Изобретение относится к медицине, медицинской реабилитации, лечебной физкультуре, кардиологии, профилактике сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) и может быть использовано в реабилитационных, центрах, санаториях, амбулаторно, а также самостоятельно пациентами при посещении бассейнов или на отдыхе при посещении открытых водоемов, в фитнес-центрах.
ССЗ являются основной причиной смерти во всем мире. На их долю приходится 57% смертей в РФ от неинфекционных заболеваний (Оганов Р.Г., 2010).
Доказано этиологическое значение факторов риска (дислипидемия, нарушения углеводного обмена, артериальная гипертензия, ожирение, гиподинамия, курение) в развитии ССЗ, а также влияние медикаментов, корригирующих факторы риска, на снижение частоты развития коронарных и мозговых событий.
Все программы первичной и вторичной профилактики ССЗ обязательно включают использование немедикаментозных методов коррекции влияния факторов риска (Аронов Д.М., 2010).
Эффективное комплексное воздействие на эти факторы и модификация образа жизни могут существенно снизить заболеваемость ССЗ и летальность среди населения.
Гиподинамия - одна из главных проблем современности и главный модифицируемый фактор риска возникновения и прогрессирования ССЗ.
В настоящее время признано, что низкая физическая активность повышает риск фатальных и нефатальных коронарных событий и смертности (Blair S.N., 1995). Физическая нагрузка является ключевым фактором сохранения здоровья и предотвращения развития хронических заболеваний, повышение физической активности представляет собой важный компонент программ профилактики ССЗ и обеспечения здорового образа жизни (Оганов Р.Г., 2006, Бубнова М.Г., 2011). Физические нагрузки используют не только для борьбы с гиподинамией, но и для влияния на другие факторы риска, что доказано в большом количестве рандомизированных контролируемых исследований (РКИ) (Fletcher G.F., 2013).
В мире наблюдается рост популярности такого вида физической активности, как акватерапия - применение различных видов упражнений в водной среде с лечебно-профилактическими целями (для сохранения, улучшения или восстановления движения или физической функции) (Becker В.Е., 2009). Разные виды акватерапии, предусматривающие различный уровень физической нагрузки, эффективно применяются как у пациентов с различной нозологией (в педиатрии, неврологии, кардиологии, пульмонологии, артрологии, геронтологии), так и у здоровых людей для повышения аэробных возможностей и выносливости.
Акватерапия сочетает положительный эффект тренировки с эффектом погружения в водную среду, что оказывает интенсивное влияние на ССС. При правильной технике и достаточной интенсивности методы акватерапии обеспечивают необходимый для получения тренирующего эффекта кардиоваскулярный ответ. Водные программы могут улучшать мышечную силу, физическую работоспособность, липидный спектр и гликемический профиль (Brady L.T., 2009).
Известно, что при проведении программ профилактики ССЗ врачи сталкиваются с определенными сложностями: около 40% пациентов не соблюдают рекомендации, а если программа подразумевает сложные схемы и/или изменение образа жизни, то эта цифра достигает 70% (Martin L.R., 2005). Не у всех пациентов есть возможность посещения школы здоровья или группы физических тренировок, а самостоятельные занятия требуют большой мотивации и организованности.
Доказано, что методы гидротерапии способствуют формированию положительного эмоционального настроя, а групповые занятия в воде мотивируют и социализируют пациентов (Cole A.J., 2004). Это может способствовать повышению приверженности больного программе профилактики и изменению образа жизни на здоровый.
Снижение влияния факторов риска ССЗ и повышение физической активности будет способствовать профилактике преждевременного старения ССС и всего организма.
Уровень техники
Известны различные виды аэробики - системы упражнений в циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости (ходьба, бег, плавание и др.), направленной на повышение функциональных возможностей сердечнососудистой (ССС) и дыхательной систем. Это упражнения, выполнение которых требует поглощения большого количества кислорода в течение продолжительного времени, заставляя организм совершенствовать свои системы, отвечающие за транспортировку кислорода.
К основным физическим упражнениям, обладающим аэробным оздоровительным потенциалом, относятся ходьба, медленный бег, плавание, езда на велосипеде, бег на лыжах и т.п. При выполнении этих упражнений в организме происходят аэробные процессы - в него поступает большое количество кислорода. Основное требование при их выполнении, по мнению К. Купера, родоначальника аэробики, заключается в том, чтобы пульс в течение всей физической нагрузки достигал, по меньшей мере, 130 уд/мин и по возможности был близок к оптимальному, т.е. главное - это уровень нагрузки в пределах аэробного метаболизма.
При занятиях аэробными упражнениями К. Купер выделил четыре основные фазы: разминку, аэробную фазу, заключительную часть, силовую нагрузку. Разминка направлена на подготовку мышц спины и конечностей к двигательной нагрузке, обеспечение учащений сердечных сокращений до значений, соответствующих аэробной фазе. Аэробная фаза является главной для достижения оздоровительного эффекта. В этой фазе оздоровительный эффект достигается при занятиях продолжительностью не менее 20 мин/день 4 р/нед. Оптимальная продолжительность занятий - 30 мин 3-4 р/нед. Заключительная часть занятия - минимум 5 мин. В течение этого времени следует продолжать двигаться, снижая темп передвижений и уменьшая ЧСС.
Силовая нагрузка включает упражнения на гибкость, укрепляет мышцы, развивает подвижность в суставах и продолжается не менее 10 мин.
К видам аэробики относятся (Л.В. Касатова и др. Современные оздоровительные системы физической культуры, учебно-метод. пособ., Казань, 2015, 35 с.):
1. Степ-аэробика. Самые простые ее элементы - базовые шаги с использованием степ-платформы: Basic step, V-step, Over the top.
Помимо простых шагов выполняют прыжки и выпады на платформу - это также основные шаги степ-аэробики. Движения можно дополнять поворотами, упражнениями для рук, работой корпуса.
Танец в степ-аэробике может содержать прыжки на доску, но не следует спрыгивать с платформы, так как это чревато травмами голеностопных суставов. Обязательны разминка и заминка. Все шаги должны выполняться в такт и в определенном темпе, поэтому в аэробике используют музыкальное сопровождение.
Степ-аэробика способствует:
- укреплению сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем;
- стабилизации вестибулярного аппарата, нормализации АД;
- профилактике артрита, остеопороза;
-улучшению координации движений, гибкости, ловкости;
- развитию стрессоустойчивости, повышению жизненного тонуса.
2. Слайд-аэробика - система физических упражнений на специальной гладкой (пластиковой) дорожке (слайде) длиной 183 см и шириной 61 см. Занимающиеся надевают особую обувь и носки, встают на слайд и скользят по ней, имитируя движения конькобежца, лыжника или роллера. Слайд-аэробика развивает аэробную (общую) выносливость, силу мышц ног, корректирует форму бедра.
3. Памп-аэробика - разновидность силовой аэробики, состоящей из комплекса упражнений, которые включают в себя простые, но эффективные движения. Под музыку выполняют упражнения, в которых используют мини-штангу в мягкой оболочке (весом от 1 кг) в сочетании с движениями, характерными для аэробики. Тренировка длится 45-60 мин.
4. Велоаэробика корректирует фигуру, укрепляя определенные группы мышц, нормализует АД, улучшает дыхательную функцию и работу ССС. Рекомендуется женщинам с варикозным расширением вен в начальной стадии. За последние годы популярность приобрели две программы велоаэробики - спиннинг и сайклинг, что означает «кручение» и «езда на велосипеде». Основная задача - борьба с лишним весом. В этих довольно близких программах используют разные по конструкции велотренажеры, благодаря чему основная нагрузка направлена на разные мышцы. Во время занятий сайклингом в работе участвуют и верхняя и нижняя части тела, в то время как при спиннинге - только нижняя. В неделю должно проводиться не менее 2-х занятий, каждое из которых длится не более 45 мин, в противном случае интенсивный темп сложно выдержать. Но именно благодаря высокой скорости тренировки похудеть удается в рекордно короткие сроки - за одно занятие расходуется более 600 ккал. При занятиях спиннингом или сайклингом разрабатывают индивидуальный комплекс упражнений. Для более подготовленных существует тренировка с усиленной нагрузкой на мышцы.
5. Аквааэробика - система физических упражнений в воде, выполняемых в классической аэробике под музыку, сочетает элементы плавания, гимнастики, стретчинга, силовые упражнения. Занятия аквааэробикой приносят гораздо большую пользу и удовольствие, чем на суше. Помимо пользы физических нагрузок, на организм оказывает положительное влияние сама водная среда. Она не только облегчает физические упражнения, но и усиливает их эффект. Аквааэробика построена на преодолении сопротивления воды, что дает дополнительную нагрузку и создает эффект тренировки с отягощением.
