СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ДВИГАТЕЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Российский патент 1997 года по МПК A63B22/00 

Описание патента на изобретение RU2099117C1

Изобретение относится к области физического воспитания, в частности к моторному тестированию.

Под моторным тестированием понимается выявление отстающего в развитии звена спортсмена путем определения координационной готовности к двигательному обучению посредством определения координационных способностей на основе принципа комплементарности (взаимодополняемости), т.е. неспецифический подбор двигательных действий с усложнением каждого последующего движения путем включения очередного структурного элемента, входящего в целостный двигательный акт, например прыжок вверх.

Координационная готовность это качество, которое зависит от предыдущего двигательного опыта (1).

Под координационными способностями следует понимать способность человека быстро, точно, целесообразно, экономично, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

Мерой координационных способностей служит время, затраченное спортсменом на выполнение двигательного действия, т.к. в нем находит свое отражение целесообразность и последовательность этих действий (2).

В методический литературе по физическому воспитанию и спорту способ определения координационных способностей отсутствует, методика их воспитания изложена в обобщенной форме. Критерии оценки не указаны (3, 4, 5, 6).

Известен способ Абалакова (7), характеризующий в какой-то мере координационную готовность. Способ состоит в выпрыгивании вверх с места с участием рук. Высота прыжка определяется с помощью мерной ленты.

Однако в данном способе не используется принцип комплементарности (взаимодополняемости).

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является тест скоростно-силовой подготовленности, который относится к унифицированным инструментальным методикам комплексного контроля в олимпийских видах спорта (7). Способ включает в себя выпрыгивание с фиксацией высоты прыжка, при этом спортсмен, стоя рядом с сенсорной панелью (СП), поднимает руки вверх, касается нижней части СП, которая представляет собой 1,5-метровый щит из диэлектрика с горизонтальными полосами из токопроводящего материала, расположенными на расстоянии 1 см одна от другой. Панель закрепляется на точно измеренном расстоянии от уровня пола. При касании панели сигнал с нее поступает в измеритель высоты прыжка (ИВП) и запоминается. Затем спортсмен выпрыгивает с места вверх и касается вытянутой рукой панели в верхней ее части. От второго касания сигнал также поступает в блок ИВП. Вычитанием из второго сигнала первого в логических элементах блока определяется реальная высота выпрыгивания, которая через программируемый микроконтроллер (МПК) поступает в микро-ЭВМ.

Однако в данном способе возможно определение высоты прыжка только одного вида (из полуприседа с подъемом рук вверх), при этом спортсмен вынужден делать движения, искажающие картину прыжка (в верхней точке полета он должен найти руками сенсорную панель).

Кроме того, недостатком известных способов является то, что они предназначены для узкоспециализированной оценки скоростно-силовых качеств, свойственных скоростно-силовым видам спорта, что снижает их широкое применение для выявления потенциальных двигательных способностей. Описанные способы не позволяют определить отстающее в развитии звено спортсмена в целостном двигательном акте, при этом они трудоемки и неточны в измерении.

Предлагаемое изобретение в отличие от наиболее близкого аналога позволяет определить координационную готовность к двигательному обучению посредством определения координационных способностей, повысить информативность и унифицированность моторного тестирования, а также унифицировать параметры координационных способностей спортсменов.

