ВОЛНОВОЙ АНТИКАВИТАЦИОННЫЙ ГИДРОДВИЖИТЕЛЬ Российский патент 2004 года по МПК B63H1/30 B63H1/32 B63H1/00 B63H19/00 

Описание патента на изобретение RU2242398C2

Изобретение относится к гидродвижителям и может быть использовано для получения тяги на водном транспорте, для перекачки жидкостей в трубопроводах и т.п.

Известно устройство “Судовой движитель” по описанию изобретения SU 1030258A, кл. В 63 Н 1/32, опубликовано 23.07.1983 г. БИ №27 (1).

Данное устройство предназначено для передвижения тихоходных плав. средств.

Устройство содержит раму 1, связанную со штоком 6 ее возвратно-поступательного перемещения, в которой на шарнирах 2 установлены пластины-лопасти 3 с плечами разной длины, перекрывающие одна другую в рабочем положении с образованием стенки.

Недостатком данного устройства является его малый кпд и невозможность создания равномерного и постоянного упора без пульсации.

Целью предлагаемого изобретения является создание волнового антикавитационного движителя с постоянным гидродинамическим упором.

Указанная цель достигается следующим образом. Волновой антикавитационный движитель содержит клапанную решетку, жестко связанную с приводом ее перемещений. Клапаны установлены на решетке с возможностью закрывания ее отверстий с одной стороны при перекрывании друг друга. При этом клапанная решетка выполнена в виде диска с концентрически расположенными отверстиями. Диск размещен внутри гидродинамического кольца, а клапаны выполнены в виде кольцевых оборок-клапанов, внутренние края каждой из которых прикреплены к решетке по кольцу, с возможностью радиального перекрывания своими внешними краями соседних внешних колец оборок-клапанов. Привод выполнен в виде вала, жестко закрепленного в центре диска и в эластичной муфте, установленной на корпусе передачи упора и дающей возможность его перемещения по конической образующей с вершиной в месте закрепления вала на эластичной муфте без возможности его проворачивания относительно своей оси.

При обегании конической образующей поверхности приводным валом (без проворачивания его вокруг своей оси) происходит колебательный круговой процесс диска. При этом закрывающие концентрические отверстия клапанной решетки кольцеобразные оборки-клапаны будут находится под воздействием сил инерции жидкости, в которую помещен волновой антикавитационный гидродвижитель и, в зависимости от своего расположения на диске, будут попадать в зону, где их прижимает к отверстиям клапанной решетки или в зону отжатия их от клапанной решетки. В первом случае диском (в фазе прижима оборок-клапанов) производится перемещение жидкости, а во втором - свободное пропускание через клапанную решетку (в фазе отжатия оборок-клапанов). Так как на колеблющемся диске эти зоны будут передвигаться по диску волнообразно, то оборки-клапаны повторят этот волнообразный процесс круговых колебаний диска. При этом волнообразном процессе возникает постоянный упор, волнообразно передвигающийся по поверхности диска, передающийся через втулку, приводной вал, эластичную муфту на корпус передачи упора.

В качестве отдаленного аналога предлагаемого устройства можно принять устройство “Судовой движитель” по источнику информации (1).

Перечень фигур на чертежах

На фиг.1 изображен волновой антикавитационный гидродвижитель в процессе его работы.

На фиг.2 изображен торец диска волнового антикавитационного гидродвижителя с клапанной решеткой и оборками-клапанами (показаны пунктиром). Участки оборок-клапанов и создаваемые ими перекрытия для наглядности показаны частично в секторах.

Предлагаемый волновой антикавитационный гидродвижитель состоит из следующих узлов, агрегатов и деталей:

Диск 1 волнового антикавитационного гидродвижителя, например, имеет кольцеобразно расположенные ряды отверстий клапанной решетки 2, которые перекрыты с одной стороны диска 1 круговыми оборками-клапанами 3 (фиг.1 и фиг.2), на диске 1 в центре закреплена втулка 9, а в центре втулки 9 жестко закреплен приводной вал 4. Приводной вал 4 закреплен в эластичной муфте 5, которая, в свою очередь, закреплена на корпусе передачи упора 8 в плоскости диска 1. Вокруг диска 1 установлено гидродинамическое кольцо 7. Втулка 9 закрыта обтекателем 6.

Волновой антикавитационный гидродвижитель работает следующим образом.

При передвижении приводного вала по конусной образующей, которое (движение) возможно из-за установки приводного вала 4 в эластичной муфте 5, диск 1 получает колебательные волнообразные движения, передаваемые через втулку 9.

Эти колебания диска 1 в жидкости заставляют круговые оборки-клапаны 3 синхронно колебаться, то прижимаясь к отверстиям клапанной решетки 2, то отходя от них вслед за бегущими колебаниями диска 1. При этом волнообразном процессе возникает бегущий по кругу диска 1 упор, соответствующий бегущей фазе прижима оборок-клапанов 3 к клапанной решетке 2 диска 1. Упор через муфту 5 передается на корпус передачи упора 8. Гидродинамическое кольцо 7 защищает диск 1 от внешних воздействий и повышает кпд волнового антикавитационного гидродвижителя.

Предлагаемая конструкция волнового антикавитационного гидродвижителя достаточно проста и может быть использована во многих технических устройствах, начиная от прокачки жидкостей в трубопроводах до получения тяги на водном транспорте. В связи с тем, что линейного перемещения жидкости в плоскости диска нет, то можно говорить об антикавитационном способе получения упора. При волновом колебании диска элементы диска будут подвержены смене знака давления, что не даст развиться кавитационному процессу.