Это способствует более эффективному снижению веса, повышает выносливость и улучшает координацию движений. Идеальная глубина для занятий аквааэробикой - 1-1,5 м. Для занятий используют специальные приспособления:
- аквапояс, позволяющий удерживать тело в вертикальном положении на глубокой воде;
- акваперчатки-перепонки (похожи на лягушечьи лапки);
- аквагантели и акваштанги;
- аквастеп;
- эластичные бинты;
- ласты;
- дощечки;
- обручи;
- отягощения, закрепленные на запястьях или лодыжках.
Обычно занятие по аквааэробике длится 45 мин и включает: разогрев, основной комплекс упражнений и растяжку. «Продвинутая» водная аэробика включает в себя танцы и различные гимнастические упражнения, которые исполняются под музыку или без. Бег, прыжки, различные упражнения ногами - самые эффективные упражнения. Каждое упражнение в аквааэробике должно длиться 20-60 сек. Важно правильное дыхание во время выполнения упражнений. Занятия по аквааэробике могут быть скорректированы с учетом индивидуальных потребностей, ограничений по здоровью, уровня спортивной подготовки. Укрепляются мышцы ног, улучшается работа сердца. Аквааэробику можно начинать с полупогруженным в воду телом, постепенно заходя все глубже и глубже. 30 мин занятий заберут 300 ккал.
Кардиотренировка (т.е. аэробная тренировка средней интенсивности) проводится обычно продолжительностью 30-60 мин, для укрепления ССС, повышения выносливости и сжигания жира. Рекомендуют тренироваться в режиме высокоинтенсивного интервального тренинга (ВИИТ), когда чередуется спринт и низко- или среднеинтенсивный кардио. Например: 30 сек спринтерского бега, после чего 4 мин ходьбы до восстановления нормального сердцебиения, затем повторить это чередование необходимое количество раз. Это эффективнее, чем низкоинтенсивное кардио в постоянном темпе (НИКПТ).
Эффективность кардиотренировок:
- улучшение сократительной функции мышцы сердца, нормализация пульса, профилактика острых сердечно-сосудистых событий;
- улучшение эластичности стенок сосудов, нормализация показателей липидного обмена и активизация кровообращения.
Для каждой из этих целей выбирают свой вид кардиотренировки и длительность занятия. Можно остановиться на:
• прогулках;
• беге;
• кардиотренажере;
• велоспорте;
• гребле;
• обычном хождении по лестнице;
• плавании;
• лыжах и т.д.
Однако режимы кардиотренировок обычно рассчитаны на здоровых людей. Их интенсивность такова, что все это может быть тяжело даже для здорового человека, не говоря уже о пациентах, имеющих сердечно-сосудистые риски и начальные проявления ССЗ, которым такие тренировки могут принести не пользу, а вред.
В таких случаях помогает проведение кардиотренировок в условиях водной среды.
Обобщенные результаты исследований по определению факторов риска ССЗ и влиянию на снижение смертности населения, опубликованные Всемирной организацией здравоохранения в 2008 г, дают информацию о дозировании физической активности (ФА), возможности ее регулирования и оптимизации с максимальной пользой для здоровья.
Современные руководства по назначению нагрузки говорят о необходимости выполнения аэробной нагрузки средней интенсивности минимум 150 мин в неделю или высокой интенсивности минимум 75 мин в, неделю (возможно в комбинации), а также необходимы 2 силовые тренировки в неделю (Глобальные рекомендации ВОЗ по физической активности 2010 г.).
В имеющихся рекомендациях подробно расписаны физиологические эффекты физической нагрузки, принципы назначения. Однако у водной среды существуют особенности, меняющие динамику движения и реакцию организма на нагрузку таким образом, что это не позволяет напрямую применять эти рекомендации:
• Сила выталкивания обеспечивает значительное снижение массы тела (зависит от степени погружения, около 90% при погружении до области шеи). Это снижает нагрузку на суставы и очень ценно для пациентов с заболеваниями суставов. Риск повреждений и травм в водной среде минимален.
• Вода создает сопротивление, что позволяет внести в тренировку элемент силовой нагрузки, степень которой можно менять за счет изменения скорости и направления движений пациента и воды, а также за счет специальных приспособлений (акваперчатки, весла).
• Тепловой обмен меняется: вода удаляет излишки тепла более эффективно, чем воздух. Значительно меньший тепловой стресс испытывают пациенты с ожирением при тренировке в воде.
• Ответ ССС на нагрузку в воде отличается из-за влияния гидростатического давления. Во время погружения под его действием кровь перераспределяется из вен нижних конечностей и брюшной полости в грудную клетку. Объем крови в грудной клетке увеличивается, увеличивается Конечный Диастолический Объем (КДО). По закону Франка-Старлинга (чем больше растягивается сердечное волокно, тем сильнее сокращение миокарда) повышается Ударный Объем на 30-35%. Т.е. уже само погружение является эквивалентом физической нагрузки.
Предлагаемые в данном способе упражнения можно назвать «кардиоакватренинг», поскольку они имеют определенную направленность - для людей с сердечно-сосудистыми рисками.
Ее можно использовать и в качестве лечебно-профилактической процедуры, и как развлечение, и как спортивную программу в рамках занятий фитнесом.
Акватерапия как таковая - применение различных видов физических упражнений в водной среде с лечебно-профилактическими целями (для сохранения, улучшения или восстановления движения или физической функции) [Becker В.Е., 2009].
Выполнение упражнений в воде длится обычно 30-60 мин, что оказывает тренировочный эффект на кардиореспираторную систему.
Данный вид нагрузки применим практически для каждого человека -новичка, опытного спортсмена, можно подобрать нагрузку индивидуально, эффективно контролировать вес.
Известен способ тренировки тела человека типа «гидроаэробика» (RU 2232615 С2, опубл. 20.07.2004, Меньшуткина Т.Г. и др.), который можно использовать в практике работы бассейнов и физкультурно-оздоровительных комплексов. Техническая задача, решаемая известным способом - возможность задать занимающемуся индивидуально величину нагрузки, соответствующей аэробному режиму (с нарастанием нагрузки поэтапно), с учетом возраста, исходной ЧСС покоя (на суше), условий проведения занятий в воде как в каждом блоке одного занятия, так и на разных этапах цикла тренировки с использованием комплексного контроля состояния занимающегося. Эта задача решается индивидуальным назначением интенсивности тренировочного занятия в воде по этапам и блокам в частях урока, посредством задания темпа музыки и расчета ЧССзад, по формуле:
где ЧССмакс=(220-В) - максимально допустимая для данного занимающегося величина ЧСС (на суше) в зависимости от возраста, уд/мин;
220 - верхнее значение ЧСС на уровне физиологических возможностей человека во время двигательной деятельности, уд/мин;
В - возраст занимающегося, лет;
ЧССп - исходный показатель ЧСС покоя занимающегося (на суше), уд/мин; К - величина урежения пульса в водной среде (К=15-17 уд/мин),
при этом в каждом занятии:
Пэтап - величина интенсивности нагрузки, задаваемая на каждом этапе тренировочного цикла на воде, %;
Пблок - величина интенсивности нагрузки для данного этапа тренировки, задаваемая в каждом блоке тренировочного занятия на воде, %.
На каждом этапе тренировочного цикла Пэтап постепенно возрастает с 59-61% и выше.
Шесть блоков тренировочного занятия перемежают шестью плавательными вставками, причем каждый блок и каждая плавательная вставка имеет упражнения определенной направленности. Контроль состояния занимающегося (перед началом цикла занятий, оперативный, текущий и этапный в процессе цикла) осуществляют комплексно по 4-м видам показателей (самочувствие, физическое развитие, функциональное и психическое состояние) в процессе всего цикла занятий из 3-х этапов. При этом каждый этап цикла длится от 1 до 12 мес.
Данный известный способ направлен, в том числе, на снижение веса и коррекцию телосложения, что является одним из мотивов для занятий. То есть в некоторой степени так же направлен на снижение кардиорисков, как и предлагаемый заявленный способ. В частности, у занимающихся по известному способу наблюдается в результате достоверное снижение избыточной массы тела, улучшается двигательная активность, приверженность ЗОЖ.
Однако известный комплекс предназначен для женского контингента занимающихся, не имеет универсальности, имеет сложную структуру и очень длителен, что неудобно для пациентов.
Известно проведение комплекса из 5 последовательных аэробных упражнений в воде для молодых женщин с улучшением их антропометрических показателей, параметров мышц, ЧСС (Raffaelli С. et al. Water-based training enhances both physical capacities and body composition in healthy young adult women // Sport Sci Health, DOI 10.1007/s11332-016-0275-z, опубл. онлайн 08.04.2016, 13 с.). Однако он касается здоровых занимающихся, в связи с чем, не подходит для адекватных и универсальных занятий с пациентами, имеющими риски и/или начальные проявления ССЗ, тем более, не обеспечивая индивидуальный подбор кардионагрузки.
