СПОСОБ СЕНСОРНО-МОТОРНОЙ СТИМУЛЯЦИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПРЕНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ (ВАРИАНТЫ) И АКУСТИЧЕСКИЙ СТИМУЛЯТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПРЕНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ Российский патент 2004 года по МПК A61M21/00 

Описание патента на изобретение RU2234949C2

Изобретение относится к музыкальной физиотерапии и может использоваться в различных оздоровительных центрах, предназначенных для работы с будущими матерями в период беременности.

В настоящее время считается, что целенаправленное развитие ребенка возможно только после его рождения и не известно ни одного способа стимулирования развития ребенка в пренатальном периоде, хотя разными исследователями получены подтверждения, что внешние условия: музыка, образ жизни матери, изменения временного режима в ее жизни и т.п., могут оказывать влияние на внутриутробное поведение ребенка.

Известен способ контроля развития ребенка в пренатальном периоде, в соответствии с которым в условиях специализированной клиники регистрируют с помощью многовекторных датчиков ускорения двигательную активность плода, анализируя изменения двигательной активности выявляют нарушения развития плода, в частности внутриутробную гипоксию плода, и при наличии нарушения развития определяют методы лечебного воздействия (см. патент Российской Федерации на изобретение №2043072, кл. А 61 В 5/103 от 10.09.1995). При нормальном протекании беременности никаких воздействий на плод не предполагается.

Наиболее близким к заявленному способу стимулирования развития ребенка в пренатальном периоде является способ, описанный в работе А.Е.Архангельского Вестник гипнологии и психотерапии, Санкт-Петербург, 1992, с.64, включающий предъявление беременной женщине и через нее плоду звукового сигнала в виде звуковых фрагментов гармонического и мелодического характера с отслеживанием реакции плода по интенсивности его движений. Известный способ позволяет осуществлять направленное психотерапевтическое успокаивающее воздействие на плод. Однако реакция плода на звуковой сигнал оценивается чисто субъективно (плод успокоился), что ограничивает возможности способа по развитию ребенка в пренатальном периоде.

Наиболее близким к заявленному стимулятору развития ребенка в пренатальном периоде является устройство, описанное в патенте Российской Федерации на изобретение №2043072, кл. А 61 В 5/103 от 10.09.1995. Известное устройство содержит датчики регистрации движения плода и частоты биения его сердца, представляющие собой многовекторные датчики ускорения, блок визуальной индикации (графического изображения) и блок управления с запоминающим устройством. Устройство позволяет контролировать развитие плода и своевременно выявить отклонения в его развитии, но не содержит никаких средств по взаимодействию с плодом при нормальном протекании беременности.

Задачей настоящего изобретения является разработка способа развития ребенка в пренатальном периоде при нормальном протекании беременности, использующего сенсорно-моторную стимуляцию его двигательной активности, и акустического стимулятора развития ребенка в пренатальном периоде, обеспечивающих передачу ему в "диалоговом" режиме информации об основных временных факторах внешней среды, определяющих ритм его жизни после рождения, и стимулирующих его повышенную активность в дневное время и пониженную активность в ночное время с учетом реакции плода на воздействие различных звуковых сигналов. Другой задачей изобретения является разработка способа сенсорно-моторной стимуляции развития ребенка в пренатальном периоде, обеспечивающего уменьшение стрессового воздействия на него в пренатальном периоде и при рождении (при переходе от пренатального к постнатальному существованию). Еще одной задачей изобретения является разработка способа сенсорно-моторной стимуляции пренатального развития ребенка и акустического стимулятора пренатального развития ребенка, обеспечивающих ему информацию об освещении, как основном факторе, отличающем день и ночь. Дополнительной задачей изобретения является пренатальное стимулирование развития слуховых рецепторов ребенка. Еще одной задачей изобретения является пренатальное стимулирование слуховых и зрительных рецепторов ребенка.

Поставленные задачи достигаются тем, что в способе сенсорно-моторной стимуляции развития ребенка в пренатальном периоде, включающем предъявление беременной женщине и через нее плоду звукового сигнала в виде звуковых фрагментов гармонического и мелодического характера с отслеживанием реакции плода по изменению интенсивности его движений, согласно изобретению дополнительно регистрируют частоту сердечных сокращений сердца (ЧСС) плода; в ответ на движение плода, через стенку брюшной полости матери, подают звуковой сигнал длительностью от 1 с до 10 мин; при увеличении ЧСС плода выше критического значения звуковой сигнал убирают; при этом в течение первых пяти недель звуковой сигнал плоду предъявляют при каждом выявлении движения плода, затем в течение последующих 4-10 недель при подаче звукового сигнала изменяют частоту звуковых колебаний и регистрируют реакцию плода, формируют стимулирующие звуковые сигналы, увеличивающие, нормализующие и уменьшающие ЧСС плода, в последующие 8-14 недель, проводят диалоговые сеансы подачи стимулирующих звуковых сигналов плоду и формируют у плода периоды пассивного и активного поведения.

При этом звуковой сигнал убирают при увеличении ЧСС плода выше 200-240 ударов в минуту.

Кроме того, дополнительно измеряют ЧСС матери, сравнивают ее с ЧСС плода и звуковой сигнал убирают, если ЧСС плода в 2-2,5 раза превышает ЧСС матери.

При этом регистрацию движений плода и подачу в брюшную полость звуковых сигналов начинают на 12-14-й неделях беременности после фиксации матерью первого движения плода.

Кроме того, подачу плоду в брюшную полость звуковых сигналов с изменением частоты звуковых колебаний и формирование стимулирующих звуковых сигналов проводят в пределах 18-28-й недель беременности.

При этом при формировании стимулирующих звуковых сигналов составляют музыкальные звукоряды и композиции, используя в них фрагменты классической, народной и современной музыки.

Кроме того, для регистрации движений плода фиксируют деформацию стенки брюшной полости, вызванную движениями плода, и при выявлении указанной деформации стенки брюшной полости подают плоду звуковой сигнал.

При этом на 12-28-й неделях беременности звуковой сигнал подают плоду, пока не исчезнет деформация стенки брюшной полости, при любой фиксации деформации стенки брюшной полости, а в последующие недели беременности подачу стимулирующего звукового сигнала при фиксации деформации стенки брюшной полости проводят в диалоговом режиме.

Кроме того, первые звуковые сигналы формируют из гармонических звуковых колебаний с громкостью до 60 Дб и в течение 1-5 недель увеличивают громкость звукового сигнала до 70-80 Дб с переходом в последующие недели к музыкальному звукоряду.

