ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА Российский патент 2004 года по МПК B61H7/02 F16D69/02 F16D69/04 

Описание патента на изобретение RU2236969C2

Заявляемое изобретение относится к тормозным колодкам железнодорожного подвижного состава, например, колодкам пассажирских вагонов, электропоездов и т.д.

Аналогом заявляемого изобретения является железнодорожная тормозная колодка, включающая полимерный композиционный фрикционный элемент и металлический каркас (см. Б.А. Ширяев. Производство тормозных колодок из композиционных материалов для железнодорожных вагонов. - М.: Химия, 1982, с. 14-18). Существенные признаки аналога “полимерный композиционный фрикционный элемент и металлический каркас” совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога является низкая теплопроводность фрикционного элемента, вызывающая, особенно для скоростных транспортных средств (пассажирских поездов), перегревы поверхности трения, что приводит к возникновению дефектов в поверхности качения колеса и поверхности трения колодки и преждевременному выходу из строя фрикционной пары.

Аналогом заявляемого изобретения является железнодорожная тормозная колодка, включающая металлический каркас и теплопроводный полимерный композиционный фрикционный элемент, который содержит графит (см. Б.А. Ширяев. Производство тормозных колодок из композиционных материалов для железнодорожных вагонов. - М.: Химия, 1982, с.16). Существенные признаки аналога “металлический каркас и теплопроводный полимерный композиционный фрикционный элемент” совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога является ухудшение эксплуатационных характеристик колодки из-за обусловленной графитом высокой электропроводности, в результате чего при эксплуатации колодки с использованием электрической тяги, когда рельсы и соответственно колеса являются проводниками электропитания, через колодку протекают значительные токи и возникает скользящий электрический контакт. Следствием этого является осложнение обычных процессов трения и изнашивания электродинамическими процессами, в результате появляется дополнительная компонента износа - электрическая и снижается стабильность коэффициента трения в результате анодной поляризации колодки.

Аналогом заявляемого изобретения является колодка, включающая металлический каркас и композиционный фрикционный элемент, выполненный из двух продольных слоев, имеющих различную электропроводность, при этом слой, в котором размещен каркас колодки, имеет меньшую электропроводность (см. патент РФ №2114019, МПК 7 В 61 Н 7/02, 1998). Существенные признаки аналога “металлический каркас, полимерный композиционный фрикционный элемент, выполненный из двух продольных слоев”, совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога является недостаточная теплопроводность фрикционного элемента, способствующая перегревам поверхности трения и преждевременному выходу из строя фрикционной пары.

Прототипом заявляемого изобретения является колодка, включающая металлический каркас и полимерный композиционный фрикционный элемент, выполненный из двух продольных слоев, имеющих различную теплопроводность, при этом слой, в котором размещен каркас колодки, имеет меньшую теплопроводность (см. патент РФ №2072672, МПК 7 В 61 Н 7/02, 1997).

Существенные признаки прототипа “металлический каркас, полимерный композиционный фрикционный элемент, выполненный из двух продольных слоев, имеющих различную теплопроводность, слой, в котором размещен каркас колодки, имеет меньшую теплопроводность” совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком прототипа является неравномерность тепловых нагрузок в теле колодки, обусловленная неодинаковыми теплоотдачей и временем нагрева и охлаждения отдельных слоев колодки в процессе эксплуатации, в результате чего возможны деформация и растрескивание колодки.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является улучшение эксплуатационных характеристик железнодорожной тормозной колодки за счет снижения дисбаланса тепловых нагрузок колодки в процессе эксплуатации путем сбалансирования соотношения масс теплопроводного и менее теплопроводного слоев.

Для достижения указанного технического результата в тормозной колодке железнодорожного подвижного состава, включающей металлический каркас и полимерный композиционный фрикционный элемент, выполненный из двух продольных слоев, имеющих различную теплопроводность, слой, в котором размещен каркас колодки, имеет меньшую теплопроводность, а массы полимерных композитов, из которых выполнены слои, выбраны из соотношения

где M1 - масса композита более теплопроводного слоя;

M2 - масса композита менее теплопроводного слоя.

