Способ проведения дыхательных упражнений Российский патент 2023 года по МПК A61H1/00 

Описание патента на изобретение RU2810406C1

Изобретение относится к медицине, способам оздоровления, и может быть использовано для реабилитации и повышения функциональных возможностей организма.

Известен способ оздоровления организма человека путем коррекции психоэмоционального состояния человека с использованием музыкальных композиций, содержащих не менее одного периода и обладающих относительно неизменными в рамках данной композиции темпом, метроритмом и ладотональностью (см. RU 2033818 С1, опубл., 30.04.1995).

Недостатком известного способа является отсутствие комплексного воздействия на организм. Способ не предполагает одновременного воздействия на дыхательную и двигательную сферы жизнедеятельности (не предполагает подключение соматических сфер жизнедеятельности), что не позволяет дозированно регулировать кардио-респираторные процессы организма, не обеспечивая сочетанного воздействия на кардио-респираторную, двигательную, вокально-речевую и когнитивную сферы.

При этом контроль осуществляется только за психоэмоциональным состоянием.

Известен способ оздоровления организма человека путем выполнения дыхательной гимнастики (см. RU 2203645 С2, опубл., 10.05.2003).

Известный способ представляет собой отдельно выполняемую дыхательную гимнастику, отдельно - физические упражнения (на завершении подготовительного этапа), которые осуществляются в различных, не регламентированных темпоритмах, что не позволяет дозированно регулировать кардио-респираторные процессы организма, обеспечивая эуритмического соотношение дыхания и сердцебиения.

Также данный вид оздоровления (дыхательная гимнастика и движения) не может быть эффективно применен в детском возрасте, так как в нем отсутствует эмоциональный компонент, необходимый в детской деятельности. При этом не осуществляется контроль за состоянием занимающегося.

Наиболее близким аналогом заявленного способа является способ оздоровления организма человека, включающий совокупность физических упражнений, поз и движений, выполняемых под музыкальное сопровождение. При этом последовательно выполняют хореографические комбинации и силовые спортивные упражнения, а выполнению последнего всегда предшествует хореографическая комбинация (см. RU 2454983 С1, опубл., 10.07.2012).

Данное изобретение, представляет собой комплекс движений под музыку, напоминающих ритмическую гимнастику. Однако способ не предполагает регламентированного воздействия на дыхательную систему и голосовой аппарат, строгого соотношения темпа дыхания и темпа музыкального произведения, что не позволяет точно регулировать смену цикла окисления, следовательно, не может обеспечивать процесс дозированной регуляции деятельности кардио-респираторной системы организма. При этом не осуществляется контроль за состоянием занимающегося.

Технической проблемой решаемой заявленным изобретением является обеспечение комплексного оздоровительного воздействия на организм человека за счет дозированной регуляции деятельности кардио-респираторной системы организма, а также за счет гармонического объединения различных упражнений в единый комплекс, в частности, объединения, по крайней мере, дыхательных упражнений, ритмических движений, проводимых с заданной ритмикой, озвучивания дыхания, а также прослушивания музыкального произведения. Эффективность указанного воздействия превышает сумму эффектов от применяемых отдельно методов воздействия на разные отделы организма.

Техническим результатом изобретения является повышение эффективности процесса оздоровления организма человека посредством точного регулирования параметров дыхательного цикла и, соответственно, цикла окисления, задаваемого прослушиваемым музыкальным произведением. Совокупность действий выполняемых при осуществлении дыхательных упражнений, проводимых с заданным темпоритмом и с озвучиванием дыхания, ритмических движений, приводит к появлению синергетического эффекта, заключающегося не только в значительном повышении процесса физического оздоровления, но и в улучшении психофизического и эмоционального состояния, то есть в комплексном оздоровлении человека, при котором указанные составляющие процесса оказывают взаимное положительное влияние.

Заявленная техническая проблема решается и технический результат достигается тем, что задают совокупность контролируемых параметров организма человека и их целевые значения, выполняют серию дыхательных упражнений, где каждое дыхательное упражнение в серии выполняют одновременно с прослушиванием музыкального произведения, озвучивая с использованием элементов голосового аппарата, по крайней мере, выдох, причем при выполнении дыхательного упражнения устанавливают количество вдохов близким или равным темпу прослушиваемого музыкального произведения, а соотношение длительности выдоха и вдоха устанавливают близким или равным ритму прослушиваемого музыкального произведения, и после выполнения каждого дыхательного упражнения в серии измеряют значения контролируемых параметров и сравнивают их с целевыми значениями, и по результату сравнения корректируют длительность дыхательных упражнений, последовательно добиваясь в процессе их выполнения достижения целевых значений.

Технический результат достигается также тем, что могут изменять режим проведения упражнения в зависимости от возраста занимающегося, при этом формируют возрастные группы занимающихся путем определения границ возрастного диапазона для каждой группы, и для каждой возрастной группы назначают темп прослушиваемого музыкального произведения.

Технический результат достигается также тем, что могут определять диапазон рекомендованных значений количества вдохов в минуту, длительности озвученного выдоха и соотношения длительности выдоха и вдоха для каждой возрастной группы.

Технический результат достигается также тем, что могут изменять высоту звука, издаваемого в процессе ритмического дыхания, осуществляя вибрационное воздействие звуковых волн на заданный отдел организма занимающегося.

