Изобретение относится к медицине, точнее к психофизиологическим способам профилактики, и может найти применение для профилактики различных осложнений в родах.
Многие известные способы подготовки к родам, как правило, сводятся к обезболиванию самого процесса родов. Большинство из них относится к медикаментозным способам, то есть беременная с определенного момента начинает принимать различные медикаменты, за счет чего роды у нее проходят безболезненного [1]. Однако эти методы оказываются чрезвычайно опасными как для здоровья матери, так и плода. Отчасти из-за этого в нашей стране медикаментозные методы не нашли широкого применения.
Известен способ подготовки беременной к родам [2], направленный в основном на профилактику болей в родах. При этом беременную, начиная с 30-32 недели обучают глубокому дыханию с длительным вдохом с частотой 16-18 раз в минуту, а также обучают ее приемам обезболивающего массажа. Предполагается, что эти навыки она будет применять в родах при схватках. Кроме того, беременную обучают дыханию с паузой за счет смыкания голосовой щели на вдохе. Этот навык беременная должна применять во время потуги. Этот способ до сих пор применяется в качестве подготовки к родам в соответствии с приказом министра здравоохранения Союза СССР N 142 от 13.02.51, Москва.
Для своего времени он был прогрессивен, так как до этого просто не готовили беременную к родам. Кроме того, неинвазивность способа служила гарантией отсутствия осложнений в родах, связанных с применением медикаментозных препаратов. В то же время увеличение притока кислорода за счет глубокого дыхания способствует снабжению матки кислородом, снижению болевых ощущений, активизации коры головного мозга. Однако сам по себе обезболивающий эффект был невысоким, так как профилактика сводилась лишь к устранению болевого компонента без учета эмоционального состояния беременной женщины. Отсутствие контроля за выработанным навыком в процессе полготовки делает способ малоэффективным. Но самое главное на наш взгляд заключается в том, что в стрессовых условиях родовой деятельности беременная не может применять в полной мере навыки, которым была обучена в период подготовки к родам.
Известен способ полготовки к родам [3], взятый нами в качестве прототипа, основанный на аутогенной тренировке. При этом беременную на 28-32 неделях обучают диафрагмальному дыханию и приемам мышечной релаксации. Занятия проводят в группах по 5-10 человек, 2 раза в неделю, всего 9-10 занятий. Затем тренируют применять приобретенные навыки в соответствии с периодами родовой деятельности. Эти периоды беременная должна распознавать самостоятельно и применять навыки, которым она была обучена, то есть при схватке дышать глубоко, диафрагмально с удлиненным выходом, между схватками - полное мышечное расслабление с диафрагмальным дыханием. Во время потуг - мышечное напряжение, особенно мышц живота, между потугами - полное мышечное расслабление с диафрагмальным дыханием. По сравнению с предыдущим способом способ-прототип имеет преимущества, заключающиеся в том, что навыки поведения в родах, вырабатываемые с его помощью, в большей степени способствуют обезболиванию родов. Диафрагмальное дыхание, применяемое во время схваток, способствует лучшему газообмену, а мышечное расслабление, применяемое между схватками, снижает болевые ощущения и помогает сохранить силы для потужного периода, когда потребуется высокое мышечное напряжение брюшных мышц.
Недостатком данного способа также является отсутствие объективного контроля за состоянием беременной в процессе подготовки. Способ не обеспечивает выработки устойчивых навыков поведения в родах. Вся система подготовки ориентируется на субъективные ощущения беременной. Так же, как в способе-аналоге не достигается закрепления навыков и устойчивого воспроизведения их во время родов.
Технический результат изобретения состоит в объективизации контроля за ходом подготовки беременной к родам и за ее состоянием в процессе подготовки, а также в достижении устойчивости вырабатываемых в процессе подготовки навыков за счет обучения диафрагмальному дыханию с помощью биологической обратной связи по частоте сердечных сокращений.
Технический результат достигается тем, что предварительно перед каждым сеансом регистрируют среднюю частоту сердечных сокращений (ЧСС), диафрагмальному дыханию обучают, регистрируя ЧСС и предъявляя ее мгновенные значения беременной в виде сигналов обратной связи, при этом контролируют максимальную ЧСС на вдохе и длительность вдоха и выдоха, после чего проводят сеансы тренировки диафрагмального дыхания под контролем максимальной ЧСС на вдохе. Во время первого такого сеанса тренировки беременную тренируют дышать диафрагмально сначала при длительности выдоха, равной длительности вдоха в течение 1 мин, затем при длительности выдоха, превышающей длительность выдоха в 2-3 раза, в течение 5 мин и такое чередование проводят в течение всего первого сеанса, во время второго сеанса такое чередование проводят во временном режиме 1 мин - 3 мин, то есть в течение 1 мин беременную тренируют дышать диафрагмально с длительностью выдоха, равной длительности вдоха, а в течение следующих 3 мин беременную тренируют дышать диафрагмально с длительностью выдоха, превышающей длительность вдоха в 2-3 раза. В третьем сеансе такую тренировку проводят во временном режиме 1 мин - 1 мин. После третьего сеанса тренировки меняют режимы дыхания и проводят 3 сеанса тренировки диафрагмального дыхания, во время которых в каждом таком сеансе сначала в течение 1 мин беременную тренируют дышать диафрагмально с задержкой дыхания на вдохе с помощью смыкания голосовой щели, не контролируя максимальную ЧСС на вдохе, затем в течение 3 мин без задержки дыхания под контролем максимальной ЧСС на вдохе и так чередуют в течение всего сеанса. Завершают тренировку сеансом, во время которого беременная дышит диафрагмально с длительностью выдоха, равной длительности вдоха в течение 1 мин, с длительностью выдоха в 2-3 раза больше длительности вдоха в течение 3 мин и такое чередование повторяют, затем с задержкой дыхания на вдохе в течение 1 мин и без задержки дыхания в течение 3 мин и снова повторяют такое чередование. Во время каждого сеанса, начиная с первого сеанса обучения, при превышении максимальной ЧСС на вдохе более чем на 20% от средней ЧСС, зарегистрированной в начале сеанса, диафрагмальное дыхание с помощью биологической обратной связи (БОС) на ЧСС прекращают и беременная делает вдох и глубокий выдох и задерживает дыхание на 5-10 с. После этого тренировку диафрагмального дыхания продолжают.
