"АКТИВНЫЙ" ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПОДГОЛОВНИК Российский патент 2004 года по МПК B60N2/48 

Описание патента на изобретение RU2242378C1

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к системе пассивной безопасности и может быть использовано для предотвращения получения травм водителем и пассажирами при ударе автомобиля сзади.

Нетрудно представить себе последствия резкого запрокидывания головы при ударе автомобиля сзади, и именно подголовник спасает жизнь человека в подобной ситуации.

Фирмы, известные своими достижениями в пассивной безопасности, создают целые системы для защиты при ударе сзади, но применяются они в основном в дорогих автомобилях. Например, “активный” подголовник, предложенный SAAB и NISSAN, выдвигается навстречу голове (http://www.automobili.ru/csn/08-99/safety/safety 1.htm).

Другим примером может служить “Детское автомобильное кресло” (http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/6104.html).

Главным недостатком подголовника SAAB является жесткость и сложность его механической конструкции, которая устанавливается на отдельно стоящих передних креслах и предусматривает защиту для водителя и переднего пассажира, тогда как задние пассажиры остаются незащищенными при ударе автомобиля сзади. Кроме того, при смещенном ударе сзади по отношению к продольной оси автомобиля голова может отклониться от подголовника.

Недостатком подголовника “Детского автомобильного кресла” является циклический принцип его действия, т.е. после каждого его использования из него удаляется воздух.

Целью настоящего изобретения является создание “активного” подголовника пневматического действия для обеспечения безопасности водителя и пассажиров при ударе автомобиля сзади.

Поставленная цель осуществляется за счет сообщающихся между собой воздушных полостей в подголовнике и спинке кресла, которые соединены между собой стойками трубчатого сечения. В стойки вмонтированы прямые клапаны, а в них обратные клапаны меньшего размера. Подголовник имеет самораскрывающиеся боковые “лепестки” для удержания головы.

Ниже изобретение рассматривается на примерах исполнения с привлечением чертежей.

Фиг.1 - кресло водителя в обычном положении;

Фиг.2 - оно же, при ударе автомобиля сзади;

Фиг.3а - подголовник в обычном положении;

Фиг.3б - он же, в развернутом виде после удара автомобиля сзади.

Работа подголовника осуществляется следующим образом.

При ударе автомобиля сзади спина водителя или пассажира ударяется о спинку кресла 1, в которой размещена воздушная полость (не показана), в которой резко увеличивается давление воздуха. Под действием такого скачка давления открываются прямые клапаны, вмонтированные в обе стойки 2 (фиг.1 и 2) подголовника 3 и воздух перемещается в подголовник, увеличивая его и “лепестки” 4 в объеме (фиг.2 и 3б) навстречу голове, тем самым предотвращая плетевые колебания головы, а следовательно и снижая риск повреждения грудного и шейного отделов позвоночника. Кроме того, боковые “лепестки” охватывают голову с двух сторон (фиг.3б) и не позволяют ей при смещенном или повторном ударе отклониться от подголовника (габариты подголовника увеличиваются в зависимости от силы удара в автомобиль сзади).

После выполнения подголовником своей функции создавшееся в нем высокое давление воздуха открывает обратные клапаны (меньшего размера), вмонтированные в прямые клапаны. Воздух из подголовника в замедленном темпе перемещается в воздушную полость спинки кресла. Выравнивается давление в обеих воздушных полостях и подголовник восстанавливает свою первоначальную форму.

Такая конструкция позволит оснастить не только передние, но и задние сидения автомобилей “активными” пневматическими подголовниками, которые значительно повысят пассивную безопасность водителя и пассажиров, в том числе и VIP - персон на заднем сидении лимузина, при ударе автомобиля сзади.

Похожие патенты RU2242378C1

название год авторы номер документа
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ПОДГОЛОВНИК 2004
  • Смирнов Б.Л.
RU2261808C1
ДЕТСКОЕ АВТОМОБИЛЬНОЕ КРЕСЛО 2002
  • Смирнов Б.Л.
RU2220058C1
ПОДГОЛОВНИК СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) 2007
  • Стебеньков Александр Валентинович
RU2354564C1
Адаптивное транспортное кресло повышенной безопасности 2015
  • Белый Давид Михайлович
RU2620144C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ВОДИТЕЛЯ ПРИ ЛОБОВОМ УДАРЕ И ОПРОКИДЫВАНИИ АВТОМОБИЛЯ 2000
  • Смирнов Б.Л.
RU2200099C2
Адаптивное транспортное кресло с активными спинкой и подголовником 2015
  • Белый Давид Михайлович
RU2620145C1
КРЕСЛО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Лайн Джонатан Эндрю
  • Уэст Шон
RU2688540C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПАССАЖИРА 2015
  • Оно Мицуёси
  • Симадзу Кацуя
  • Ивамото Хироаки
RU2673409C1
ДЕТСКОЕ КРЕСЛО ДЛЯ УСТАНОВКИ В АВТОМОБИЛЕ 2007
  • Падун Сергей Петрович
  • Энтин Алексей Борисович
RU2390439C2
КАБИНА ПОВЫШЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2013
  • Толочек Валерий Николаевич
RU2528514C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 242 378 C1

Реферат патента 2004 года "АКТИВНЫЙ" ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПОДГОЛОВНИК

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к системе пассивной безопасности, и касается "активного" пневматического подголовника, который предназначен для защиты водителя и пассажиров при ударе автомобиля сзади. Подголовник содержит воздушные полости в подголовнике и спинке кресла, которые соединены между собой стойками трубчатого сечения, а также самораскрывающиеся боковые лепестки. В стойках вмонтированы прямые клапаны, а в них - обратные клапаны меньшего размера. Боковые "лепестки" охватывают голову с двух сторон и не позволяют ей отклониться от подголовника. Технический результат - обеспечение безопасности водителя и пассажиров при ударе автомобиля сзади. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 242 378 C1

1. Активный пневматический подголовник, содержащий воздушные полости, размещенные в подголовнике и спинке кресла, отличающийся тем, что он снабжен прямыми клапанами, смонтированными в обеих стойках подголовника и открывающимися под действием давления, возникающего от удара сзади для увеличения его объема, и обратными клапанами, вмонтированными в прямые клапаны и сообщенными с воздушными полостями спинки для восстановления подголовником в замедленном темпе своей первоначальной формы.2. Подголовник по п.1, отличающийся тем, что он имеет самораскрывающиеся боковые “лепестки”.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2242378C1

JP 2000016231 А, 18.01.2000
Способ усиления бетонных элементов,поврежденных трещинами 1983
  • Барков Юрий Васильевич
  • Сендеров Борис Владимирович
SU1176049A2
Кресло транспортного средства 1990
  • Левин Владимир Ильич
SU1822392A3

RU 2 242 378 C1

Авторы

Смирнов Б.Л.

Даты

2004-12-20Публикация

2003-10-27Подача