Изобретение относится к измерительной технике, в частности к устройствам для проверки технического состояния ременных передач, а именно для измерения натяжения приводных ремней двигателя внутреннего сгорания.
Известно устройство для определения натяжения в ветвях ременных передач (а.с. №1395962, МПК G 01 L 5/04, Б.И. №18, 15.005.88), содержащее динамометрический рычаг с захватом ремня, выполненным в виде вилки, маятниковый угломер, установленный на динамометрическом рычаге, при этом вилка захвата выполнена со ступенчатым по ширине пазом.
Недостатком этого устройства является неточность и субъективность замеров из-за использования маятникового угломера, невозможность замеров в труднодоступных местах (например, в зазоре между двигателем и корпусом автомобиля ВАЗ-2112), неудобство в эксплуатации из-за необходимости одновременного считывания показаний угломера и датчика момента на динамометрическом рычаге. Кроме того, ступенчатый по ширине паз захвата нельзя применять для ремней двигателей автомобилей семейства ВАЗ, т.к. радиус изгиба ремней ограничен из-за того, что его несущий основой является стекловолокно.
Наиболее близким к предлагаемому устройству является устройство (свидетельство на полезную модель №18772 МПК G 01 L 5/06, опубл. Б.И. №19 10.07.2001), содержащее динамометрический рычаг с захватом ремня, выполненным в виде вилки, угловой упор и индикатор часового типа, закрепленными на кронштейне, имеющими возможность осевого перемещения на динамометрическом рычаге и в плоскости, перпендикулярной оси рычага, вилка захвата выполнена со съемными пальцами, установленными асимметрично оси симметрии захвата. Кроме того, один палец захвата выполнен цилиндрическим, а другой выполнен имитирующим форму 2-х зубьев ремня.
Недостатком этого устройства является неточность и субъективность измерений из-за жесткости касания упора в платик кронштейна опоры двигателя. Это связано с трудностью и субъективностью определения момента касания из-за большой жесткости динамометрического рычага. Неудобство в эксплуатации, т.к. возникает необходимость замеров натяжения ремня и при снятой крышке двигателя, а для этого устройство не применимо.
В основу изобретения поставлена задача - создать универсальное устройство, работающее как при снятой, так и при закрытой крышке двигателя, а также повысить точность замеров путем устранения субъективности определения момента касания упором опорной поверхности.
Особенно актуальна данная проблема для инжекторных двигателей семейства ВАЗ-2112 с двумя распределительными валами. Для этих двигателей необходимо обеспечить заданное натяжение ремня. При слабом натяжении ремня возможно проскальзывание ремня и рассогласование работы двигателя, а при перетяжке ремня происходит быстрый износ и обрыв ремня, следствием которого является разрушение клапанов двигателя. Использование известных устройств невозможно из-за труднодоступности, невозможности измерений при снятой и установленной крышке ремня, недостаточной точности и субъективности измерений.
Данная задача решается за счет того, что в устройстве для определения натяжения в ветвях ременной передачи, содержащем динамометрический рычаг с захватом ремня, выполненным в виде вилки, и индикатор часового типа, захват снабжен пальчиковым упором, установленным по оси динамометрического рычага со стороны, противоположной рычагу, на упоре в углублении установлен контактный индикатор, устройство имеет съемную опору с полками, имитирующими опорную поверхность шкивов ременной передачи, опорную площадку для пальчикового упора и цилиндрическое окно, причем образующая цилиндра включает два одинаковых по размерам круговых участка и два одинаковых по размерам прямолинейных участка, диаметр круговых участков равен диаметру посадочной поверхности захвата, а длина прямолинейных участков равна одному шагу зубьев ременной передачи.
Контактный индикатор состоит из штока, пружины и прижимной гайки.
Кроме того, съемная опора может быть выполнена в виде пластины с отгибными лапками, имеющими отверстия для крепления на корпусе двигателя или выполнена в виде Т-образного профиля.
Заявляемое изобретение поясняется чертежами, где
на фиг.1 - общий вид устройства, установленного на двигателе ВАЗ-2112 при снятой крышке двигателя;
на фиг.2 - вид сбоку на Т-образную съемную опору;
на фиг.3 - вид спереди на пластинчатую съемную опору;
на фиг.4 - разрез по А-А пластинчатой съемной опоры;
на фиг.5 - показан контактный индикатор в разрезе.
Устройство содержит динамометрический рычаг 1 с индикатором часового типа 2, пальчиковым упором 3 и захватом ремня 4. Устройство снабжено съемной опорой 5, выполненной в виде Т-образного профиля с полками 6, имитирующими поверхность шкивов 7 двигателя 8. Угловой упор 3 упирается в полку 9 опоры 5, имеющей цилиндрическое окно 10 для поддержания захвата ремня 4.
Кроме того, съемная опора может быть выполнена пластинчатой с отгибными лапками 11, снабженных цилиндрическими отверстиями 12, отгибной полкой 13 и языком 14 с окном 10.
Контактный индикатор 15 установлен внутри упора 3 и включает шток 16, на котором выполнена сигнализирующая окраска 17, пружину 18 и гайку 19.
При снятой крышке двигателя ВАЗ-2112 устройство работает следующим образом.