Для обучения диафрагмальному дыханию с использованием БОС по ЧСС проводят 4-6 сеансов по 15-20 мин, затем проводят по 1 сеансу тренировки на каждый временной режим попеременного диафрагмального дыхания с разной длительность выдоха, причем каждый сеанс длительностью 10-18 мин и наконец 3 сеанса тренировки длительностью не менее 15 мин попеременного диафрагмального дыхания с задержкой на вдохе и без задержки на вдохе.
При этом после проведения последнего сеанса подготовки, после 36 недели беременности проводят 2-3 сеанса, во время первого из которых беременная дышит диафрагмально с помощью БОС по ЧСС под контролем ЧСС на вдохе. Во время остальных повторяют завершающий сеанс тренировки.
Регистрация мгновенных значений ЧСС и подача их в качестве сигналов обратной связи беременной в процессе обучения ее диафрагмальному дыханию существенным образом объективизирует способ подготовки. Однако при правильном диафрагмальном дыхании диапазон изменения ЧСС при дыхании ограничен (меньше, чем при прочих равных условиях у небеременной), так как высокое стояние дна матки (на больших сроках) ограничивает движения диафрагмы. Стремление увеличить диапазон изменения ЧСС в дыхательном цикле приводит к присоединению грудного дыхания на вдохе, что способствует усилению имеющейся физиологической гипервентиляции и приводит к таким отрицательным явлениям, как головокружение, резкое изменение артериального давления и может спровоцировать повышение тонуса маточной мускулатуры.
Нами показано, что постоянный контроль за максимальной ЧСС на вдохе помогает избежать этих явлений. Такой контроль осуществляют во всех сеансах подготовки беременной к родам, кроме диафрагмального дыхания с задержкой дыхания на вдохе. При задержке дыхания ЧСС неизбежно возрастает, но в данном случае главным является достижение наибольшего напряжения мышц брюшного пресса. В то же время диафрагмальное дыхание с БОС по ЧСС с контролем максимальной ЧСС на вдохе, которое беременная применяет за 3 мин паузы, стабилизирует ЧСС. Таким образом, применение диафрагмального дыхания с БОС по ЧСС на всех этапах подготовки к родам объективизирует процесс подготовки и наблюдение за состоянием беременной во время подготовки. Однако добиться хороших результатов полготовки к родам невозможно с помощью только выработки одного диафрагмального дыхания. Учитывая, что структура поведения женщины в родах физиологически строго определена, на разных стадиях родов по-разному должны применяться приобретенные во время подготовки навыки. Сами роды являются огромной физической и эмоциональной нагрузкой, во время которой ориентация только на осознанный контроль выработанных навыков невозможна. С одной стороны, женщина должна помнить о необходимости применения этих навыков, но управление за их воспроизведением должно происходить неосознанно. Для этого их надо вырабатывать на условно-рефлекторном уровне. На это направлена тренировка по чередованию различных навыков в предлагаемых нами временных режимах.
Наши исследования показывают, что тренировка в течение одного 10 - 18-минутного сеанса, как правило, закрепляет в сознании беременной паттерн дыхания в определенном режиме, соответствующем периоду схваток, то есть периоду раскрытия шейки матки, на достаточно долгий период. Как известно, период раскрытия делится на схватки и время между схватками, причем реальная длительность болезненных схваток в родах в среднем ограничивается 30 с - 1 мин, а время между схватками уменьшается по мере раскрытия шейки, пока не становится равной длительности схваток. Во время схватки никакая женщина не может делать длительный выдох, который она приобрела при обучении диафрагмальному дыханию. Для тренировки в данный период беременная дышит диафрагмально, но с длительностью выдоха, равной длительности вдоха. Экспериментально мы показали, что оптимальным временем тренировки является 1 мин для тренировки дыхания во время схватки. Больше 1 мин тренировка безполезна, так как схватка длится не более 1 мин, а меньше 1 мин она будет неэффективна, так как беременная должна уметь дышать в таком режиме при самой длинной схватке. Что касается продолжительности тренировки диафрагмального дыхания с выдохом в 2-3 раза длиннее вдоха, она соответствует отдыху между схватками, ее назначение максимально обезболить схватки. Сильная боль появляется при частоте схваток раз в 6-7 мин и нарастает по мере учащения схваток. Поэтому мы выбрали эти периоды равными 5, 3 и 1 мин. Введение в тренировку такого временного режима, по нашим наблюдениям, позволяет наиболее эффективно подготовить женщину к использованию этих навыков во время стрессовой ситуации родов. Формируется глубоко закрепленный (на уровне памяти тела) условно-рефлекторный навык правильного дыхания и, что чрезвычайно важно, стереотип чередования режимов дыхания. Использование в родах этих навыков позволяет создать в организме роженицы оптимальные условия адекватному процессу раскрытия зева матки и является профилактикой дискоординации сократительной деятельности матки.