Известен способ улучшения показателей состояния здоровья, при котором исследовалось влияние упражнений по укреплению мышц с использованием эластичного тера-банда и водных аэробных комбинированных упражнений на индекс метаболического синдрома у пожилых людей с метаболическим синдромом. Пациентам проводили упражнения в группе по укреплению мышц (n=19), в группе водных аэробных упражнений (n=19), а также в группе комбинированных упражнений (n=16). Упражнения на мышечную силу, водные аэробные упражнения и комбинированные упражнения проводили 3 р/нед в течение 12 нед (3 мес). Показатели метаболического синдрома (глюкоза крови натощак, триглицериды, холестерин липопротеидов высокой плотности (ЛПВП), систолическое АД, диастолическое АД и окружность талии), отражающие наличие сердечно-сосудистых рисков, измерялись до и после программы. При статистической обработке результатов с использованием программы SPSS для анализа данных была получена значительная разница в уровнях триглицеридов (р<0.001), ЛПВП (р=0.010) и окружности талии (р=0.016). Триглицериды и окружность талии значительно уменьшились в группе комбинированных упражнений, более чем в группе тренировки по укреплению мышц и акватической группе тренировки. ЛПВП значительно увеличились в комбинированной группе, чем в группе тренировки по укреплению мышц. Таким образом, комбинированные упражнения более эффективны в улучшении показателей дислипидемии и абдоминального ожирения как факторов риска ССЗ (Yoo Y.K., Kim S.K., Song M.S. Effects of muscular and aqua aerobic combined exercise on metabolic indices in elderly women with metabblic syndrome. J Exerc Nutrition Biochem.2013 Dec; 17(4):133-41. doi: 10.5717/jenb.2013.17.4.133. Epub 2013 Nov 11).
Однако в данном способе речь идет лишь о группе женщин старше 65 лет, не приведен конкретный комплекс упражнений. В группе комбинированных упражнений один день в неделю проводят занятия по укреплению мышц в течение 60 мин и 2 р/нед - аквааэробику в течение 60 мин, а в группах отдельного проведения укрепления мышц и аквааэробики - 3 р/нед по 60 мин каждое занятие. Эффективность такого режима хотя и подтверждена, однако, он является слишком нагрузочным (по 60 мин) и не способен обеспечить приверженность пациентов к занятиям, комфортность занятий для пациентов невысока, отсутствует индивидуализация нагрузки.
Аналогичные результаты получены в известном способе - Kasprzak Z. et al. Effects of Regular Physical Exercises in the Water on the Metabolic Profile of Women with Abdominal Obesity // J Hum Kinet. 2014 Jun 28; 41: 71-79, published online 2014 Jul 8. doi: 10.2478/hukin-2014-0034, где занятия аквааэробикой для снижения рисков ССЗ проводились в течение 60 мин 2 р/нед в течение 3 мес, без индивидуализации нагрузки и улучшения приверженности пациентов ЗОЖ - пациенты в последующем не изменили свою диету и образ жизни.
Клинические исследования эффективности различных режимов аквааэробики у пациентов с ССЗ и рисками их развития проводились авторами настоящего изобретения на протяжении более чем 2-х лет (Персиянова-Дуброва А.Л., Бадалов Н.Г. Акватерапия в программах реабилитации после перенесенных сердечно-сосудистых заболеваний// Физиотерапия, бальнеология и реабилитация, 2016, 15(1), с. 19-24; Бадалов Н.Г.о., Вершинин А.А. и др. Оценка адаптационных возможностей пациентов с рисками развития сердечно-сосудистых заболеваний при проведении немедикаментозных профилактических программ // NovaUm.ru, 2019 (20.02.2019), 17, с. 433-435).
В результате была выработана конкретная последовательность (конкретный комплекс) упражнений аэробной нагрузки в воде, установлен определенный режим, условия их осуществления, что и позволило нивелировать все вышеуказанные недостатки ранее известных способов, обеспечив одновременно и универсальность комплекса, и его индивидуализацию для широкого круга пациентов с рисками ССЗ.
Данная задача была решена в заявленном изобретении: создание такого комплекса кардиотренировок при занятиях в водной среде, чтобы он подходил для пациентов с уже имеющимися различными рисками ССС и/или начальными проявлениями ССЗ у пациентов различных возрастных групп, разного пола и возраста и был им максимально удобен за счет индивидуализации нагрузки прямо в процессе выполнения универсального комплекса аэробных упражнений в воде.
Техническим результатом изобретения является эффективное снижение показателей имеющихся кардиорисков (снижение суммарного сердечнососудистого риска) или начальных, минимальных проявлений заболеваний ССС у пациентов различных возрастных групп, с возрастанием показателя максимального потребления кислорода, уменьшением дислипидемии, снижением ИМТ, повышением толерантности к физической нагрузке пациентов, с учетом их ЧСС и АД, индивидуализация нагрузки непосредственно в процессе универсальной кардиотренировки в воде, увеличение приверженности пациентов ЗОЖ и методам профилактики ССЗ с увеличением физической активности.
Для достижения данного технического результата предлагается разработанный способ кардиотренировки с использованием водных аэробных тренировок (кардиоакватренинг) у пациентов с факторами риска или начальными проявлениями ССЗ, который заключается в проведении занятий индивидуально или в группах до 10 человек в виде комплекса аэробных упражнений в воде, температурой 28-29°С, глубина погружения - до уровня середины грудной клетки, курсом 16 занятий, 2 раза в неделю.
Для контроля нагрузки в процессе занятия используют 20-балльную шкалу субъективной оценки физической нагрузки (шкала Борга, фиг. 1) для подбора индивидуальной нагрузки каждым пациентом и возможности самостоятельного контроля нагрузки в процессе тренировки. Заявителем проводилась работа по установлению соответствия определенной нагрузки по шкале Борга и ЧСС занимающихся. Установлено, что уровню нагрузки по шкале от «среднего уровня» до «в принципе тяжело» (12-14 баллов, зеленый уровень) соответствует увеличение ЧСС до тренировочных значений 120-140 уд/мин.
Комплекс включает разогревающую разминку в течение 5 мин, основную часть в течение 30 мин, заминку в течение 5 мин,
где разминка включает упражнения, каждое длительностью по 1 мин:
- свободное плавание произвольным стилем до 25 м,
- ходьба на месте, при этом руки под водой по бокам от туловища сгибают-разгибают в локтях - «режут» руками воду,
- ходьба на месте с ногами, расставленными на ширине плеч, при этом руки под водой по бокам от туловища сгибают-разгибают в локтях - «режут» руками воду,
- прыжки на месте на прямых ногах,
- бег на месте, поднимая вперед бедро согнутой ноги на максимально возможную высоту для пациента, при этом руки под водой по бокам от туловища сгибают-разгибают в локтях - «режут» руками воду (фиг. 2).
