Область применения
Данное изобретение относится к способу установки и закрепления дейдвудных труб на судах. В связи с этим следует отметить, что дейдвудная труба предназначена для охватывания гребного вала и содержит трубу, имеющую по меньшей мере один внутренний подшипник, служащий опорой для гребного вала.
Предпосылки изобретения
Дейдвудные трубы используются на больших судах для охватывания гребного вала, проходящего от приводного двигателя через корпус судна к гребному винту. Дейдвудная труба предназначена для стабилизации гребного вала с обеспечением при этом герметичности между вращающимся гребным валом и неподвижной стенкой судна. При установке и закреплении дейдвудных труб на судах используют, к примеру, химически отверждающуюся эпоксидную смолу или подобный материал. Одна из проблем такого способа закрепления дейдвудных труб заключается в том, что трудно обеспечить равномерное распределение отверждающегося материала до того, как он затвердеет. Это приводит к неудовлетворительному закреплению, и в худшем случае дейдвудная труба может оказаться перекошенной. Кроме того, при обычной установке дейдвудных труб необходимо выполнять технологические операции как внутри судна, так и снаружи. Вследствие того, что периодическая смена таких рабочих положений при установке трубы затруднительна, работа требует больших временных затрат и является неэффективной.
Цель изобретения
Таким образом, целью данного изобретения является создание способа установки дейдвудных труб, более эффективного по сравнению с известными способами.
Эта цель достигается посредством способа, охарактеризованного в приложенной формуле изобретения.
Сущность изобретения
Предлагаемый способ характеризуется тем, что он включает размещение дейдвудной трубы в предназначенном для нее отверстии в неподвижной части судна, размер которого несколько превышает размер дейдвудной трубы в ее поперечном направлении, а поверхность его стенки, обращенная к дейдвудной трубе, имеет по меньшей мере некоторую протяженность в продольном направлении трубы, размещение расширяемого кольца между указанным отверстием и дейдвудной трубой, расширение указанного кольца с обеспечением его прохождения с созданием уплотнения между дейдвудной трубой и стенкой отверстия по существу вдоль всей окружности дейдвудной трубы, введение отверждающегося материала с одного конца отверстия для заполнения пространства между дейдвудной трубой и стенкой отверстия от указанного конца отверстия до расширяемого уплотнительного кольца и обеспечение отверждения материала и, таким образом, неподвижного присоединения дейдвудной трубы к стенке отверстия.
Посредством указанного размещения расширяемого кольца обеспечивают уплотнение для отверждающегося материала, что делает возможным введение этого материала с одного конца отверстия без необходимости контроля степени заполнения материалом и тому подобного со стороны другого конца. В преимущественном варианте выполнения расширяемое кольцо может быть расположено на трубе еще до ее введения, что упрощает проведение работы. Расширяемое кольцо также способствует размещению трубы в надлежащем положении относительно отверстия и удержанию ее в этом положении во время отверждения материала.
Кроме того, в преимущественном варианте в трубе может быть выполнен канал для подачи расширительного материала для расширения кольца. Таким образом, этап расширения кольца может быть выполнен изнутри дейдвудной трубы, при этом доступ в трубу возможен как снаружи нее, так и изнутри до помещения в нее гребного вала.
В предпочтительном варианте предполагается также наличие переливного отверстия, причем расширяемое кольцо устанавливают со стороны переливного отверстия, которая является противоположной по отношению к указанному заливному концу отверстия. Таким образом, отверждающийся материал может вытекать из этого канала, когда пространство, которое необходимо заполнить этим материалом, оказывается полностью заполненным. Этот вариант выполнения изобретения является предпочтительным, поскольку он упрощает контроль достижения достаточно высокого уровня наполнения изнутри трубы.