Другим должно быть поведение беременной во время потуг. Во время потуги физиологичным является максимальное напряжение брюшной стенки для эффективного изгнания плода. Потуга длится примерно 1 мин. Во время паузы между потугами беременной нужно наилучшим образом расслабиться с расслаблением мышц тазового дна. Это, с одной стороны, способствует ее отдыху, а с другой, обеспечивает безболезненное прохождение плода через родовые пути. Пауза между потугами длится около 3 мин. Диафрагмальный вдох с задержкой дыхания с помощью смыкания голосовой щели, как показали наши исследования, создает максимальное напряжение брюшной стенки, а диафрагмальное дыхание, выработанное с помощью БОС по ЧСС, создает полное расслабление скелетной мускулатуры, в том числе полное расслабление мышц тазового дна. Осуществление такой тренировки позволяет женщине воспроизводить усвоенные навыки в кульминационный период родов, когда от скоординированности фаз дыхания и расслабления мышц тазового дна зависит правильное распределение сильного напряжения мышц брюшной стенки и максимального расслабления мышц тазового дна. Применение этих навыков даст возможность ребенку благополучно пройти родовые пути и является профилактикой детско-материнского родового травматизма.
Завершающий сеанс тренировки, во время которого повторяют паттерны дыхания, необходимые при схватках и потугах, закрепляет приобретенные навыки и способствует их устойчивости.
Предлагаемые нами длительности сеансов, их количество и периодичность были разработаны во время экспериментального применения способа.
Когда после 36 недели мы проводим с беременными дополнительные закрепляющие сеансы, выясняется, что большинство беременных с первых минут сеанса выполняют дыхание в нужном временном режиме и изменением ЧСС в дыхательном цикле в зависимости от вдоха и выдоха. 2-3 дополнительных сеанса помогают не только полностью вспомнить приобретенные в предыдущем периоде подготовки навыки, но и закрепить их для надежного применения во время родов.
Наши исследования показали, что если вырабатывать диафрагмальное дыхание без контроля ЧСС, а другими известными методиками, а затем тренировать его применение в предлагаемом нами временном режиме, способ полготовки оказывается неэффективным в той его части, где это касается применения его приемов в родах. В стрессовых условиях роженица не может воспроизвести эти навыки. Пока мы только может предполагать почему это так получается.
Временной режим, в котором происходит тренировка, очевидно помогает поддерживать активное состояние коры головного мозга и этот уровень активности, с одной стороны, достаточен для контроля за началом применения навыков, а с другой, не настолько высок, чтобы создать преграду для воспроизведения навыков на уровне подкорковой регуляции. В то же время с помощью БОС по ЧСС мы достигаем физиологического дыхания, которое может быть воспроизведено условно-рефлекторно во время родов, в условиях стресса. Таким образом, только сочетание выработки диафрагмального дыхания с помощью БОС под контролем максимальной ЧСС на вдохе с тренировкой этого дыхания в предлагаемых нами временных режимах позволяет достичь объективности и эффективности предлагаемого способа за счет получения устойчивых навыков поведения в родах.
Способ осуществляют следующим образом:
Оптимальными для начала проведения обучения и тренировки являются 28-я и 36-я недели беременности.
Первый этап подготовки - обучение диафрагмальному дыханию с помощью БОС по ЧСС. Перед каждым сеансом регистрируют среднюю ЧСС и запоминают это значение. Во время обучения и тренировки регистрируют мгновенные значения ЧСС. Данные о мгновенной ЧСС, увеличивающейся при вдохе и уменьшающейся при выдохе, поступают в компьютерный комплекс, где математически обрабатываются. Вычисляется максимальная и минимальная ЧСС на вдохе и выдохе, разность между ними, называемая дыхательной аритмией сердца (ДАС), а также частота дыхания. Эти величины являются важными для определения функционального состояния беременной во время подготовки к родам. Здесь же мгновенные значения ЧСС преобразовываются в сигналы обратной связи. На каждом сеансе устанавливают задание в виде определенной величины верхнего и нижнего порогов. При этом величину верхнего порога устанавливают из расчета средней ЧСС, зарегистрированной в начале сеанса, плюс 20% от этой величины, а величину нижнего порога устанавливает методист в зависимости от состояния беременной. Беременную обучают дышать так, чтобы при выдохе сигнал обратной связи достигал нижнего порога, а при вдохе не достигал верхнего порога.
Методист в ходе обучения контролирует работу беременной, обращает внимание на ошибки и корректирует их. Беременная в процессе обучения добивает снижения ЧСС на выдохе. По мере снижения ЧСС на выдохе методист соответственно изменяет значение нижнего порога ЧСС. Для того, чтобы предотвратить появление гипервентилляции, методист тщательно следит за ЧСС на вдохе и не допускает ее увеличения более чем на 20% от значения средней ЧСС. В случае превышения указанных границ и появления неприятных ощущений у женщины методист прерывает тренировку и инструктирует беременную сделать следующее дыхательное упражнение: производный вдох, глубокий полный выдох и задержать дыхание на 5-10 с. После этого дыхание спокойное, произвольное. Если неприятные ощущения не беспокоят, тренировку продолжают под контролем ЧСС на вдохе. В случае, если неприятные ощущения сохраняются, упражнение повторяют в 2-3 раза, после чего тренировку продолжают. Каждый сеанс обучения длится 15-20 мин.