Технический результат достигается также тем, что могут изменять глубину дыхания, контролируя громкость звука дыхания.

Технический результат достигается также тем, что звукообразование могут осуществлять путем пения с темпом, соответствующим темпу прослушиваемого музыкального произведения.

Технический результат достигается также тем, что в зависимости от результатов измерения значения контролируемых параметров могут менять прослушиваемое музыкальное произведение.

Технический результат достигается также тем, что в процессе выполнения дыхательного упражнения могут осуществлять ходьбу с частотой шагов, соответствующей темпу прослушиваемого музыкального произведения, обеспечивая дополнительную физическую нагрузку на организм занимающегося.

Технический результат достигается также, что шаги могут осуществлять путем упругого отталкивания от опорной поверхности.

Технический результат достигается также тем, что могут контролировать соотношение количества шагов и дыхательных циклов, при этом в процессе занятий добиваются достижения рекомендуемого значения соотношения сердцебиений к числу вдохов в минуту, близкого к эуритмическому (4:1 - на четыре удара сердца - один вдох).

Технический результат достигается также тем, что в процессе ходьбы могут осуществлять упражнения руками.

Технический результат достигается также тем, что движения руками могут осуществлять с использованием опорных палок.

Технический результат достигается также тем, что могут использовать силовые и дыхательные тренажеры.

Технический результат достигается также тем, что упражнения могут выполнять на открытом воздухе.

Технический результат достигается также тем, что могут устанавливать время суток для проведения упражнений в зависимости от интенсивности ультрафиолетового солнечного излучения.

Технический результат достигается также тем, что могут формировать тесты, включающие проверку выбранных параметров психического, эмоционального и физического состояния занимающегося, на основании анализа которых делают заключение о степени его оздоровления.

Из курса физиологии дыхания (см., например, Глава IV Физиология дыхания, в кн.: Георгиева С.А., Беликина Н.В., Прокофьева Л.И., Коршунов Г.В., и др. Физиология человека - Москва: Медицина, 1981, http://www.anfiz.ru/books/item/f00/s00/z0000020/st026. shtm) известно, что дыхательный цикл состоит из вдоха, выдоха и дыхательной паузы. Обычно вдох короче выдоха. Длительность вдоха у взрослого человека 0,9-4,7 с, длительность выдоха 1,2-6 с. Продолжительность вдоха и выдоха зависит в основном от рефлекторных воздействий, идущих от рецепторов легочной ткани. Дыхательная пауза - это непостоянная составная часть дыхательного цикла. Она различна по продолжительности и даже может отсутствовать.

На частоту и глубину дыхания влияют многие факторы, в частности эмоциональное состояние, умственная нагрузка, изменение химического состава крови, степень тренированности организма, уровень и интенсивность обмена веществ. Чем чаще и глубже дыхательные движения, тем больше кислорода поступает в легкие и соответственно большее количество углекислого газа выводится. Редкое и поверхностное дыхание может привести к недостатку снабжения клеток и тканей организма кислородом. Это в свою очередь сопровождается снижением их функциональной активности. В значительной степени изменяется частота и глубина дыхательных движений при патологических состояниях организма, особенно при заболеваниях органов дыхания.

В дыхательном цикле задействованы дыхательные мышцы - наружные межреберные, межхрящевые и мышцы диафрагмы. В зависимости от преимущественного участия в акте вдоха мышц грудной клетки и диафрагмы различают грудной, или реберный, и брюшной, или диафрагмальный, тип дыхания. У мужчин преобладает брюшной тип дыхания, у женщин -грудной.

В некоторых случаях, например, при физической работе, при одышке, в акте вдоха могут участвовать так называемые вспомогательные мышцы -мышцы плечевого пояса и шеи (грудные и передние зубчатые мышцы, грудино-ключично-сосцевидные).

Заявленный способ обеспечивает точное регулирование дыхательного цикла, регулирование частоты и глубины дыхательных движений с активным вовлечением в процесс не только основных дыхательных мышц, но и мышц плечевого пояса и шеи.

В описании используются следующие графические материалы.

На фиг.1 показана методологическая модель способа оздоровления; На фиг.2 показаны базовые действия способа;

На фиг.3 представлена таблица, включающая тестовые задания теста «ЗДРАВИК».

На фиг.4 представлено разрешение федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на применение уникальной технологии тестирования, с помощью которой проводят оценку эффективности оздоровления человека, занимающегося по методике, описанной в данной заявке;

На фиг.5-7 представлены примеры музыкально-песенных программ в различных темпах (от 98 до 152 ударов в минуту), использующихся при осуществлении заявленного способа.

Заявленный способ осуществляется следующим образом.