Основная часть включает 30 последовательных упражнений из исходного положения (и.п.) стоя на дне бассейна, длительностью каждого упражнения 1 мин, причем темп выполнения и амплитуду движений каждый пациент выбирает индивидуально в процессе каждого занятия - поддерживая свое состояние соответственно зеленому уровню шкалы Борга - 12-14 баллов, которые соответствуют уровню субъективной нагрузки от «средняя нагрузка» до «в принципе тяжело»:
1) бег на месте, сгибая колени с подъемом голеней назад (фиг. 3), одновременно руки перед грудью сгибают-разгибают в локтях, толкая перед собой воду;
2) те же движения руками с попеременными махами прямых ног назад;
3) из и.п. стоя, руки в стороны, в прыжке поочередно поднимают, отводя, правую и левую ногу в сторону, одновременно направление рук меняют в сторону, противоположную поднятой ноге;
4) махи прямыми ногами вперед попеременно, обеими руками пациент тянется к носку, смена ног - в прыжке;
5) бег на месте, поднимая вперед бедро согнутой ноги на максимально возможную высоту для пациента (фиг. 2), одновременно руки перед грудью сгибают-разгибают в локтях, толкая перед собой воду;
6) «лягушка» - из и.п. стоя, руки сцеплены перед грудью, ноги шире плеч, в прыжке выпрямляют руки вниз перед животом, одновременно сгибая ноги в коленях и поднимая колени вверх-врозь;
7) «лыжный ход» - из и.п. стоя, ноги вместе, одну ногу выставляют вперед, другая отведена кзади, руки опущены вниз, производят смену ног с одновременным движением вдоль туловища прямых, разнойменных с ногами рук, имитируя ходьбу на лыжах (фиг. 6);
8) «звездочка» - из и.п. стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища, одновременно разводят в прыжке руки и ноги в стороны и в прыжке возвращаются в и.п.;
9) из и.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки - в стороны, в прыжке производят одновременное скрещивание рук перед грудью и скрещивание ног;
10) бег на месте, сгибая колени с подъемом голеней назад, одновременно руки перед грудью сгибают-разгибают в локтях, толкая перед собой воду;
11) из и.п. стоя, ноги вместе, руки перед грудью, в прыжке поднять вперед и разогнуть ногу от колена носком на себя, затем - другую ногу, при этом пациент тянет к поднятой ноге руку противоположной стороны;
12) из и.п. стоя, руки опущены, в прыжке поочередно поднимают, отводя, правую и левую ногу в сторону, одновременно обе руки переводят в сторону, противоположную поднятой ноге;
13) «лыжный ход» (фиг. 6);
14) «звездочка»;
15) из и.п. стоя, руки перед грудью, выполняют бег на месте (фиг. 2), поднимая бедро согнутой ноги на максимально возможную высоту для пациента вперед, одновременно руки перед грудью сгибают-разгибают в локтях, толкая перед собой воду;
16) из и.п. стоя, ноги вместе, руки согнуты в локтях, выполнение подскоков на месте с одновременным поджиманием коленей к животу, при этом пациент выпрямляет вниз руки в локтях в момент подскока;
17) «лошадь» - из и.п. стоя, одна нога - впереди, другая отставлена кзади, руки вытянуты вперед и назад, разноименно ногам, на полусогнутых ногах выполняют перескок, перенося вес тела с одной ноги на другую - спереди назад и обратно;
18) повторяют упражнение «лошадь», поменяв ноги в и.п. - другая нога вперед;
19) из и.п. стоя, ноги вместе, руки согнуты в локтях, выполняют подскоки на месте, чередуя приземление в положении ноги вместе и ноги врозь в стороны, пациент выпрямляет вниз руки в локтях в момент подскока;
20) из и.п. стоя, руки перед грудью, выполняют бег на месте (фиг. 2), поднимая бедро согнутой ноги на максимально возможную высоту для пациента вперед, одновременно руки перед грудью сгибают-разгибают в локтях, толкая перед собой воду;
21) «широкий лыжный ход», при котором все движения «лыжного хода» выполняют с максимально возможной для пациента амплитудой разведения ног в их положении: одна - впереди, другая - сзади;
22) «звездочка»;
23) чередование упражнений «лыжный ход» и «звездочка» в темпе, комфортном для пациента;
24) из и.п. стоя, ноги вместе, руки согнуты в локтях, выполнение подскоков на месте с одновременным поджиманием коленей к животу, пациент выпрямляет руки вниз в локтях в момент подскока;
25) «лыжный ход» (фиг. 6);
26) из и.п. стоя, ноги вместе, руки перед грудью, выполняют попеременные махи прямыми ногами назад, меняя ноги в прыжке, руки при этом сгибают-разгибают в локтях перед грудью, толкая перед собой воду;
27) бег на месте с попеременным подъемом голеней кзади (фиг. 3), руки при этом сгибают-разгибают в локтях перед грудью, толкая перед собой воду;
28) бег на месте с попеременным подниманием согнутых ног кпереди с касанием голени противоположной рукой (фиг. 4);
29) бег на месте с попеременным подъемом голеней кзади (фиг. 5) с касанием голени противоположной рукой;
30) из и.п.стоя, руки согнуты в локтях, выполняют бег на месте (фиг. 2), поднимая вперед бедро согнутой ноги на максимально возможную высоту для пациента, одновременно пациент сгибает-разгибает руки в локтях перед грудью, толкая перед собой воду.
Примечание: фото на фиг. 1 предоставлено заявителем, фото на фиг. 2-6 взяты из общедоступных источников.
Заминка включает следующую последовательность упражнений, каждое длительностью 1 мин:
- «велосипед» - из и.п. лежа на воде на спине охватывая локтями сзади за спиной спортивный инвентарь (СИ) в форме палки, предназначенный для удержания на воде, выполняют плавание поочередными круговыми движениями ногами, имитируя езду на велосипеде,
- плавание, лежа на боку в воде, опираясь руками на СИ,
- плавание на другом боку, опираясь руками на СИ,
- из и.п. стоя, руки опущены, расслаблены, выполняют бег на месте,
- из и.п. стоя, руки опущены, расслаблены, на выдохе подтягивают попеременно согнутые ноги к груди, обхватывая голени руками и возвращаясь в и.п.
После завершения заминки дополнительно выполняют свободное плавание произвольным стилем в течение 5 мин.
Не ранее, чем с 3-го занятия, выполнение упражнений усложняют дополнительными приемами, которые обусловливают увеличение сопротивления воды движениям тела, например:
- выполнение прыжков, в которых руки не были задействованы, усложняют тем, что руки держат на поясе, или кисти - к плечам, или руки вертикально вверх,
- при ходьбе на месте - выполнение приставных шагов,
- при ходьбе ногами на ширине плеч - с совершением вращения вокруг оси опорной ноги,
- при беге на месте - выполняют перемещения тела по 4 шага в каждую сторону - влево-вправо и вперед/назад, всегда возвращаясь в ил.,
- при выполнении «звездочки» - увеличение высоты подскоков, сгибание коленей при подскоке, поворот на 180°С на подскоке,
- при выполнении упражнения «лошадь» - перемещения по 4 шага в каждую сторону - вправо, влево во время перескоков,
- при упражнении «лыжный ход» - чередовать при приземлении постановку ног шире и уже в их положении: одна спереди, другая сзади, выполнение подскоков со сгибанием коленей и поворотом на 180°С, выполнение перемещений в каждую сторону - вперед-назад по 4 шага с возвращением в и.п.,
- при подскоках на месте чередовать поджимания коленей к животу с разведением ног в подскоке в стороны с приземлением в положение ноги вместе,
- при беге на месте с попеременным подниманием согнутых ног кпереди с касанием голени противоположной рукой - туловище наклоняют кзади,
- при беге на месте, с попеременным подъемом голеней кзади - туловище наклоняют кпереди,
- при беге с максимально возможным для пациента подниманием бедра вперед - касаются колена разноименным локтем,
- при выполнении упражнения «велосипед» - ускорение темпа движений.
Усложнение упражнений проводят увеличением сопротивления воды путем использования при их выполнении акваперчаток-перепонок. Это дает дополнительную нагрузку на пояс верхних конечностей.
Занятия целесообразно проводить отдельно для мужских и женских групп, поскольку при работе в смешанных группах пациенты чаще отвлекаются.
В качестве спортивного инвентаря (СИ), предназначенного для удержания на воде, можно использовать нудлс.
Температура воды 28-29°С при проведении занятий выбрана в связи с тем, что при исследованиях, проводимых авторами ранее, температура воды даже незначительно ниже или выше данного диапазона существенно влияла на изменение ЧСС и АД. Это не позволяло достоверно оценить влияние непосредственно самих аэробных упражнений в воде на показатели ССС пациента.
Учитывая длительность принятых ранее курсов занятий аквааэробикой (3-4 мес), которая вызывала дискомфорт у пациентов и снижение приверженности к занятиям, разработка заявленного универсального комплекса кардиоакватренинга позволила сократить длительность курса занятий до достижения результатов по снижению кардиорисков и развитию приверженности занимающихся к профилактике ССЗ и ЗОЖ.
Занятия проводились без музыкального сопровождения и без унифицированного счета, осуществляемого тренером, поскольку все пациенты - разного уровня подготовленности. Каждый выбирает свой темп и амплитуду движений, в соответствии с подбором индивидуальной нагрузки (по шкале Борга) в процессе осуществления заявленного способа. Контроль нагрузки осуществлялся индивидуально для каждого пациента со стороны тренирующего персонала методом опроса, не прекращая тренировку.
Всем пациентам (всех групп) проводилось психологическое консультирование по изменению образа жизни по программе, разработанной на основе методических рекомендаций «Организация проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого населения» Минздрава РФ как вариант краткого профилактического консультирования по вопросам борьбы с факторами риска ССЗ, необходимости повышения физической активности населения, ведения ЗОЖ.
Однако, как показали исследования авторов при разработке настоящего способа, разъяснительная работа как таковая не оказывает существенного, статистически значимого влияния на изменение образа жизни пациентов. Поэтому группа I (см. ниже), которой проводилось лишь консультирование по ЗОЖ, по сути, являлась контрольной группой.
При выполнении аэробных физических упражнений в воде максимальный показатель ЧСС снижается, по разным данным, в среднем, примерно на 13 уд/мин, по сравнению с максимальной ЧСС, характерной для пациента при выполнении им физической нагрузки на суше. Данное значение учитывалось нами при расчете ЧСС уровня 50-70% от максимальной при физической нагрузке. Поэтому применяется не вышеприведенная в RU 2232615 формула для расчета максимальной ЧСС при физической нагрузке: 220 - возраст в годах, а модифицированная для занятий в воде: махЧСС=220 - возраст в годах - 13.
По нашим расчетам, проведение основной части кардиотренировки с поддержанием такой ЧСС как раз соответствует зеленому уровню шкалы Борга (12-14 баллов), т.е., согласно шкале, уровню от «средней нагрузки» до «в принципе тяжело». При этом пользоваться шкалой удобно в процессе занятия, чтобы не нарушать его непрерывность, отвлекаясь на измерение пульса каждого занимающегося.