При этом первые звуковые сигналы формируют с использованием низких частот гармонических звуковых колебаний, соответствующих ноте “до” большой октавы, а в дальнейшем изменяют частоту звуковых колебаний с переходом к колебаниям, соответствующим следующим более высоким нотам, с контролем реакции плода по изменению ЧСС его сердца.

Кроме того, стенку брюшной полости разделяют по высоте на отдельные зоны, задают для каждой зоны собственную частоту гармонических звуковых колебаний в стимулирующем звуковом сигнале с увеличением ее по высоте брюшной стенки, а при проведении диалогового сеанса регистрируют зону деформации стенки при движении плода и подают плоду стимулирующий звуковой сигнал с частотой гармонических звуковых колебаний, соответствующей деформируемой зоне.

Кроме того, стенку брюшной полости разделяют по высоте на семь зон, в качестве стимулирующих звуковых сигналов для каждой зоны используют одну из нот октавы, при этом при деформации нижней зоны стенки брюшной полости подают стимулирующий звуковой сигнал, соответствующий ноте “до”, а верхней - “си”.

При этом регистрируют величину прогиба стенки брюшной полости при ее деформации и увеличивают громкость звукового сигнала при увеличении прогиба стенки брюшной полости.

Кроме того, суммируют количество движений плода в течение суток и при активности плода, превышающей 12 движений за один сеанс или 120 движений в сутки, громкость звукового сигнала устанавливают ниже 50 Дб.

По второму варианту способа сенсорно-моторной стимуляции развития ребенка в пренатальном периоде, включающего предъявление беременной женщине и через нее плоду звукового сигнала в виде звуковых фрагментов гармонического и мелодического характера с отслеживанием реакции плода по изменению интенсивности его движений, согласно изобретению дополнительно регистрируют частоту сердечных сокращений сердца (ЧСС) плода; в ответ на движение плода, через стенку брюшной полости матери, подают звуковой сигнал длительностью от 1 с до 10 мин; при увеличении ЧСС плода выше критического значения звуковой сигнал убирают; при этом в течение первых пяти недель звуковой сигнал плоду предъявляют при каждом выявлении движения плода, затем в течение последующих 4-10 недель при подаче звукового сигнала изменяют частоту звуковых колебаний и регистрируют реакцию плода, формируют стимулирующие звуковые сигналы, увеличивающие, нормализующие и уменьшающие ЧСС плода, в последующие 8-14 недель проводят диалоговые сеансы подачи стимулирующих звуковых сигналов плоду и формируют у плода периоды пассивного и активного поведения, при этом в диалоговых сеансах, поощряющих активное поведение, дополнительно облучают стенку брюшной полости рассеянным светом.

Кроме того, дополнительно измеряют ЧСС матери, сравнивают ее с ЧСС плода и звуковой сигнал и облучение стенки брюшной полости рассеянным солнечным светом убирают, если ЧСС плода в 2-2,5 раза превышает ЧСС матери.

Применительно к устройству поставленные задачи достигаются тем, что в акустическом стимуляторе развития ребенка в пренатальном периоде, содержащем датчики регистрации движения плода и частоты биения его сердца, систему визуальной индикации, подключенные к электронному блоку управления с запоминающим устройством, согласно изобретению дополнительно к входу электронного блока управления подключен датчиком частоты биения сердца матери, а к выходу, через формирователь колебаний и регулятор громкости, - генераторы звукового сигнала и, через блок регулирования яркости, - источники светового излучения.

Кроме того, в акустическом стимуляторе электронный блок управления снабжен клавишей внешнего запуска.

В основу изобретения положены активное поведение плода во втором и третьем триместрах беременности и способность плода воспринимать внешний звуковой фон за счет проводимости акустических вибраций плотной тканью и особенно костной тканью. Как показали исследования автора, реакция плода на звуковое воздействие выражается в изменении ЧСС плода, при этом изменение ЧСС плода зависит от характера звукового сигнала: уменьшение и нормализация ЧСС плода, если звуковой сигнал оказывает успокаивающее влияние, повышение ЧСС плода, если звуковой сигнал оказывает возбуждающее влияние. Это дает возможность объективно с использованием аппаратных средств отслеживать реакцию плода на внешнее воздействие, а также с помощью внешнего звукового сигнала переводить плод в состояние повышенной или пониженной активности, вызывая внешним звуковым сигналом в виде звуковых фрагментов гармонического и мелодического характера соответствующие изменения ЧСС плода. Исследования также показали, что знание закономерностей реакции плода на звуковой сигнал дает возможность организовать своеобразную “диалоговую” связь с плодом. Под диалоговой связью понимается подача соответствующего звукового сигнала (музыкального фрагмента) в ответ на движение плода с контролем реакции плода по ЧСС плода. Связь осуществляется в режиме - движение плода с деформацией брюшной стенки, прилегающей к одной из ячеек бандажа, регистрация движения плода и получение плодом в ответ на движение звучания соответствующего музыкального фрагмента. В другом варианте “диалоговой” связи провоцируют движения плода подачей ему звукового сигнала с контролем его реакции по изменению ЧСС плода. Регистрация движения плода и подача плоду в брюшную полость звукового сигнала длительностью от 1 с до 10 мин в ответ на его движения дает возможность плоду почувствовать, что его движения вызывают ответное воздействие с новым для него “ощущением” и привыкнуть к этому "ощущению". Длительность сигнала от 1 с до 10 мин достаточна для ответа, как на кратковременные толчки, так и на более длительный контакт, обеспечивает эффективное восприятие плодом звукового сигнала без его переутомления и не приводит к “наркотическому привыканию” к звуковому фону. Регистрация одновременно с подачей плоду звукового сигнала ЧСС плода и сравнение в течение всего сеанса текущей ЧСС плода с ее начальным значением обеспечивает контроль за реакцией плода на звуковой сигнал и дает возможность прекратить подачу звукового сигнала, если воздействие звуковым сигналом вызывает у плода дискомфортное состояние, способное перейти в стрессовое состояние, что отражается в увеличении ЧСС плода выше критического значения. Подача в течение первых пяти недель звукового сигнала при каждом движении плода независимо от времени суток закрепляет у плода привычку вызывать звук своим движением, что дает возможность в течение последующих четырех - десяти недель собрать банк данных о реакции плода на повышение и уменьшение частоты звуковых колебаний во время сеанса и от сеанса к сеансу, используя при определении реакции плода в качестве критерия ЧСС плода, и сформировать на основе накопленных данных звуковые сигналы, стимулирующие увеличение, нормализацию или уменьшение ЧСС плода. Опираясь на имеющиеся в банке данных стимулирующие звуковые сигналы, в последние восемь - четырнадцать недель беременности проводят "диалоговые" сеансы подачи стимулирующих звуковых сигналов, вызывающих уменьшение или повышение ЧСС плода, и формируют у плода периоды пассивного и активного поведения, совпадающие с ритмом жизни после рождения, поощряя активное поведение плода в дневное время суток и периоды, совпадающие с предполагаемым временем кормления ребенка после его рождения, и пассивное его поведение в ночное время суток между предполагаемыми кормлениями, что дает возможность “ознакомить” плод с наиболее существенными внешними факторами - суточным жизненным циклом, которые будут определять жизненный ежедневный цикл ребенка после рождения и снизить стрессовое воздействие на ребенка, связанное с его переходом от пренатального к постнатальному состоянию. Подача плоду звуковых сигналов, особенно мелодических звуковых сигналов, способствует также ускоренному развитию слуховых рецепторов плода.