Первый этап подготовки требует проведения 4-6 сеансов обучения. С целью проверки устойчивости формируемого навыка с 4-5 сеанса проводится контроль. В этом случае беременная дышит без сигналов обратной связи, а в компьютере продолжается обработка и анализ изменений ЧСС на вдохе и выдохе. Как правило, после 4 - 6 сеансов наблюдается стабилизация показателей ЧСС и без обратной связи пациентка может воспроизвести навык диафрагмального дыхания с максимальным для нее изменением ЧСС в процессе дыхания, то есть максимальной ДАС.
Второй этап подготовки беременной к родам - тренировка беременной в применении усвоенного навыка диафрагмального дыхания. Сначала в течение 1 мин она дышит диафрагмально с БОС по ЧСС и под контролем максимальной ЧСС на вдохе, но при длительности выдоха, равной длительности вдоха. Затем она дышит диафрагмально с помощью БОС по ЧСС с усвоенным на предыдущем этапе обучения выдохом, в 2 - 3 раза больше вдоха, на первом сеансе тренировки ее тренируют так дышать в течение 5 мин, на второй сеансе - 3 мин, а на третьем сеансе - 1 мин. Каждый сеанс такой тренировки длится 10-18 мин. Таким образом, эти сеансы тренировки проводят по следующей схеме:
1 - й сеанс - 1 мин диафрагмального дыхания при длительности выдоха, равной длительности вдоха.
5 мин диафрагмального дыхания при длительности выдоха, в 2 - 3 раза превышающей длительность вдоха.
Такое чередование проводят в течение всего сеанса.
2-й сеанс - 1 мин диафрагмального дыхания при длительности выдоха, равной длительности вдоха.
3 мин диафрагмального дыхания при длительности выдоха, в 2-3 раза превышающей длительностью вдоха.
Такое чередование проводят в течение всего сеанса.
3-й сеанс - 1 мин диафрагмального дыхания при длительности выдоха, равной длительности вдоха.
1 мин диафрагмального дыхания при длительности выдоха, в 2-3 раза превышающей длительность вдоха.
Такое чередование проводят в течение всего сеанса.
Далее на следующем сеансе беременную тренируют диафрагмально вздохнуть, задержать дыхание на 15-20 с за счет смыкания голосовой щели, а затем выдохнуть также диафрагмально. Таких дыханий сделать три за 1 мин. После этого в течение 3 мин тренируют дышать диафрагмально без задержки дыхания. Такое чередование проводят в течение не менее 15 мин. Таких сеансов проводят не менее 3.
Завершают тренировку сеансом, который имеет следующую временную структуру:
1 мин диафрагмального дыхания при длительности выдоха, равной длительности вдоха.
3 мин диафрагмального дыхания при длительности выдоха, в 2-3 раза превышающей длительность вдоха.
1 мин диафрагмального дыхания при длительности выдоха, равной длительности вдоха.
3 мин диафрагмального дыхания при длительности выдоха, в 2 -3 раза превышающей длительность вдоха.
1 мин диафрагмального дыхания с задержкой дыхания на вдохе на 15 - 20 с.
3 мин диафрагмального дыхания без задержки дыхания.
1 мин диафрагмального дыхания с задержкой дыхания на вдохе на 15-20 с.
3 мин диафрагмального дыхания без задержки дыхания.
Все сеансы обучения и тренировки проводят не реже 2 раз в неделю.
Если вся подготовка к родам завершается до 36 недель беременности, то после этого срока мы проводим короткий закрепляющий цикл из 2-х - 3-х сеансов. Основной задачей этих занятий является контроль за качеством выработанных навыков, их устойчивостью.
В время первого такого сеанса беременная дышит диафрагмально с использованием БОС и ЧСС под контролем максимальной частоты на вдохе, то есть как при первом сеансе обучения, в течение не менее 10 мин. На 2-м и 3-м сеансах повторяют завершающий сеанс тренировки, то есть:
1 мин диафрагмального дыхания при длительности выдоха, равной длительности вдоха.
3 мин диафрагмального дыхания при длительности выдоха, в 2 - 3 раза превышающей длительность вдоха.
1 мин диафрагмального дыхания при длительности выдоха, равной длительности вдоха.
3 мин диафрагмального дыхания при длительности выдоха, в 2 - 3 раза превышающей длительности вдоха.
1 мин диафрагмального дыхания с задержкой дыхания на вдохе на 15 - 20 с.
3 мин диафрагмального дыхания без задержки дыхания.
1 мин диафрагмального дыхания с задержкой дыхания на вдохе на 15 - 20 с.
3 мин диафрагмального дыхания без задержки дыхания.
На каждом таком сеансе предварительно регистрируют среднюю ЧСС и при превышении максимальной ЧСС на вдохе более чем на 20% средней ЧСС тренировку прекращают. Беременная делает вдох, глубокий выдох и задерживает дыхание на 5 - 10 с. После нормализации ЧСС тренировку возобновляют.