Для решения этой задачи предлагается способ, существенными признаками которого являются как общие с наиболее близким аналогом (фиксация высоты выпрыгивания вверх с мест с участием рук), так и отличные от наиболее близкого аналога признаки, а именно: первый прыжок вверх выполняется из исходного положения полуприседа, спина прямая, руки прижаты сцепленными кистями к пояснице, толчком одними ногами, второй прыжок выполняется из исходного положения полуприседа, туловище наклонено вперед, голова зафиксирована относительно туловища, руки прижаты сцепленными кистями к пояснице, толчком ногами с одновременным резким разгибанием туловища до вертикального положения, третий прыжок выполняется из исходного положения полуприседа, туловище наклонено вперед, голова зафиксирована относительно туловища, руки отведены назад, толчком ногами с одновременным резким разгибанием туловища до вертикального положения и махом руками снизу вверх, четвертый, пятый и шестой прыжки выполняются из исходного положения полуприседа, туловище наклонено вперед, голова свободно опущена и руки отведены назад, толчком ногами с одновременным резким разгибанием туловища до вертикального положения, махом руками снизу вверх и активным разгибанием в шейном отделе позвоночника, при этом первые четыре прыжка выполняются на задержанном вдохе, пятый в сочетании с резким выдохом во время отталкивания, шестой со вдохом во время отталкивания, причем высота выпрыгивания (h) определяется по формуле h=g•t2/8 (см), где g ускорение свободного падения, t время полета, а отстающее в развитии звено спортсмена определяется анализом координационной готовности к двигательному обучению посредством сравнения с критерием оценки координационных способностей, выраженном формулой h1 < h2 < h3 < h4 > h5 > h6, причем нормой считается соотношение высот выпрыгивания в следующих пределах: 100% < (135-140%) < (150-155%) < (165-170%) > (150-155%) > (125-130% ).

При анализе результатов тестирования следует обратить внимание не только на роль отдельных механизмов регуляции движения, но и на их проявление в совокупности:
1. Результаты первого прыжка при отталкивании одними ногами (Н) с задержкой дыханием (ЗД) принимаются за исходную точку отсчета (100%); (Н + ЗД).

2. Результаты второго прыжка возрастают в связи с включением в него движения туловищем (Т) (135-140%), (педагогический эксперимент); (Н+Т+ЗД).

3. Результаты третьего прыжка последовательно возрастают в связи с увеличением количества движений включение в очередной прыжок движение рук (Р) (150-155%), (10); (Н+Т+Р+ЗД).

4. Четвертый прыжок самый эффективный благодаря включению суммарного влияния шейно-сухожильного и пневмо-мускулярного рефлексов (Г), повышающих дееспособность мышц разгибателей ног, рук и туловища (165-170%), (11,12); (Н+Т+Р+Г+ЗД).

5. В пятом прыжке отталкивание согласуется с выдохом (ВЫД). Хотя при этом движение выполняется быстро, точно и ловко, но по силе и мощности толчок уступает результату четвертого прыжка (150-155%), (12,13); (Н+Т+Р+Г+ВЫД).

6. Результат шестого прыжка уступает пятому, так как при сочетании основного рабочего движения с вдохом (ВД), снижается его эффективность (125-130% ), (13); (Н+Т+Р+Г+ВД).

При этом величины второго, третьего, четвертого, пятого и шестого прыжков (в) определяется по величине первого прыжка, величина которого принимается за 100% (например: h2 / h1 • 100 15,8 / 11,7 • 100 135%).

Таким образом, анализ координационных способностей с помощью предлагаемого способа определения координационной готовности к двигательному обучению позволяет оценить генетически обусловленные или сформированные ранее координационные паттерны (14), то есть совокупность пространственно-временных и динамических характеристик, которые включаются в общий рисунок выполняемого движения, представляющего пятикомпонентную структуру целостного двигательного акта (8).

В известных патентных источниках аналогичного способа определения координационной готовности к двигательному обучению не обнаружено.

Данная совокупность существенных признаков позволяет получить дополнительный спортивно-технический результат посредством определения готовности к двигательному обучению посредством определения координационных способностей, повышения информативности и унифицированности моторного тестирования, а также унифицированности параметров координационных способностей при стабильном и быстром (в сравнении с наиболее близким аналогом) достижении результатов.

Перечисленные признаки являются существенными, т.к. они влияют на достигаемый спортивно-технический результат, т.е. находятся в причинно-следственной связи с указанными результатами. Данная совокупность существенных признаков достаточна для достижения обеспечиваемых предлагаемым изобретением спортивно-технических результатов.

В примерах показаны результаты определения координационной готовности к двигательному обучению с помощью предлагаемого способа.

Пример 1. Испытуемая Г. 35 лет h1 < h2 < h3 < h4 > h5 > h6 (табл.1).