Выбор в качестве критического параметра увеличение ЧСС плода выше 200-240 ударов в минуту дает заблаговременную информацию о приближении стрессового состояния плода, что обеспечивает исключение возникновения у него стрессового состояния.

Дополнительное измерение ЧСС матери и сравнение ее с ЧСС плода дает еще один контрольный параметр при подаче в брюшную полость звукового сигнала, а прекращение звукового сигнала, если ЧСС плода в 2-2,5 раза превышает ЧСС матери, позволит избежать возникновения стрессового состояния плода, когда плод и мать по-разному воспринимают звуковой сигнал.

Начало регистрации движений плода и подача плоду в брюшную полость звукового сигнала на 12-14-й неделях беременности после фиксации матерью первого движения плода является оптимальным сроком для инициации акустической сенсорно-моторной стимуляции повышения активности плода, так как с этого периода начинается развитие двигательной активности плода.

К 18-й неделе беременности плод привыкает к сопровождению его движений звуковыми сигналами, факт наличия в брюшной полости во время его движений звукового фона не является для него неожиданным и можно начинать в течение следующих десяти недель (в пределах 18-28-й недель беременности) подавать звуковой сигнал с изменением частоты звуковых колебаний и формировать звуковые сигналы, стимулирующие увеличение, нормализацию или уменьшение ЧСС плода.

Формирование стимулирующих звуковых сигналов в виде музыкальных звукорядов и композиций с использованием в них фрагментов классической, народной и современной музыки позволяет использовать позитивное влияние музыки и подобрать оптимальные музыкальные фрагменты, что особенно важно при диалоговых сеансах подачи стимулирующих звуковых сигналов.

Фиксация деформации стенки брюшной полости, вызванной движениями плода, позволяет регистрировать движения плода не только в специальных оздоровительных центрах и в клиниках, но и в домашних условиях, что позволяет целенаправленно воздействовать на пренатальное развитие ребенка, не прибегая к услугам специализированных центров, обучив будущую мать выполнению необходимых процедур.

Подача плоду на 12-28-й неделях беременности звукового сигнала, пока не исчезнет деформация стенки брюшной полости, при любой фиксации указанной деформации стенки брюшной полости обеспечивает привыкание плода к звуковому сигналу, как к стимулу активного поведения, что способствует в последующие недели беременности подачу плоду стимулирующего звукового сигнала в диалоговом режиме, чтобы передать ему дополнительную информацию об основных факторах внешней среды.

Предлагаемый порядок изменения характера звуковых сигналов обеспечивает постепенное привыкание плода к звукам, сопутствующим его движениям, и накопление в банке данных достоверной информации о реакции плода на то или иное звуковое воздействие.

Формирование звуковых сигналов, начиная с низких частот гармонических колебаний, соответствующих ноте “до” большой октавы, и последующее повышение частоты гармонических колебаний с переходом к гармоническим колебаниям, соответствующим следующим более высоким нотам, с контролем реакции плода по изменению ЧСС плода позволяет охватить весь диапазон звуковых колебаний, которые может воспринимать плод.

Разделение стенки брюшной полости по высоте на отдельные зоны с заданием для каждой зоны собственной частоты гармонических колебаний в стимулирующем звуковом сигнале с увеличением ее по высоте брюшной стенки, а также регистрация при проведении диалогового сеанса зоны деформации стенки при движении плода и подача плоду стимулирующего звукового сигнала с частотой гармонических колебаний, соответствующей деформируемой зоне, дает возможность стимулировать определенные движения плода.

Разделение стенки брюшной полости по высоте на семь зон с использованием в качестве стимулирующих звуковых сигналов для каждой зоны одной из нот октавы и подача при деформации нижней зоны стенки брюшной полости стимулирующего звукового сигнала, соответствующего ноте “до”, а верхней - “си”, обеспечивает лучшие возможности пренатального развития слуховых рецепторов с дифференциацией звуков по высоте.

Регистрация величины прогиба стенки брюшной полости при ее деформации и увеличение громкости звукового сигнала при увеличении прогиба стенки брюшной полости дают еще один канал связи с плодом для стимуляции повышенной двигательной активности плода.

Суммирование количества движений плода во время одного сеанса и в течение суток и снижение громкости звукового сигнала ниже 50 Дб при активности плода, превышающей 12 движений за один сеанс или 120 движений в сутки, исключает возможность “привыкания” плода к воздействию звукового сигнала.