Сущность способа поясняется примерами:
Пример 1: Беременная Б. 26 лет, 2-я беременность, роды первые. Обратилась 5/05/98, на 26 неделе. Первый этап подготовки - обучение диафрагмальному дыханию помощью БОС и ЧСС.
Первый сеанс: Беременная располагается в удобном, мягком кресле. ЧСС измеряют с помощью прибора, имеющего световую и звуковую обратную связь (А. С. N 1759401), который подсоединен к компьютеру со специальным программным обеспечением. На голое тело, под грудь, эластичной лентой крепятся два полярных датчика, регистрирующих текущую ЧСС. Предварительно регистрируют среднюю ЧСС - 105 уд./мин. Методист дает пациентке инструкции как следует дышать, чтобы выполнить задание и тем самым научиться диафрагмальному дыханию. Беременной объясняется механика дыхания - на вдохе живот надуть, а на выдохе медленно втягивать его и одновременно выдыхать воздух через полуоткрытые, слегка напряженные губы. Данные о мгновенной ЧСС, увеличивающейся при вдохе и уменьшающейся при выдохе, поступают в компьютер, где посредством математической обработки преобразовываются в мгновенные сигналы обратной связи. Сигналом обратной связи служит движущийся объект, который, двигаясь в вертикальном направлении, отражает изменения ЧСС на вдохе и выдохе. Методист объясняет беременной, что на вдохе движущийся объект должен двигаться вверх, а на выдохе более медленно вниз. Задача беременной: при выдохе движущийся объект должен достичь нижнего порога, а при вдохе - не достичь верхнего порога. Величины порогов выбраны в зависимости от средней ЧСС: Верхний порог - 105 + 20% = 126, нижний порог - 105 - 5 = 100.
В течение первого сеанса наблюдалось следующее изменение показателей:
1-а мин: ЧД 16 дых./мин; ЧССвдох 110 уд./мин; ЧССвыдох 100 уд./мин; ДАС 10 уд./мин;
5-я мин: ЧД 14 дых./мин; ЧССвдох 102 уд./мин; ЧССвыдох 97 уд./мин; ДАС 5 уд./мин;
10-я мин: ЧД 12 дых./мин; ЧССвдох 108 уд./мин; ЧССвыдох 91 уд./мин; ДАС 17 уд./мин.
По приведенным результатам мы можем судить о неустойчивости показателей ЧСС на выходе, неустойчивости величины ДАС, что свидетельствует о плохой скоординированности дыхания и деятельности сердечно-сосудистой системы. Сеанс длился 15 мин.
Второй сеанс - 8.05.98, предварительно зарегистрированная средняя ЧСС 85 уд. /мин, верхний порог - 102, нижний порог 80. Сеанс проводится аналогично первому.
Динамика изменения показателей:
2-я мин: ЧД 11 дых./мин,; ЧССвдох 92 уд./мин, ЧСС выдох 77 уд./мин, ДАС 15 уд./мин;
5-я мин: ЧД 10 дых./мин; ЧССвдох 120 уд./мин; ЧССвыдох 76 уд./мин; ДАС 44 уд./мин. - Максимальная ЧСС на вдохе превысила среднюю ЧСС больше чем на 20%, что отразилось выходом за верхний порог. Одновременно у беременной появилось ощущение легкого головокружения, так как она начала присоединять грудное дыхание на вдохе, в результате наблюдался эффект форсированного вдоха. Обучение прекращено, беременной дана инструкция сделать спокойный вдох, выдох и после выдоха задерживать дыхание на 10 секунд, после чего дышать спокойно, в обычном темпе. Ощущение головокружения пропало, беременная чувствует себя хорошо, обучение продолжили.
6-я мин: ЧД 8 дых./мин; ЧССвдох 118 уд./мин; ЧССвыдох 80 уд./мин; ДАС 38 уд./мин;
10-я мин: ЧД 9 дых./мин, ЧССвдох 92 уд./мин; ЧССвыдох 77 уд./мин; ДАС 15 уд./мин.
Сеанс длился 18 мин.
Впоследствии проводились еще два обучающих сеанса методически аналогично первому, случаев форсирования вдоха больше не наблюдалось.
В конце 4-го сеанса обучения диафрагмальному дыханию (14.05.98) беременной Б. был проведен контроль выработанного навыка. Для этого выключили сигналы обратной связи на экране монитора, в то время как беременной дана инструкция продолжать дышать диафрагмально. В компьютере же продолжалась регистрация и обработка всех учитываемых нами параметров.
В результате мы получили следующие значения:
11-я мин: ЧД 6 дых./мин; ЧССвдох 87 уд./мин; ЧССвыдох 72 уд./мин; ДАС 15 уд./мин.
15-я мин: ЧД 7 дых./мин; ЧССвдох 86 уд./мин, ЧССвыдох 72 уд./мин; ДАС 14 уд./мин;
20-я мин: ЧД 7 дых./мин; ЧССвдох 85 уд./мин, ЧССвыдох 70 уд./мин; ДАС 15 уд./мин.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что по сравнению с первым сеансом снизилась ЧД, снизилась и приобрела более стабильный характер средняя ЧСС, увеличилась и приобрела более устойчивый характер ДАС. Динамика перечисленных показателей свидетельствует о том, что навык диафрагмального дыхания у беременной Б. выработан. Сеанс длился 20 мин.
Переходим к тренировке применения навыка дыхания в предложенных нами временных режимах.