Существенные признаки заявляемого изобретения “массы полимерных композитов, из которых выполнены слои, выбраны из соотношения

где M1 - масса композита более теплопроводного слоя;

M2 - масса композита менее теплопроводного слоя”, являются отличительными от признаков прототипа.

Тормозная колодка железнодорожного подвижного состава включает металлический каркас и теплопроводный полимерный композиционный фрикционный элемент, выполненный из двух продольных слоев, каждый из которых выполнен из полимерного фрикционного композита на основе полимерного связующего с различными наполнителями, включая волокнистые и дисперсные. При этом композит более теплопроводного слоя содержит дополнительно наполнитель из материала с высокой теплопроводностью, например, графита кристаллического, скрытокристаллического или их смеси, различных металлов и др. Металлический каркас колодки размещен в менее теплопроводном слое. Масса M1 композита более теплопроводного слоя больше массы М2 композита менее теплопроводного слоя (без учета массы металлического каркаса) в 1,5-2,0 раза.

Изготавливаться заявляемая колодка может известными методами, например формованием из полимерной композиции.

Конкретным примером заявляемого изобретения является двухслойная железнодорожная колодка, содержащая металлический сетчато-проволочный каркас и двухслойный фрикционный элемент. Менее теплопроводный слой фрикционного элемента, в котором размещен каркас колодки, выполнен из композита ТИИР-300, содержащего матрицу из вулканизата каучука, порошкообразные наполнители (баритовый концентрат и технический углерод) и волокнистый наполнитель (асбест). Более теплопроводный слой выполнен из композита ТИИР-303, содержащего матрицу из вулканизата каучука, порошкообразные наполнители (баритовый концентрат, технический углерод, электрокорунд, графит) и волокнистый наполнитель (асбест). В одной колодке масса композита ТИИР-300 (без массы каркаса) составляет ~ 1,1 кг, масса композита ТИИР-303 ~ 1,8 кг.

Другим конкретным примером заявляемого изобретения является утолщенная укороченная двухслойная железнодорожная колодка, содержащая металлический сетчато-проволочный каркас и двухслойный фрикционный элемент. Менее теплопроводный слой колодки, в котором размещен каркас, выполнен из композита ТИИР-300 и имеет массу ~ 1,2 кг (без массы каркаса), более теплопроводный слой из композита ТИИР-303 имеет массу ~ 2,2 кг.

Использование указанного соотношения масс композитов слоев в двухслойной колодке позволяет оптимизировать тепловые напряжения в колодке в процессе эксплуатации в условиях как высоких нагревов, так и глубоких охлаждении колодки, что особенно характерно для резкоконтинентального климата. Если соотношение масс композитов слоев будет меньше, чем 1,5, то при эксплуатации в условиях холодного климата возрастает возможность оледенения и обмерзания колодки, способствующая обмерзанию тормозного башмака, что резко затрудняет смену колодок и требует очистки тормозного узла от льда. Кроме того, обмерзание колодки увеличивает тормозной путь, что снижает безопасность движения. Соотношение масс композитов слоев большее, чем 2,0 существенно уменьшает эффект, который дает высокая теплопроводность колодки, так как повышается температурный градиент в теле колодки, в результате чего возможны перегревы поверхности трения и, как следствие, дефекты поверхности качения колеса.