Второй вариант реализации способа сенсорно-моторной стимуляции развития ребенка в пренатальном периоде разработан применительно к более поздним срокам беременности с ускоренным формированием банка данных. Подача звукового сигнала как ответ на движения плода дает возможность плоду почувствовать, что его движения вызывают ответное воздействие с новым для него "ощущением", а длительность звукового сигнала от 1 с до 10 мин достаточна, чтобы привыкнуть к новому "ощущению" без переутомления и не приводит к "наркотическому привыканию" к звуковому фону. Регистрация ЧСС плода дает возможность объективно с использованием аппаратных средств отслеживать реакцию плода на звуковой сигнал, а сравнение текущей ЧСС плода с ее начальным значением обеспечивает контроль за реакцией плода и дает возможность прекратить подачу звукового сигнала, если воздействие звуковым сигналом вызывает у плода дискомфортное состояние, характеризующееся быстрым увеличением ЧСС плода с превышением критического значения (200-240 ударов в минуту). Подача в течение первых пяти недель звукового сигнала при каждом движении плода независимо от времени суток закрепляет у плода привычку вызывать звук своим движением, что дает возможность в течение последующих четырех - десяти недель собрать банк данных о реакции плода на повышение и уменьшение частоты звуковых колебаний во время сеанса и от сеанса к сеансу, используя при определении реакции плода в качестве критерия ЧСС плода, и сформировать на основе накопленных данных звуковые сигналы, стимулирующие увеличение, нормализацию или уменьшение ЧСС плода. Опираясь на имеющиеся в банке данных стимулирующие звуковые сигналы, в последние восемь - четырнадцать недель беременности проводят "диалоговые" сеансы подачи стимулирующих звуковых сигналов, вызывающих уменьшение или повышение ЧСС плода, и формируют у плода периоды пассивного и активного поведения, совпадающие с ритмом жизни после рождения, поощряя активное поведение плода в дневное время суток и периоды, совпадающие с предполагаемым временем кормления ребенка после его рождения, и пассивное его поведение в ночное время суток между предполагаемыми кормлениями, что дает возможность “ознакомить” плод с наиболее существенными внешними факторами - суточным жизненным циклом, которые будут определять жизненный ежедневный цикл ребенка после рождения, и снизить стрессовое воздействие на ребенка, связанное с его переходом от пренатального к постнатальному состоянию. Подача плоду звуковых сигналов, особенно мелодических звуковых сигналов, способствует также ускоренному развитию слуховых рецепторов плода. Дополнительное облучение брюшной полости рассеянным светом передает плоду информацию о чередовании дня и ночи и стимулирует развитие зрительных рецепторов. Одновременная подача звукового сигнала, поощряющего активное поведение плода, и света способствует появлению у плода ассоциации присутствия света в период его активного поведения, что соответствует дневному времени суток, и плод быстрее перейдет к нормальному ритму жизни в постнатальный период. Наилучший результат достигается при облучении рассеянным солнечным светом или искусственным освещением, имитирующим рассеянный солнечный свет.

Как и в первом примере реализации, дополнительное измерение ЧСС матери и сравнение ее с ЧСС плода дает еще один контрольный параметр при подаче в брюшную полость звукового сигнала, а прекращение звукового сигнала, если ЧСС плода в 2-2,5 раза превышает ЧСС матери, позволит избежать возникновения стрессового состояния плода, когда плод и мать по разному воспринимают звуковой сигнал и свет.

Наличие в акустическом стимуляторе развития ребенка в пренатальном периоде датчика регистрации движения плода дает возможность выявить периоды активного поведения плода, во время которых, используя генератор звукового сигнала, можно передавать плоду в диалоговом режиме информацию о суточном ритме жизни с контролем реакции плода по изменению его ЧСС, регистрируемой датчиком частоты биения сердца плода. Реакция плода на звуковые сигналы определяется по изменению ЧСС плода. Наличие электронного блока управления с системой визуальной индикации и подключение к блоку управления генераторов звукового сигнала, датчиков регистрации движения плода, частоты биения его сердца и частоты биения сердца матери дает возможность полностью контролировать состояние плода и матери во время сеанса, в том числе визуально, накапливать данные по реакции плода на те или иные звуковые колебания, записывая реакцию плода и звуковые колебания в запоминающем устройстве, и отслеживать работу акустического стимулятора, прекращая при необходимости подачу звукового сигнала. Подключение генераторов звукового сигнала к блоку управления через формирователь колебаний и регулятор громкости дает возможность выбирать характер звукового сигнала и устанавливать его громкость. Кроме того, появляется возможность устанавливать уровни громкости в зависимости от расположения генератора звукового сигнала относительно брюшной полости и плода. Оснащение акустического стимулятора источниками светового излучения, подключенными через блок регулирования яркости к выходу электронного блока управления, расширяет возможности акустического стимулятора, обеспечивая закрепление у плода ассоциации активного периода с наличием света.

Оснащение акустического стимулятора клавишей внешнего запуска, подключенной к входу электронного блока управления, расширяет возможности сенсорно-моторной стимуляции плода, провоцируя его на активную деятельность, проигрывая для него наиболее полюбившиеся ему звуковые фрагменты с увеличением длительности звучания фрагмента до 10 мин, а также дает возможность вести “диалог” с плодом не только матери, но и другим людям, например отцу ребенка.

Технический результат от использования изобретения связан в основном со стимулированием повышенной активности плода беременной женщины в дневное время, что позволяет сформировать в пренатальный период цикл сон - бодрствование.

На фиг.1 и 2 изображены блок-схемы двух вариантов исполнения предлагаемого акустического стимулятора, реализующих заявленный способ сенсорно-моторной стимуляции развития ребенка в пренатальном периоде.

Акустический стимулятор содержит датчик 1 регистрации движения плода и датчик 2 частоты биения плода. Для регистрации движения плода могут использоваться различные плоские датчики измерения деформации: резистивные, емкостные, индуктивные, что позволит измерять величину деформации передней брюшной стенки при движении плода. Звуковой сигнал для плода создается генератором 3 звукового сигнала, подключенным через регулятор 4 громкости к блоку управления, в состав которого входит блок 5 формирования (генерирования) гармонических и полигармонических колебаний, микропроцессор 6 и внешнее постоянное запоминающее устройство 7. В качестве генератора 3 звукового сигнала можно использовать динамики, наушники, плоские громкоговорители и другие звуковоспроизводящие устройства. В качестве блока 5 формирования (генерирования) гармонических и полигармонических колебаний могут использоваться различные записывающие и воспроизводящие устройства: магнитные головки и ленты катушечных и кассетных магнитофонов, дисководы, и оптические диски плееров и акустических систем, и прочие проигрыватели, а также генераторы электрических колебаний. Акустический стимулятор оснащен также блоком визуальной индикации - индикатор 8. Дополнительно акустический стимулятор оснащен также датчиком 9 регистрации частоты биения сердца матери и клавишей 10 внешнего запуска. Датчики 1, 2, 9 и клавиша 10 подключены к входам микропроцессора 6. К выходам микропроцессора 6 - формирователь 5, постоянное запоминающее устройство 7 и индикатор 8. Дополнительно акустический стимулятор оснащен источником 11 светового излучения, подключенным к выходу-микропроцессора 6 через блок 12 регулирования яркости. В данном исполнении акустический стимулятор можно использовать для индивидуального применения в домашних условиях. Датчики регистрации движения плода, частоты биения сердца плода и сердца матери можно разместить на одежде матери или на специальном бандаже. Микропроцессор, индикатор и источник питания размещают во внешнем блоке с выносным пультом, что делает удобным работу с акустическим стимулятором.