Пятый сеанс (19.05.98):
Беременной Б., как и при обучении, крепились датчики под грудь и она располагалась в удобном кресле. Далее дали инструкцию по дыханию в следующем режиме: в течение 1 мин дыхание диафрагмальное, длительность выдоха равна длительности вдоха и методист объяснил беременной, что применять такое дыхание необходимо в родах во время схваток. Длительность входа и выдоха определялась по изменению ЧСС на вдохе и выдохе с помощью компьютерной программы. Беременной предъявляются сигналы обратной связи и дается инструкция дышать диафрагмально так, чтобы выдох был равен вдоху (беременная может при этом мысленно вести счет). Затем в течение 5 мин беременная дышала диафрагмально с длительностью выдоха в 2-3 раза больше длительности вдоха, то есть воспроизводила навык диафрагмального дыхания, приобретенный во время обучения. Методист объяснил беременной, что применять такое дыхание необходимо в родах во время перерывов между схватками. Тренировка с чередованием таких режимов продолжительность 18 мин.
Предварительно измерили среднюю ЧСС - 85 уд./мин. Установлены пороги: верхний - 85 + 20% = 102; нижний - 85 - 7 = 78.
Физиологические параметры:
1-я мин: ЧД 10 дых./мин; ЧССвдох 92 уд./мин; ЧССвыдох 92 уд./мин; ЧССвыдох 80 уд./ мин; ДАС 12 уд./мин.
5-я мин: ЧД 6 дых./мин; ЧССвдох 87 уд./мин; ЧССвыдох 76 уд./мин; ДАС 11 уд./мин.
7-я мин: ЧД 9 дых./мин; ЧССвдох 95 уд./мин; ЧССвыдох 81 уд./мин; ДАС 14 уд./мин.
10-я мин: ЧД 6 дых./мин; ЧССвдох 86 уд./мин; ЧССвыдох 72 уд./мин; ДАС 14 уд./мин.
При диафрагмальном дыхании при длительности выдоха, равной длительности вдоха, частота дыханий естественно возрастает от 8 - 10 дыханий в минуту, однако эта величина не представляет опасности, так как она значительно ниже частоты дыхания при грудном дыхании (11- 16 дых./мин). Значительного изменения ЧСС на вдохе нами не отмечалось.
Шестой сеанс - 22.05.98. Методически проводится так же, как пятый. Тренировка дыхания при выдохе, равном вдоху, в течение 1 мин чередовалась с дыханием при выдохе больше вдоха в 2 - 3 раза в течение 3 мин. Общая продолжительность сеанса 16 мин.
Седьмой сеанс - 26.05.98. Методически проводится так же, как пятый. Тренировка дыхания при выдохе, равном вдоху, в течение 1 мин чередовалась с дыханием при выдохе больше вдоха в 2-3 раза в течение 1 мин. Общая продолжительность сеанса 10 мин.
На каждом сеансе метелист объяснил беременной, что во время родов периоды между схватками будет уменьшаться до 1 мин, именно поэтому на каждом следующем сеансе тренировки происходит уменьшение времени тренировки дыхания с длительностью выдоха в 2-3 раза больше длительности вдоха.
Восьмой сеанс - 29.05.98.
Регистрировали среднюю ЧС - 90 уд./мин. Установили пороги: верхний - 108 уд./мин, нижний - 85 уд./мин.
Беременной дали инструкцию по дыханию в следующем режиме:
в течение 1 мин дыхание диафрагмальное: вдох, затем задержка дыхания при смыкании голосовой щели на 15-20 с, диафрагмальный выдох, снова вдох, задержка дыхания, выдох, снова вдох, задержка дыхания, выдох. Методист объяснил беременной, что применять такое дыхание необходимо в родах во время потуги. Затем в течение 3 мин беременной рекомендовали дышать диафрагмально, как она была обучена во время первых 4 сеансов, и методист объяснил беременной, что применять такое дыхание необходимо в родах во время перерывов между потугами. Тренировка с чередованием таких режимов продолжалась 16 мин.
Физиологические параметры:
1-я мин: ЧД 3 дых./мин, ЧССвдох 118 уд./мин; ЧССвыдох 102 уд./мин; ДАС 16 уд./мин.
4-я мин: ЧД 7 дых./мин; ЧССвдох 97 уд./мин; ЧССвыдох 84 уд./мин; ДАС 13 уд./мин.
5-я мин: ЧД 3 дых./мин; ЧССвдох 116 уд./мин; ЧССвыдох 100 уд./мин; ДАС 16 уд./мин.
8-я мин: ЧД 6 дых./мин; ЧССвдох 95 уд./мин; ЧССвыдох 78 уд./мин; ДАС 12 уд./мин.
9-я мин: ЧД 3 дых./мин; ЧССвдох 110 уд./мин; ЧССвыдох 98 уд./мин; ДАС 12 уд./мин.
12-я мин: ЧД 7 дых./мин; ЧССвдох 95 уд./мин; ЧССвыдох 76 уд./мин; ДАС 19 уд./мин.
При дыхании с задержкой дыхания на вдохе происходит естественное повышение ЧСС на вдохе и отмечается превышение ЧСС на вдохе средней ЧСС более чем на 20%, однако в связи с тем, что частота дыхания при этом всего 3 дых./мин и тренировка очень кратковременна, мы не отмечали негативных изменений в самочувствии беременной, кроме того, следующий за этим режим диафрагмального дыхания с удлиненным выдохом быстро стабилизирует показатели ЧСС на вдохе.
