СПОСОБ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ Российский патент 2004 года по МПК F01N3/00 

Описание патента на изобретение RU2239706C1

Предлагаемое изобретение относится к экологическим вопросам промышленности и автотранспорта и может быть использовано для нейтрализации отработавших газов двигателя внутреннего сгорания.

Известен способ рециркуляции части отработавших газов (см. Смайлис В.И. Малотоксичные дизели, Л.: Машиностроение, 1972 г., стр.76).

Недостатком данного технического решения является отсутствие возможности использования тепловой энергии отработавших газов двигателя внутреннего сгорания для улучшения процессов нейтрализации газов.

Также известен способ охлаждения газов в вихревой трубе, включающий передачу избытка кинетической энергии внешним слоям газов, которые нагреваются, а внутренние слои при этом охлаждаются. Внешние нагретые слои перемещаются к дроссельному вентилю, а холодные внутренние - в обратном направлении (см. Шемаханов М.М. Основы термодинамики и кондиционирования рудничной атмосферы, М.: Недра, 1974 г., стр. 182).

Недостатком известного технического решения является то, что подогретый поток газов не используют для нейтрализации отработавших газов двигателей внутреннего сгорания.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является способ нейтрализации отработавших газов путем рециркуляции части газов, охлаждаемых в специальном холодильнике (см. Звонов В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания, М.: Машиностроение, 1973 г., стр. 92).

Недостатком этого способа является то, что для охлаждения перепускаемых газов используется охлаждающая жидкость двигателя, подводимая к радиатору, по которому пропускаются отработавшие газы. В результате происходит дополнительный нагрев охлаждающей жидкости. Так же при этом нет возможности использовать тепловую энергию отработавших газов для улучшения процессов нейтрализации активных ядовитых примесей.

Задачей изобретения является использование тепловой энергии отработавших газов двигателя внутреннего сгорания для улучшения процессов нейтрализации активных ядовитых примесей.

Поставленная задача решается тем, что в способе нейтрализации отработавших (выхлопных) газов, включающем рециркуляцию части выхлопных газов и разделение выхлопных газов на охлажденный и подогретый потоки в вихревой трубе, расположенной на выпускном коллекторе двигателя, при этом уменьшают образование окислов азота в двигателе путем рециркуляции части выхлопных газов и ускоряют реакцию окисления окиси углерода за счет повышения температуры газов в нейтрализаторе, причем охлажденный поток газов из вихревой трубы подают обратно на всас двигателя (в цилиндры двигателя вместе с атмосферным воздухом), а горячий поток подают в нейтрализатор.

На чертеже изображена схема реализации предлагаемого способа нейтрализации отработавших газов, где позициями обозначены: 1 - двигатель внутреннего сгорания; 2 - воздухозаборник двигателя; 3 - выпускной коллектор двигателя; 4 - вихревая труба; 5 - нейтрализатор продуктов неполного сгорания топлива; 6 - выхлопная труба; 7 - свежий воздух, поступающий в двигатель; 8 - газы, охлажденные в вихревой трубе; 9 - газы, подогретые в вихревой трубе; 10 - газы, поступающие из двигателя.

Способ осуществляют следующим образом.

Поток отработавших газов 10 из выпускного коллектора 3 двигателя 1 подают в вихревую трубу 4, где выполняют разделение газов на охлажденный 8 и подогретый 9 потоки, охлажденные газы подают в воздухозаборник двигателя 2, где происходит смешивание их с атмосферным воздухом 7, поступающим в двигатель, подогретые газы из вихревой трубы подают в нейтрализатор 5, в котором происходит окисление продуктов неполного сгорания топлива до конечных продуктов сгорания - углекислого газа и воды, затем нейтрализованные газы через выхлопную трубу 6 выбрасываются в атмосферу. При рециркуляции охлажденных отработавших газов выделение окислов азота значительно снижается. Увеличение температуры отработавших газов в нейтрализаторе, по сравнению с подачей выхлопных газов непосредственно от двигателя, повышает эффективность окисления продуктов неполного сгорания топлива. Таким образом, достигается высокая степень нейтрализации отработавших газов.

Такой способ целесообразно применять в подземных условиях рудников, где вопросы топливной экономичности двигателей по сравнению с необходимостью нейтрализации отработавших газов несущественны. Предложенный способ в 1-3 квартале 2003 г. будет проходить испытания в условиях рудников ОАО “Сильвинит”.