Во втором варианте исполнения акустический стимулятор содержит дополнительные датчики 13 регистрации движения плода, подключенные к входу электронного блока управления параллельно датчику 1, а также дополнительные генераторы 14 звукового сигнала, подключенные к блоку 5 формирования (генерирования) гармонических и полигармонических сигналов. Для регистрации движения плода могут использоваться различные плоские датчики измерения деформации: резистивные, емкостные, индуктивные, что позволит измерять величину деформации передней брюшной стенки при движении плода. В качестве электронного блока управления целесообразно использовать малые ЭВМ 15, типа “Note-book”, имеющие командный электронный - блок 16, плоский монитор - экран 17 и запоминающее устройство - блок 18 памяти. Датчики 1 и 13 регистрации движения плода и 2 частоты биения сердца плода размещают на одежде матери или специальном бандаже, охватывающем переднюю стенку брюшной полости. Датчики 1 и 13 регистрации движения плода и генераторы 3 и 14 звукового сигнала могут быть скомпонованы попарно в ячейки, при этом в ячейке генератор звукового сигнала приводится в действие датчиком регистрации движения плода в этой ячейке. Возможно использование двух генераторов звукового сигнала. Наличие ЭВМ существенно расширяет возможности акустического стимулятора, превращая его в универсальный прибор, которым могут пользоваться несколько потребителей, формируя в ЭВМ собственную программу сеансов и базу данных. Такая система целесообразна для оздоровительных центров, но может использоваться и индивидуально.

Акустический стимулятор работает следующим образом.

Один или несколько контактных датчиков 1 регистрации движения плода и генераторы 3 звукового сигнала (наушники) закреплены на стенке брюшной полости беременной женщины любым приемлемым способом (пояс, лента, бандаж и т.п.). Движение плода регистрируется датчиком 1. Сигнал с датчика 1 поступает в микропроцессор 6, который выдает команду на включение блока 5, например кассетного магнитофона. В блоке 5 установлена пленка или диск с записью гармонических звуковых сигналов - одной или нескольких нот, или фрагментов музыкальных произведений. По сигналу от микропроцессора включается проигрывание записанного фрагмента и сигнал с блока 5 поступает на генератор 3 звукового сигнала. Звуковой сигнал подается в брюшную полость через ее стенку. Приемлемая громкость звукового сигнала подбирается с помощью регулятора 4. При нормальном развитии беременности плод “слышит” звуковой сигнал. Реакция плода на звуковой сигнал определяется по изменению ЧСС плода, которая регистрируется датчиком 2. В микропроцессоре замеренная ЧСС плода сравнивается с контрольным значением (200-240 ударов в минуту) или записывается для последующего анализа реакции плода на поступивший звуковой сигнал. Для получения дополнительной контрольной информации датчиком 9 измеряется ЧСС матери. Сигналы с датчиков 2 и 9 частоты биения сердец матери и плода сравниваются в микропроцессоре 6 и при возникновении критической ситуации микропроцессор выключает блок 5 формирования (генерирования) электрических колебаний и прекращает подачу звукового сигнала через стенку брюшной полости. При формировании банка данных о реакции плода на звуковые сигналы отбирают фрагменты музыкальных произведений, звучание которых оказывает на плод успокаивающее или возбуждающее воздействие, и запоминают эти фрагменты. Хранить отобранные фрагменты можно или во внешнем постоянном запоминающем устройстве 7, или в памяти ЭВМ. Отобранные фрагменты музыкальных произведений используют при проведении “диалоговых” сеансов подачи плоду стимулирующих или успокаивающих звуковых сигналов в дневное или ночное время суток. На последних неделях беременности брюшную полость одновременно с подачей звуковых сигналов, стимулирующих активное поведение плода в брюшную полость, по команде от микропроцессора 6 можно облучать рассеянным светом от источников 11 (электрические лампы накаливания мощностью 100-150 Вт) с контролем реакции плода по изменению его ЧСС.

Включение акустического стимулятора и подачу плоду звукового сигнала можно осуществить клавишей 10 внешнего запуска. Реакция плода на звуковой сигнал отслеживается аналогично описанному выше.

Способ сенсорно-моторной стимуляции пренатального развития ребенка реализуется следующим образом.

Использовался акустический стимулятор, в котором датчики регистрации движения плода (клавиши, регистрирующие появление деформации передней брюшной стенки) закреплялись на бандаже, охватывающем переднюю брюшную стенку. На бандаже закреплялся также датчик 2 регистрации частоты биения сердца плода. Датчик 9 регистрации частоты биения сердца матери закреплялся на запястье руки, но возможно крепление этого датчика в любом другом удобном месте, в том числе на бандаже. Для контроля работы акустического стимулятора использовался выносной электронный блок управления с микропроцессором и жидкокристаллическим индикатором и клавиша 9 внешнего запуска. В качестве формирователя электрических колебаний использовался магнитофон. Генераторы звукового сигнала (динамики) подключались к внешним выводам магнитофона.

Сенсорно-моторная стимуляция пренатального развития ребенка началась на 14-й неделе беременности. Регистрация движения плода и подача ему звукового сигнала производились по два сеанса в день с 12.00 до 13.00 и с 19.00 до 20.00. Звуковой сигнал представлял собой гармонические колебания с частотой, соответствующей нотам первой октавы с громкостью 55-60 Дб. При появлении первого звукового сигнала плод затих и повторное движение наблюдалось через 20 мин. В первые два дня в каждом сеансе отмечалось по два движения плода при длительности сигнала 5-20 с. В последующие дни в каждом сеансе отмечалось по 3-5 движений плода с длительностью контакта и звукового сигнала от 25 с до 2 мин. Частота сердцебиения плода изменялась от 180-190 ударов в минуту на первых сеансах до 150-170 ударов в минуту в конце недели, что показывает, что к концу первой недели плод перестал воспринимать звуковой сигнал как чрезвычайное событие. Движения плода во время сеанса представляли в основном отдельные резкие толчки - несколько толчков подряд.

