ВЕТРОСИЛОВАЯ УСТАНОВКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2004 года по МПК F03D9/02 

Описание патента на изобретение RU2237193C1

Изобретение относится к ветроэнергетике и касается создания транспортных средств с ветросиловой установкой, снабженной электрогенератором.

Известно техническое решение по а.с. СССР №992805, F 03 D 9/00, 1983 г., согласно которому ветроагрегат содержит ветроколесо с полой втулкой и закрепленными на ней полыми лопастями и турбину. Недостатком данного устройства является то, что для повышения КПД необходимо устанавливать дополнительные генераторы (по числу лопастей), что усложняет конструкцию и повышает ее стоимость.

Наиболее близкой по технической сущности является ветросиловая установка транспортного средства по патенту РФ №2158850, F 03 D 9/00, 2000 г., содержащая конфузорный воздухозаборник, расположенный внутри транспортного средства с расположенным на выходе ветроколесом, которое приводит в движение ротор электрогенератора, заряжающего аккумулятор. Воздухозаборник размещен не по всей длине кузова и имеет свой выход под днищем задка кузова для создания воздушной подушки и повышения грузоподъемности транспортного средства. Недостатком этого устройства является дополнительное аэродинамическое сопротивление за счет организации воздушного потока в конфузорном воздухосборнике и установке ветроколеса на выходе воздухозаборника.

Задачей предлагаемого изобретения является снижение лобового сопротивления фургона (кузова) транспортного средства и повышение его энерговооруженности.

Это достигается за счет того, что в предлагаемой ветросиловой установке вместо воздухозаборника, расположенного внутри транспортного средства, используется установленный на кабине транспортного средства лобовой обтекатель, на передней стенке которого выполнено отверстие, соединенное с профилированным каналом, расположенным внутри обтекателя; ветроколесо, выполненное в виде многолопастного воздушного винта, установлено в кольце на входе профилированного канала и соединено с ротором электрогенератора, а на выходе профилированного канала установлена профилированная насадка, равная длине дефлектора, закрепленного на обтекателе.

Система "лобовой обтекатель - профилированная насадка - дефлектор - фургон" образует "разрезное крыло", которое, при прочих равных условиях, увеличивает аэродинамическое качество транспортного средства примерно в 2 - 2,2 раза (А.А.Бадонин, С.М.Егер, В.Ф.Мишин и др., “Проектирование самолетов”, М.: Машиностроение, 1972, рис. 15.54) за счет снижения лобового сопротивления кузова (фургона). Кроме того, эта система обеспечивает затягивание срыва потока с лобового обтекателя и верхней части фургона из-за смещения точки срыва, т.к. давление Р0 над дефлектором меньше давления р1 между обтекателем и фургоном. Многолопастной воздушный винт в кольце обеспечивает дополнительное "поджатие" воздушного потока на величину ΔР и большую скорость истечения воздуха из профилированной насадки по сравнению со скоростью набегающего потока. На оси винта установлена передача (ременная, цепная или шестеренчатая), обеспечивающая привод электрогенератора, электроэнергия от которого может быть использована для обогрева или охлаждения помещения транспортного средства, для привода насосов и др. В зависимости от габаритных размеров транспортного средства в обтекателе может быть выполнено 2 отверстия, и в этом случае напротив второго отверстия внутри обтекателя должна быть, соответственно, установлена вторая система: многолопастной воздушный винт в кольце - профилированный канал - профилированная насадка, а на обтекателе установлен второй дефлектор.

Отличительными признаками заявленного изобретения являются:

- выполнение ветроколеса в виде многолопастного воздушного винта,

- установка ветроколеса в кольце на входе в профилированный канал,

- расположение профилированного канала внутри лобового обтекателя транспортного средства напротив выполненного на передней стенке обтекателя отверстия,

- наличие на конце профилированного канала профилированной насадки, длина которой равна длине дефлектора, закрепленного на обтекателе,

- при достаточных размерах обтекателя установка в обтекателе двух систем: многолопастной воздушный винт в кольце - профилированный канал - профилированная насадка - дефлектор.

