ДАТЧИК ТОКСИЧНОСТИ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ АВТОМОБИЛЬНОГО ДИЗЕЛЯ Российский патент 2004 года по МПК G01M15/00 

Описание патента на изобретение RU2240528C1

Датчик токсичности выхлопных газов автомобильного дизеля может быть использован в системах управления автомобильных дизелей в качестве элемента блока обратной связи. Также датчик может использоваться в системах автономного экологического мониторинга автомобильных дизелей для получения непрерывной информации о токсичности выхлопа.

Известен датчик, состоящий из изолированной опоры, в которой расположены два электрода [1].

Недостатком данного датчика является отсутствие четкой зависимости между сигналом датчика и токсичностью выхлопных газов, так как он регистрирует величину, коррелирующую с концентрацией твердых частиц всего диапазона дисперсности, тогда как вредность представляют частицы размером примерно 10 мкм и менее.

Задачей предлагаемого изобретения является возможность получение информации о вредном воздействии выхлопных газов автомобильного дизеля на человека и животных. Решение этой задачи реализуется путем повышения информативности измеряемой величины датчика содержания твердых частиц (сажи) применительно к токсичности выхлопа, то есть увеличением корреляции сигнала датчика содержания твердых частиц (сажи) с токсичностью выхлопа дизеля. Так как в выхлопе автомобильного дизеля частицы сажи имеют широкий диапазон дисперсности (0,3...100 мкм), однако для человека и животных наиболее вредными являются частицы диаметром менее 10 мкм.

Указанная задача достигается тем, что изобретение содержит два изолированных друг от друга электрода, которые представляют собой пластины в форме полых полуцилиндров с нанесенным на вогнутую поверхность одного из них тонким слоем катализатора, и фильтр типа “циклон”, выходной патрубок которого сообщается с соосно расположенными с ним электродами и выполнен в виде трубы с заглушенной верхней частью и просверленными в верхней части в горизонтальной плоскости под углом к боковой поверхности трубы отверстиями, располагающимися в области вогнутой поверхности электродов. Геометрические параметры составных частей “циклона” определяются соотношениями:

a:b ≈ 1:2;

а:D:Нц 1:6,5:15;

D:В:Нк 1,25:1:1,

где а - высота проходного сечения входного патрубка, мм;

b - ширина проходного сечения входного патрубка, мм;

D - диаметр цилиндрической части, мм;

Нц - длина цилиндрической части, мм;

В - меньший диаметр конической части, мм;

Нк - длина конической части, мм.

Кроме того, электроды изготавливаются из пассивного (нереакционноспособного) металла или сплава. Температура электродов измеряется с помощью термопар.

На фиг.1 изображен общий вид датчика токсичности выхлопных газов автомобильного дизеля. На фиг.2 выполнено горизонтальное сечение датчика токсичности выхлопных газов автомобильного дизеля по оси просверленных в верхней части отверстиям выходного патрубка “циклона”.

Датчик содержит фильтр типа “циклон” 1 с входным 2 и выходным 3 патрубками (фиг.1). Выходной патрубок 3 представляет собой трубу с заглушенной верхней частью и просверленными в верхней части в горизонтальной плоскости под углом к боковой поверхности трубы отверстиями (фиг.2). Кроме того, датчик содержит два изолированных друг от друга электрода, которые представляют собой пластины 4 и 5 в форме полых полуцилиндров (фиг.2), установленные соосно выходному патрубку “циклона” 3. Пластины изготавливаются из пассивного (нереакциоспособного) металла или сплава, при этом на вогнутую поверхность пластины 4 нанесен тонкий слой катализатора. К пластинам 4 и 5 присоединены термопары 6 и 7 соответственно.

Работа предложенного датчика заключается в следующем.

Из выпускного тракта двигателя выхлопные газы через входной патрубок 2 с большой скоростью тангенциально поступают в рабочую полость “циклона” 1. Поток выхлопа закручивается, при этом частицы сажи диаметром примерно 10 мкм и более, содержащиеся в потоке под действием возникающей центробежной силы отбрасываются к стенкам и ссыпаются через отверстие в нижней части корпуса “циклона” 1. Очищенный от частиц примерно 10 мкм и более поток выхлопных газов, поступая через боковые отверстия в верхней части выходного патрубка 3, омывает поверхность пластин 4 и 5. Частицы сажи менее 10 мкм окисляются на пластине 4, повышая ее температуру, измеряемую термопарой 6. Устранение побочных факторов (температура, давление и другие), действующих на пластину 4, достигается включением термопары 6 в цепь, которая содержит также термопару 7 пластины 5, находящейся в тех же условиях и не реагирующую с частицами сажи. По разности напряжений термопары 6 U1 и термопары 7 U2 определяется разность температур пластин 4 и 5.

Использование информации, получаемой от предложенного датчика, позволяет оказывать корректирующее воздействие на скоростной и нагрузочный режимы эксплуатации дизеля в зависимости от величины токсичности выхлопных газов.