Базовым действием способа является выполнение дыхательного упражнения с использованием элементов голосового аппарата, озвучивая, по крайней мере, выдох и обеспечивая ритмичность дыхания. Практическая реализация способа начинается с того, что задают совокупность контролируемых параметров организма человека и их целевые значения. Далее, при реализации способа выполняют серию дыхательных упражнений, где каждое дыхательное упражнение в серии выполняют одновременно с прослушиванием музыкального произведения, озвучивая с использованием элементов голосового аппарата, по крайней мере, выдох. Выполнение дыхательного упражнения осуществляют, устанавливая количество вдохов близким или равным темпу прослушиваемого музыкального произведения, а соотношение длительности выдоха и вдоха близким или равным ритму прослушиваемого музыкального произведения. После выполнения каждого дыхательного упражнения в серии измеряют значения контролируемых параметров и сравнивают их с целевыми значениями, и по результату сравнения корректируют длительность дыхательных упражнений, последовательно добиваясь в процессе их выполнения достижения целевых значений

Способ, по сути, представляет собой медико-психолого-педагогическую технологию, направленную на гармонизацию психической и соматической сфер жизнедеятельности организма человека на основе эуритмического соотношения базовых физиологических процессов (соотношение 1:4- дыхания, сердцебиения, отдачи кислорода миоглобином, [1]), обеспечиваемого за счет произвольной полифункциональной активности, регулируемой музыкальной программой. Дыхательный цикл осуществляют в соответствии с заданным темпоритмом. Озвучивание возможно, как с открытым, так и с закрытым ртом. Ритм задают музыкальным произведением с соответствующим музыкальным темпом, которое прослушивают во время выполнения дыхательного упражнения. Таким образом создают управляемую дыхательную нагрузку. При этом контролируют количество вдохов в минуту, длительность озвученного выдоха и соотношение длительности выдоха и вдоха. На основе замеренных значений контролируемых параметров определяют длительность упражнений, последовательно добиваясь в процессе их выполнения достижения целевых (рекомендованных) значений.

Основная особенность базовой совокупности признаков способа, указанной в независимом пункте формулы, заключается в том, что в процессе выполнения упражнений прослушивают музыкальное произведение, которое оказывает сразу несколько положительных воздействий на организм человека.

Во-первых, прослушивание музыки способствует развитию музыкального слуха (ритмического, интонационного, тембрового, гармонического).

Во-вторых, прослушивание музыки, через мелодическое и ладогармоническое ее содержание повышает эмоциональный тонус (музыкальное моделирование эмоций [2]). При этом у занимающегося улучшается настроение и повышается работоспособность.

В-третьих, прослушивание музыки способствует развитию слухового анализатора в гораздо большем, чем разговорная речь, частотном диапазоне, (от 16 Гц - басы, до 7 кГц - высокие ноты).

В-четвертых, музыка становится организатором всего оздоровительного процесса, т.к. именно она задает темпоритм дыхания и способствует повышению эмоционального тонуса, а при дальнейших оздоровительных действиях, описанных в зависимых пунктах способа, она определяет образно-смысловую и двигательную программу.

Вторая особенность базовой совокупности признаков способа заключается в том, что в процессе прослушивания музыкального произведения выполняют дыхательное упражнение. При этом обеспечивается аритмичность дыхания в соответствии с заданным ритмом, а ритм задают музыкальным произведением с соответствующим музыкальным темпом».

Ритмичность дыхания заключается в том, что количество дыхательных циклов в минуту равно ¼ от музыкального темпа. Например, при темпе музыки в 120 ударов в минуту по метроному, выполняется 30 дыхательных циклов (один дыхательный цикл на 4 удара в минуту). Данная частота дыхания (ЧД) на 70-80% превышает нормальную частоту дыхания взрослого человека в покое.

Активизация частоты дыхания обуславливает активизацию тканевого обмена, без активизации деятельности сердечной мышцы (без повышения частоты сердечных сокращений - ЧСС).

Третья особенность базовой совокупности признаков способа заключается в том, что ритмическое дыхание в темпе музыки производится «с с использованием элементов голосового аппарата, озвучивая, по крайней мере, выдох». Данный элемент способствует переводу врожденного безусловно-рефлекторного механизма процесса дыхания - в условно-рефлекторный, т.е. дыхание переводится под контроль сознания, с включением механизма биологической обратной связи: характеристика издаваемого звука позволяет человеку дозированно регулировать глубину дыхательного цикла (громкость звука - в Дб), частоту вибрации голоса (высота звука - в Гц), соотношение длительности вдоха и выдоха (количество ударов метронома на вдох и на выдох).

Четвертая особенность базовой совокупности признаков способа заключается в том, что при выполнении упражнений «контролируют количество вдохов в минуту, длительность озвученного выдоха и соотношение длительности выдоха и вдоха». Данный элемент способствует повышению толерантности (терпимости) организма как к избытку кислорода - к «гипероксической толерантности», возникающей в связи с увеличением частоты дыхания в минуту, так и недостатку кислорода - к «гипоксической толерантности», возникающей в связи с удлинением выдоха.

Пятая особенность базовой совокупности признаков способа заключается в том, что при выполнении способа «на основе замеренных значений контролируемых параметров определяют длительность упражнений, последовательно добиваясь в процессе их выполнения достижения рекомендованных значений».

Данный элемент осуществляется путем проведения нескольких экспресс-тестов до и после занятий (кардио-респираторная проба Лазарева):

• Измеряется в покое частота сердечных сокращений и частота дыхания (ЧСС и ЧД покоя).

• Оценивается соотношение количества ударов сердца и количества вдохов - в минуту, с ориентацией на идеальное соотношение - 4:1 (на четыре удара сердца - один вдох).

