ОТОПИТЕЛЬНЫЙ КОНТУР ДЛЯ ПОМЕЩЕНИЙ ВАГОНА Российский патент 2004 года по МПК B61D27/00 B60H1/22 

Описание патента на изобретение RU2238862C1

Изобретение касается теплоснабжения пассажирских помещений вагона с применением циркуляционной отопительной сети, трубы которой оснащены конвекционными нагревательными элементами.

Известны отопительные системы пассажирских вагонов (ГДР, В 61 D 27/00, №№ 151137 от 18. 10. 1981 г., 155508 от 16. 06. 1982 г. и 156473 от 01.09. 1982 г.), где описаны приемы регулирования равномерного обогрева пассажирских помещений, первый из них дросселированием теплоносителя по линии отопления помещений, второй - двухтрубного движения теплоносителя (см. патент №155508: задвижки (9) и (10) закрыты) в противоположных направлениях через все купе: сначала по нагревательной ветви (4) от котла, а затем его возврата по нагревательной ветви (5) в отопительный котел (23).

Такое подключение ветвей (4, 5) при включенном циркуляционном насосе, имеющих оребренные участки трубопровода в каждом купе одинаковой длины и параллельное расположение, позволяет компенсированно по купе распределить тепло (эффект сложения тепловых встречных потоков воды, остывающих при ее движении в петле трубопровода).

В патенте №156473 “Комбинированная отопительная установка для пассажирских вагонов” калориферы соединяются между собой одним или несколькими трубопроводами параллельно, последовательно или же комбинированно. Отклонение температуры в купе поддерживается в узких пределах.

За прототип принята система отопления вагона с комбинированным (электроугольным) подогревом теплоносителя (Ю.О.Фаерштейн, Б.Н.Китаев “Кондиционирование воздуха в пассажирских вагонах” М.: Транспорт, 1984 г., с.104, рис.42), отопительный контур которой имеет котел (19) с электронагревателями (20), расширительный бак (6), верхние разводящие трубы (8), стояки (9) с воздуховыпускными трубами (10), отопительный трубопровод (12) со сплошным оребрением, изготовленным в виде ряда стальных ребер, закрепленных с заданным шагом на отопительном элементе трубопровода.

Для усиления циркуляции горячей воды в системе и тем самым интенсификации отопления предусмотрены два насоса: ручной (27) и центробежный (16) с электроприводом.

Наличие труб со сплошным оребрением по длине вагона значительно увеличивает массу линии отопления купе. Недостатком данной установки является то, что в помещениях по концам вагона возможен перепад температур из-за разницы температуры теплоносителя в начале и в конце вагона.

Задачей изобретения является обеспечение равномерного обогрева пассажирских помещений и снижение металлоемкости отопительной системы.

Для этого отопительный контур для помещений вагона содержит котел, расширительный бак, циркуляционный насос, отопительный трубопровод, продольно расположенный вблизи пола и боковой стены вагона для отопления служебного и купейных помещений, включенный концами в короткую и длинную подающие жидкий теплоноситель верхние ветви запираемых труб, сообщенный с возвратным трубопроводом, проходящий сквозь купейные стенки, и имеющий ребра, закрепленные с заданным шагом на отопительном трубопроводе.

Новым является то, что в направлении, противоположном протеканию теплоносителя, каждый последующий из разделенных стенками купе оребренный участок отопительного трубопровода выполнен с теплопередающей поверхностью, меньшей, чем предыдущий его оребренный участок.

Другой особенностью конструкции является то, что оребренные участки выполнены в виде изготовленных из металлической ленты и закрепленных на отопительном трубопроводе цилиндрических спиралей неравной длины с числом витков в каждой, уменьшающимся от одного помещения к другому противоположно течению теплоносителя.

Технический результат заключается в следующем.