Таким образом, тренировки в воде для лиц, уже имеющих высокие риски ССЗ (склонность к артериальной гипертонии, ожирение, дислипопротеинемию, гиподинамию и др.), с использованием приемов индивидуализации нагрузки и ее контроля без прерывания занятия облегчают выполнение упражнений.
При этом, в отличие от упомянутых известных способов кардиотренировок, предназначенных, главным образом, для здоровых людей определенного пола, заявленный способ включает ряд известных упражнений в такой последовательности и таким образом подобранные, что делает его универсальным - он может быть использован как у мужчин, так и у женщин, имеющих в наличии факторы риска ССЗ и/или начальные проявления таких заболеваний, подходит для пациентов широкого возрастного диапазона, с разным ростом - глубина воды при занятиях - на уровне середины грудной клетки - легко достигается, поскольку дно бассейнов обычно имеет перепад высоты.
Упомянутые эффекты обеспечиваются включением в комплекс упражнений с возможностью постепенного их усложнения - повышения индивидуальной нагрузки, которую каждый пациент может в процессе выполнения упражнений, под контролем методиста или самостоятельно, поддерживать на комфортном для себя и, вместе с тем, постоянном тренирующем уровне за счет использования на занятии визуальной шкалы нагрузки (Борга) (фиг. 1).
Помимо индивидуальных занятий, возможны занятия в группах численностью до 10 человек. Однако при всей универсальности нагрузка и здесь выбирается, остается индивидуальной.
В процессе исследования установлено, что занятия в группах численностью более 10 человек вызывают излишнюю психоэмоциональную нагрузку пациентов: они чаще отвлекаются, им требуется больше внимания и усилий, чтобы освоить выполнение упражнений, для методиста снижена возможность отслеживания неправильного выполнения пациентами упражнений и их коррекции.
Уровень воды во время выполнения упражнений - до середины грудной клетки выбран в связи с тем, что при занятиях на этом уровне, при выполнении одних и тех же упражнений необходимая нагрузка (заданная ЧСС) достигается в максимально комфортных для занимающихся условиях. При наличии бассейнов с перепадом глубины данное условие может быть легко соблюдено.
Предложенный комплекс аквааэробики содержит упражнения аэробной направленности и был построен на базе известных из литературы основных (базовых) движений аэробики и танцевальных движений:
1. Группа элементов, в основе которых лежат шаги:
March - марш,
Walking - прогулка,
Step touch - шаг вперед, назад, в сторону и т.п.,
V-step - шаги вперед врозь - шаги в и.п.,
Mambo - шаг вперед, приставить другую ногу, шаг назад, приставить ногу,
Cross - скрестные шаги.
2. Группа элементов, в основе которых лежат подъемы ног:
Kick - удар,
Lift - подъем ноги (front - вперед, side - в сторону, back - назад).
3. Группа элементов, в основе которых - сгибание ног в тазобедренном и коленном суставах:
Knee up - подъем колена,
Leg curl - сгибание ног,
Squat - приседания,
Skip - подпрыгивание,
Low kick - низкий удар.
4. Группа элементов с изменением направления движения в сторону, по диагонали, под углом, по квадрату:
Step line - переход черты,
Grape wine - скрестный шаг, имитирующий виноградную лозу,
Chasse - скольжение ног, одна «догоняет» другую,
Cha-cha-cha - переступающие шаги, как в танце ча-ча-ча.
5. Группа элементов, в основе которых лежит продвижение вперед, назад:
Slow walking - медленная ходьба,
Jogging - выпрыгивание,
Scoop - черпание.
6. Группа элементов, в основе которых лежат прыжки:
Jumping jack - перепрыгивание с ноги на ногу,
Scissors - движение по типу ножниц,
Pendulum - маятникообразные движения,
Jump - прыжок.
7. Группа элементов, в основе которых лежат повороты:
Turn - поворот,
Pivot turn - разворот,
Rivers - разноименный поворот на 180 или 360 градусов.
При оценке осуществимости и эффективности предлагаемого способа проводили проспективное рандомизированное контролируемое исследование.
60 пациентов возраста 30-65 лет рандомизированно были распределены на 3 группы, количество мужчин и женщин в каждой группе - примерно одинаково (соотношение 1:1, 1,2: 0,8):
- пациенты I группы (20 чел.) получали только рекомендации по изменению образа жизни, повышению физической активности (контрольная группа);
- пациенты II группы (20 чел.) участвовали в программе водных тренировок в режиме классической аквааэробики (16 занятий 2 р/нед), с использованием только ее движений, без какой-либо модификации; контроль нагрузки по уровню ЧСС осуществляли в коротких перерывах в процессе каждого занятия; пациенты этой группы так же получали рекомендации по ЗОЖ, по повышению физической активности;
- пациенты III группы (20 чел.) участвовали в программе водных аэробных тренировок согласно заявленному способу (основная группа) и также получали рекомендации по ЗОЖ и повышению физической активности.
Предварительно проводился сбор общих данных: пол, возраст; семейный и медицинский анамнез, включая сопутствующие заболевания. Все пациенты какого-либо медикаментозного лечения не получали.
Проводилась оценка основных показателей жизнедеятельности пациентов:
• измерение систолического и диастолического артериального давления (АД);
• подсчет частоты сердечных сокращений за 1 минуту (ЧСС).
При этом при измерении АД выполнялись следующие условия:
1. Положение больного: сидя в удобной позе; рука на столе и находится на уровне сердца; манжета накладывается на плечо, нижний край ее на 2 см выше локтевого сгиба.
2. Условия измерения АД: Исключается употребление кофе и крепкого чая в течение 1 ч перед исследованием; рекомендуется не курить в течение 30 мин до измерения АД; отменяется прием симпатомиметиков, включая назальные и глазные капли; АД измеряется в покое после 5-минутного отдыха; в случае, если процедуре измерения АД предшествовала значительная физическая или эмоциональная нагрузка, период отдыха следует продлить до 15-30 мин.
3. Оснащение: размер манжеты должен соответствовать размеру руки: резиновая раздуваемая часть манжеты должна охватывать не менее 80% окружности плеча. Рекомендуются следующие размеры манжеты: для плеча 27-34 см - манжета 13×30 см; для плеча 35-44 см - манжета 16×38 см; для плеча 45-52 см - манжета 20×42 см. Стрелка тонометра перед началом измерения должна находиться на нулевой отметке.
4. Кратность измерения: для оценки уровня АД на каждой руке выполняют не менее двух измерений с интервалом не менее 1 мин; при разнице АД>5 мм рт. ст. производят одно дополнительное измерение; за конечное (регистрируемое) значение принимается минимальное из трех измерений.
ЧСС покоя подсчитывалась по пульсу на лучевой артерии (минимум за 30 сек) после второго измерения АД в положении сидя.
Антропометрия включала измерение:
1. роста (без обуви), регистрировался с округлением до ближайшего сантиметра;
2. массы тела (без уличной одежды и обуви), регистрировалась с округлением до ближайшего килограмма;
3. ИМТ по формуле: ИМТ = масса (кг)/(рост (м2);
4. окружности талии (ОТ): определялась в положении стоя (на пациентах должно быть только нижнее белье, уровнем измерения является середина расстояния между вершиной гребня подвздошной кости и нижним боковым краем ребер), мерную ленту следует держать горизонтально.
Оценивались также результаты лабораторных методов исследования, проведенных до и после курса тренировок:
- общий анализ крови (гемоглобин, гематокрит, цветовой показатель, эритроциты, лейкоциты, лейкоцитарная формула, тромбоциты, СОЭ);
- общий анализ мочи (удельный вес, протеинурия, рН);
- биохимический анализ крови (общий холестерин, ХС ЛПОНП, ХС ЛПНП, ХС ЛПВП, триглицериды);
Оценивались также данные инструментальных методов исследования:
- ЭКГ покоя в 12-ти отведениях;
- проба с физической нагрузкой проводилась путем кардиопульмонального тестирования на тредмиле с определением параметров газообмена, объема потребляемого кислорода (VO2), выделяемого углекислого газа (VCO2), минутной вентиляции и других вентиляционных параметров при постоянном 12-тиканальном мониторинге ЭКГ во время субмаксимального теста с физической нагрузкой. В процессе проведения пробы на каждой ступени проводили измерение АД. При проведении теста на тредмиле использовали протокол, предусматривающий ступенчато возрастающее увеличение нагрузки вначале за счет ускорения движения дорожки до 5,4 км/ч, а затем за счет изменения угла ее наклона. Критериями прекращения пробы являлись достижение уровня максимального потребления кислорода либо субмаксимальной ЧСС, отказ пациента от дальнейшего проведения исследования из-за физической усталости, появление ограничивающих симптомов кардиальной патологии (Аронов Д.М. и др., 2004 г. ). В процессе тестирования определяли показатели потребления кислорода и ЧСС на пике нагрузки, на уровне первого и второго вентиляционных порогов, время нагрузки, время восстановления по ЧСС и АД. Оценивали динамику показателей в процессе исследования;
- тестирование на аппаратно-программном комплексе, для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, в процессе которого определялись показатели функциональных резервов исследуемого и их динамика в процессе исследования;
- оценка суммарного кардиоваскулярного риска, по шкале SCORE (Systematic Coronary Risk Evaluation) - версия для стран с высоким риском ССЗ, в число которых входит и Россия. На основании возраста, пола, курения, САД и ОХС определяется 10-летний сердечно-сосудистый риск смерти от ССЗ. Суммарный сердечно-сосудистый риск по шкале SCORE менее 1% считается низким, от >1 до 5% считается средним или умеренно повышенным, от >5 до 10% считается высоким, риск >10% считается очень высоким.
