ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 2004 года по МПК F02C7/06 

Описание патента на изобретение RU2241841C2

Изобретение относится к газотурбинным двигателям наземного и авиационного применения.

Известен газотурбинный двигатель, в котором опоры выполнены с гидродинамической масляной пленкой без упругих элементов [1].

Недостатком известной конструкции является отсутствие упругих элементов, в результате чего при остановке двигателя ротор проседает на величину зазоров в демпферной опоре, что приводит к снижению КПД двигателя из-за увеличенных зазоров между статором и ротором.

Наиболее близким к заявляемому является газотурбинный двигатель, в котором используется упругодемпферная опора типа "беличье колесо", с размещением упругих элементов с одной из боковых сторон подшипника [2].

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, являются увеличенные осевые габариты масляной опоры для размещения упругих элементов, а также пониженная надежность из-за перекоса наружного кольца подшипника, жестко закрепленного во внутреннем упругом элементе упруго-демпферной опоры. Из-за размещения упругих элементов с одной из боковых сторон от наружного кольца подшипника последнее перемещается в радиальном направлении с некоторым перекосом относительно оси двигателя, что может привести к поломке подшипника и выводу из строя двигателя в целом.

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности, в уменьшении габаритов и массы конструкции за счет исключения перекосов наружного кольца подшипника относительно оси двигателя при его работе.

Сущность технического решения заключается в том, что в газотурбинном двигателе с упругодемпферными опорами подшипников качения, согласно изобретению, упругие элементы опор выполнены с каждой из боковых сторон наружного кольца подшипника, причем упругие стержни каждого из упругих элементов с каждой из боковых сторон одинаковы по длине и в поперечном сечении, при этом упругие элементы с одной боковой стороны соединены между собой жестко, а с другой - телескопически в осевом направлении.

Выполнение с каждой из боковых сторон наружного кольца подшипника упругих элементов опор исключает перекос кольца при работе двигателя, так как упругие элементы под действием радиальной нагрузки одинаково деформируются с обеих сторон наружного кольца подшипника.

При выполнении упругих стержней каждого из упругих элементов с каждой из боковых сторон одинаковыми по длине и в поперечном сечении осевая длина этих стержней минимальна, что способствует уменьшению массы опоры и осевых габаритов масляной полости, что, в свою очередь, способствует уменьшению теплоотдачи в масло из-за уменьшения наружной поверхности фланцев, ограничивающих масляную полость.

Телескопическое соединение в осевом направлении между собой упругих элементов с одной из боковых сторон подшипника позволяет исключить дополнительные напряжения при температурных деформациях внутреннего и внешнего упругих элементов.

На фиг.1 изображен газотурбинный двигатель с упругодемпферными опорами.

На фиг.2 - элемент I на фиг.1 в увеличенном виде.

Газотурбинный двигатель 1 состоит из компрессора 2, камеры сгорания 3, турбины высокого давления 4, которая вращает компрессор 2, и силовой турбины низкого давления 5, ротор 6 которой установлен в задней опоре 7 двигателя 1 на упругодемпферной опоре 8. Полезная мощность от турбины низкого давления 5 снимается с помощью вала 9 со стороны входа в компрессор 2. Ротор 6 турбины 5 включает в себя вал 10, на котором с помощью гайки 11 закреплено внутреннее кольцо 12 радиального подшипника 13, наружное кольцо 14 которого с помощью гайки 15 закреплено во внутреннем упругом элементе 16, который в свою очередь, с помощью болтов 17 своим кольцевым радиальным выступом 18 закреплен с задней стороны на радиальном кольцевом выступе 19 внешнего упругого элемента 20. С передней стороны элементы 16 и 20 телескопически, с возможностью взаимного осевого перемещения закреплены между собой по поверхности 21 с помощью кольцевых выступов 22 и 23. Между кольцами 24 и 25 упругих элементов 16 и 20 и выступами 18 и 22, 19 и 23 выполнены упругие стержни (балочки) 26, 27,28 и 29, причем длины стержней 26 и 27, а также 28 и 29 равны между собой. Между собой упругие элементы 16 и 20 установлены с радиальным зазором 30, в который с помощью жиклера 31 подается масло, уплотняемое упругими кольцами 32. Масляная полость 33 упругодемпферной опоры 8 ограничена с передней стороны фланцем 34, а с задней стороны - фланцем 35.