В направлении, противоположном протеканию теплоносителя, выполнение каждого последующего оребренного участка по сравнению с предыдущим оребренным участком с уменьшающимся числом ребер, определенным расчетом зависимости давления в линии отопления купе, количества теплоносителя, диаметра отопительной трубы, размера и шага ребер, обеспечит равномерный обогрев пассажирских помещений и уменьшит (по сравнению с прототипом) массу оребренных участков за счет уменьшения количества ребер в каждом из них от первого купе до последнего (14-23).

На фиг.1 изобрежена схема подключения отопительного контура для помещений вагона с применением жидкого теплоносителя;

На фиг.2 - отопительный трубопровод с оребренным участком L, представленным в виде цилиндрической спирали, изготовленной из металлической ленты.

Отопительный контур для помещений вагона содержит котел 1 с коллектором 2 и расширительным баком 3, циркуляционный насос 4, калорифер 5, соединенный трубами 6, 7, 8 с коллектором 2, котлом 1 и расширительным баком 3, верхние запираемые, подающие жидкий теплоноситель: короткую 9 и длинную 10 ветви труб, запираемый контур 11 отопления коридора, отопительный трубопровод 12, продольно расположенный вблизи пола и боковой стены вагона для отопления служебного 13 и купейных 14...23 помещений. Трубопровод 12 включен концами в короткую 9 и длинную 10 ветви труб для подачи с одного и с другого конца отопительного трубопровода 12 жидкостного теплоносителя, сообщен с возвратным трубопроводом 24 и имеет чередующиеся неоребренные, проходящие сквозь купейные стенки 25; и оребренные, разделенные купейными стенками, отопительные участки, ребра которых выполнены из листового металла, в виде закрепленных на отопительном трубопроводе цилиндрических спиралей 26...35 неравной длины с числом витков в каждой, уменьшающимся от одного купе к другому противоположно течению теплоносителя. Участки трубопровода со спиралями 26...35 образуют линию отопления купе, выход которой включен в возвратный трубопровод 24. Последний соединен с котлом 1 запираемым участком трубы 36 и может быть к котлу подключен через соединительную линию 37 и циркуляционный насос 4.

Число ребер по каждому оребренному участку определяется расчетом.

Вода, нагретая в котле 1, через коллектор 2 поступает в ветви 9, 10 труб отопления.

Теплоноситель, поступающий в линию отопления купе из ветви 10, имеет в некотловом конце вагона температуру больше, чем на входе в котел 1. Тепловая мощность в купе 23 вагона на 15-20% выше, чем в купе 14. Теплоноситель проходит купейные помещения 23...14, возвратный трубопровод 24 и через соединительную линию 37 при открытой задвижке отводится в котел 1.

Равномерное распределение количества тепла по каждому купе осуществляется за счет увеличения теплопередающей поверхности оребренных участков по мере их приближения к котлу.