С 15-й по 18-ю недели беременности акустический стимулятор был включен круглосуточно и снимался только при принятии водных процедур. Сеансы проводились в ответ на активные движения плода. Наибольшая активность наблюдалась в утренние часы с длительностью сеанса до 40 минут при длительности звукового контакта от 30 с до 2,5 мин. Движения плода представляли собой произвольное чередование длительного контакта (до 1,5 мин) и серий толчков (до 8-10 толчков подряд). Повышение громкости звукового сигнала до 80 ДБ привело к быстрому увеличению ЧСС плода и при достижении 220 ударов в минуту звуковой сигнал был снят. У плода отмечались резкие движения, что свидетельствовало о его дискомфортном состоянии. После снятия звукового сигнала ЧСС плода постепенно снижалась и через 6 минут составляла 165 ударов в минуту. В последующих сеансах громкость звукового сигнала не превышала 75 Дб.

В течение 18-23-й недель беременности при длительности звукового контакта выше 30 с начинали изменять частоту гармонических звуковых колебаний, последовательно проигрывая музыкальные октавы от ноты “до” большой октавы до ноты “до” четвертой октавы. При звуковом сигнале, соответствующем нотам большой, малой и первой октав и громкости 60-65 Дб, ЧСС плода увеличивалась с 135 до 145 ударов в минуту, соответствуя состоянию умеренной активности плода. При звуковом сигнале, соответствующем нотам второй и третьей октав и той же громкости, ЧСС плода увеличилась до 150-165 ударов в минуту, указывая на повышенную активность плода. Используя накопленные данные, на 24-28-й неделях беременности в брюшную полость начали подавать фрагменты музыкальных произведений классической музыки (Люлли, Моцарт, Бетховен, Чайковский, Шопен, Прокофьев) и рок-музыки с длительностью звучания до 3-х мин. При проигрывании музыкальных фрагментов регистрировали ЧСС плода и матери. При проигрывании рок-музыки ЧСС матери повысилась до 85-90 ударов в минуту. ЧСС плода быстро повышалась и через одну минуту составила 190 ударов в минуту, что в 2,15 превысило ЧСС матери. У плода отмечались резкие движения, аналогичные поведению плода при громкости звукового сигнала 80 Дб, что свидетельствовало о его дискомфортном состоянии. В дальнейшем рок-музыка была исключена. Анализируя изменение ЧСС плода, отобрали музыкальные фрагменты (Моцарт, Чайковский, Прокофьев, Шопен), стимулирующие нормализацию, уменьшение и повышение ЧСС плода для диалогового режима подачи звукового сигнала. На 28-й неделе беременности в утренних сеансах, нажимая клавишу внешнего запуска магнитофона, инициировали активное поведение плода, проигрывая ему фрагменты музыки Прокофьева.

Начиная с 29-й недели для подачи звуковых сигналов в утренние сеансы с 10,00 до 11,00 и в вечерние сеансы с 17,00 до 18,00 использовали отобранные фрагменты музыкальных произведений. В остальных сеансах для подачи звуковых сигналов использовались в основном гармонические сигналы (ноты), высота которых определялась местом контакта. Используя клавишу внешнего запуска магнитофона, начиная с 32-й недели беременности, провоцировали активное поведение плода в периоды, совпадающие с предполагаемым временем кормления ребенка после рождения, а именно в 7,00; 10,00; 13,00; 16,00; 19,00 и 22,00. Через две недели плод начал самостоятельно проявлять активность в указанные периоды и в последующие недели, вплоть до рождения, продолжалась стимуляция активности плода в указанное время. Начиная с 32-й недели беременности при проявлении активности плода в ночное время суток в ответ на движение плода подавали звуковой сигнал, стимулирующий уменьшение ЧСС плода. Одновременно понижали громкость звукового сигнала. Через четыре недели активность плода в ночное время суток снизилась с 20 движений до 3-5 движений в течение ночи. Движения плода в основном совпадали с повышением активности матери.

Начиная с 36-й недели беременности в утренние сеансы, сразу после пробуждения, брюшную полость облучали рассеянным солнечным светом, отраженным от стен и потолка, или двумя лампами накаливания мощностью по 100 Вт. Настороженная реакция плода (прекращение движения на 15-25 мин) наблюдалась в первые четыре дня. В дальнейшем активность плода восстановилась. Отсутствие светового облучения в утренних сеансах вызывало негативную реакцию плода.

Роды протекали без осложнений. Плод родился с оценкой в 10 баллов по шкале Апгар. Сразу после рождения плод был спокоен. После рождения ребенку давали прослушивать те же музыкальные фрагменты, которые звучали в диалоговых сеансах. Биоритм сна и бодрствования, связанный с кормлением ребенка, соответствовал биоритму, заложенному с помощью сенсорно моторной стимуляции с использованием акустического стимулятора.

В Российском научном центре восстановительной медицины и курортологии МЗ РФ и сотрудничающих с ним оздоровительных центрах при женских консультациях из беременных женщин, находящихся на разных стадиях беременности (3-7 месяцы), были сформированы несколько экспериментальных групп здоровья, в которых проводилась акустическая стимуляция развития ребенка в пренатальном периоде с использованием опытного образца акустического стимулятора. Состояние здоровья женщин контролировалось специалистами центра. Специалисты центра отслеживали развитие детей после рождения. Сопоставительные данные развития детей на первом году жизни по сравнению с остальными детьми приведены в таблице.

Как видно из таблицы, дети, матери которых в период беременности пользовались акустическим стимулятором, быстрее переходили на нормальный суточный ритм жизни и уже через 2,5 месяца дети в экспериментальной группе полностью перешли на устойчивый суточный ритм жизни с четким разделением сна и бодрствования в течение дня и ночи. Эти данные подтверждают, что новорожденные еще в пренатальный период получили “информацию” о суточном ритме жизни и были “натренированы” на соблюдение этого ритма. У детей в экспериментальной группе быстрее исчезли врожденные транзиторные безусловные рефлексы и раньше начали проявляться верхний и нижний рефлексы Ландау, что свидетельствует об их лучшей моторной подготовленности и является подтверждением возможности сенсорно-моторной стимуляции развития ребенка в пренатальном периоде по заявленному способу. В целом в постнатальный период дети экспериментальной группы, по крайней мере, на 2 недели опережают в своем развитии детей контрольной группы.

