занятий, включающего в себя три этапа, при этом каждый этап цикла имеет длительность от 1 до 12 месяцев. 3 табл., 1 ил.

Формула изобретения RU 2 232 615 C2

Способ тренировки тела человека типа “гидроаэробика” путем проведения физических упражнений в воде с учетом частоты сердечных сокращений, соответствующей аэробному режиму нагрузки, включающий в себя входной контроль состояния занимающегося, три части тренировочного занятия с музыкальным сопровождением и контроль состояния занимающегося в процессе тренировки, отличающийся тем, что, в начале, конце и между блоками частей тренировочного занятия располагают плавательные вставки, контроль состояния занимающегося осуществляют комплексно по четырем видам, таким как самочувствие, физическое развитие, функциональное и психическое состояние в процессе всего цикла занятий, включающего в себя три этапа, при этом каждый этап цикла имеет длительность от 1 до 12 месяцев, частоту сердечных сокращений для каждого занимающегося в каждом блоке тренировочного занятия в воде задают индивидуально по формуле

где ЧССмакс=(220-В) - максимально допустимая для данного занимающегося величина частоты сердечных сокращений на суше в зависимости от возраста, уд./мин;

В - возраст занимающегося, лет;

ЧССп - исходный показатель частоты сердечных сокращений покоя занимающегося на суше, уд./мин;

К - величина урежения пульса в водной среде, где К=15-17 уд./мин,

при этом в каждом занятии

Пэтап - величина интенсивности нагрузки, задаваемая на каждом этапе тренировочного цикла на воде, %;

Пблок- величина интенсивности нагрузки для данного этапа тренировки, задаваемая в каждом блоке тренировочного занятия на воде, %,

при этом на 1-м этапе тренировочного цикла Пэтап=59-61%, на 2-м этапе Пэтап=74-76%, на 3-м этапе Пэтап=84-86%, первую плавательную вставку длительностью 4,9-5,1% от занятия заполняют подготовительными упражнениями по освоению с водой, такими как погружение, всплывание и лежание в положении на груди и на спине, подготовительную часть, состоящую из одного блока упражнений длительностью 14,9-15,1% от занятия, выполняемого без опоры, включающего упражнения для мышц рук, плечевого пояса и туловища, выполняют с темпом музыки в пределах 90-120 акцентов в минуту и Пблок=79-80%, вторую плавательную вставку длительностью 2,9-3,1% от занятия заполняют упражнениями для совершенствования техники дыхания в сочетании с плавательными движениями ногами с доской, основную часть, состоящую из 3-х блоков упражнений, выполняют в следующей последовательности: первый блок длительностью 12,9-13,1% от занятия, включающий упражнения для мышц ног, выполняют у неподвижной опоры у борта бассейна с темпом музыки в пределах 60-90 акцентов в минуту и Пблок=64-65%, третью плавательную вставку длительностью 3,9-4,1% от занятия заполняют упражнениями для совершенствования техники дыхания в сочетании с плавательными движениями руками с поплавком, второй блок длительностью 12,9-13,1% от занятия, включающий упражнения для мышц ног и нижней части туловища, выполняют без опоры у борта бассейна с темпом музыки в пределах 90-140 акцентов в минуту и Пблок=100%, четвертую плавательную вставку длительностью 3,9-4,1% от занятия заполняют упражнениями для совершенствования техники движения ногами в сочетании с дыханием при плавании кролем или брассом на спине, третий блок длительностью 19,9-20,1% от занятия, включающий упражнения для мышц ног и туловища, выполняют с подвижной опорой с темпом музыки в пределах 60-90 акцентов в минуту и Пблок=84-85%, пятую плавательную вставку длительностью 2,9-3,1% от занятия заполняют самостоятельным проплыванием дистанции, заключительную часть, состоящую из двух блоков, выполняют в следующей последовательности: первый блок длительностью 9,9-10,1% от занятия, включающий упражнения на растягивание, выполняют у неподвижной опоры у борта бассейна с темпом музыки в пределах 40-60 акцентов в минуту и Пблок=69-70%, второй блок длительностью 6,9-7,1% от занятия, включающий упражнения на расслабление, упражнения на дыхание, противоостехондрозную и суставную гимнастики, выполняют с темпом музыки в пределах 40-60 акцентов в минуту и Пблок=64-65%, шестую плавательную вставку длительностью 2,9-3,1% от занятия и восстановление частоты сердечных сокращений в воде до исходной величины в начале занятия, заполняют игровыми упражнениями, медленным проплыванием дистанции с акцентом на расслабление при длительности занятия 60 мин.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2232615C2

МАТЮШОНОК О.М., ХОЖЕМПО С.В
Гидроаэробика, учебно-методическое пособие
- Минск, 1993, с.64
СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ 1999
  • Еремина Т.Н.
  • Еремина Е.Е.
RU2163825C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ДВИГАТЕЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 1995
  • Кебкало В.И.
  • Шибалкина М.Г.
  • Хорольская И.Р.
  • Меньшуткина Т.Г.
RU2099117C1

RU 2 232 615 C2

Авторы

Меньшуткина Т.Г.

Непочатых М.Г.

Смирнова И.Р.

Кууз Р.В.

Даты

2004-07-20Публикация

2002-08-22Подача