Похожие патенты RU2236969C2

название год авторы номер документа
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2002
  • Шамков Ю.В.
  • Никулин С.А.
  • Зайцев Н.М.
  • Левит М.З.
  • Пивень Е.Г.
RU2232093C1
КОМПОЗИЦИОННАЯ ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2017
  • Романенко Виталий Валериевич
  • Кузьминых Андрей Германович
  • Сухарев Евгений Альбертович
RU2655821C1
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2001
  • Исаков В.А.
  • Габбасова А.А.
  • Зимина Н.В.
  • Зырянова С.А.
  • Партина В.П.
  • Зверев Л.Е.
  • Левит М.З.
  • Касаткин Г.П.
  • Пивень Е.Г.
RU2229402C2
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2001
  • Исаков В.А.
  • Габбасова А.А.
  • Зимина Н.В.
  • Зырянова С.А.
  • Партина В.П.
  • Зверев Л.Е.
  • Левит М.З.
  • Касаткин Г.П.
  • Пивень Е.Г.
RU2229403C2
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2001
  • Исаков В.А.
  • Габбасова А.А.
  • Зимина Н.В.
  • Зырянова С.А.
  • Партина В.П.
  • Зверев Л.Е.
  • Вуколов Л.А.
  • Левит М.З.
  • Касаткин Г.П.
  • Пивень Е.Г.
RU2223882C2
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2006
  • Левит Михаил Захарович
  • Котляр Семен Менашевич
  • Крайнова Наталия Александровна
  • Сафонов Валерий Григорьевич
  • Изюмова Вера Ивановна
  • Франтова Елена Юрьевна
  • Мишура Галина Михайловна
  • Пивень Евгений Григорьевич
RU2317905C1
Композиционная тормозная колодка железнодорожного транспортного средства, образующая в процессе трибоконтакта наночастицы 2018
  • Шамков Артём Юрьевич
  • Некрасов Михаил Сергеевич
RU2681899C1
КОМПОЗИЦИОННАЯ ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ОБРАЗУЮЩАЯ ПРИ ТРИБОСОПРЯЖЕНИИ НАНОЧАСТИЦЫ 2016
  • Левит Михаил Захарович
  • Пивень Евгений Григорьевич
RU2653222C2
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Ворончихин Александр Иванович
  • Касаткин Геннадий Петрович
  • Налев Игорь Андреевич
  • Бычков Владимир Николаевич
  • Дружков Дмитрий Александрович
RU2317906C1
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Ворончихин Александр Иванович
  • Налев Игорь Андреевич
  • Бычков Владимир Николаевич
RU2319871C1

Реферат патента 2004 года ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Изобретение относится к тормозным колодкам железнодорожного подвижного состава и может быть использовано в железнодорожном транспорте. Тормозная колодка выполнена из двух продольных слоев, имеющих различную теплопроводность, при этом соотношение масс композитов по слоям выбрано из соотношения где М1 - масса композита более теплопроводного слоя, М2 - масса композита менее теплопроводного слоя. Техническим результатом является улучшение эксплутационных характеристик тормозной колодки за счет снижения дисбаланса тепловых нагрузок колодки в процессе эксплуатации путем сбалансирования соотношения масс теплопроводного и менее теплопроводного слоев.

Формула изобретения RU 2 236 969 C2

Тормозная колодка железнодорожного подвижного состава, включающая металлический каркас и полимерный композиционный фрикционный элемент, выполненный из двух продольных слоев, имеющих различную теплопроводность, при этом слой, в котором размещен каркас колодки, имеет меньшую теплопроводность, отличающаяся тем, что массы полимерных композитов, из которых выполнены слои, выбраны из соотношения

где М1 - масса композита более теплопроводного слоя;

М2 - масса композита менее теплопроводного слоя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2236969C2

ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1994
  • Игнатьев Д.М.
  • Пивень Е.Г.
  • Левит М.З.
  • Луговая Н.Г.
  • Фурсов Н.П.
  • Травин В.Л.
  • Касаткина Ю.Г.
  • Смирнов Д.Д.
RU2072672C1
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1997
  • Игнатьев Д.М.
  • Пивень Е.Г.
  • Левит М.З.
  • Касаткин Г.П.
  • Травин В.Л.
  • Смирнов Д.Д.
  • Степанов Н.В.
  • Зверев Л.Е.
  • Исаков В.А.
  • Вуколов Л.А.
  • Половнева О.И.
  • Климова М.С.
  • Габбасова А.А.
  • Зимина Н.В.
RU2114019C1
Прибор для поверки законов центробежной силы 1927
  • Шлафштейн М.Е.
SU5774A1
Осветительное устройство 1980
  • Мудрак Евгений Иванович
  • Наумов Вадим Андреевич
  • Пыжов Павел Петрович
  • Сарычев Генрих Сергеевич
  • Рубинская Ганна Федосеевна
SU962678A1

RU 2 236 969 C2

Авторы

Исаков В.А.

Габбасова А.А.

Зимина Н.В.

Зырянова С.А.

Партина В.П.

Зверев Л.Е.

Вуколов Л.А.

Левит М.З.

Касаткин Г.П.

Пивень Е.Г.

Даты

2004-09-27Публикация

2001-08-14Подача