Определялся средний уровень физической активности путем опроса в форме интервью - для оценки вида, частоты, интенсивности и продолжительности нагрузки в мин в неделю средней интенсивности.
Для оценки качества жизни, связанного с состоянием здоровья, использовали опросник EQ-5D. Опросник состоит из 2 частей: первая содержит 5 разделов с 3 уровнями ответов: 1 - нет нарушений, 2 - есть умеренные нарушения, 3 - есть выраженные нарушения. Вторая часть опросника представляет собой 20-сантиметровую визуально-аналоговую шкалу, на которой «0» означает самое плохое, а «100» - самое хорошее состояние здоровья.
Обследование проводилось перед началом курса, процедур, после его окончания, а также в катамнезе - через 3 месяца после окончания курса.
Критерии включения участников в исследование:
1. участники мужского и женского пола
2. возраст 30-65 лет
3. Наличие факторов риска ССЗ, из которых обязательно:
• повышение АД: систолическое АД равно или выше 140 мм рт. ст., диастолическое АД равно или выше 90 мм рт. ст. (впервые повышенное или при наличии диагноза эссенциальной артериальной гипертензии) согласно критериям Российского медицинского общества по артериальной гипертонии и ESH/ESC;
• низкая физическая активность - менее 150 мин в неделю нагрузки средней интенсивности (согласно Глобальным рекомендациям ВОЗ по физической активности 2010 г.; соответствие критерию оценивается путем опроса).
Также у пациентов присутствовал хотя бы один из следующих факторов:
• Курение табака - ежедневное выкуривание одной сигареты и более - оценивали по результатам анкетирования.
• Гиперхолестеринемия - общий холестерин крови более 5 ммоль/л.
• Избыточная масса тела (значение ИМТ между 25-29,9 кг/м2 (согласно критериям ВОЗ, 2000 г.).
Получали подписанное информированное согласие пациентов на участие в данном клиническом исследовании.
Проведение исследования с точки зрения этических требований осуществлялось в соответствии с Хельсинской декларацией Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием человека в качестве субъекта исследования» от 1964 г. с последующими изменениями и дополнениями, а также с соблюдением требований конфиденциальности.
В исследование не включались пациенты с наличием:
- подтвержденной ИБС (стенокардия I-IV ФК, нестабильная стенокардия, постинфарктный кардиосклероз);
- ХСН;
- АГ более 2 степени II стадии, наличие 3 и более факторов риска или поражение органов мишеней;
- выраженных нарушений сердечного ритма (пароксизмальная желудочковая и наджелудочковая тахикардия, мерцательная аритмия), и проводимости (СССУ, атриовентрикулярная блокада II-III ст., синусовая брадикардия);
- нарушений мозгового кровообращения;
- любых заболеваний в острой стадии, хронических заболеваний в стадии обострения;
- острых инфекционных заболеваний до окончания срока изоляции;
- любых венерических заболеваний в острой или контагиозной форме;
- сахарного диабета в стадии декомпенсации;
- ревматоидных артритов;
- остеоартрозов II степени в острой стадии, III-IV стадии;
- часто повторяющихся и обильных кровотечений;
- рецидивирующего тромбофлебита;
- тромбоэмболической болезни;
- выраженного болевого синдрома при поражении нервных корешков, сплетений, нервных стволов;
- нарушений функции тазовых органов;
- ХПН;
- аутоимунных заболеваний;
- эпилепсии, психических заболеваний;
- депрессии;
- злокачественных новообразований.
Следует отметить, что не все перечисленные состояния и заболевания являются противопоказаниями к проведению предлагаемого способа, однако, для целей проведения исследования и оценки его эффективности пациенты с такими состояниями и заболеваниями не включались в протокол исследования.
Также исключались из исследования участники при следующих критериях:
- досрочное прекращение участия субъекта в исследовании: лица, пожелавшие прекратить свое участие в исследовании (отзыв информированного согласия), выбывают из исследования преждевременно. Каждый пациент имел право прекратить участие в исследовании в любое время без объяснения причины. За участие в данном исследовании денежная компенсация пациентам не предусмотрена.
Переносимость процедур на протяжении исследования оценивалась по частоте возникновения нежелательных явлений на фоне проводимых процедур. Нежелательное явление (НЯ) - любое нежелательное событие, которое наблюдается во время курса лечения, независимо от того, связано ли оно с его применением. НЯ включает: травмы, токсические или аллергические реакции, нежелательные клинические или лабораторные изменения. Каждое НЯ должно быть учтено и проанализировано для установления возможной связи с лечением. Если существует обоснованное подозрение о том, что НЯ связано с проводимым лечением, то его следует рассматривать как побочное действие.
В процессе исследования НЯ не наблюдалось. Переносимость занятий у всех пациентов была хорошей.
За конечные точки, характеризующие изменения уровня физической активности средней интенсивности (соответствует 3-5,9 ME) в неделю в минутах, и демонстрирующие в динамике эффективность процедур, принимали:
• максимальное потребление кислорода (VO2 max),
• показатели липидного обмена,
• индекс массы тела,
• окружность талии,
• уровень физической активности,
• уровень толерантности к физической нагрузке, с учетом значений ЧСС и АД,
• качество жизни.
Кроме того, с учетом улучшения значения этих факторов, менялся и показатель суммарного сердечно-сосудистого риска.
Фактические данные представлены в виде «среднее±ошибка среднего» (М±m), в случае если распределение было нормальным, и «медиана - 1 квантиль - 3 квантиль» (Me, 1Q, 3Q), в случае если распределение было ненормальным. Для определения достоверности различий независимых выборок при нормальном законе распределения использовали t-критерий Стьюдента для независимых наблюдений. Если распределение изучаемых выборок отличалось от нормального, применяли U-критерий Манна-Уитни. Для определения достоверности различий зависимых выборок (до и после воздействия) при нормальном законе распределения использовали t-критерий Стьюдента для парных наблюдений. Если распределение случайных выборок отличалось от нормального, применяли T-критерий Вилкоксона.
Полученные результаты показали статистически значимую большую эффективность заявленного немедикаментозного профилактического комплекса на фоне положительной динамики психологического и соматического статуса пациентов III группы (основной), по сравнению с пациентами II группы и еще более - по сравнению с I (контрольной).
Обследование, проводимое перед началом тренировок, показало, что исследуемые показатели (конечные точки) до начала исследования у всех пациентов достоверно отличались от нормы, что свидетельствовало об ослаблении или напряжении адаптационных возможностей организма. Суммарный сердечно-сосудистый риск по шкале SCORE у всех пациентов до начала исследования был от среднего и выше.
После проведения комплекса упражнений согласно заявленному способу акватерапии (аквааэробики) у пациентов III группы (основной) отмечено уменьшение систолического АД с 125,4±5,1 до 114,5±3,5, диастолического АД с 85,2±1,7 до 78,5±3,2 р<0,003, АД пульсового - с 43,0±5,09 до 39,1±3,86; ЧСС покоя - с 68±8,2 до 65±5,3 р<0,045, ЧСС при субмаксимальной нагрузке - со 130,9±2,2 до 120,4±2,5 р<0,045, а также улучшение других перечисленных выше показателей, принятых за конечные точки проводимого клинического исследования (максимального потребления кислорода, ИМТ, состояния липидного обмена со снижением индекса атерогенности, нормализацией уровня холестерина, качества жизни, уменьшения окружности талии), от р<0,003 до р<0,05.
Пациенты третьей (основной) группы стали более активны: увеличилось время нагрузки до 120-150 мин в неделю.
Наряду со снижением веса пациентов III группы, у которых ранее отмечался повышенный ИМТ, наблюдалось уменьшение окружности талии на 2,4±0,6 см.
Изучение отдаленных результатов исследования выявило, что полученное улучшение сохранялось у больных (около 80%) на протяжении 3 мес после проведения курса аквааэробики. При этом, по данным дальнейшего контроля за состоянием пациентов, установлено, что более 60% из них скорректировали повседневную диету и увеличили свою повседневную физическую активность (занимаются в фитнесклубах, дома самостоятельно, посещают бассейн, повторяя упражнения проводимого комплекса).