Девятый сеанс и десятый сеанс методически были проведены аналогично восьмому 2.06.98 и 4.06.98.
Продолжительность сеансов 15 мин и 16 мин.
11-й, завершающий сеанс провели 9.06.98 по следующей схеме:
1 мин дыхание диафрагмальное при равных вдохе и выдохе;
3 мин дыхание диафрагмальное при выдохе в 2-3 раза длиннее вдоха;
1 мин дыхание диафрагмальное при равных вдохе и выдохе;
3 мин дыхание диафрагмальное при выдохе в 2-3 раза длиннее вдоха;
1 мин отдых, дыхание произвольное
1 мин дыхание диафрагмальное, вдох затем задержка дыхания при смыкании голосовой щели на 15 - 20 с, диафрагмальный выдох, снова вдох, задержка дыхания, выдох, снова вдох, задержка дыхания, выдох.
3 мин дыхание диафрагмальное при выдохе в 2-3 раза длиннее вдоха;
1 мин дыхание диафрагмальное, вдох, затем задержка дыхания при смыкании голосовой щели на 15-20 с, диафагмальный выдох, снова вдох, задержка дыхания, выдох, снова вдох, задержка дыхания, выдох.
3 мин дыхание диафрагмальное при вдохе в 2-3 раза длиннее вдоха.
Общая продолжительность сеанса 17 мин.
На каждом сеансе методист объяснял беременной, в какой момент родов необходимо применять данные навыки дыхания.
Подготовка беременной Б. длилась 11 сеансов и была завершена на 32 неделе беременности, поэтому ей было рекомендовано пройти дополнительный курс подготовки из двух сеансов после 36 недели.
Этот курс был проведен на 38 неделе беременности в течение двух сеансов - 3.08.98 и 6.08.98.
На первом сеансе датчики располагались аналогично предыдущему курсу, беременная находилась в то же позе. Прежде чем начать тренировку, в течение 5 мин был проведен контроль за качеством и воспроизводимостью выработанного навыка диафрагмального дыхания спустя 6 недель после окончания курса подготовки. Для этого беременную попросили дышать диафрагмально с фазой выдоха в 2-3 раза больше фазы вдоха без предъявления сигналов обратной связи. Одновременно производилась регистрация параметров дыхания.
В результате были получены следующие данные:
Предварительно зарегистрированная средняя ЧСС - 84 уд./мин.
Установлены пороги: верхний - 103, нижний - 77.
2-я мин: ЧД 7 дых./мин; ЧССвдох 92 уд./мин; ЧССвыдох 76 уд./мин; ДАС 16 уд/мин;
3-я мин ЧД 6 дых./мин; ЧССвдох 90 уд./ мин; ЧССвыдох 75 уд./мин; ДАС 15 уд./мин;
5-я мин: ЧД 6 дых./мин; ЧССвдох 91 уд./мин; ЧССвыдох 75 уд./мин; ДАС 16 уд./мин.
Далее беременной рекомендовали дышать диафрагмально в течение 15 мин с обратной биологической связью по ЧСС так же, как в курсе обучения. Полученные результаты говорят о хорошем сохранении выработанного навыка, поэтому мы ограничились двумя сеансами во втором цикле.
На втором сеансе крепление датчиков и поза беременной те же.
Тренировка осуществлялась в следующем режиме:
1 мин дыхание диафрагмальное при равных вдохе и выдохе;
3 мин дыхание диафрагмальное при выдохе в 2-3 раза длиннее вдоха;
1 мин дыхание диафрагмальное при равных вдохе и выдохе;
3 мин дыхание диафрагмальное при выдохе в 2-3 раза длиннее вдоха;
1 мин отдых, дыхание произвольное
1 мин дыхание диафрагмальное, вдох, затем задержка дыхания при смыкании голосовой щели на 15-20 с, диафрагмальный выдох, снова вдох, задержка дыхания, выдох, снова вдох, задержка дыхания, выдох.
3 мин дыхание диафрагмальное при выдохе в 2-3 раза длиннее вдоха;
1 мин дыхание диафрагмальное, вдох, затем задержка дыхания при смыкании голосовой щели на 15-20 с, диафрагмальный выдох, снова вдох, задержка дыхания, выдох, снова вдох, задержка дыхания, выдох.
3 мин дыхание диафрагмальное, при выдохе в 2-3 раза длиннее вдоха.
Общая продолжительность сеанса 17 мин.
На этом подготовка беременной Б. завершилась. В последующем, на 40-й неделе беременности (12.08.98) наступили срочные роды, которые проходили самостоятельно, без применения стимулирующих и обезболивающих медикаментозных препаратов. Общая продолжительность родов 8 часов 15 мин, шейка матки и мягкие родовые пути целы. Родилась девочка 3.600/52 см. - оценка по Апгар 8/9 баллов. Было выкладывание на живот матери и ранее прикладывание к груди. Пребывание в роддоме совместно с ребенком. Осложнений ни у матери, ни у ребенка не наблюдалось. Выписаны на 5 сутки. Субъективная оценка женщиной течения родов - средняя. Оценка своего поведения - нормальное. Оценка востребованных навыков - высокая.
Пример 2.
Беременная Б. М., 22 года, 1-я беременность, 1-е роды.
Начало курса на 35/36 неделе беременности, учитывая большой срок беременности занятия проводились 3 раза в неделю.