Краткое описание чертежей
Ниже изобретение описано более подробно с помощью приведенных в качестве примера вариантов его выполнения и со ссылкой на сопроводительные чертежи, на которых:
фиг.1 изображает разрез дейдвудной трубы, в которой расположен гребной вал и которая установлена с помощью предлагаемого способа;
фиг.2 изображает в увеличенном масштабе узел, обозначенный на фиг.1 римской цифрой II;
фиг.3 изображает в увеличенном масштабе узел, обозначенный на фиг.1 римской цифрой III.
Описание предпочтительных вариантов выполнения
Как показано на фиг.1 и более наглядно на фиг.2 и 3, дейдвудная труба содержит круглую полую трубу 1, предназначенную для охватывания гребного вала 2, один конец 2а которого предназначен для присоединения к гребному винту, а противоположный конец 2b - для присоединения к приводному двигателю. Указанная труба может состоять из нескольких соединенных друг с другом трубных участков 1а-1с, а также она содержит по меньшей мере один внутренний подшипник 3 с опорной поверхностью, поддерживающей гребной вал.
Дейдвудную трубу присоединяют к неподвижным частям 4 судна, например к корпусу, переборкам и т.п. Это соединение в предпочтительном варианте выполняют, во-первых, посредством болтовых соединений 5 или им подобных механических крепежных средств и, во-вторых, посредством отверждающегося материала 6, например эпоксидной смолы. В соответствии с изобретением дейдвудную трубу сначала размещают в предназначенном для нее отверстии в неподвижной части судна. Размеры указанного отверстия должны немного превышать соответствующие размеры дейдвудной трубы в ее поперечном направлении, а поверхность стенки этого отверстия, обращенная к дейдвудной трубе, должна иметь по меньшей мере некоторую протяженность в продольном направлении трубы. Затем труба до введения отверждающегося материала 6 может быть механически закреплена посредством болтовых соединений 5 или другим подобным образом, так что указанный материал заполняет по меньшей мере часть пространства между дейдвудной трубой и стенкой отверстия. После этого материалу дают возможность затвердеть, в результате чего дейдвудная труба 1 жестко соединяется с неподвижной частью 4.
Для упрощения введения отверждающегося материала между стенкой отверстия в неподвижной части 4 и дейдвудной трубой 1 устанавливают также расширяемое кольцо 7. Размещение этого кольца возможно после введения трубы в отверстие, но в предпочтительном случае его размещают еще до введения трубы. Указанное кольцо предпочтительно может быть установлено в выполненной в трубе углубленной канавке 8. Во время установки кольца последнее находится в нерасширенном состоянии. Впоследствии кольцо расширяют с обеспечением его прохождения с созданием уплотнения между дейдвудной трубой и стенкой отверстия по существу вдоль всей окружности дейдвудной трубы. Таким образом, расширенное кольцо способствует удержанию трубы в нужном положении. Главным образом, это кольцо образует уплотнительную перегородку, ограничивающую пространство, в которое должен быть введен отверждающийся материал.
В результате отверждающийся материал может быть легко введен с одного из концов отверстия, при этом расширенное кольцо предотвращает его распространение далее положенных пределов. В особенно предпочтительном случае по существу все операции выполняют снаружи, т.е. со стороны гребного винта. Это означает, что отверждающийся материал вводят с конца отверстия, обращенного к гребному винту, а расширяемое кольцо предпочтительно смещено в направлении другого конца отверстия с обеспечением большой поверхности крепления, с которой отверждающийся материал может вступать во взаимодействие.
Расширяемое кольцо может содержать саморасширяющийся материал, расширение которого осуществляют посредством подвода жидкости, тепла и т.п. Однако в предпочтительном варианте выполнения кольцо расширяют путем подачи расширительного материала. Кольцо может быть, к примеру, надувным, а расширительный материал может представлять собой газ, например воздух. В особенно предпочтительном случае расширительный материал могут подавать изнутри дейдвудной трубы через канал 9 в ее стенке. В результате эта операция также может быть выполнена с любой стороны дейдвудной трубы до установки гребного вала.