Дети в экспериментальной группе раньше реагируют на звук и 87% из них всегда реагируют на звук к концу первого месяца жизни (в контрольной группе 65%), что свидетельствует о стимуляции их слуховых рецепторов в пренатальный период. Последующие наблюдения показали, что дети в экспериментальной группе лучше различают звуковые переходы.

Интегральными показателями, характеризующими более высокую степень развития детей в экспериментальной группе и их более высокую подготовленность к условиям жизни после рождения, являются высокие оценки состояния новорожденных в баллах по шкале Апгар и особенно данные о здоровье детей экспериментальной группы на первом году жизни. 80% детей в экспериментальной группе были отнесены к группе IIА и не было выявлено ни одного ребенка с хроническими заболеваниями (группа III). В контрольной группе только 5% детей были отнесены к группе IIА. У 25% детей контрольной группы были выявлены хронические заболевания (группа III).

Косвенным показателем, подтверждающим высокие оценки здоровья детей в экспериментальной группе, можно считать высокий процент детей, находящихся на естественном вскармливании материнским молоком на первом году жизни. Высокие оценки здоровья детей в экспериментальной группе следует рассматривать как самый высокий эффект от применения предложенного изобретения.

В предлагаемом акустическом стимуляторе пренатального развития ребенка используется аппаратура (датчики биения сердца плода и матери, клавишные, емкостные, индуктивные и другие датчики деформации, микропроцессоры. персональные компьютеры, динамики и другие громкоговорители, магнитофоны, плееры и т.п.), освоенная отечественной и зарубежной промышленностью и широко используемая в диагностике, вычислительной технике и средствах сотовой связи.

Похожие патенты RU2234949C2

название год авторы номер документа
АКУСТИЧЕСКИЙ СТИМУЛЯТОР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В ПРЕНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ 2002
  • Лазарев М.Л.
RU2232607C2
Способ проведения дыхательных упражнений 2022
  • Лазарев Михаил Львович
RU2810406C1
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ СТРЕССОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА НОВОРОЖДЕННОГО 1995
  • Лазарев Михаил Львович
RU2118180C1
СПОСОБ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСОВОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА 2011
  • Лазарев Михаил Львович
RU2481644C2
СПОСОБ ПРЕНАТАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ УРОДИНАМИКИ НИЖНИХ МОЧЕВЫХ ПУТЕЙ У ПЛОДА И ВЫБОРА ТАКТИКИ ЛЕЧЕНИЯ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА 2011
  • Адаменко Ольга Борисовна
  • Халепа Зоя Александровна
RU2475188C1
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ БЕРЕМЕННОЙ К РОДАМ 1998
  • Сметанкин А.А.
  • Ледина В.Ю.
RU2134542C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКИХ БРОНХОЛЕГОЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ 1994
  • Лазарев Михаил Львович
RU2082372C1
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ "МАТЬ-ПЛОД" В ПРОЦЕССЕ РОДОВСПОМОЖЕНИЯ 2014
  • Порунов Александр Азикович
  • Тюрина Марина Михайловна
  • Пушкова Александра Сергеевна
RU2568254C2
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БАНДАЖ ДЛЯ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ 2021
  • Уракова Наталья Александровна
  • Ураков Александр Ливиевич
  • Столяренко Анастасия Павловна
RU2780137C1
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ЗУБОВ У РЕБЕНКА 1994
  • Копейкин В.Н.
  • Коржова В.В.
  • Доронин Г.Л.
  • Кузьмина Э.М.
  • Смирнова Т.А.
RU2086986C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 234 949 C2

Реферат патента 2004 года СПОСОБ СЕНСОРНО-МОТОРНОЙ СТИМУЛЯЦИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПРЕНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ (ВАРИАНТЫ) И АКУСТИЧЕСКИЙ СТИМУЛЯТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПРЕНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

Изобретение относится к музыкальной физиотерапии и может использоваться как индивидуально, так и в оздоровительных центрах для формирования у ребенка в пренатальном состоянии представления об основных факторах внешней среды, определяющих ритм его жизни после рождения. Способ сенсомоторной стимуляции развития ребенка в пренатальном периоде, включающий регистрацию частоты сердечных сокращений сердца (ЧСС) плода; в ответ на движение плода, через стенку брюшной полости матери. При этом подают звуковой сигнал длительностью от 1 с до 10 мин. При увеличении ЧСС плода выше критического значения звуковой сигнал убирают. При этом в течение первых пяти недель звуковой сигнал плоду предъявляют при каждом выявлении движения плода. Затем в течение последующих 4-10 недель при подаче звукового сигнала изменяют частоту звуковых колебаний и регистрируют реакцию плода. Формируют стимулирующие звуковые сигналы, увеличивающие, нормализующие и уменьшающие ЧСС плода. В последующие 8-14 недель проводят диалоговые сеансы подачи стимулирующих звуковых сигналов плоду и формируют у плода периоды пассивного и активного поведения. Во втором варианте выполнения способа дополнительно облучают рассеянным светом стенку брюшной полости. Акустический стимулятор для осуществления способа содержит датчики регистрации движения плода и частоты биения его сердца, систему визуальной индикации, подключенные к электронному блоку управления с запоминающим устройством. Дополнительно, к входу электронного блока управления подключен датчик частоты биения сердца матери, а к выходу, через формирователь колебаний и регулятор громкости, - генераторы звукового сигнала и, через блок регулирования яркости, - источники светового излучения. Электронный блок управления снабжен клавишей внешнего запуска. Использование изобретения позволяет стимулировать пренатальное развитие ребенка и его повышенную активность в дневное время, а также развитие его слуховых и зрительных рецепторов. 3 н. и 15 з.п.ф-лы, 2 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 234 949 C2