Таким образом, продемонстрирована эффективность метода: наблюдались достоверные изменения по конечным точкам.
В группе I (контрольной), получившей только рекомендации по ЗОЖ и увеличению физической активности, улучшений перечисленных показателей, характеризующих конечные точки, не наблюдалось.
В группе II, где занимающиеся, наряду с рекомендациями по ЗОЖ, проходили тренировки по аквааэробике в другом режиме, используя иной комплекс упражнений, эффективность (улучшение) по тем же конечным точкам в среднем не достигала половинной от той, что наблюдалась для показателей конечных точек группы III, в которой пациенты занимались по заявленному способу.
Пример 1. Пациентка А., 39 л., страдает от ожирения, ИМТ 32,3, курит на протяжении 20 лет по 6-8 сигарет в день, в крови - дислипидемия с индексом атерогенности 3,2. Максимальное потребление кислорода снижено (34,5 мл/мин/кг).
Пациентка склонна к повышению АД и тахикардии в покое, при незначительных стрессах и легкой физической нагрузке.
Качество жизни по данным опросника снижено за счет переживаний по поводу избыточного веса и неустроенности личной жизни.
Каких-либо медикаментов в целях профилактики ССЗ, снижения массы тела не принимает.
Физическая активность снижена (менее 70 мин в неделю).
После прохождения курса кардиотренировок в воде по заявленному способу (занималась индивидуально, 16 занятий по 2 р/нед) состояние пациентки улучшилось. Занятия проводились в бассейне с температурой воды 28°С, по 45 мин (разминка 5 мин, основная часть 30 мин, заминка 5 мин и свободное плавание 5 мин).
Пациентка занималась с удовольствием, отмечала, что такие занятия не вызывают у нее «отторжения», как ранее вызывала какая-либо спортивная нагрузка.
По окончании курса у пациентки увеличилось максимальное потребление кислорода - до 39 мл/мин/кг. ЧСС покоя, при субмаксимальной нагрузке и АД соответствуют нормативным показателям, ИМТ 29 (за 2 месяца занятий похудела на 4 кг). Нормализовались показатели липидного комплекса крови. Пациентка уменьшила количество выкуриваемых сигарет в день на 2 шт. Настроена бросить курить и продолжать заниматься фитнесом для дальнейшего снижения веса. Суммарный сердечно-сосудистый риск уменьшился - с высокого перед применением заявленного способа до среднего после окончания тренировок.
В катамнезе, через 3 мес - похудела еще на 5 кг, ИМТ - возрастная норма, регулярно занимается в бассейне, используя настоящий комплекс. Отмечает отсутствие выраженного учащения пульса и резкого повышения АД при субмаксимальной нагрузке, при ситуациях, в которых ранее это имело место (когда «догоняла автобус», при бытовых ссорах).
Пример 2. Группа из 7 пациентов, мужчины, средний возраст - 45,7 лет. Трое - курильщики с многолетним стажем (до пачки в день).
Пациенты отмечают периодическое повышение АД и ЧСС в покое, при физической и эмоциональной нагрузке. ЭКГ - без патологий.
Масса тела у 5 пациентов - соответствует норме (ИМТ - норма), у двух - ИМТ в границах выше среднего.
Максимальное потребление кислорода снижено в среднем на 8% по сравнению с возрастной нормой. Страдают от гиподинамии («сидячая» работа), физическая активность - в среднем менее 80 мин в неделю.
В биохимическом анализе крови - у всех пациентов дислипидемия, индекс атерогенности от 3,3 и выше. Качество жизни по данным опроса снижено. Суммарный сердечно-сосудистый риск - у всех пациентов составляет выше среднего.
Иных соматических жалоб не имеется. При инструментальном и лабораторном обследовании органической патологии у пациентов не выявлено. Препаратов, направленных на улучшение работы ССС, липидного обмена, пациенты не применяют.
После прохождения курса заявленного кардиоакватренинга в воде температурой 28-29°С в течение 2 мес (16 занятий по 2 р/нед) у всех пациентов отмечено улучшение исследуемых (перечисленных) показателей (нормализация ЧСС, АД при субмаксимальной нагрузке, максимального потребления кислорода, значений окружности талии), толерантность к физической нагрузке изменилась с низкого уровня на средний и высокий, ИМТ - у всех - в пределах нормальных значений. Биохимический анализ крови - без патологических изменений (дислипидемия отсутствует). Физическая активность повысилась - в среднем по группе до 120-150 мин ходьбы в неделю, то есть приблизилась к рекомендуемым ВОЗ нормам. Снизилось количество потребляемых в день сигарет (на 2-3).
Появилась приверженность пациентов к ЗОЖ и профилактике ССЗ.
В катамнезе через 3 мес - улучшения, зарегистрированные после прохождения курса, сохраняются. Все семеро пациентов по месту жительства активно посещают различные спортивные секции (фитнес, йога, бассейн, тренажерный зал) или занимаются активной ходьбой. Жалоб не имеют.
Суммарный сердечно-сосудистый риск по шкале SCORE после прохождения тренировок по заявленному способу - у всех занимающихся 3-ей группы - средний и ниже. У пациентов групп 1 и 2 - на прежнем уровне.
Таким образом, в результате воздействия заявленного комплекса аквааэробики (кардиоакватренинга) получено улучшение клинического и психоэмоционального состояния, показателей вегетативной нервной и ССС, достигнута цель формирования приверженности пациентов к профилактическим мерам в отношении снижения рисков ССЗ. Данный комплекс способствует нормализации показателей регуляторных систем и в целом повышению адаптационного потенциала пациентов с риском развития ССЗ.
Изобретение относится к медицине, а именно: к медицинской реабилитации, лечебной физкультуре, кардиологии, профилактике сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ), и может быть использовано в реабилитационных центрах, санаториях, амбулаторно, самостоятельно пациентами при посещении бассейнов или на отдыхе при посещении открытых водоемов, в фитнес-центрах. Для этого предложен способ кардиотренировки с использованием аквааэробики у пациентов с факторами риска ССЗ. Кардиоакватренинг заключается в проведении занятий индивидуально или в группах до 10 человек в виде комплекса аэробных упражнений в воде температурой 28-29°С. Уровень воды - до середины грудной клетки пациента. Курс - 16 занятий, 2 раза в неделю. Занятие включает разогревающую разминку в течение 5 мин, основную часть в течение 30 мин, заминку в течение 5 мин. Каждая из трех частей занятия включает последовательное выполнение упражнений, приведенных в формуле изобретения, где основная часть включает 30 последовательных упражнений из исходного положения стоя на дне бассейна длительностью каждого упражнения 1 мин. Темп выполнения и амплитуду движений упражнений основной части каждый пациент выбирает индивидуально в процессе каждого занятия, поддерживая свое состояние соответственно зеленому уровню шкалы Борга - 12-14 баллов, которые соответствуют уровню субъективной нагрузки от «средней» до «в принципе тяжело». Способ обеспечивает эффективное снижение показателей имеющихся факторов риска ССЗ или начальных проявлений нарушений ССС у пациентов различных возрастных групп - уменьшение дислипидемии, снижение ИМТ, повышение уровня физической активности, повышение толерантности к физической нагрузке с учетом значений ЧСС и АД, повышение показателя максимального потребления кислорода, индивидуализацию нагрузки непосредственно в процессе универсальной кардиотренировки в воде, увеличение приверженности пациентов здоровому образу жизни и методам профилактики ССЗ. 5 з.п. ф-лы, 6 ил., 2 пр.