Предлагаемое изобретение иллюстрируется чертежами, на которых изображены

на фиг.1 - схема компоновки предлагаемой ветросиловой установки транспортного средства, вид сбоку;

на фиг.2 - поперечное сечение обтекателя фургона и расположение основных элементов конструкции ветросиловой установки транспортного средства;

на фиг.3 - вид сверху расположенного в обтекателе профилированного канала с насадкой;

на фиг.4 - вид сверху расположенных в обтекателе двух профилированных каналов и двух насадок в случае, если габаритные размеры позволяют выполнить на передней стенке обтекателя 2 отверстия;

на фиг.5 - вид сверху фургона транспортного средства с одним верхним и двумя боковыми дефлекторами;

на фиг.6 - вид сверху фургона транспортного средства с двумя верхними и двумя боковыми дефлекторами.

Предлагаемая ветросиловая установка транспортного средства содержит лобовой обтекатель 1, расположенный на кабине 2 транспортного средства, воздушный многолопастной винт 3 в кольце 4, которое установлено в профилированном канале 5 напротив отверстия 6, выполненного в передней стенке обтекателя 1, на конце канала 5 установлена профилированная насадка 7, равная длине закрепленного на обтекателе 1 верхнего дефлектора 8, боковые дефлекторы 9, закрепленные на фургоне 10, электрогенератор 11, соединенный приводом 12 с воздушным многолопастным винтом 3, электроцепь 13.

Устройство работает следующим образом. При движении транспортного средства энергия набегающего потока со скоростью V приводит во вращение воздушный многолопастный винт 3, что увеличивает скорость и давление воздушного потока на выходе из профилированной насадки 7. При этом лобовой обтекатель 1, профилированная насадка 7, дефлектор 8 и лобовой торец фургона 10 образуют "разрезное крыло", которое обеспечивает уменьшение лобового сопротивления фургона 10, а также затягивание срыва потока с лобового обтекателя 1 и верхней части фургона 10. При этом давление Р0 над дефлектором меньше давления P1 между обтекателем 1 и фургоном 10 (фиг.2). Кроме того, энергия набегающего воздушного потока, вращающая винт 3, через привод 12 передается электрогенератору 11, который вырабатывает электроэнергию и через электроцепь 13 передает ее потребляющим установкам (охлаждающим, обогревающим или каким-либо другим). Боковые дефлекторы 9 работают без дополнительного обдува. Применение вместо ветроколеса многолопастного воздушного винта в кольце позволяет снизить диаметр ветроколеса и повысить его КПД. Предварительные расчеты показали, что при диаметре воздушного многолопастного винта 520 мм и скорости транспортного средства около 60 км/час электрогенератор может обеспечить мощность N=1410 Вт.

В зависимости от габаритных размеров транспортного средства в обтекателе может быть выполнено 2 отверстия и соответственно установлено 2 профилированных канала (фиг.4), что позволит увеличить мощность электрогенератора.

Таким образом, за счет того, что система “лобовой обтекатель - профилированная насадка - рефлектор - фургон” работает как “разрезное крыло”, снижается лобовое сопротивление транспортного средства, повышается аэродинамическое качество системы “транспортное средство - фургон полуприцепа”. Эти два фактора позволяют снизить потребную мощность двигателя транспортного средства и расход топлива, а также динамическую нагрузку воздушного потока на фургон, что обеспечивает увеличение его ресурса. При этом энергия, вырабатываемая электрогенератором 11, может быть использована для отопления или охлаждения помещения транспортного средства, фургона полуприцепа или для других целей.