Также предпочтительно в дейдвудной трубе 1 в части ее стенки, которая должна быть расположена напротив стенки 4 отверстия, выполняют переливное отверстие 10, которое в преимущественном варианте выполнения размещают на стороне, противоположной по отношению к указанному заливному концу отверстия, и таким образом обеспечивают возможность вытекания отверждающегося материала из указанного отверстия, когда пространство, которое необходимо заполнить этим материалом, заполнено полностью. В особенно преимущественном варианте переливное отверстие размещают в высоко расположенной части дейдвудной трубы, предпочтительно в самой верхней ее части, поскольку эта часть наполняется отверждающимся материалом последней. Благодаря такой конструкции обеспечена возможность получения на любом конце простой четкой индикации полного заполнения пространства, которое необходимо заполнить отверждающимся материалом. Это приводит к хорошему равномерному заполнению.
Изобретение изложено выше посредством описания примерного варианта его выполнения. Однако следует отметить, что возможно множество вариантов. Возможно, например, введение отверждающегося материала с другой, внутренней стороны, использование отверждающегося материала других типов, использование расширяющихся колец других типов и т.д. Такие варианты, равно как и другие очевидные варианты изобретения, должны рассматриваться как входящие в объем его правовой охраны, указанный в прилагаемой формуле изобретения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДЕЙДВУДНАЯ ТРУБА | 2000 |
|
RU2246424C2 |
Устройство для ввода гребных валов в машинное отделение | 1935 |
|
SU45506A1 |
УСТРОЙСТВО, УЗЕЛ УПЛОТНЕНИЯ, ЗАКРЫВАЮЩИЙ ФЛАНЕЦ И ПРОКЛАДКА ДЛЯ УПЛОТНЕНИЯ ВАЛА ВИНТА МОРСКОГО СУДНА | 2010 |
|
RU2540360C2 |
Аварийное уплотнительное устройство | 1989 |
|
SU1718733A3 |
ДВИГАТЕЛЬ, ВЕРТОЛЕТ, МЕЛКОВОДНОЕ СУДНО | 1999 |
|
RU2153088C1 |
ДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО | 1992 |
|
RU2067947C1 |
ВИНТОДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО | 1982 |
|
SU1840297A1 |
ДВИЖИТЕЛЬ ВОДОМЕТНЫЙ | 2009 |
|
RU2436706C2 |
ВЫСОКОСКОРОСТНОЕ СУДНО | 2000 |
|
RU2163555C1 |
Судовой подшипниковый узел | 1982 |
|
SU1071531A1 |
Изобретение относится к судостроению, в частности к способу установки и закрепления дейдвудных труб на судах. Дейдвудная труба (1) предназначена для схватывания гребного вала (2) и содержит трубу, имеющую по меньшей мере один внутренний подшипник (3), служащий опорой для гребного вала. Способ характеризуется тем, что дейдвудную трубу (1) размещают в отверстии в неподвижной части (4) судна, размер которого несколько превышает размер дейдвудной трубы в ее поперечном направлении. Между стенкой отверстия и дейдвудной трубой размещают расширяемое кольцо (7), которое расширяют с обеспечением его прохождения с созданием уплотнения между дейдвудной трубой и стенкой (4) отверстия. С одного из концов отверстия вводят отверждающийся материал (6) для заполнения пространства между дейдвудной трубой (1) и стенкой (4) отверстия от указанного конца отверстия до расширенного уплотнительного кольца (7). Материал затвердевает и таким образом обеспечивает неподвижное соединение дейдвудной трубы со стенкой отверстия. Достигается повышение эффективности и надежности установки дейдвудной трубы. 9 з.п. ф-лы, 3 ил.
US 5310372 А, 10.05.1994 | |||
Способ монтажа дейдвудного устройство | 1975 |
|
SU595205A1 |
SU 755687 А, 15.08.1980. |
Авторы
Даты
2004-10-20—Публикация
2000-05-04—Подача