УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ВАЛА ТУРБОНАСОСНОГО АГРЕГАТА ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ Российский патент 2004 года по МПК F16C41/04 

Описание патента на изобретение RU2232928C2

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для предохранения подшипников качения роторов турбонасосных агрегатов при их транспортировке.

Известно устройство для закрепления вала турбонасосного агрегата при транспортировке, содержащее поджимной элемент, концевой узел уплотнения вала, включающий статорное кольцо из мягкого материала и кольцевые уплотняющие гребешки на роторе, установленном с зазором между статорным кольцом и вершинами гребешков (см. Авт. св. СССР №859702, F 16 С 41/04, 1981).

Недостатками известного устройства являются большие габариты и вес, низкая надежность работы. Для размещения стопорного устройства в нем нужны удлиненные концы валов за пределы статора. Для подсоединения приводных агрегатов фиксаторы в нем снимают, а в процессе подсоединения агрегатов ударные нагрузки на ротор могут повредить подшипники, что снижает надежность.

Технический результат, достигаемый изобретением, - повышение надежности работы, уменьшение габаритов и веса.

Технический результат достигается тем, что устройство для закрепления вала турбонасосного агрегата при транспортировке включает поджимной элемент, концевой узел уплотнения вала, включающий статорное кольцо из мягкого материала и кольцевые уплотняющие гребешки на роторе, установленном с зазором между статорным кольцом и вершинами гребешков, при этом торец поджимного элемента, закрепленного на валу, снабжен кольцевыми выступами треугольной формы в сечении с пазами на вершинах выступов, внедренными в тело кольцевого выступа статорного кольца, а торцы на периферии статорного кольца выполнены под углом к радиальному направлению, а само статорное кольцо зафиксировано от поворотов, например, радиальными штифтами, установленными в теле статора и статорного кольца.

Конструкция обеспечивает транспортирование и монтажные работы без отключения крепежного устройства, что исключает ударные нагрузки на подшипник, повышает ресурс и надежность работы. Конструкция крепежного устройства совмещена с конструкцией концевого уплотнения агрегата, что уменьшает габариты и вес агрегата.

На чертеже представлено устройство для закрепления вала турбонасосного агрегата при транспортировке, где на фиг.1 представлено устройство в продольном разрезе; на фиг.2 - вид А, вид на кольцевые выступы поджимного элемента с пазами на их вершинах.

Устройство для закрепления вала турбонасосного агрегата при транспортировке содержит поджимной элемент 1, концевой узел уплотнения вала, включающий статорное кольцо 2 из мягкого материала, например фторопласта, - 4 и кольцевых уплотняющих гребешков 3 на роторе. Между поверхностью 4 кольца 2 и гребешками 3 имеется зазор. Поджимной элемент 1 закреплен на валу 5, а его торец снабжен кольцевыми выступами 6, треугольными в сечении, внедренными в выступ 7 кольца 2. На вершинах выступов 6 выполнены пазы 8 с кромками 9. Торцы 10 кольца 2 выполнены под углом к радиальному направлению. Кольцо 2 зафиксировано от поворотов радиальными штифтами 11, установленными в тело статора 12 и статорного кольца 2. Поджимной элемент зафиксирован на валу 5 от осевых смещений резьбовым кольцом 13, а от окружных - шпонкой 14.

За счет врезания выступов 6 в выступ 7 кольца 2 и заполнения пазов 8 материалом кольца 2 обеспечивается осевая и окружная фиксация ротора при транспортировке турбонасосного агрегата.

Во время работы устройства в составе турбонасосного агрегата вращающиеся вместе с валом 5 ротора выступы 6 рамками 9 прорежут в выступе 7 кольца 2 кольцевые канавки и освободят ротор от окружной фиксации. Холодный перекачиваемый компонент (например, жидкий кислород) охладит кольцо 2 и оно, уменьшившись в диаметральных размерах, выберет зазор вокруг гребешков 3, обеспечивая герметизацию узлом концевого уплотнения. В это же время выступы 6 будут так же участвовать в работе герметизации аналогично гребешкам 3.

В конструкции устройства для закрепления вала использованы имеющиеся детали узла концевого уплотнения, а детали устройства для закрепления во время работы агрегата выполняют функции узла уплотнения дополнительно к элементам основного узла уплотнений.