К положительным моментам данного устройства можно отнести отсутствие необходимости герметизации приводного вала сальниками, возможность увеличения амплитуды волнового движения диска простым передвижением элемента привода, приводящего в движение приводной вал, по самому приводному валу, тем самым, увеличивая или уменьшая угол конусности его движения. При установке приводного вала в карданном устройстве с обычными осями вращения герметизация приводного и карданного устройства возможна такой же эластичной муфтой (только тонкой, так как она не будет воспринимать упор от движителя). Простота ремонта движителя. Возможно использование различных форм диска - конического, вогнутого и т.п. В конструкции оборок-клапанов возможно применение лепестковых пружинных элементов и т.д. Расположение отверстий клапанной решетки возможно по спирали относительно центра диска, а оборки-клапаны крепятся при этом по соответствующей спиральной траектории.

Похожие патенты RU2242398C2

название год авторы номер документа
РОТОРНЫЙ НАСОС 2004
  • Кочанов-Сорокин Сергей Сергеевич
RU2271475C2
ОДНОКОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2002
  • Кочанов-Сорокин С.С.
RU2216474C2
ПРОПУЛЬСИВНЫЙ КОМПЛЕКС ТОРПЕДЫ, СПОСОБ РАБОТЫ И ВАРИАНТЫ ДВИЖИТЕЛЯ 2020
  • Палецких Владимир Михайлович
RU2757339C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ СКВАЖИН В ГРУНТЕ 2006
  • Кочанов-Сорокин Сергей Сергеевич
RU2304666C1
ОДНОКОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2005
  • Кочанов-Сорокин Сергей Сергеевич
RU2282552C1
ВИБРАЦИОННЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ДЛЯ ТРУБОПРОВОДОВ 2001
  • Кочанов-Сорокин С.С.
RU2216499C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ СКВАЖИН В ГРУНТЕ 2008
  • Кочанов-Сорокин Сергей Сергеевич
RU2373338C1
КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2003
  • Кочанов-Сорокин С.С.
RU2261179C2
ВИБРАЦИОННЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ДЛЯ ТРУБОПРОВОДОВ 2004
  • Кочанов-Сорокин Сергей Сергеевич
RU2270779C2
ВОЛНОВОЙ ПЛАНЕТАРНО-ФРИКЦИОННЫЙ РЕДУКТОР 2002
  • Кочанов-Сорокин С.С.
RU2229644C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 242 398 C2

Реферат патента 2004 года ВОЛНОВОЙ АНТИКАВИТАЦИОННЫЙ ГИДРОДВИЖИТЕЛЬ

Изобретение относится к гидродвижителям и может быть использовано для получения тяги на водном транспорте, для перекачки жидкостей в трубопроводах и т.п. Движитель содержит клапанную решетку, жестко связанную с приводом ее перемещений, клапаны установлены на решетке с возможностью закрывания ее отверстий с одной стороны при перекрывании друг друга. Клапанная решетка выполнена в виде диска с концентрически расположенными отверстиями, размещенного внутри гидродинамического кольца, а клапаны выполнены в виде кольцевых оборок-клапанов, внутренние края каждой из которых прикреплены к решетке по кольцу с возможностью радиального перекрывания своими внешними краями соседних внешних колец оборок-клапанов. Привод выполнен в виде вала, который жестко закреплен в центре диска и в эластичной муфте, установленной на корпусе передачи упора и дающей возможность его перемещения по образующим конической поверхности с вершиной в месте закрепления вала в эластичной муфте без возможности его проворачивания относительно своей оси. Изобретение позволяет создать волновой антикавитационный движитель с постоянным гидродинамическим упором. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 242 398 C2

Волновой антикавитационный движитель, содержащий клапанную решетку, жестко связанную с приводом ее перемещений, клапаны установлены на решетке с возможностью закрывания ее отверстий с одной стороны при перекрывании друг друга, отличающийся тем, что клапанная решетка выполнена в виде диска с концентрически расположенными отверстиями, размещенного внутри гидродинамического кольца, а клапаны выполнены в виде кольцевых оборок-клапанов, внутренние края каждой из которых прикреплены к решетке по кольцу с возможностью радиального перекрывания своими внешними краями соседних внешних колец оборок-клапанов, привод выполнен в виде вала, который жестко закреплен в центре диска и в эластичной муфте, установленной на корпусе передачи упора и дающей возможность перемещения вала по образующим конической поверхности с вершиной в месте его закрепления в эластичной муфте без возможности проворачивания относительно своей оси.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2242398C2

Судовой движитель 1973
  • Кононенко Геннадий Игнатьевич
  • Дукмасов Владимир Артемович
SU1030258A1
Двигательная установка водного транспортного средства 1986
  • Борушнов Владимир Ильич
SU1323463A2
US 4753574 A, 28.06.1988
SU 4795874 A1, 30.05.1992
СПОСОБ БОРЬБЫ С ВРЕДИТЕЛЯМИ 1990
  • Джон Эдвард Касида[Us]
  • Майкл Эллиотт[Gb]
  • Дэвид Аллен Пулман[Gb]
RU2036582C1

RU 2 242 398 C2

Авторы

Кочанов-Сорокин С.С.

Даты

2004-12-20Публикация

2002-03-04Подача