Устройство предварительно тарируют с помощью эталонного прибора и составляют тарировочную таблицу "показания индикатор-натяжение ремня". Для каждого типа двигателя, а также при снятой или установленной крышке двигателя таблица индивидуальна. Для других типов двигателей (не семейства ВАЗ) могут быть установлены другие сменные пальцы захвата 4, имитирующие профиль ремня. Положение упора 3 относительно динамометрического рычага 1 также индивидуально для каждого типа двигателя.
Устанавливают съемную опору 5 на шкивы 7 двигателя ВАЗ-2112 (или устанавливают пластинчатую опору с помощью винтов крепления крышки двигателя, совмещая цилиндрические отверстия 12 лапок 11 с резьбовыми гнездами крышки двигателя и закрутив винты), через цилиндрическое окно 10 съемной опоры вдвигают захват 4 до упора. При этом захват 4 опирается на нижнюю поверхность цилиндрического окна 10. Цилиндрическое окно имеет круговые участки одинаковые по размерам с посадочной поверхностью захвата, что предотвращает угловые перемещения захвата в плоскости, перпендикулярной плоскости ременной передачи и проходящей через вертикальную ось цилиндрической поверхности. Это увеличивает точность измерения. Кроме того, окно выполнено с прямолинейными участками, длина которых равна одному шагу зубьев ремня ременной передачи, что обеспечивает гарантированный захват зубцов ремня, необходимый запас для этого составляет не менее одного шага зубьев ремня. Устанавливаем индикатор на ноль поворотом шкалы. Затем плавно поворачиваем устройство, придерживая его левой рукой за динамометрический рычаг путем приложения усилия Р пальцем правой руки к динамометрическому рычагу 1, до касания упора 3 об опорную полку 9 опоры 5. Касание происходит штоком 16. Жесткость пружины 18 в 100 и более раз меньше жесткости рычага 1. Поэтому перемещение штока не влияет на показания индикатора 2 (точность измерений высока, субъективность отсутствует). Момент касания определяется по появлению сигнализирующего ободка 17 на выступающей части штока 16.
В условиях эксплуатации прибора на станциях техобслуживания нет необходимости точной фиксации численного значения показания индикатора. На шкале индикатора наносится краской яркая площадка. При условии отклонения стрелки в закрашенную зону натяжение ремня находится в заданных пределах. При этом технология замеров еще более упрощается.
Работа устройства при закрытой крышке аналогична. В рабочем положении устройство установлено в окне защитной крышки двигателя. При этом захват 4 оперт на нижнюю грань окна.
Опытная партия устройств изготовлена и испытана в эксплуатации на станциях техобслуживания. Испытания выявили высокую точность замеров и удобство в эксплуатации. Имеются соответствующие акты испытаний.
Устройство отличается простотой, технологичностью и высокой степенью универсализации. Рекомендовано к применению на станциях техобслуживания, в механосборочном производстве и в индивидуальном пользовании автомобилями для разных типов двигателей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ПЕРЕДАЧИ С ГИБКОЙ СВЯЗЬЮ | 2007 |
|
RU2345338C1 |
ОБОРУДОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ПРИВОД ОБОРУДОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1997 |
|
RU2112150C1 |
Способ измерения натяжения в ветвях ременных передач и устройство для его осуществления | 1984 |
|
SU1395962A1 |
Устройство для контроля усилия натяжения ременной передачи | 1983 |
|
SU1137356A1 |
Стенд для испытания скользунов вагонных тележек | 2021 |
|
RU2767394C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ НАТЯЖЕНИЯ РЕМНЯ ПРИВОДА | 1992 |
|
RU2069327C1 |
Стенд для испытания шпиндельной бабки | 1977 |
|
SU721695A1 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИЙ СТАНОК | 1992 |
|
RU2044628C1 |
Установка для обработки клиновых ремней | 1990 |
|
SU1777583A3 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АМПЛИФИКАЦИИ И ТЕСТИРОВАНИЯ И СПОСОБ ЗАГРУЗКИ КОНТЕЙНЕРА ДЛЯ АМПЛИФИКАЦИИ И ТЕСТИРОВАНИЯ | 2023 |
|
RU2822885C1 |
Изобретение относится к измерительной технике, в частности к устройствам для проверки технического состояния ременных передач, а именно для измерения натяжения приводных ремней двигателя внутреннего сгорания. Устройство содержит динамометрический рычаг с захватом ремня, выполненным в виде вилки, и индикатор часового типа. Захват снабжен упором, установленным по оси динамометрического рычага со стороны, противоположной рычагу. На упоре, в углублении, установлен контактный индикатор. Устройство имеет съемную опору с полками, имитирующими опорную поверхность шкивов ременной передачи, опорную площадку для упора и цилиндрическое окно. Образующая цилиндра включает два одинаковых по размерам круговых участка и два прямолинейных участка. Диаметр круговых участков равен диаметру посадочной поверхности захвата, а длина прямолинейных участков равна одному шагу зубьев ременной передачи. Технический результат заключается в повышении точности замеров путем устранения субъективности определения момента касания упором опорной поверхности. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.
Способ изготовления клише для одноцветного и многоцветного печатания | 1917 |
|
SU18772A1 |
Способ измерения натяжения в ветвях ременных передач и устройство для его осуществления | 1984 |
|
SU1395962A1 |
Устройство для определения натяжения и коэффициента тангенциального сопротивления нити | 1990 |
|
SU1760404A1 |
Преобразователь постоянного напряжения | 1982 |
|
SU1058018A1 |
ЕР 0802404 В1, 22.10.1997. |
Авторы
Даты
2004-11-10—Публикация
2001-11-15—Подача