Похожие патенты RU2239706C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2004
  • Растопка Алексей Викторович
  • Кутарев Леонид Борисович
  • Ковалев Владимир Георгиевич
  • Роянова Валентина Алексеевна
  • Радин Александр Алексеевич
RU2270348C1
СПОСОБ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2001
  • Алыменко Н.И.
  • Нехорошков А.В.
  • Алыменко Д.Н.
  • Чистяков А.Н.
  • Минин В.В.
  • Южанин А.С.
RU2197621C2
Двигатель внутреннего сгорания с газотурбинным наддувом 1990
  • Булаев Владимир Григорьевич
  • Чернозипунникова Наталья Владимировна
SU1751380A1
СПОСОБ ОЧИСТКИ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2014
  • Вольнов Александр Сергеевич
  • Герасимов Евгений Михайлович
  • Третьяк Людмила Николаевна
RU2563950C1
СПОСОБ И СИСТЕМА ДЛЯ РЕЦИРКУЛЯЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ И РЕКУПЕРАЦИИ ИХ ТЕПЛА 2017
  • Урич, Майкл Джеймс
  • Стайлс, Даниэль Джозеф
  • Беван, Карен Эвелин
  • Шварц, Уильям Сэмюель
  • Бейкер, Чэд Аллан
RU2689277C2
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ТОКСИЧНОСТИ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1993
  • Адельшин Альмир Вагисович
RU2078964C1
СПОСОБ И СИСТЕМА ДЛЯ РЕЦИРКУЛЯЦИИ И РЕКУПЕРАЦИИ ТЕПЛА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ 2017
  • Шварц Уильям Сэмюель
  • Бейкер Чэд Аллан
  • Макконвилл Грегори Патрик
  • Блэтчли Тимоти Ноа
  • Урич Майкл Джеймс
RU2709401C2
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1993
  • Каменев В.Ф.
  • Ефременков С.А.
  • Корнилов Г.С.
  • Кутенев В.Ф.
RU2100631C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ТУРБОНАДДУВОМ И РЕЦИРКУЛЯЦИЕЙ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ 1992
  • Жлобич Анатолий Викторович[By]
  • Мацкевич Иосиф Станиславович[By]
  • Медведев Виталий Федорович[By]
  • Санкович Евгений Савельевич[By]
RU2090774C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Барыбин Н.Ф.
  • Мягков К.Г.
  • Якушин М.И.
RU2094625C1

Реферат патента 2004 года СПОСОБ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ

Изобретение относится к экологическим вопросам промышленности и автотранспорта и может быть использовано для нейтрализации отработавших газов ДВС. Техническим результатом изобретения является использование тепловой энергии отработавших газов двигателя внутреннего сгорания для улучшения процессов нейтрализации активных ядовитых примесей. Для этого отработавшие газы из выпускного коллектора двигателя подают в вихревую трубу, в которой газы разделяют на охлажденный и подогретый потоки. Охлажденную часть газов подают в цилиндры двигателя вместе со свежим атмосферным воздухом, подогретую часть подают в нейтрализатор, в котором происходит окисление продуктов неполного сгорания топлива до конечных продуктов сгорания - углекислого газа и воды. Увеличение температуры, по сравнению с подачей выхлопных газов непосредственно от двигателя, повышает эффективность окисления отработавших газов в нейтрализаторе. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 239 706 C1

Способ нейтрализации отработавших газов, включающий рециркуляцию части выхлопных газов и разделение выхлопных газов на охлажденный и подогретый потоки в вихревой трубе, расположенной на выпускном коллекторе двигателя, при этом уменьшают образование окислов азота в двигателе путем рециркуляции части выхлопных газов и ускоряют реакцию окисления окиси углерода за счет повышения температуры газов в нейтрализаторе, отличающийся тем, что охлажденный поток газов из вихревой трубы подают обратно на всас двигателя, а горячий поток подают в нейтрализатор.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2239706C1

US 6223527 В1, 01.05.2001
Дисковый сошник 1976
  • Кириченко Василий Александрович
  • Трофимченко Юрий Иванович
SU574181A1
СПОСОБ СТИМУЛЯЦИИ РЕПАРАТИВНОГО ОСТЕОГЕНЕЗА 2010
  • Чердаков Виктор Юрьевич
  • Смахтин Михаил Юрьевич
  • Дубровин Григорий Михайлович
  • Бобынцев Игорь Иванович
  • Дудка Виктор Тарасович
  • Долгинцев Максим Евгеньевич
  • Крюков Алексей Анатольевич
  • Корошвили Вадим Теймуразович
  • Соболева Ирина Михайловна
  • Кононец Евгений Николаевич
  • Белых Андрей Евгеньевич
  • Иванова Ольга Игоревна
RU2429002C1
ОГНЕУПОРНАЯ МАССА ДЛЯ ЧУГУННЫХ ЛЁТОК ДОМЕННЫХ ПЕЧЕЙ 2007
  • Девяткин Юрий Дмитриевич
  • Поляков Николай Серафимович
  • Годик Леонид Александрович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Томских Сергей Геннадьевич
  • Поляков Виталий Николаевич
RU2356871C2
US 3744251 А, 10.07.1973
Способ снижения содержания окислов азота в отработавших газах двигателя внутреннего сгорания 1988
  • Харри Йоханнес Харьюнпяя
SU1839695A3

RU 2 239 706 C1

Авторы

Филиппов С.В.

Чистяков А.Н.

Минин В.В.

Южанин А.С.

Куклин А.А.

Даты

2004-11-10Публикация

2003-01-31Подача