КОМПОЗИТНЫЙ ПОРШЕНЬ С АНТИФРИКЦИОННЫМ ПОКРЫТИЕМ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2004 года по МПК F02F3/10 

Описание патента на изобретение RU2235216C1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, и может быть использовано в авиации, автомобилестроении, энергостроении и других областях техники.

Известен поршень для двигателя внутреннего сгорания, описанный в патенте РФ №2007602, кл. F 02 F 3/00, 15.02.1994. “Поршень для двигателя внутреннего сгорания”. Данный поршень содержит головку с жаровым поясом и канавками под компрессионные и маслосъемные кольца и юбку, спрофилированную таким образом, что отношения диаметральных отклонений от номинального диаметра поршня соответственно в верхней кромке жарового пояса (Δ1), в нижней кромке первой межколечной перемычки (Δ2), в верхней зоне юбки (Δ3), в нижнее кромке юбки (Δ4) к диаметру цилиндра Dц при заданной величине расстояния от днища поршня до минимального диаметра Н0 приводит к оптимизации профиля боковой поверхности поршня, учитывающей в достаточной мере сложность динамических и тепловых процессов, происходящих в двигателе при движении поршня в цилиндре.

Геометрические параметры головки и юбки поршня выполнены в соответствии с соотношениями

Δ1/Dц=(2,36-4,8)·10-3,

Δ2/Dц=(0,95-3,25)·10-3,

Δ3/Dц=(0,74-1,84)·10-3,

Δ4/Dц=(0,08-0,04)·10-3,

Н0/Dц=0,6-0,9.

Недостатком данной конструкции является невысокие прочностные свойства поршня из-за отсутствия в поршне композитных материалов и антифрикционных покрытий, повышающих прочность конструкции.

Наиболее близким по технической сущности к заявленному жидкоштампованному поршню с антифрикционным покрытием является поршень, содержащий головку, армированную кварцевыми волокнами с антифрикционным высокотемпературным покрытием и канавками под компрессионные и маслосъемные кольца, юбку с профилированной овально-бочкообразной поверхностью. Геометрические параметры головки и юбки поршня выполнены в соответствии с соотношениями

Δ1/Dц=(2,4-2,59)·10-3,

Δ2/Dц=(0,88-0,94)·10-3,

Δ3/Dц=(0,65-0,73)·10-3,

Δ4/Dц=(0,06-0,075)·10-3,

Н0/Dц=0,55-0,59.

Недостатком данной конструкции является то, что, несмотря на попытки оптимизировать профиль рабочей поверхности поршня путем задания ее геометрических параметров, армирование головки кварцевыми волокнами и выполнение ее с антифрикционным высокотемпературным покрытием, в достаточной мере не удалось повысить прочностные свойства поршня из-за произвольной ориентации композитных материалов и отсутствия усиления ими мест наибольших нагрузок, приходящихся на поршень при его работе.

Целью настоящего изобретения является повышение прочностных свойств поршня за счет выполнения в местах наибольших напряжений вставок с ориентированными определенным образом композитными волокнами и оптимизации профиля рабочей поверхности поршня путем задания ее геометрических параметров. Выполнение предложенных антифрикционных покрытий на жаровом поясе и юбке позволяет снизить коэффициент трения, что способствует улучшению приработки цилиндропоршневой группы и служит повышению прочностных свойств поршня.

Поставленная цель достигается тем, что композитный поршень с антифрикционным покрытием для двигателя внутреннего сгорания, содержащий головку с антифрикционным покрытием, канавки под компрессионные и маслосъемные кольца и юбку с профилированной овально-бочкообразной рабочей поверхностью, снабжен вставкой из волокнистого материала, соответствующей размеру головки поршня и состоящей из двух частей, одна из которых расположена в днище поршня и имеет волокна материала ее изготовления, ориентированные перпендикулярно днищу поршня, а вторая выполнена не более размера канавок под компрессионные кольца и имеет волокна, ориентированные параллельно днищу поршня, при этом геометрические параметры головки и юбки выполнены в соответствии с соотношениями

Δ1/Dц=(2,35-2,39)·10-3,

Δ2/Dц=(0,81-0,87)·10-3,

Δ3/Dц=(0,61-0,65)·10-3,

Δ4/Dц=(0,05-0,055)·10-3,

Н0/Dц=0,51-0,54,

где Δ1 - диаметральное отклонение в верхней кромке жарового пояса от номинального диаметра поршня, мм;

Δ2 - диаметральное отклонение в нижней кромке жарового пояса от номинального диаметра поршня, мм;

Δ3 - диаметральное отклонение в верхней зоне юбки от номинального диаметра поршня, мм;

Δ4 - диаметральное отклонение в нижней зоне юбки от номинального диаметра поршня, мм;

Н0 - расстояние от днища поршня до зоны номинального диаметра, мм;

Dц- диаметр цилиндра, мм.