Вывод. У данной испытуемой наблюдаются высокие координационные способности, так как величины высоты первого-шестого (h1-h6) прыжков соответствуют основной формуле координации движений (h1<h2<h3<h4>h5>h6) и нормативным показателям величины прыжка. Отмечаются высокие скоростно-силовые способности, о чем свидетельствуют высокие показатели времени и высоты прыжков.

Пример 2. Испытуемая П. 41 год h1 < h2 > h3 < h4 > h5 > h6 (табл.2).

Вывод. У данной испытуемой наблюдаются высокие координационные способности, так как почти все прыжки, кроме третьего (h), вписываются в основную формулу движений (h1<h2<h3<h4>h5>h6). О высоких показателях скоростно-силовых способностей свидетельствуют хорошее время и высота прыжка. Высокий прирост показателей между первым (h1) и вторым (h2) прыжком (167%) свидетельствует о способности к быстрому самообучению. Высота третьего прыжка (h3) меньше высоты второго прыжка (h2)и говорит о несогласованности момента отталкивания с маховым движением рук.

Пример 3. Испытуемая В. 58 лет h1 < h2 < h3 > h4 > h5 < h6 (табл.3).

Вывод: наблюдается несогласованность движения головы с полной координацией движений, так как высота третьего прыжка (h3) больше высоты четвертого прыжка (h4), что не соответствует основной формуле координации движений (h1<h2<h3<h4>h5>h6). Вследствии того, что высота пятого прыжка (h5) меньше высоты шестого прыжка (h6), мы можем говорить о несогласованности фазы с моментом отталкивания.

Пример 4. Испытуемая М. 39 лет h1 > h2 < h3 < h4 > h5 > h6 (табл.4).

Вывод: общее звено движение туловищем, т.к. высота второго прыжка (h2) меньше высоты первого прыжка (h1), что способствует уменьшению количественных показателей последующих прыжков без изменения общей координационной структуры движения.

Пример 5. Испытуемая Д. 35 лет h1 < h2 < h3 < h4 h5 h6 (табл.5)
Вывод: у данной испытуемой наблюдается несогласованность фаз дыхательного цикла с общей координацией движений, о чем свидетельствуют показатели пятого (h5) и шестого (h6) прыжков, что не соответствует основной формуле координации движений (h1<h2<h3<4>h5>h6).)
Пример 6. Испытуемая К. 38 лет h1 > h2 < h3 > h4 < h5 > h6 (табл. 6).

Вывод: испытуемая не координирована, так как наблюдается большое различие с основной формулой координации движений. Нет согласования между полной координацией и движениями звеньев тела, так как показатели первого (h1) прыжка больше показателей второго (h2) прыжка, величина третьего (h3) больше показателей четвертого (h4) прыжка. Наблюдается несогласованность общей координации движений с фазами дыхательного цикла.

Определение координационной готовности к двигательному обучению по предлагаемому способу осуществляется следующим образом.

Испытуемый встает, например, на контактную площадку с электросекундомером и выполняет серию прыжков вверх с максимальной силой отталкивания. Контактная площадка размером 500х500 мм представляет собой две токопроводящие текстолитовые пластины, изолированные друг от друга резиновыми шайбами диаметром 30 мм, расположенными в шахматном порядке так, чтобы под тяжестью верхней пластины не происходил электроконтакт. При постановке на верхнюю площадку под тяжестью тела верхняя пластина прогибается, касается токопроводящей нижней пластины и замыкается электрическая цепь. Выходные контакты с каждой пластины и двух проводов соединяются системой, связанной с включением электросекундомера. Электроцепь, связывающая контактную площадку с электросекундомером, работает на разрыв (т.е. при нагрузке на площадку цепь самозамыкается и секундомер с помощью реле выключается, при снятии нагрузки контакт прерывается и секундомер включается). Для определения количества замыканий применяется электросчетчик фиксирующий количество замыканий электрической цепи с включением секундомера. Электросекундомер тип ПВ 53Щ, электросчетчик тип МЭС 54 фиксирует количество замыканий, которое соответствует количеству прыжков, произведенных испытуемым. Для обеспечения безопасности испытуемого на контактную площадку подается напряжение 6 вольт с применением трансформирующего устройства. Это напряжение при замыкании электроцепи площадки идет на катушку электрореле. Первый прыжок вверх выполняется из исходного положения полуприседа, спина прямая, руки прижаты сцепленными кистями к пояснице, толчком одними ногами, второй прыжок выполняется из исходного положения полуприседа, туловище наклонено вперед, голова зафиксирована относительно туловища, руки прижаты сцепленными кистями к пояснице, толчком ногами с одновременным разгибанием туловища до вертикального положения, третий прыжок выполняется из исходного положения полуприседа, туловище наклонено вперед, голова зафиксирована относительно туловища, руки отведены назад, толчком ногами с одновременным резким разгибанием туловища до вертикального положения и махом руками снизу вверх, четвертый, пятый и шестой прыжки выполняются из исходного положения полуприседа, туловище наклонено вперед, голова свободно опущена и руки отведены назад, толчком ногами с одновременным резким разгибанием туловища до вертикального положения, махом руками снизу вверх и активным разгибанием в шейном отделе позвоночника, при этом первые четыре прыжка выполняются на задержанном вдохе, пятый в сочетании с резким выдохом во время отталкивания, шестой со вдохом во время отталкивания.