• Измеряется в секундах длительность озвученного выдоха в покое путем произнесения звука «М» с закрытым ртом: а) - в покое, б) во время ходьбы, с темпом ходьбы - 120 шагов в минуту.

• Измеряется максимальное количество приседания за 30 секунд с положением кистей рук в замке за головой, максимальным сгибанием ног в коленных суставах, без отрыва пяток от пола.

• Производится математическая обработка полученных данных, с оценкой конечного результата.

Описанные выше действия, осуществляемые при реализации заявленного способа, позволяют обеспечить процесс оздоровления человека в результате комплексного физического и психоэмоционального воздействия на организм.

Подключение к базовому способу дополнительных действий, описанных в зависимых пунктах формулы, так же в комплексе гармонично усиливает эффект оздоровления организма.

Так, в зависимости от возраста занимающегося корректируют режим проведения упражнения. Заранее формируют возрастные группы занимающихся, определяя границы возрастного диапазона для каждой группы, и для каждой возрастной группы назначают темп прослушиваемого музыкального произведения.

В частности:

• Для группы 5-14 лет - 125-130 ударов в минуту.

• Для групп: 15-29 лет рекомендован темп музыки в 120-125 ударов в минуту) - (темп снижается);

• Людям средней возрастной группы (от 30 до 59 до лет) рекомендован темп музыки в 115-120 ударов в минуту по метроном (темп снижается);

• Людям старшей возрастной группы (от 60 до 75 лет) рекомендован темп музыки в 120-125 ударов в минуту по метроному (темп повышается);

• Беременным женщинам во втором и третьем триместрах беременности (особая категория, возраст от 18 до 45 лет) рекомендован темп музыки 90 - 110 ударов с минуту.

Кроме того, для каждой возрастной группы, а также для группы беременных женщин, рекомендуют определенные значения количества вдохов в минуту, а также длительности озвученного выдоха и соотношения длительности выдоха и вдоха.

Изменяя высоту звука, издаваемого в процессе ритмического дыхания, осуществляют вибрационное воздействие звуковых волн на заданный отдел организма занимающегося. Так, известно влияние определенной частоты звука на тот или иной орган человека [3].

Изменяя глубину дыхания, контролируют громкость звука дыхания (измеряется в Дб: 25-30 - тихо, 35-45 -довольно шумно, 50-55 - отчетливо слышно, 60-75 - шумно, 85-95 - очень шумно, 100-115 - крайне шумно).

Для усиления эффекта оздоровления звукообразование осуществляют путем пения с темпом, соответствующим темпу прослушиваемого музыкального произведения.

Так, пение оказывает следующее влияние на организм человека:

• улучшает показатели вегетативного гомеостаза (КРИ),

• улучшает память,

• улучшает музыкальность,

• улучшает дикцию

• при подключении пения движение совершается на основе содержания песен - производится рече-двигательная гимнастика

• вибрационное воздействие на организм во время пения, с учетом воспроизведения звуков различной высоты, способствует улучшению дренажной функции легких (через процесс вибродренажа), с выведением из легких остатков мокроты в ходе восстановления после перенесенных простудных и бронхолегочных заболеваний, в частности, после перенесения ковид-19.

Кроме того, процесс пения, с использованием текстов, связанных с картинами природы, позволяет подключить к оздоровительному процессу медитативные и логопедические техники.

В частности, осуществляется оздоровительный прием «Визуализация».

Во всех куплетах и припеве выделяются основные образы. По каждому образу создаются рисунки (фломастеры, цветные карандаши, гуашь, масляные краски), которые вставляются в файловый альбом и размещаются по порядку, с указанием даты каждого рисунка и его названия. Из этих рисунков изготавливается книга образов.

Ежедневный просмотр рисунков формирует внутреннюю картину песенных образов (визуальную карту), которая способствует закреплению системоквантов здорового поведения и формированию оздоровительных динамических стереотипов.

Кроме просмотра нарисованных картин выполняется медитативная техника:

В положении сидя с закрытыми глазами, проигрываются по порядку все зрительные картины песенной программы.

Особое значение медитативная техника визуализации приобретает в осенне-зимний период, когда просмотр книги образов, за счет сформированных условно-рефлекторных связей в период выполнения поющей ходьбе в летнее время (на море, в лесу и т.д.), вызывает в организме бывшего участника поющей ходьбы, помимо приятных воспоминаний, положительные следовые физиологические реакции.

Музыкальное произведение может быть выбрано из перечня известных произведений или создано специально под конкретную оздоровительную программу. При этом оно может быть заменено на другое, в зависимости от результатов измерения значения контролируемых параметров.

Эффект оздоровления усиливают осуществлением ходьбы с частотой шагов, соответствующей темпу прослушиваемого музыкального произведения, обеспечивая дополнительную физическую нагрузку на организм занимающегося. При этом шаги могут осуществлять путем упругого отталкивания от опорной поверхности.

Выполнение шагов оказывает следующее влияние на организм:

• повышаются показатели выносливости

• ходьба во время пения улучшает кровообращение, микроциркуляцию, что способствует улучшению дыхательного процесса через обогащение клеток кислородов. В результате улучшается работа мозга, что способствует улучшению когнитивных процессов, в частности улучшению памяти

• при осуществлении ходьбы по пересеченной местности возникает дополнительная нагрузка, как на двигательный аппарат, так и на кардиореспираторную систему.