Поршень отличается тем, что антифрикционное покрытие выполнено на жаровом поясе в виде высокотемпературного кремнеорганического покрытия, а на юбке в виде эпоксифенольного покрытия.

На фиг. 1 изображен композитный поршень с армированной волокнами головкой объемного наполнения.

Композитный поршень содержит головку 1 с жаровым поясом 2 и канавками 3 под компрессионные и маслосъемное кольца, юбку 4, спрофилированную определенным образом, и бобышки 5 под поршневой палец с выполненными в них отверстиями 6. Вставка, например, из керамических волокон имеет сложную форму: в верхней части 7 вставки волокна имеют направление, перпендикулярное днищу поршня, а в нижней части 8 волокна ориентированы параллельно днищу поршня. На поршень нанесено антифрикционное покрытие, причем на жаровой пояс 2 нанесено жаростойкое кремнеорганическое покрытие, а на юбке 4 находится эпоксифенольное покрытие.

Композитный материал верхней части поршня с волокнами, направленными перпендикулярно действию нагрузки, позволяет значительно повысить прочность и жаростойкость днища поршня, в то время как композитный материал, находящийся ниже, с волокнами, ориентированными параллельно днищу, увеличивает износостойкость боковой части головки поршня, включающей жаровой пояс.

При движении поршня в цилиндре происходят сложные гидравлические и тепловые процессы между цилиндром и боковой поверхностью поршня, приводящие к необходимости профилирования поршня и выбора положения поршневых колец. Отношение диаметральных отклонений от номинального диаметра поршня соответственно в верхней кромке жарового пояса (Δ1), в нижней кромке первой межколечной перемычки (Δ2), в верхней зоне юбки (Δ3), в нижней кромке юбки (Δ4), к диаметру цилиндра Dц при заданной величине расстояния от днища поршня до номинального диаметра Н0 приводит к оптимизации профиля боковой поверхности поршня, учитывающей в достаточной мере сложность динамических и тепловых процессов, происходящих в двигателе при движении поршня в цилиндре.

Δ1/Dц=(2,35-2,39)·10-3,

Δ2/Dц=(0,81-0,87)·10-3,

Δ3/Dц=(0,61-0,65)·10-3,

Δ4/Dц=(0,05-0,055)·10-3,

Н0/Dц=0,51-0,54.

Антифрикционное покрытие, наносимое на боковые поверхности поршня, позволяет значительно снизить коэффициент трения поршня о стенки цилиндра. Кроме этого покрытие ускоряет процесс приработки поршня.

При возникновении вспышки в цилиндре рабочее тело, имеющее высокую температуру, воздействует на днище поршня. В днище поршня возникают сильные механические и тепловые напряжения, композитный материал верхней части препятствует появлению деформаций от этих напряжений, что, в свою очередь, повышает запасы прочности поршня в целом. Тепловой поток, направленный от днища поршня к жаровому поясу и канавкам, вызывает диаметральное увеличение головки поршня. Нижняя часть композитного материала позволяет уменьшить тепловые деформации, а за счет этого минимизировать диаметральные зазоры в жаровом поясе.

Предлагаемое устройство позволяет повысить прочностные свойства, что позволяет оптимизировать диаметральные зазоры в цилиндропоршневой группе. При этом снижаются массовые характеристики двигателя и уменьшаются нагрузки на основные детали двигателя.

Похожие патенты RU2235216C1

название год авторы номер документа
ЖИДКОШТАМПОВАННЫЙ КОМПОЗИТНЫЙ ПОРШЕНЬ С ПРИРАБОТОЧНЫМ И АНТИФРИКЦИОННЫМ ПОКРЫТИЯМИ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Александров А.А.
RU2194871C2
ПОРШЕНЬ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Никитин Ю.Н.
  • Коротеев С.В.
  • Никитин А.Ю.
RU2007602C1
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Захаров Л.А.
  • Панфилов Ю.Т.
  • Химич В.Л.
  • Каликин В.П.
  • Самылин П.Л.
  • Чирканов В.Ф.
  • Камбаров З.М.
RU2121591C1
ШТАМПОВАННЫЙ ПОРШЕНЬ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Ананичук В.Я.
  • Никитин Ю.Н.
  • Коротеев С.В.
RU2112888C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Бакиров Юлий Александрович
RU2056515C1
ЦИЛИНДРОПОРШНЕВАЯ ГРУППА 2010
  • Безюков Олег Константинович
  • Афанасьева Ольга Владимировна
RU2450147C2
ЦИЛИНДРОПОРШНЕВАЯ ГРУППА 2016
  • Безюков Олег Константинович
  • Афанасьева Ольга Владимировна
  • Первухин Дмитрий Анатольевич
RU2644434C1
СПОСОБ РЕМОНТА ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2013
  • Макушин Александр Александрович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Аюкин Зульфат Ахатович
  • Зарипов Рустем Гамилиевич
  • Глемба Константин Вячеславович
RU2542035C2
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Бураков Ю.В.
  • Мягков Л.Л.
  • Панин В.И.
  • Романова В.С.
RU2116487C1
Поршень 1983
  • Васильев Глеб Лукьянович
  • Евенко Владимир Иосифович
  • Фокин Юрий Иосифович
  • Воробьев Виктор Иванович
SU1110975A1