Работает устройство следующим образом. При работе двигателя на ротор 6 турбины низкого давления 5 действуют неуравновешенные и центробежные газовые силы, которые приводят к вибрациям ротора. Снижению общего уровня вибрации ротора 6 и всего двигателя 1 в целом способствует применение упругодемпферной опоры 8 типа "беличье колесо", энергия колебания ротора 6 в которой поглощается за счет выдавливания масляной пленки у радиального зазора 30 между упругими элементами 16 и 20. Так как упругие элементы 16 и 20 выполнены с упругими стержнями 26,27,28 и 29, одинаковыми по длине и в поперечном сечении и расположенными как с передней стороны кольца наружного 14 подшипника 13, так и с задней его стороны, то при радиальном перемещении внутреннего упругого элемента 16 относительно наружного 20 перекос наружного кольца 14 подшипника 13 относительно внутреннего кольца 12 отсутствует.

Таким образом, использование предполагаемого изобретения позволяет исключить перекос наружного кольца подшипника при работе двигателя, а также уменьшить осевую длину масляной полости и опоры в целом, снизить их массу.

Источники информации.

1. С.А.Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных ГТД. С.377, рис.7.34. 2. То же, с.374, рис.7.32. - прототип.

Похожие патенты RU2241841C2

название год авторы номер документа
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1999
  • Иванов В.В.
  • Кузнецов В.А.
RU2153611C1
ОДНОВАЛЬНАЯ ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА 2000
  • Сулимов Д.Д.
  • Кузнецов В.А.
  • Торопчин С.В.
  • Тункин А.И.
  • Ошканов Н.М.
RU2179647C2
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ 2014
  • Эскин Изольд Давидович
RU2572444C1
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2014
  • Эскин Изольд Давидович
  • Старцев Николай Иванович
  • Бояров Константин Владиславович
RU2579646C1
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА ТУРБОМАШИНЫ 2013
  • Сычев Владимир Константинович
  • Язев Владимир Михайлович
  • Андрейченко Игорь Леонардович
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2513062C1
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТЯЖЕЛОЙ ТУРБОМАШИНЫ 2014
  • Эскин Изольд Давидович
RU2592664C2
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2386831C1
ОПОРА РОТОРА ТУРБОКОМПРЕССОРА 1999
  • Хрящиков М.С.
  • Кириевский Ю.Е.
RU2166672C2
ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1991
  • Бурлаков Л.И.
  • Горюнов Л.В.
  • Такмовцев В.В.
RU2028460C1
РАДИАЛЬНАЯ УПРУГО-ДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2015
  • Грозов Владимир Александрович
  • Жидкова Галина Анатольевна
  • Шкредов Александр Васильевич
  • Деева Лариса Ивановна
  • Шкредова Маргарита Викторовна
  • Жарова Лариса Владимировна
RU2600219C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 241 841 C2

Реферат патента 2004 года ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

В газотурбинном двигателе с упругодемпферными опорами подшипников качения упругие элементы опор выполнены с каждой из боковых сторон наружного кольца подшипника. Упругие стержни каждого из упругих элементов с каждой из боковых сторон одинаковы по длине и в поперечном сечении. При этом упругие элементы с одной боковой стороны соединены между собой жестко, а с другой - телескопически в осевом направлении. Изобретение позволяет повысить надежность, уменьшить габариты и массу конструкции за счет исключения перекосов наружного кольца подшипника относительно оси двигателя при его работе. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 241 841 C2

Газотурбинный двигатель с упругодемпферными опорами подшипников качения, отличающийся тем, что упругие элементы опор выполнены с каждой из боковых сторон наружного кольца подшипника, причем упругие стержни каждого из упругих элементов с каждой из боковых сторон одинаковы по длине и в поперечном сечении, при этом упругие элементы с одной боковой стороны соединены между собой жестко, а с другой - телескопически в осевом направлении.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2241841C2

ВЬЮНОВ С.А
Конструкция и проектирование авиационных ГТД
- М.: Машиностроение, 1989, с.374, рис.7, 32
Ручное устройство для резки тросов 1988
  • Ильченко Владимир Андреевич
  • Гаручава Павел Юрьевич
SU1540963A1
СПОСОБ МЕХАНИЗИРОВАННОГО НАНЕСЕНИЯ ГИДРОФОБНОГО ПОКРЫТИЯ НА ЭЛЕКТРОИЗОЛЯЦИОННУЮ КОНСТРУКЦИЮ 2012
  • Таран Владимир Николаевич
RU2496169C1
DE 3603604 A1, 14.08.1986
DE 3604625 A1, 20.08.1987
УПРУГИЙ ЭЛЕМЕНТ ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА 0
  • В. Н. Снигирев, П. Д. Вильнер, Л. П. Покрасс А. И.
SU182963A1
SU 1354894 A1, 25.07.1984.

RU 2 241 841 C2

Авторы

Иванов В.В.

Кузнецов В.А.

Даты

2004-12-10Публикация

2002-11-12Подача