Эти факторы обеспечивают достижение технического результата. Образцы устройства изготовлены, испытаны в составе турбонасосного агрегата, транспортирующего жидкий кислород.

Похожие патенты RU2232928C2

название год авторы номер документа
ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Кузнецов В.А.
  • Тункин А.И.
  • Колесников Ю.К.
RU2189475C2
МАНЖЕТНО-ЩЕЛЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ РОТОРА 2002
  • Мельник В.А.
RU2220345C2
ЛАБИРИНТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ДЛЯ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ 2005
  • Ивах Александр Федорович
  • Лисянский Александр Степанович
  • Горлицын Константин Витальевич
  • Юшка Михаил Павиласович
  • Ушинин Сергей Владимирович
RU2287063C1
НАДБАНДАЖНОЕ ЛАБИРИНТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ДЛЯ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ 2012
  • Лисянский Александр Степанович
  • Смыслов Анатолий Михайлович
  • Смыслов Алексей Анатольевич
  • Мингажев Аскар Джамилевич
RU2509896C1
УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЗА КОМПРЕССОРОМ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Иноземцев А.А.
  • Тункин А.И.
  • Кузнецов В.А.
  • Харин С.А.
RU2176741C2
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1994
  • Иванов Н.А.
  • Кузнецов В.А.
  • Черняев И.А.
  • Фадеев С.И.
RU2086792C1
ОПОРА ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ), КОРПУС ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КОРПУС РОЛИКОПОДШИПНИКА ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КАСКАД УПЛОТНЕНИЙ ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Орехов Дмитрий Владимирович
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2603386C1
Сальниковое уплотнение стержня (его варианты) 1984
  • Коротов Михаил Васильевич
SU1171624A1
ЛАБИРИНТНОЕ НАДБАНДАЖНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ДЛЯ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ 2008
  • Лисянский Александр Степанович
  • Юшка Михаил Павеласович
  • Ушинин Сергей Владимирович
  • Горлицын Константин Витальевич
RU2358118C1
ЗАКОМПРЕССОРНОЕ ЛАБИРИНТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Тункин А.И.
  • Кузнецов В.А.
RU2225522C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 232 928 C2

Реферат патента 2004 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ВАЛА ТУРБОНАСОСНОГО АГРЕГАТА ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для предохранения подшипников качения роторов турбонасосных агрегатов при транспортировке. Устройство содержит поджимной элемент, концевой узел уплотнения, включающий статорное кольцо из мягкого материала и кольцевые уплотняющие гребешки на роторе, установленном с зазором между статорным кольцом и вершинами гребешков. Новым в устройстве является то, что торец поджимного элемента, закрепленного на валу, снабжен кольцевыми выступами треугольной формы в сечении с пазами на вершинах выступов, внедренными в тело кольцевого выступа статорного кольца, при этом торцы на периферии статорного кольца выполнены под углом к радиальному направлению, а само статорное кольцо зафиксировано от поворотов, например, радиальными штифтами, установленными в теле статора и статорного кольца. Технический результат - повышение надежности работы, уменьшение габаритов и веса. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 232 928 C2

Устройство для закрепления вала турбонасосного агрегата при транспортировке, содержащее поджимной элемент, концевой узел уплотнения вала, включающий статорное кольцо из мягкого материала и кольцевые уплотняющие гребешки на роторе, установленном с зазором между статорным кольцом и вершинами гребешков, отличающееся тем, что торец поджимного элемента, закрепленного на валу, снабжен кольцевыми выступами треугольной формы в сечении с пазами на вершинах выступов, внедренными в тело кольцевого выступа статорного кольца, при этом торцы на периферии статорного кольца выполнены под углом к радиальному направлению, а само статорное кольцо зафиксировано от поворотов, например, радиальными штифтами, установленными в теле статора и статорного кольца.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2232928C2

ГИДРОПРИВОД ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЯ 1993
  • Шабанов Анатолий Иванович
RU2069629C1
DE 4104137 A1, 13.08.1992
Прокатная клеть 1983
  • Низамов Байслам Газизович
  • Хайбуллин Усман Гильметдинович
  • Поликарпов Анатолий Георгиевич
SU1094635A2

RU 2 232 928 C2

Авторы

Гриценко Е.А.

Анисимов В.С.

Коротов М.В.

Даты

2004-07-20Публикация

2000-08-07Подача