Реферат патента 2004 года КОМПОЗИТНЫЙ ПОРШЕНЬ С АНТИФРИКЦИОННЫМ ПОКРЫТИЕМ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Композитный поршень с антифрикционным покрытием для ДВС содержит головку с антифрикционным покрытием и канавками под компрессионные и маслосъемные кольца и юбку с профилированной овально-бочкообразной рабочей поверхностью, причем поршень снабжен вставкой из волокнистого материала, соответствующей размеру головки поршня и состоящей из двух частей, одна из которых расположена в днище поршня и имеет волокна материала ее изготовления ориентированные перпендикулярно днищу поршня, а вторая выполнена не более размера канавок под компрессионные кольца и имеет волокна ориентированные параллельно днищу поршня. Приведены геометрические параметры головки и юбки. Антифрикционное покрытие может быть выполнено на жаровом поясе в виде высокотемпературного кремнеорганического покрытия, а на юбке поршня - в виде эпоксифенольного покрытия. Изобретение позволяет повысить прочностные свойства поршня. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 235 216 C1

1. Композитный поршень с антифрикционным покрытием для двигателя внутреннего сгорания, содержащий головку с антифрикционным покрытием, канавки под компрессионные и маслосъемные кольца и юбку с профилированной овально-бочкообразной рабочей поверхностью, отличающийся тем, что поршень снабжен вставкой из волокнистого материала, соответствующей размеру головки поршня и состоящей из двух частей, одна из которых расположена в днище поршня и имеет волокна материала ее изготовления, ориентированные перпендикулярно днищу поршня, а вторая выполнена не более размера канавок под компрессионные кольца и имеет волокна, ориентированные параллельно днищу поршня, при этом геометрические параметры головки и юбки выполнены в соответствии с соотношениями

Δ1/Dц=(2,35-2,39)·10-3

Δ2/Dц=(0,81-0,87)·10-3

Δ3/Dц=(0,61-0,65)·10-3

Δ4/Dц=(0,05-0,055)·10-3

Н0/Dц=0,51-0,54,

где Δ1 - диаметральное отклонение в верхней кромке жарового пояса от номинального диаметра поршня, мм;

Δ2 - диаметральное отклонение в нижней кромке жарового пояса от номинального диаметра поршня, мм;

Δ3 - диаметральное отклонение в верхней зоне юбки от номинального диаметра поршня, мм;

Δ4 - диаметральное отклонение в нижней зоне юбки от номинального диаметра поршня, мм;

Dц - диаметр цилиндра, мм;

Н0 - расстояние от днища поршня до зоны номинального диаметра.

2. Поршень по п.1, отличающийся тем, что антифрикционное покрытие выполнено на жаровом поясе в виде высокотемпературного кремнийорганического покрытия, а на юбке - в виде эпоксифенольного покрытия.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2235216C1

SU 1176849 А, 30.08.1985
Приспособление для закалки и правки циркулярных пил и т.п. тонких изделий 1931
  • Питеркин П.А.
SU28502A1
0
SU155159A1
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Захаров Л.А.
  • Панфилов Ю.Т.
  • Химич В.Л.
  • Каликин В.П.
  • Самылин П.Л.
  • Чирканов В.Ф.
  • Камбаров З.М.
RU2121591C1
ШТАМПОВАННЫЙ ПОРШЕНЬ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Ананичук В.Я.
  • Никитин Ю.Н.
  • Коротеев С.В.
RU2112888C1
ПОРШЕНЬ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Никитин Ю.Н.
  • Коротеев С.В.
  • Никитин А.Ю.
RU2007602C1

RU 2 235 216 C1

Авторы

Никитин Ю.Н.

Финкельберг Л.А.

Костюченков А.Н.

Вершинин А.В.

Даты

2004-08-27Публикация

2002-11-29Подача