Похожие патенты RU2237193C1

название год авторы номер документа
РОТОРНАЯ ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2011
  • Баклин Андрей Александрович
  • Голощапов Владлен Михайлович
  • Вострокнутов Евгений Владимирович
  • Каргин Святослав Юрьевич
  • Сидоров Николай Николаевич
  • Урекин Вадим Сергеевич
RU2480349C1
Лобовой обтекатель грузового транспортного средства 1978
  • Высоцкий Михаил Степанович
  • Евграфов Анатолий Николаевич
  • Беленький Юрий Юрьевич
  • Медведев Евгений Федорович
  • Московкин Виктор Владимирович
  • Петрушов Владимир Алексеевич
  • Писарчик Владимир Владимирович
  • Титович Анатолий Иванович
  • Демидович Иван Францевич
  • Родионов Александр Васильевич
SU856886A1
ВЕТРОСИЛОВАЯ УСТАНОВКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1999
  • Казаков В.М.
RU2158850C1
Ветросиловая установка транспортного средства 1983
  • Тарикулиев И.Я.
  • Агалаков В.С.
  • Иванов В.М.
SU1254810A1
ВЕТРОКОЛЕСО 2002
  • Литвиненко А.М.
RU2211366C1
ВЕТРОВАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА И ОПОРА 2005
  • Каримбаев Тельман Джамалдинович
  • Николаев Дмитрий Игоревич
  • Петров Юрий Алексеевич
  • Афанасьев Дмитрий Викторович
RU2327056C2
Обтекатель транспортного средства 1990
  • Усов Владлен Иванович
SU1787123A3
Обтекатель для автопоезда 1979
  • Аубакиров Кайдар Батталович
  • Джайлаубеков Еркин Альмагамбетович
SU839818A1
ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 2016
  • Криулин Юрий Валентинович
  • Коробов Максим Леонидович
RU2644000C1
ТЕПЛОЛЕТ 2003
  • Тимошин В.К.
  • Тимошин В.В.
RU2242399C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 237 193 C1

Реферат патента 2004 года ВЕТРОСИЛОВАЯ УСТАНОВКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области ветроэнергетики, а именно к транспортным средствам, использующим ветросиловые установки с электрогенератором. Технический результат заключается в снижении лобового сопротивления транспортного средства и повышении аэродинамических свойств системы “транспортное средство - фургон полуприцепа”. Ветросиловая установка содержит ветроколесо, соединенное с ротором электрогенератора, причем ветроколесо выполнено в виде многолопастного воздушного винта, установленного в кольце на входе в профилированный канал, заканчивающийся профилированной насадкой. Профилированный канал расположен внутри лобового обтекателя, напротив выполненного на передней стенке обтекателя отверстия, длина профилированной насадки равна длине дефлектора, закрепленного на обтекателе. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения RU 2 237 193 C1

1. Ветросиловая установка транспортного средства, содержащая ветроколесо, соединенное с ротором электрогенератора, отличающаяся тем, что ветроколесо выполнено в виде многолопастного воздушного винта, который установлен в кольце на входе в профилированный канал, заканчивающийся профилированной насадкой, причем профилированный канал расположен внутри лобового обтекателя напротив выполненного на передней стенке обтекателя отверстия, а длина профилированной насадки равна длине дефлектора, закрепленного на обтекателе.2. Ветросиловая установка по п.1, отличающаяся тем, что на передней стенке обтекателя выполнено два отверстия, причем напротив второго отверстия внутри обтекателя также установлена система: многолопастной воздушный винт в кольце - профилированный канал - профилированная насадка, а на обтекателе установлен второй дефлектор.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2237193C1

ВЕТРОСИЛОВАЯ УСТАНОВКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1999
  • Казаков В.М.
RU2158850C1
Ветроагрегат 1980
  • Попов Вадим Александрович
SU992805A1
Ветроэлектроустановка 1990
  • Виноградов Ростислав Иванович
  • Левин Николай Николаевич
  • Серебряков Альберт Дмитриевич
  • Белавин Олег Павлович
  • Булеков Александр Васильевич
  • Шикин Борис Максимович
  • Яковлев Виктор Борисович
SU1746057A1
Ветроэлектрический агрегат 1980
  • Козлов Михаил Тимофеевич
  • Москалюк Иван Семенович
  • Продан Наталья Андреевна
  • Рыжков Вадим Павлович
SU931944A1
КОМБИНИРОВАННАЯ ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 1991
  • Карягин Н.В.
  • Киселев В.Н.
  • Качур П.И.
  • Храмов А.М.
  • Яковлев И.Г.
RU2009372C1
DE 3500143 А1, 10.07.1986
СПОСОБ КЛАССИФИКАЦИИ СЫПУЧИХ МАТЕРИАЛОВ 2002
  • Долгунин В.Н.
  • Борщев В.Я.
  • Дронова М.Ю.
  • Климов А.М.
RU2233715C1

RU 2 237 193 C1

Авторы

Никитин А.И.

Борисенко А.В.

Кравченко А.В.

Евдокимов А.С.

Даты

2004-09-27Публикация

2003-01-10Подача