В процессе выполнения прыжков снимаются показания электросекундомера (t -время полета для каждого из 6 прыжков, с), затем по формуле h gt2/8 (см) рассчитывается высота выпрыгивания (h1, h2, h3, h4, h5, h6, см), после чего отстающее в развитии звено испытуемого определяется посредством анализа координационной готовности к двигательному обучению посредством сравнения с критерием оценки координационных способностей, выраженном формулой h1 < h2 < h3 < h4 > h5 > h6, причем нормой считается соотношение высот выпрыгивания в следующих пределах: 100% <(135-140%) <(150-155%) <(165-170%) > (150-155%) > (125-130%).

Вышеизложенное подтверждает возможность осуществления предполагаемого изобретения с ожидаемым техническим результатом.

Похожие патенты RU2099117C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ 2000
  • Хамин Е.Н.
RU2165278C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ СОПРЯЖЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ЦИКЛИЧЕСКИХ ВИДАХ СПОРТА 1998
  • Самсонова А.В.
  • Катранов А.Г.
  • Козлов И.М.
  • Муравьев В.П.
RU2136341C1
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ БРУСЬЯ ДЛЯ СИЛОВОЙ ТРЕНИРОВКИ 1992
  • Хайруллин И.Х.
  • Нелюбин В.В.
RU2036676C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ БОРЦОВ 1998
  • Нелюбин В.В.
  • Нелюбин В.А.
  • Хайруллин И.Х.
RU2140313C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ БОРЦОВ 1998
  • Иванюженков Б.В.
  • Нелюбин В.В.
  • Хайруллин И.Х.
RU2140312C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ГОЛЕНОСТОПНОГО АППАРАТА 2014
  • Салеев Эльдар Рафаэльевич
RU2585420C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ 1991
  • Евсеев С.П.
RU2007206C1
Способ тренировки и оценки эффективности отталкивания от опоры 2020
  • Биленко Александр Григорьевич
  • Иванова Галина Павловна
  • Лосин Борис Ефимович
RU2742733C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПРИ МАССОВЫХ ОБСЛЕДОВАНИЯХ 2006
  • Гаврилов Дмитрий Николаевич
RU2364324C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРЕКИСНОЙ РЕЗИСТЕНТНОСТИ ЭРИТРОЦИТОВ 1997
  • Михайлов С.С.
  • Романчук Л.А.
  • Фактор Э.А.
RU2134420C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 099 117 C1

Реферат патента 1997 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ДВИГАТЕЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Использование: в области физического воспитания, в частности при моторном тестировании. Сущность: координационную готовность к двигательному обучению определяют путем сравнения критериев координационных способностей с нормативными значениями высот прыжков. Высоту прыжков вычисляют по формуле h= gt2/8 (см), где g - ускорение свободного падения, t - время прыжка. Критерии координационных способностей выражают зависимостью: h1<h2<h3<h4>h5>h6. Нормативные значения высот прыжков устанавливают в следующих пределах: 100% <(135-140%) < (150-155%) < (165-170%) > (150-155%) > (125-130%). 6 табл.