При подключении к процессу оздоровления ходьбы контролируют соотношение количества шагов и дыхательных циклов, при этом в процессе занятий добиваются достижения значения эуритмического соотношения сердцебиений к числу вдохов в минуту - 4:1 (на 4 удара сердца - один вдох), с учетом темпа ходьбы и темпа музыки, рекомендуемого для данной возрастной группы на основании возрастных показателей ЧСС.

При реализации способа учитывается, что соотношение числа сердцебиений к числу вдохов для всех возрастов одинаково (на 4 удара сердца - один вдох), а вот темп музыки с возрастом, в связи с постепенным изменением пульса - меняется:

Примерные возрастные величины частоты сердечных сокращений:

До 5 лет - 100 ударов в минуту

До 10 лет - 90-95 ударов в минуту

До 20 лет - 65-75 ударов в минуту

С 20 до 55 лет - 65 - 80 ударов в минуту

С 55 до 60 лет - 70-85 ударов в минуту

С 60 до 70 лет и старше - 70-90 ударов в минуту и выше [4].

При дальнейшем развитии метода оздоровления процесс ходьбы дополняют упражнениями руками, в частности, движения руками осуществляют с использованием опорных палок.

Выполнение дополнительных упражнений руками позволяет активизировать кардио-респираторную систему, подключая к процессу дыхания вспомогательные мышцы - мышцы плечевого пояса и шеи (грудные и передние зубчатые мышцы, грудино-ключично-сосцевидные).

Кроме того, дополнительно используют силовые и дыхательные тренажеры.

В частности, для увеличения силы дыхательных мышц (мышц вдоха) и активизации диафрагмального дыхания разработан эластичный дыхательный корсет.

Техника наложения корсета. Измеряется длина окружности грудной клетки в области нижних ребер в состоянии полувыдоха. Готовится резиновый медицинский бинт («резиновый бинт Мартенса»), длина которого должна быть чуть больше окружности грудной клетки. На наружной стороне бинта делается отметка на расстоянии 3/4 окружности. Занимающийся делает глубокий выдох, задерживает дыхание. В этот момент на область нижних ребер накладывают корсет, длину которого доводят до подготовленной отметки. После натяжения корсета его завязывают со стороны спины на бант.

Примечание. Эластичный дыхательный тренажер нельзя накладывать после приема пищи. Максимальное время наложения корсета - 5-7 минут.

Использование опорных палок и тренажеров оказывает следующее влияние на организм:

• улучшает показатели кистевой динамометрии

• дыхательный корсет улучшает показатели функции внешнего дыхания вследствие дополнительной нагрузки на мышцы вдоха.

Выполнение упражнений на открытом воздухе значительно улучшает процесс оздоровления человека. При этом устанавливают наиболее благоприятное время суток для проведения упражнений в зависимости от интенсивности ультрафиолетового солнечного излучения.

Для объективной оценки состояния здоровья занимающихся формируют тесты («батарею» тестов), включающие проверку выбранных параметров психического, эмоционального и физического состояния занимающегося, на основании анализа которых делают заключение о степени его оздоровления.

Таким образом, в основе заявленного способа заложены следующие положения:

• Общим интегральным организатором всего процесса оздоровления является музыка, которая осуществляется в виде прослушивания, пения, музыкально-ритмического движения. При этом прослушивание и исполнение музыки (пение и движение под музыку) несет в себе не только эмоциональные и двигательные компоненты, но и когнитивный компонент, так как включается познавательный процесс (содержание песен), тренируется память. Также при пении песен развивается речевой аппарат. Кроме того, музыка несет в себе воспитательный компонент. Так, способ предполагает, в частности, использование музыки в темпе 120 ударов в минуту, что, в основном, характерно для гимно-маршевой музыки. Данная музыка, при соответствующем содержании, способствует формированию гражданских патриотических чувств, т.е. воспитанию или социализации личности.

Таким образом, прослушивание и пение песенных музыкальных произведений, в ходе оздоровления способствует как оптимизации функционального статуса (дыхательная сфера, эмоции, движения), так и развитию основных видов интеллекта (в рамках теории множественного интеллекта Г. Гарднера [5]): музыкального, двигательного, художественного (образы песен), лингвистического, познавательного, личностно-межличностного.

• Дыхание с помощью голосового звука переводится под контроль сознания - музыкально-звуковая психорегуляция дыхания.

• При подключении пения активизируются вибрационные процессы, эмоциональные реакции, познавательная деятельность, в частности память, речевой аппарат.

• При подключении пения движения совершаются на основе содержания песен - производится рече-двигательпая гимнастика.

• Ходьба во время пения улучшает кровообращение, микроциркуляцию, что способствует улучшению дыхательного процесса через обогащение клеток кислородов. В результате улучшается работа мозга, что способствует улучшению когнитивных процессов, в частности улучшению памяти.

• Пение позволяет осуществлять вибродренаж бронхолегочного дерева при воспроизведения голосовых звуков различной высоты (частота в Гц):

От ноты ДО большой октавы - 65,41 Гц

До ноты ДО третьей октавы - 1046, 52 Гц

• Экологический фактор способствует закаливанию организма.