Источник информации

1. Hua Xiangyang, Zeng Mancheng //Нэйжаньизи гунчэн=Chin. Intern. Combust. Enging Eng. - 1990. - 11, №2. - С. 23-26.

Похожие патенты RU2240528C1

название год авторы номер документа
ДАТЧИК ТОКСИЧНОСТИ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ АВТОМОБИЛЬНОГО ДИЗЕЛЯ 2002
  • Фролов А.В.
RU2222806C1
СИСТЕМА ВЫХЛОПА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1994
  • Блинков Евгений Леонидович
  • Кейт Захар Романович
  • Ляпин Андрей Григорьевич
  • Остапенко Сергей Николаевич
RU2078965C1
СПОСОБ ОЧИСТКИ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2014
  • Вольнов Александр Сергеевич
  • Герасимов Евгений Михайлович
  • Третьяк Людмила Николаевна
RU2563950C1
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ТОКСИЧНОСТИ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Дудышев Валерий Дмитриевич
RU2117179C1
Способ очистки отработавших газов двигателя внутреннего сгорания транспортного средства и сажеочиститель для двигателя внутреннего сгорания транспортного средства 1991
  • Дзоценидзе Тенгиз Джемалиевич
  • Мардалеишвили Рэм Ермолаевич
  • Гвинерия Константин Иосифович
  • Осокин Владимир Александрович
  • Пхакадзе Георгий Автандилович
  • Глаговский Семен Абрамович
SU1815354A1
ФИЛЬТР-НЕЙТРАЛИЗАТОР 1998
  • Кутенев В.Ф.
  • Корнилов Г.С.
  • Панчишный В.И.
  • Моисеев С.П.
RU2205966C2
ТЕРМИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДИЗЕЛЯ 1996
  • Цыпцын Валерий Иванович
  • Стрельников Владимир Александрович
  • Истомин Сергей Викторович
RU2119065C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Барыбин Н.Ф.
  • Мягков К.Г.
  • Якушин М.И.
RU2094625C1
СПОСОБ ЗАМЕРОВ ПАРАМЕТРОВ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВС 2013
  • Голохваст Кирилл Сергеевич
  • Паничев Александр Михайлович
  • Гульков Александр Нефедович
  • Чайка Владимир Викторович
  • Чернышев Валерий Валерьевич
RU2525051C1
СПОСОБ ЭЛЕКТРООГНЕВОЙ ОЧИСТКИ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1997
  • Дудышев В.Д.
RU2175074C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 240 528 C1

Реферат патента 2004 года ДАТЧИК ТОКСИЧНОСТИ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ АВТОМОБИЛЬНОГО ДИЗЕЛЯ

Датчик может быть использован в системах управления топливоподачей автомобильных дизелей в качестве элемента блока обратной связи для осуществления управляющего воздействия на качество рабочей топливовоздушной смеси и момент ее впрыска в камеру сгорания, также в системах автономного экологического мониторинга автомобильных дизелей. Датчик содержит фильтр, два изолированных друг от друга электрода, изготовленные из пассивного (нереакционноспособного) металла или сплава, которые представляют собой пластины, в форме полых полуцилиндров, с нанесенным на вогнутую поверхность одного из них тонким слоем катализатора, термопар, присоединенных к электродам и фильтр типа "циклон", с определенными геометрическими соотношениями элементов, выходной патрубок которого сообщается с соосно расположенными с ним электродами и выполнен в виде трубы с заглушенной верхней частью и просверленными в верхней части в горизонтальной плоскости под углом к боковой поверхности трубы отверстиями, располагающимися в области вогнутой поверхности электродов. Изобретение позволяет оказывать корректирующее воздействие на скоростной и нагрузочный режимы эксплуатации дизеля в зависимости от величины токсичности выхлопных газов. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 240 528 C1

1. Датчик токсичности выхлопных газов автомобильного дизеля, содержащий два изолированных друг от друга электрода, отличающийся тем, что включает фильтр типа "циклон", выходной патрубок которого сообщается с соосно расположенными с ним электродами, которые представляют собой пластины в форме полых полуцилиндров, с нанесенным на вогнутую поверхность одного из них тонким слоем катализатора, и выполнен в виде трубы с заглушенной верхней частью и просверленными в верхней части в горизонтальной плоскости под углом к боковой поверхности трубы отверстиями, располагающимися в области вогнутой поверхности электродов, при этом геометрические параметры составных частей "циклона" определяются соотношениями

а:b ≈ 1:2,

а:D:Нц 1:6,5:15,

D:В:Нк ≈ 1,25:1:1,

где а - высота проходного сечения входного патрубка, мм;

b - ширина проходного сечения входного патрубка, мм;

D - диаметр цилиндрической части, мм;

Нц - длина цилиндрической части, мм;

В - меньший диаметр конической части, мм;

Нк - длина конической части, мм.

2. Датчик по п.1, отличающийся тем, что электроды изготавливаются из пассивного металла или сплава.3. Датчик по п.1, отличающийся тем, что к электродам присоединены термопары.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2240528C1

РЖ ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, 1990, с
Способ обработки медных солей нафтеновых кислот 1923
  • Потоловский М.С.
SU30A1
Походная разборная печь для варки пищи и печения хлеба 1920
  • Богач Б.И.
SU11A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ САЖИВ ГАЗАХ 1971
  • Изобретени М. С. Бого Вленский, В. В. Воителев, Л. А. Шульц А. Г. Юдин
SU420910A1
RU 2059224 C1, 27.04.1996
RU 94012060 A1, 10.05.1996
DE 4017473 A1, 21.11.1991
US 4633706 А, 06.01.1987.

RU 2 240 528 C1

Авторы

Фролов А.В.

Борздыко И.А.

Даты

2004-11-20Публикация

2003-03-25Подача