1. Способ сенсорно-моторной стимуляции развития ребенка в пренатальном периоде, включающий предъявление беременной женщине и через нее плоду звукового сигнала в виде звуковых фрагментов гармонического и мелодического характера с отслеживанием реакции плода по изменению интенсивности его движений, отличающийся тем, что дополнительно регистрируют частоту сердечных сокращений сердца (ЧСС) плода; в ответ на движение плода, через стенку брюшной полости матери, подают звуковой сигнал длительностью от 1 с до 10 мин; при увеличении ЧСС плода выше критического значения звуковой сигнал убирают; при этом в течение первых пяти недель звуковой сигнал плоду предъявляют при каждом выявлении движения плода, затем в течение последующих 4-10 недель при подаче звукового сигнала изменяют частоту звуковых колебаний и регистрируют реакцию плода, формируют стимулирующие звуковые сигналы, увеличивающие, нормализующие и уменьшающие ЧСС плода, в последующие 8-14 недель, проводят диалоговые сеансы подачи стимулирующих звуковых сигналов плоду и формируют у плода периоды пассивного и активного поведения.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что звуковой сигнал убирают при увеличении ЧСС плода выше 200-240 ударов в минуту.3. Способ по п.2, отличающийся тем, что дополнительно измеряют ЧСС матери, сравнивают ее с ЧСС плода и звуковой сигнал убирают, если ЧСС плода в 2-2,5 раза превышает ЧСС матери.4. Способ по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что регистрацию движений плода и подачу в брюшную полость звуковых сигналов начинают на 12-14-й неделях беременности после фиксации матерью первого движения плода.5. Способ по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что подачу плоду в брюшную полость звуковых сигналов с изменением частоты звуковых колебаний и формирование стимулирующих звуковых сигналов проводят в пределах 18-28-й недель беременности.6. Способ по п.5, отличающийся тем, что при формировании стимулирующих звуковых сигналов составляют музыкальные звукоряды и композиции, используя в них фрагменты классической, народной и современной музыки.7. Способ по любому из пп.1-6, отличающийся тем, что для регистрации движений плода фиксируют деформацию стенки брюшной полости, вызванную движениями плода, и при выявлении указанной деформации стенки брюшной полости подают плоду звуковой сигнал.8. Способ по п.7, отличающийся тем, что на 12-28-й неделях беременности звуковой сигнал подают плоду, пока не исчезнет деформация стенки брюшной полости, при любой фиксации деформации стенки брюшной полости, а в последующие недели беременности подачу стимулирующего звукового сигнала при фиксации деформации стенки брюшной полости проводят в диалоговом режиме.9. Способ по любому из пп.1-8, отличающийся тем, что первые звуковые сигналы формируют из гармонических звуковых колебаний с громкостью до 60 Дб и в течение 1-5 недель увеличивают громкость звукового сигнала до 70-80 Дб с переходом в последующие недели к музыкальному звукоряду.10. Способ по п.8, отличающийся тем, что первые звуковые сигналы формируют с использованием низких частот гармонических звуковых колебаний, соответствующих ноте "до" большой октавы, а в дальнейшем изменяют частоту звуковых колебаний с переходом к колебаниям, соответствующим следующим более высоким нотам, с контролем реакции плода по изменению частоты биения его сердца.11. Способ по п.10, отличающийся тем, что стенку брюшной полости разделяют по высоте на отдельные зоны, задают для каждой зоны собственную частоту гармонических звуковых колебаний в стимулирующем звуковом сигнале с увеличением ее по высоте брюшной стенки, а при проведении диалогового сеанса регистрируют зону деформации стенки при движении плода и подают плоду стимулирующий звуковой сигнал с частотой гармонических звуковых колебаний, соответствующей деформируемой зоне.12. Способ по п.11, отличающийся тем, что стенку брюшной полости разделяют по высоте на семь зон, в качестве стимулирующих звуковых сигналов для каждой зоны используют одну из нот октавы, при этом при деформации нижней зоны стенки брюшной полости подают стимулирующий звуковой сигнал, соответствующий ноте "до", а верхней - "си".13. Способ по любому из пп.9-12, отличающийся тем, что регистрируют величину прогиба стенки брюшной полости при ее деформации и увеличивают громкость звукового сигнала при увеличении прогиба стенки брюшной полости.14. Способ по любому из пп.1-13, отличающийся тем, что суммируют количество движений плода в течение суток и при активности плода, превышающей 12 движений за один сеанс или 120 движений в сутки, громкость звукового сигнала устанавливают ниже 50 Дб.15. Способ сенсорно-моторной стимуляции развития ребенка в пренатальном периоде, включающий предъявление беременной женщине и через нее плоду звукового сигнала в виде звуковых фрагментов гармонического и мелодического характера с отслеживанием реакции плода по изменению интенсивности его движений, отличающийся тем, что дополнительно регистрируют частоту сердечных сокращений сердца (ЧСС) плода; в ответ на движение плода, через стенку брюшной полости матери, подают звуковой сигнал длительностью от 1 с до 10 мин; при увеличении ЧСС плода выше критического значения звуковой сигнал убирают; при этом в течение первых пяти недель звуковой сигнал плоду предъявляют при каждом выявлении движения плода, затем в течение последующих 4-10 недель при подаче звукового сигнала изменяют частоту звуковых колебаний и регистрируют реакцию плода, формируют стимулирующие звуковые сигналы, увеличивающие, нормализующие и уменьшающие ЧСС плода, в последующие 8-14 недель, проводят диалоговые сеансы подачи стимулирующих звуковых сигналов плоду и формируют у плода периоды пассивного и активного поведения, при этом в диалоговых сеансах, поощряющих активное поведение, дополнительно облучают стенку брюшной полости рассеянным светом.16. Способ по п.15, отличающийся тем, что дополнительно измеряют ЧСС матери, сравнивают ее с ЧСС плода и звуковой сигнал и облучение стенки брюшной полости рассеянным солнечным светом убирают, если ЧСС плода в 2-2,5 раза превышает ЧСС матери.17. Акустический стимулятор развития ребенка в пренатальном периоде, содержащий датчики регистрации движения плода и частоты биения его сердца, систему визуальной индикации, подключенные к электронному блоку управления с запоминающим устройством, отличающийся тем, что дополнительно к входу электронного блока управления подключен датчик частоты биения сердца матери, а к выходу, через формирователь колебаний и регулятор громкости, - генераторы звукового сигнала и, через блок регулирования яркости, - источники светового излучения.18. Акустический стимулятор по п.17, отличающийся тем, что электронный блок управления снабжен клавишей внешнего запуска.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2234949C2

АРХАНГЕЛЬСКИЙ А.Е
Вестник гипнологии и психотерапии, Январь-Март № 2
- СПб, 1992, с.64
САВЕЛЬЕВА Г.М
Реанимация и терапия новорожденных
- М
- Медицина, 1981, с.35
БОДЯЖИНА В.И
Акушерство
- М
- Медицина, 1986, с.34 и 35
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ПЛОДА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1993
  • Зубахин А.Г.
  • Струков А.Н.
RU2043072C1
1999
RU2177648C2
US 5634939 А, 03.06.1997.

RU 2 234 949 C2

Авторы

Лазарев М.Л.

Даты

2004-08-27Публикация

2002-03-05Подача