То есть использование заявленного изобретения повышает эффективность процесса оздоровления организма человека за счет гармонического объединения различных упражнений в единый комплекс.Совокупность раскрытых в материалах заявки действий приводит к появлению синергетического эффекта, заключающегося не только в значительном повышении процесса физического оздоровления, но и в улучшении психофизического и эмоционального состояния, то есть в комплексном оздоровлении человека, при котором указанные составляющие процесса оказывают взаимное положительное влияние один на другой.

Положительный результат от использования отдельных упражнений подтвержден практически и описан в научной и специальной литературе:

М.Л. Лазарев, «Система медицинского, психологического и педагогического сопровождения развития ребенка до и после рождения». Журнал, входящий в базу СКОПУС, «Вопросы современной педиатрии», научная статья по специальности «Науки о здоровье», 2011, Т. 10, №2, с. 121-123. В статье, в частности приведены результаты исследования состояния здоровья занимающихся с использованием уникальных тестов, разработанных автором;

М.Л. Лазарев, Научный центр здоровья РАМН, «Музыкальный интеллект как основа модель гармонизации ребенка на разных стадиях детского онтогенеза, включая пренатальный возраст». Вестник МГУКИ, 2012, №4(48), с. 158-164.

Методика выявления состояния здоровья разработана, в том числе и автором заявки. Указанная методика основана на проведении значительного количества тестов («батареи» тестов, в частности тест ЗДРАВИК) и опубликована в виде статей в научной литературе. Так, описания тестов приводятся в сборнике статей межвузовской научно-практической конференции от 23 марта 2016 года, часть 2, «Инновации и традиции в современном физкультурном образовании», Лазарев Михаил Львович, статья «Здравиада - детские игры здоровья, как метод социализации физкультурно-оздоровительной деятельности детей», с. 237-243.

Тест «Здравик» разрешен к применению Росздравнадзором РФ (ФС №2011/395 от 13.12.2011 г). Разрешение выдано Научному центру здоровья детей РАМН).

Положительное влияние части основных существенных признаков способа на организм, по крайней мере, беременных женщин и детей различного возраста было подтверждено в результате многолетнего исследования.

Исследование проводилось поэтапно (с 1983 по 2011 гг.), в различных учреждениях Москвы и других городов России (Набережные Челны, Казань, Тюмень, Соликамск, Комсомольск-на-Амуре, Владивосток, Хабаровск).

Всего обследовано 4370 человек, из них беременных женщин - 2200 (основная группа - 1200, группа контроля - 1000 человек), здоровых детей в возрасте от 0 до 3 лет жизни - 750 (400 и 350, соответственно), здоровых детей в возрасте 3-7 лет - 800 (по 400 человек в каждой группе), детей в возрасте 7-10 лет - 620 (320 и 300, соответственно); детей, страдающих бронхиальной астмой.

В рамках решения задач исследования был разработан методологический принцип взаимовлияния или сопряженности когнитивных и соматических функций, названный «когнитивно-соматическим принципом развития», или «принципом когносомности развития» (авторское сокращение). Для оценки уровня сопряженности, или когносомности, тех или иных психофизиологических процессов и видов деятельности ребенка была предложена формула индекса когнитивно-соматической сопряженности, или индекса когносомности (авторский термин):

ИК = Тс/Тк + N/10 + А/10, где Тс - длительность включения соматических функций, действующих одновременно с когнитивными (длительность измеряется в минутах); Тк - длительность включения когнитивных функций (длительность также измеряется в минутах); N - количество соматических функций и процессов, сопровождающих воздействие на когнитивную сферу (кардиореспираторные процессы, двигательная функция, пищеварение, терморегуляция, тактильно-массажное воздействие, двигательный компонент экспрессивной речи, виброакустическое воздействие); А - средний уровень активности всех используемых в данном процессе соматических функций (по 3-балльной шкале).

В формуле введено ограничение: длительность активности соматических функций может быть больше, но не может быть меньше когнитивной активности.

Методологической основой метода КОС («метод когносомной онтосанации» - метод оздоровления ребенка в процессе онтогенеза, основанного на принципе когносомности развития) являлось пение и речь сначала беременной женщины, затем гуление и лепет грудного ребенка, и далее - его собственное пение и речь по мере созревание вокально-речевой сферы.

Вокально-речевой процесс в методе выступает в качестве когносомной программы, позволяющей подключать и регулировать нагрузки на все произвольные сферы: двигательную, эмоциональную, познавательную, пищеварительную и биоритмическую, дыхательную, защитно-адаптационную (исполнение песен в воздушной и водной среде).

Помимо метода КОС в исследовании применялись различные методы ручной и аппаратной диагностики: пульсометрия, пневмометрия, тонометрия, звукометрия, пикфлоуметрия, спирография (прибор CSA-800, Фукуда, Япония), кардиоинтервалография (аппарат «Варикард - ВК 1.4», Россия), кардиотокография, лазерная допплеровская флоуметрия (аппарат ЛАКК-01, НПП «Лазма», Россия), психологический тест Люшера, цветоэмоциональное экспресс-тестирование, психолого-медико-педагогическое тестирование.