1. Способ кардиотренировки с использованием водных аэробных тренировок у пациентов с факторами риска сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ), заключающийся в проведении занятий индивидуально или в группах до 10 человек в виде комплекса аэробных упражнений в воде температурой 28-29°С, при уровне воды - по грудь пациента, курсом 16 занятий, 2 раза в неделю, с использованием 20-балльной шкалы субъективной оценки физической нагрузки Борга для подбора индивидуальной нагрузки пациентами,
где комплекс включает разогревающую разминку в течение 5 мин, основную часть в течение 30 мин, заминку в течение 5 мин,
где разминка включает упражнения, каждое длительностью по 1 мин:
- свободное плавание произвольным стилем до 25 м,
- ходьба на месте, при этом руки в локтях сгибают-разгибают под водой по бокам от туловища - «режут» руками воду,
- ходьба на месте с ногами, расставленными на ширине плеч, при этом руки в локтях сгибают-разгибают под водой по бокам от туловища - «режут» руками воду,
- прыжки на месте на прямых ногах,
- бег на месте, поднимая вперед бедро согнутой ноги на максимально возможную высоту для пациента, при этом руки в локтях сгибают-разгибают под водой по бокам от туловища - «режут» руками воду;
основная часть включает 30 последовательных упражнений из исходного положения (и.п.) стоя на дне бассейна длительностью каждого упражнения 1 мин, причем темп выполнения и амплитуду движений каждый пациент выбирает индивидуально в процессе каждого занятия, поддерживая свое состояние соответственно зеленому уровню шкалы Борга - 12-14 баллов:
1) бег на месте, сгибая колени с подъемом голеней назад, одновременно руки перед грудью сгибают-разгибают в локтях, толкая перед собой воду;
2) те же движения руками с попеременными махами прямых ног назад;
3) из и.п. стоя, руки в стороны в прыжке поочередно поднимают, отводя, правую и левую ногу в сторону, одновременно направление рук меняют в сторону, противоположную поднятой ноге;
4) махи прямыми ногами вперед попеременно, обеими руками пациент тянется к носку, смена ног - в прыжке;
5) бег на месте, поднимая вперед бедро согнутой ноги на максимально возможную высоту для пациента, одновременно руки перед грудью сгибают-разгибают в локтях, толкая перед собой воду;
6) «лягушка» - из и.п. стоя, руки сцеплены перед грудью, ноги шире плеч в прыжке выпрямляют руки вниз перед животом, одновременно сгибая ноги в коленях и поднимая колени вверх-врозь;
7) «лыжный ход» - из и.п. стоя, ноги вместе одну ногу выставляют вперед, другая отведена кзади, руки опущены вниз производят смену ног с одновременным движением вдоль туловища прямых разноименных с ногами рук, имитируя ходьбу на лыжах;
8) «звездочка» - из и.п. стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища одновременно разводят в прыжке руки и ноги в стороны и в прыжке возвращаются в и.п.;
9) из и.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны в прыжке производят одновременное скрещивание рук перед грудью и скрещивание ног;
10) бег на месте, сгибая колени с подъемом голеней назад, одновременно руки перед грудью сгибают-разгибают в локтях, толкая перед собой воду;
11) из и.п. стоя, ноги вместе, руки перед грудью в прыжке поднять вперед и разогнуть ногу от колена носком на себя, затем - другую ногу, при этом пациент тянет к поднятой ноге руку противоположной стороны;
12) из и.п. стоя, руки опущены в прыжке поочередно поднимают, отводя, правую и левую ногу в сторону, одновременно обе руки переводят в сторону, противоположную поднятой ноге;
13) «лыжный ход»;
14) «звездочка»;
15) из и.п. стоя, руки перед грудью выполняют бег на месте, поднимая бедро согнутой ноги на максимально возможную высоту для пациента вперед, одновременно руки перед грудью сгибают-разгибают в локтях, толкая перед собой воду;
16) из и.п. стоя, ноги вместе, руки согнуты в локтях выполнение подскоков на месте с одновременным поджиманием коленей к животу, при этом пациент выпрямляет вниз руки в локтях в момент подскока;
17) «лошадь» - из и.п. стоя, одна нога впереди, другая отставлена кзади, руки вытянуты вперед и назад, разноименно ногам, на полусогнутых ногах выполняют перескок, перенося вес тела с одной ноги на другую - спереди назад и обратно;
18) повторяют упражнение «лошадь», поменяв ноги в и.п. - другая нога вперед;
19) из и.п. стоя, ноги вместе, руки согнуты в локтях выполняют подскоки на месте, чередуя приземление в положении ноги вместе и ноги врозь, в стороны, пациент выпрямляет вниз руки в локтях в момент подскока;
20) из и.п. стоя, руки перед грудью выполняют бег на месте, поднимая бедро согнутой ноги на максимально возможную высоту для пациента вперед, одновременно руки перед грудью сгибают-разгибают в локтях, толкая перед собой воду;
21) «широкий лыжный ход», при котором все движения «лыжного хода» выполняют с максимально возможной для пациента амплитудой разведения ног в их положении: одна - впереди, другая - сзади;
22) «звездочка»;
23) чередование упражнений «лыжный ход» и «звездочка» в темпе, комфортном для пациента;
24) из и.п. стоя, ноги вместе, руки согнуты в локтях выполнение подскоков на месте с одновременным поджиманием коленей к животу, пациент выпрямляет руки вниз в локтях в момент подскока;
25) «лыжный ход»;
26) из и.п. стоя, ноги вместе, руки перед грудью выполняют попеременные махи прямыми ногами назад, меняя ноги в прыжке, руки при этом сгибают-разгибают в локтях перед грудью, толкая перед собой воду;
27) бег на месте с попеременным подъемом голеней кзади, руки при этом сгибают-разгибают в локтях перед грудью, толкая перед собой воду;
28) бег на месте с попеременным подниманием согнутых ног кпереди с касанием голени противоположной рукой;
29) бег на месте с попеременным подъемом голеней кзади с касанием голени противоположной рукой;
30) из и.п. стоя, руки согнуты в локтях выполняют бег на месте, поднимая вперед бедро согнутой ноги на максимально возможную высоту для пациента, одновременно пациент сгибает-разгибает руки в локтях перед грудью, толкая перед собой воду;
где заминка включает следующую последовательность упражнений, каждое длительностью 1 мин:
- «велосипед» - из и.п. лежа на воде на спине, охватывая локтями сзади за спиной спортивный инвентарь (СИ) в форме палки, предназначенный для удержания на воде, выполняют плавание в воде поочередными круговыми движениями ногами, имитируя езду на велосипеде,
- плавание лежа на боку в воде, опираясь руками на СИ,
- плавание на другом боку, опираясь руками на СИ,
- из и.п. стоя, руки опущены, расслаблены выполняют бег на месте,
- из и.п. стоя, руки опущены, расслаблены на выдохе подтягивают попеременно согнутые ноги к груди, обхватывая голени руками и возвращаясь в и.п.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что после завершения заминки дополнительно выполняют свободное плавание произвольным стилем в течение 5 мин.
3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что не ранее, чем с 3-го занятия, выполнение упражнений усложняют дополнительными приемами, например:
- выполнение прыжков, в которых руки не были задействованы, усложняют тем, что руки держат на поясе, или кисти к плечам, или руки вертикально вверх,
- при ходьбе на месте выполнение приставных шагов,
- при ходьбе на месте с ногами на ширине плеч - с совершением вращения вокруг оси опорной ноги,
- при беге на месте выполняют перемещения тела по 4 шага влево-вправо и вперед-назад, всегда возвращаясь в и.п.,
- при выполнении «звездочки» увеличение высоты подскоков, сгибание коленей при подскоке, поворот на 180°С на подскоке,
- при выполнении упражнения «лошадь» перемещения по 4 шага в каждую сторону - вправо, влево во время перескоков,
- при упражнении «лыжный ход» чередовать при приземлении постановку ног шире и уже: одна спереди, другая сзади, выполнение подскоков со сгибанием коленей и поворотом на 180°С, выполнение перемещений в каждую сторону - вперед-назад по 4 шага с возвращением в и.п.,
- при подскоках на месте чередовать поджимания коленей к животу с разведением ног в подскоке в стороны с приземлением в положение ноги вместе,
- при беге на месте с попеременным подниманием согнутых ног кпереди с касанием голени противоположной рукой туловище наклоняют кзади,
- при беге на месте с попеременным подъемом голеней кзади туловище наклоняют кпереди,
- при беге с максимально возможным для пациента подниманием бедра вперед касаются колена разноименным локтем,
- при выполнении упражнения «велосипед» ускорение темпа движений.
4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что усложнение упражнений проводят увеличением сопротивления воды путем использования при их выполнении акваперчаток-перепонок.
5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что занятия проводят отдельно для мужских и женских групп.
6. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве спортивного инвентаря, предназначенного для удержания на воде, используют нудлс.
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА ТИПА "ГИДРОАЭРОБИКА" | 2002 |
|
RU2232615C2 |
СПОСОБ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ | 2013 |
|
RU2529374C1 |
МАТЮШОНОК О.М | |||
Гидроаэробика, учебно-методическое пособие | |||
- Минск, 1993, с.64 | |||
КАЗАКОВА Н.А | |||
Аквааэробика как нетрадиционное средство для улучшения физического состояния студенток | |||
Ученые записки университета им | |||
П.Ф.Лесгафта | |||
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
Коридорная многокамерная вагонеточная углевыжигательная печь | 1921 |
|
SU36A1 |
ПЕРСИЯНОВА-ДУБРОВА А.Л | |||
Акватерапия в программах реабилитации после перенесенных сердечно-сосудистых заболеваний// Физиотерапия, бальнеология и реабилитация, 2016, 15(1), с | |||
Способ изготовления электрических сопротивлений посредством осаждения слоя проводника на поверхности изолятора | 1921 |
|
SU19A1 |
YOO Y.K | |||
Effects of muscular and aqua aerobic combined exercise on metabolic indices in elderly women with metabblic syndrome | |||
Многоступенчатая активно-реактивная турбина | 1924 |
|
SU2013A1 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Многоступенчатая активно-реактивная турбина | 1924 |
|
SU2013A1 |
Авторы
Даты
2019-10-16—Публикация
2019-06-07—Подача