Первый сеанс 23.09.98.
Беременной были даны инструкции по правильному диафрагмальному дыханию, ей объяснили механику дыхания и задание, которое она должна выполнять. Сеансы обучения аналогично примеру 1. Обучение диафрагмальному дыханию у пациентки Б. М. длилось 6 сеансов, только на 6 сеансе после проведенного контроля без обратной связи (контроль проводился аналогично примеру 1) мы убедились, что навык дыхания беременная освоила:
2-я мин: ЧД 7 дых./мин; ЧССвдох 95 уд./мин; ЧССвыдох 80 уд./мин; ДАС 15 уд./мин;
3-я мин ЧД 7 дых./мин; ЧССвдох 93 уд./мин; ЧССвыдох 79 уд./мин; ДАС 14 уд./мин;
5-я мин: ЧД 6 дых./мин; ЧССвдох 93 уд./мин; ЧССвыдох 78 уд./мин; ДАС 15 уд./мин.
После проведенного контроля мы перешли к тренировке. Следующие 7 сеансов тренировки применения навыка дыхания в предложенных нами режимах походили аналогично примеру 1.
Курс подготовки беременной Б.М. длился 13 сеансов и завершился на 40-й неделе беременности (14.10.98) наступили срочные роды, которые проходили самостоятельно, без применения стимулирующих и обезболивающих медикаментозных препаратов. Общая продолжительность родов 6 часов 50 мин, шейка матки и мягкие родовые пути целы. Родился мальчик 3.500/50 см., оценка по Апгар 8/9 баллов. Было выкладывание на живот матери и раннее прикладывание к груди. Пребывание в роддоме совместно с ребенком. Осложнений ни у матери, ни у ребенка не наблюдалось. Выписаны на 6 сутки. Субъективная оценка женщиной течения ролов - относительно легкие. Оценка своего поведения - хорошее. Оценка востребованных навыков - очень высокая.
Данный способ подготовки беременных к родам применялся в медицинском центре "Биосвязь" и на дородовом отделении родильного дома N 13 г. Санкт-Петербурга. Подготовку по описанному способу прошло 59 беременных, все первородящие (в дальнейшем гр. 1). Полученные нами результаты мы сравнивали с данными по контрольной группе из 34 беременных, также первородящих (гр. 2), которые проходили подготовку к родам по способу-прототипу. Возрастной состав групп практически одинаков. Всем женщинам из группы, подготовленной по нашему способу, после родов мы предлагали ответить на вопрос:
Во время родов я применяла полученные навыки дыхания - да или нет.
Положительный ответ был у 99% опрошенных женщин.
Объективные клинические показатели течения родов представлены в конце описания.
Представленные как объективные, так и субъективные результаты свидетельствуют о высокой воспроизводимости и эффективности вырабатываемых навыков способом биологической обратной связи по ЧСС, а также об устойчивости этих навыков.
Список использованной литературы.
1. Е.А.Ланцев и до. Способ обезболивания родов, в кн. Материалы IV Конференции и выставки по изобретательству и рационализации в медицине, Медицина, 1973, Ленинград, с. 117-118.
2. И.З.Вельвовский и др. Психопрофилактика болей в родах как комплексная система, Педиатрия, акушерство и гинекология 1951, N 3.
3. В.В.Абрамченко. Современные методы подготовки беременных к родам, С. Петербург, 1991, с. 163-175.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКОГО АЛКОГОЛИЗМА | 2003 |
|
RU2234344C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ | 2000 |
|
RU2162313C1 |
СПОСОБ СМЕТАНКИНЫХ ПОДАЧИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 2009 |
|
RU2414252C1 |
СПОСОБ СМЕТАНКИНЫХ ТРЕНИРОВКИ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ | 2002 |
|
RU2224455C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАКТИКИ КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ | 2003 |
|
RU2233180C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ | 1998 |
|
RU2128944C1 |
Способ комплексной медико-психологической реабилитации пациентов с использованием биологической обратной связи (БОС) в поздний восстановительный период после острого ишемического инсульта | 2021 |
|
RU2772542C1 |
Способ лечения хронической тазовой боли у женщин на основе биологической обратной связи (БОС) | 2019 |
|
RU2717200C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БЕРЕМЕННЫХ К РОДАМ | 2013 |
|
RU2515763C1 |
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ К РОДАМ И ПОСЛЕРОДОВОМУ ПЕРИОДУ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН ГРУПП РИСКА НА САНАТОРНОМ ЭТАПЕ | 2008 |
|
RU2389464C2 |
Способ относится к медицине, акушерству. Беременную обучают диафрагмальному дыханию. Используют биологическую обратную связь по частоте сердечных сокращений под контролем максимальной частоты сердечных сокращений на вдохе и тренировке в применении этого дыхания. Беременная дышит диафрагмально сначала с выдохом, равным вдоху, затем с задержкой дыхания на вдохе. Периоды такого дыхания чередуют с периодами отдыха, длительность периодов дыхания и отдыха регулируют в зависимости от периодов родовой деятельности. Способ позволяет объективизировать контроль за ходом подготовки беременной к родам. 2 з. п. ф-лы.
Абрамченко В.В, Современные методы подготовки беременной к родам | |||
- С.-П., 1991, с | |||
Деревянное стыковое устройство | 1920 |
|
SU163A1 |
Авторы
Даты
1999-08-20—Публикация
1998-12-02—Подача