При исследовании беременных женщин было отмечено, что кривая кардиотокографии матери напрямую связана не только с уровнем ее активности при исполнении программы, но и динамикой кривой кардиотокограммы у ребенка: в момент вокально-дыхательной нагрузки и в момент паузы; при пении (с предусмотренным различным темпом, эмоциональной окраской, громкостью, количеством вдохов в минуту и т.д.); выявлен феномен увеличения амплитуды кривой сердцебиения плода и ее большей ритмичности при пении мамой маршевой песни по отношению к колыбельной, а также зависимость уровня страдания плода и динамики кривой кардиотокограммы.

Были выявлены корреляционные связи между длиной вдоха и выдоха и показателем активности регуляторных систем (ПАРС) (оказалось, что состояние, наиболее близкое к оптимальному напряжению регуляторных систем, возникает при соотношении вдоха и выдоха 1:4 (ПАРС = 4,6 при норме 1-2 балла); и наименее оптимальное состояние возникает при соотношении вдоха 1:3 (ПАРС = 6 баллов); темпом пения и ЧСС (при темпе пения 120 ударов в минуту ЧСС равнялось 94,4 удара в минуту, при темпе пения 60 ударов в минуту - ЧСС равнялось 85,2 удара в минуту).

Исследования показали, что сеансы по описанному методу: а) снижают ЧСС у беременных женщин (в начале сеансов средние показатели ЧСС равнялись 91 удару в минуту, после проведения сеанса - 84,3 удара в минуту); б) повышают показатели функции внешнего дыхания (до сеансов звукометрический тест в среднем был равен 21 усл.ед., после занятий - 24 усл.ед.); в) улучшают психоэмоциональное состояние (по позиции основных цветов теста М. Люшера у 61% беременных женщин отмечалось улучшение, у 14% - ухудшение показателей; в 25% состояние оставалось без изменений).

По целому ряду параметров развития и здоровья дети группы «С» (занимающиеся) рождались психически и физически более зрелыми и в развитии опережали своих сверстников (группа «К» - контрольная). Так, существенная разница выявлена в показателях крика новорожденных (сильный крик при рождении отмечен у 48% детей группы «С» и 32% детей группы «К»). На первом месяце жизни детей с диагнозом «здоров» оказалось значительно больше в группе «С» (82%), чем в группе «К» (68%).

При исследовании функции внешнего дыхания детей 6-12 лет, страдающих бронхиальной астмой, удалось установить, что стабильное достоверное улучшение показателей отмечается у детей - через 6 месяцев после начала занятий. Так, показатели пикфлоуметрии у детей 5-8 лет возросли с 132±4,01 до 182±5,1 л/мин, а у детей 9-12 лет: с 232±21,1 до 335±335±25,7 л/мин.

При исследовании влияния метода КОС на данную категории пациентов в условиях детского стационара оказалось, что даже после недельного курса звукодыхательного тренинга (в рамках метода КОС), наблюдалась положительная динамика показателей легочной вентиляции: ЖЕЛ увеличилась в среднем на 5,4%, ФЖЕЛ выросла в среднем на 7,6%; заметно выросла Упик на 15,6-24,6%). Показатели звукометрического теста (длительность озвученного выдоха, измеряемая в секундах) также значительно отличались у экспериментальной группы по отношению к группе контроля (25 секунд и 8 секунд соответственно).

Особый интерес в исследовании вызвали результаты взаимовлияния когнитивных и соматических функций:

• показатели когнитивной сферы (память) значительно возрастают не только при организации поведенческого акта (в алгоритме: звук-образ-движение), но также после выполнения физических нагрузок (тест на скоростную выносливость);

• визуализация данных тестирования значительно усиливает мотивацию здорового поведения у дошкольников и младших школьников, что сказывается на увеличении показателей;

• уровень самооценки у детей коррелирует с состоянием иммунной сферы (повышение уровня самооценки соответствует снижению заболеваемости и, наоборот, снижение - к повышению);

• показатели состояния соматической сферы (сила, определенная с помощью динамометрии, и скоростная выносливость - по количеству приседаний) значительно возрастают (от 10 до 30%) при проведении тестирования в виде Детских игр здоровья - Здравиады (социальная мотивация здоровья) и создании определенного психоэмоционального настроя (ролевая игра, предварительное пропевание соответствующей песни или прослушивание музыки);

• при одинаковом соотношении длины вдоха и выдоха показатели функции внешнего дыхания и вегетативного гомеостаза ближе к норме при дыхании во время пения, чем просто дыхании;

• выявление в процессе ежегодного проведения экспресс-тестирования в группах и на Здравиаде «функционального профиля» ребенка (музыкального, художественного, театрального, рационально-мыслительного, двигательного) способствует формированию мотивации оздоровительно-развивающей деятельности.

Представленные выше данные были получены в процессе исследований, сделанных на различных выборках детского и взрослого населения.

Таким образом, в описанном примере показана эффективность влияния на комплексный показатель состояния здоровья человека совместного применения дыхательных, музыкальных и звуковых упражнений, описанных в независимом пункте формулы изобретения.

Источники информации:

1. Залманов А. Тайная мудрость человеческого организма. М.: Молодая гвардия. Дидакт, 1991. С.46.

2. Медушевский В.В. "О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки". Изд. "Музыка". Москва, 1976. - С.-3, 57, 72.