Формула изобретения RU 2 099 117 C1

Способ определения координационной готовности к двигательному обучению, при котором вычисляют высоту прыжков, выполняемых из исходного положения полуприседа, толчком ногами с участием рук, и определяют координационную готовность путем сравнения критериев координационных способностей с нормативными значениями высот прыжков, отличающийся тем, что он включает фиксирование времени прыжков, при этом их высоту вычисляют по формуле
h qt2/8, см,
где q ускорение свободного падения;
t время прыжка,
критерии координационных способностей выражают зависимостью
h1 < h2 < h3 < h4 > h5 > h6,
а нормативные значения высот прыжков устанавливают в следующих пределах
100% < (135 140%) < (150 155%) < (165 170%) < (150 155%) < (125 130%)
причем первый прыжок выполняют из исходного положения, при котором спина прямая, а руки прижаты сцепленными кистями к пояснице, второй и третий прыжки выполняют из исходного положения, при котором туловище наклонено вперед, а голова зафиксирована вдоль него, при этом для второго прыжка руки прижаты сцепленными кистями к пояснице, а для третьего отведены назад, причем для обоих прыжков толчок выполняют с резким разгибанием туловища до вертикального положения и дополнительно махом руками снизу вверх до третьего прыжка, четвертый, пятый и шестой прыжки выполняют из исходного положения, при котором туловище наклонено вперед, голова свободно опущена, а руки отведены назад, при этом толчок выполняют аналогично третьему прыжку дополнительно с активным разгибанием в шейном отделе позвоночника, причем первые четыре прыжка выполняют при задержанном вдохе, пятый в сочетании с резким выдохом во время отталкивания, а шестой с вдохом во время отталкивания.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2099117C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Матвеева Л.П
Теория и практика физической культуры
- М.: Физкультура и спорт, 1991, с
Приспособление для открывания боковых откидных стенок вагонетки 1922
  • Гойхман Г.И.
SU543A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Планотов В.Н
Вайцеховский С.М
Тренировка пловцов высокого класса
- М
Физкультура и спорт, 1985, с
Рельсовый башмак 1921
  • Елютин Я.В.
SU166A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Волейбол
Учебник для инструментов физической культуры / Под ред
А.В.Ивоелова - Минск: Высшая школа, 1985, с
Прибор для периодического прерывания электрической цепи в случае ее перегрузки 1921
  • Котомин А.А.
  • Пашкевич П.М.
  • Пелуд А.М.
  • Шаповалов В.Г.
SU260A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
Легкая атлетика
Учебник для инструментов физической культуры
/ Под ред
Озолина Н.Г
и др
- М.: Физкультура и спорт, 1989, с
Электрический терморегулятор для термостатов 1924
  • Ривош С.О.
SU671A1
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
Лыжный спорт
Учебник для институтов и техникумов физической культуры / Под ред
Евстратова В.Д
и др
- М.: Физкультура и спорт, 1989, с
Прибор для определения при помощи радиосигналов местоположения движущегося предмета 1921
  • Петровский А.А.
SU319A1
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
Плавание
Учебник для педагогических факультетов институтов физической культуры / Под ред
Н.Ж
Булгаковой
- М.: Физкультура и спорт, 1984, с
ФОРМА ДЛЯ БРИКЕТОВ 1919
  • Федоров В.С.
SU286A1
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов 1921
  • Ланговой С.П.
  • Рейзнек А.Р.
SU7A1
Иванов В.В
Комплексный контроль подготовки спортсменов
- М.: Физкультура и спорт, 1987, с
Ножевой прибор к валичной кардочесальной машине 1923
  • Иенкин И.М.
SU256A1

RU 2 099 117 C1

Авторы

Кебкало В.И.

Шибалкина М.Г.

Хорольская И.Р.

Меньшуткина Т.Г.

Даты

1997-12-20Публикация

1995-12-26Подача