Похожие патенты RU2238862C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ВАГОНЕ 2003
  • Кипка Владимир Васильевич
  • Приходько Владимир Иванович
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Коробка Борис Афанасьевич
  • Шкабров Олег Анатольевич
  • Назаренко Леонид Иванович
  • Солдатов Владимир Александрович
  • Ермаков Виталий Викторович
  • Маначинский Олег Владимирович
  • Игнатов Георгий Сергеевич
RU2259291C1
Автоматизированная система отопления пассажирского вагона 2020
  • Ким Константин Константинович
  • Иванов Сергей Николаевич
  • Хисматулин Марат Ильдусович
RU2740521C1
СПОСОБ РАБОТЫ ОТОПИТЕЛЬНОГО КОТЛА В СИСТЕМЕ ОТОПЛЕНИЯ 2019
  • Голубенко Вадим Михайлович
RU2715877C1
СПОСОБ РАБОТЫ ОТОПИТЕЛЬНОГО КОТЛА В СИСТЕМЕ ОТОПЛЕНИЯ 2022
  • Голубенко Михаил Иванович
RU2818407C2
ОТОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА С ЕСТЕСТВЕННОЙ ЦИРКУЛЯЦИЕЙ 2011
  • Базаев Лема Хамидович
  • Базаев Беслан Лемаевич
RU2452898C1
ГИБРИДНЫЙ НАСТЕННЫЙ ГАЗОВО-ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ КОТЕЛ 2022
  • Торопов Алексей Леонидович
RU2782081C1
КОТЕЛ ДЛЯ ОТОПЛЕНИЯ И/ИЛИ ГОРЯЧЕГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ТЕПЛООБМЕННИК КОТЛА 2011
  • Белецкий Борис Григорьевич
RU2452907C1
СИСТЕМА ВОДЯНОГО ОТОПЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1994
  • Коршунов А.А.
RU2083404C1
СПОСОБ РАБОТЫ ОТОПИТЕЛЬНОГО КОТЛА В СИСТЕМЕ ОТОПЛЕНИЯ 2020
  • Голубенко Михаил Иванович
RU2736684C1
СИСТЕМА ТЕПЛООБЕСПЕЧЕНИЯ ВАГОНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО 2008
  • Исаев Сергей Константинович
  • Исаев Петр Сергеевич
RU2376178C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 238 862 C1

Реферат патента 2004 года ОТОПИТЕЛЬНЫЙ КОНТУР ДЛЯ ПОМЕЩЕНИЙ ВАГОНА

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для теплоснабжения пассажирских вагонов. Отопительный контур содержит котел, расширительный бак, циркуляционный насос и отопительный трубопровод, продольно расположенный вблизи пола и боковой стены вагона. Отопительный трубопровод включен концами в короткую и длинную верхние ветви запираемых труб, подающих жидкий теплоноситель, и сообщен с возвратным трубопроводом. Отопительный трубопровод проходит сквозь купейные стенки и имеет ребра, выполненные из листового металла, закрепленные на нем с заданным шагом. Оребренные участки выполнены в виде изготовленных из металлической ленты и закрепленных на отопительном трубопроводе цилиндрических спиралей неравной длины с числом витков в каждой, уменьшающимся от одного купейного помещения к другому, противоположно течению теплоносителя. Техническим результатом является обеспечение равномерного обогрева пассажирских помещений и снижение металлоемкости отопительной системы. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 238 862 C1

1. Отопительный контур для помещений вагона, содержащий котел, расширительный бак, циркуляционный насос, отопительный трубопровод, продольно расположенный вблизи пола и боковой стены вагона для отопления служебного и купейных помещений, включенный концами в короткую и длинную подающие жидкий теплоноситель верхние ветви запираемых труб, сообщенный с возвратным трубопроводом, проходящий сквозь купейные стенки и имеющий ребра, закрепленные с заданным шагом на отопительном трубопроводе, отличающийся тем, что в направлении, противоположном протеканию теплоносителя, каждый последующий из разделенных стенками купе оребренный участок отопительного трубопровода выполнен с теплопередающей поверхностью меньшей, чем его предыдущий оребренный участок.2. Отопительный контур по п.1, отличающийся тем, что оребренные участки выполнены в виде изготовленных из металлической ленты и закрепленных на отопительном трубопроводе цилиндрических спиралей неравной длины с числом витков в каждой, уменьшающимся от одного помещения к другому противоположно течению теплоносителя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2238862C1

Фаерштейн Ю.О., Китаев Б.Н
Кондиционирование воздуха в пассажирских вагонах
- М.: Транспорт, 1984, с
Счетная таблица 1919
  • Замятин Б.Р.
SU104A1
Устройство для усиления микрофонного тока с применением самоиндукции 1920
  • Шенфер К.И.
SU42A1

RU 2 238 862 C1

Авторы

Николаев И.Б.

Рябов Ю.В.

Гришутин А.Ю.

Резников А.Г.

Шустер А.А.

Даты

2004-10-27Публикация

2003-07-02Подача