3. Гринберг Я.З. О механизме преобразования вибраций в организме. Электронный научный журнал «Инженерный вестник Дона», 2014 (часть 2)

4. Рабаданова А.И., Бамматмурзаева Д.М., Гасасаева P.M. Физиологические показатели организма как возрастные маркеры сенситизации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - №1. - С. 21-25; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=4533 (дата обращения: 31.10.2022).

5. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: пер. с англ. /Говард Гарднер. М.: ООО «И.Д. Вильяме». - 2007. - 512 с.

Похожие патенты RU2810406C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКИХ БРОНХОЛЕГОЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ 1994
  • Лазарев Михаил Львович
RU2082372C1
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА 2008
  • Богданова Лариса Петровна
  • Кривощеков Евгений Петрович
  • Хамидуллин Андрей Андарзянович
  • Маркова Ирина Петровна
RU2394605C2
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ 2004
  • Овсянников Виктор Дмитриевич
RU2277405C2
СПОСОБ ВОКАЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ ДЫХАНИЯ 2012
  • Ковыева Зульфия Ханифовна
  • Лепилина Лариса Александровна
  • Тырнова Татьяна Павловна
  • Нугаев Оскар Ильдарович
  • Тырнов Петр Вячеславович
RU2499586C1
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА 2009
  • Бызов Анатолий Петрович
  • Какухин Александр Дмитриевич
RU2423097C1
Способ немедикаментозного улучшения качества ночного сна 2023
  • Тур Екатерина Юрьевна
RU2813023C1
СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ЗВУКОВОЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ 2013
RU2526883C1
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ГРУППОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ 2021
  • Бобрик Юрий Валериевич
  • Кулинченко Андрей Васильевич
RU2766049C1
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 2010
  • Хмелев Евгений Владимирович
RU2452453C1
СПОСОБ ГАРМОНИЧНОГО ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА 2018
  • Дорофеев Александр Анатольевич
RU2737997C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 810 406 C1

Реферат патента 2023 года Способ проведения дыхательных упражнений

Изобретение относится к медицине, способам оздоровления и может быть использовано для реабилитации и повышения функциональных возможностей организма. Сущность изобретения заключается в том, что задают совокупность контролируемых параметров организма человека и их целевые значения. Выполняют серию дыхательных упражнений, где каждое дыхательное упражнение в серии выполняют одновременно с прослушиванием музыкального произведения, озвучивая с использованием элементов голосового аппарата, по крайней мере выдох, причем при выполнении дыхательного упражнения устанавливают количество вдохов близким или равным темпу прослушиваемого музыкального произведения, а соотношение длительности выдоха и вдоха устанавливают близким или равным ритму прослушиваемого музыкального произведения. После выполнения каждого дыхательного упражнения в серии измеряют значения контролируемых параметров и сравнивают их с целевыми значениями, и по результату сравнения корректируют длительность дыхательных упражнений, последовательно добиваясь в процессе их выполнения достижения целевых значений. Способ обеспечивает повышение эффективности процесса оздоровления организма человека за счет гармонического объединения различных упражнений в единый комплекс. 7 ил.

Формула изобретения RU 2 810 406 C1

Способ проведения дыхательных упражнений, заключающийся в том, что выполняют серию дыхательных упражнений, где каждое дыхательное упражнение в серии выполняют одновременно с прослушиванием музыкального произведения, при этом осуществляют пение с темпом, соответствующим темпу прослушиваемого музыкального произведения, причем при выполнении дыхательного упражнения устанавливают соотношение длительности выдоха и вдоха равным ритму прослушиваемого музыкального произведения, при этом темп прослушиваемого музыкального произведения устанавливают с учетом возрастной группы: 5-14 лет - 125-130 ударов в минуту по метроному; 15-29 лет - 120-125 ударов в минуту по метроному; 30-59 лет - 115-120 ударов в минуту по метроному; 60-75 лет - 120-125 ударов в минуту по метроному; беременным женщинам во втором и третьем триместрах беременности в возрасте от 18 до 45 лет - 90-110 ударов в минуту по метроному; при этом осуществляют 1 дыхательный цикл на 4 удара метронома в минуту; в процессе выполнения дыхательного упражнения осуществляют ходьбу с частотой шагов, соответствующей темпу прослушиваемого музыкального произведения, при этом осуществляют движения руками с использованием опорных палок, а во время проведения дыхательных упражнений используют эластичный дыхательный тренажер в виде резинового медицинского бинта, который накладывают на область нижних ребер, а упражнения осуществляют на открытом воздухе.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2810406C1

СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА 2010
  • Присакару Элина Васильевна
RU2454983C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧЕ- И ГОЛОСООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ 1994
  • Доросинская А.В.
RU2126240C1
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 2019
  • Ковальская Надежда Николаевна
RU2730994C1
ДИКАРЕВА К
В
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ: ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ // Просветительство как форма освоения музыкального наследия: прошлое, настоящее, будущее
Изложница с суживающимся книзу сечением и с вертикально перемещающимся днищем 1924
  • Волынский С.В.
SU2012A1
С
Аппарат для передачи фотографических изображений на расстояние 1920
  • Адамиан И.А.
SU170A1

RU 2 810 406 C1

Авторы

Лазарев Михаил Львович

Даты

2023-12-27Публикация

2022-11-08Подача