Изобретение относится к машиностроению, в частности двигателестроению и имеет отношение к конструкции элементов системы выпуска отработавших газов двигателя внутреннего сгорания (далее ДВС).
Известен выпускной коллектор ДВС автомобиля ВАЗ-2108 (В.А.Вершигора и др. "Автомобиль ВАЗ-2108" - М.: ДОСААФ СССР, 1986, с.27), который представляет собой литую массивную деталь из чугуна. Выпускной коллектор имеет присоединительные фланцы крепления, с одной стороны - к головке цилиндров двигателя, а с другой - к приемной трубе тракта выпуска отработавших газов. В процессе работы ДВС коллектор подвергается значительному температурному воздействию со стороны выхлопных клапанов ДВС.
Аналогичные конструкции выпускных коллекторов описаны в патентах США №5347810, МПК5 F 01 N 7/10, 1994, №5069036, МПК5 F 01 N 7/10, 1991, заявке ЕПВ (ЕР) 0049459, F 02 F 11/00, 1982.
Общим недостатком описанных выше устройств является их значительная металлоемкость и теплоемкость, т.е. в процессе работы ДВС их массивная чугунная структура забирает значительное количество тепла, которое необходимо в том случае, когда в трассе выхлопной системы предусмотрена установка каталитического нейтрализатора, что вызвано современными повышенными требованиями по предельно допустимому содержанию в отработавших газах ДВС вредных компонентов (продуктов неполного сгорания рабочей смеси).
Известны технические решения, позволяющие уменьшить теплоемкость описанных конструкций коллекторов (см., например, заявку Японии №63-215809, МКИ4 F 01 N 7/10, 1988). Здесь во внутренней основной части коллектора с образованием зазора относительно внутренних стенок коллектора установлена тонкостенная труба, но такой технический прием значительно усложняет конструкцию коллектора.
В современных конструкциях ДВС, в трассе выпуска которых предусмотрены каталитические нейтрализаторы, нашли широкое применение сварные выпускные коллекторы облегченной конструкции, штампованные из тонкого жаропрочного металлического листа, с приварными присоединительными фланцами (см. РСТ (WO) 90/06207, МКИ5 В 23 К 31/02, 1990; США №4656830, МКИ4 F 01 N 3/18, 1987; Франция №2644207, МКИ5 F 01 N 7/10, 1990; ФРГ №4200611, МКИ5 F 01 N 7/10, 1993; ЕПВ (ЕР) 0623739, МКИ5 F 01 N 7/10, 1994).
Применение таких сварных выпускных коллекторов в сочетании с каталитическими нейтрализаторами различного типа позволяет обеспечить выполнение жестких международных требований по токсичности Евро-3 и Евро-4. Технические трудности, которые возникают при изготовлении описанных коллекторов, заключаются в первую очередь в том, что необходимо соблюсти оптимальные с точки зрения гидравлических сопротивлений геометрические параметры - радиусы гиба отдельных труб, длины отдельных труб, их конкретное расположение в стесненном пространстве моторного отсека и ряд других параметров. Поэтому, как правило, каждая из отдельных труб коллектора изготавливается путем сварки отдельных составляющих трубу элементов. При этом разъемы могут быть как продольными (заявка Японии №3-63644, МКИ5 F 01 N 7/10, 1991), штампованные из двух половин, так и поперечными (ФРГ, №3720714, МКИ4 F 01 N 7/14, 1989), когда каждая из труб сваривается из отдельных заранее формообразованных патрубков. Либо в законченной конструкции коллектора применены одновременно оба названных выше приема (Франция, №2727466, МПК6 F 01 N 7/10, 1996).
В качестве прототипа выбран сварной выпускной коллектор для ДВС легковых автомобилей (полезная модель России №14974, МПК7 F 01N 7/10, БИ №25, 10.09.2000), который содержит по крайней мере две проточные трубы, состоящие, например, из патрубков, скрепленных между собой сваркой, верхние концы которых соединены с впускными отверстиями ДВС через отверстия по крайней мере одного фланца, а нижние концы патрубков по крайней мере по два соединены с коллекторными элементами, нижние концы которых закреплены на нижнем выпускной фланце и через его отверстия сообщены с выпускными трубопроводами системы очистки газов, причем упомянутые патрубки обеих проточных труб выполнены из жаропрочного листового материала. Коллекторные элементы выполнены в виде воронок, при этом верхние концы обеих проточных труб закреплены на цельном впускном фланце. Нижний выпускной фланец выполнен из тонколистового материала, преимущественно из жаропрочной стали, с отбортовкой по его краям и отверстиям и вваренными бобышками в местах расположения крепежных отверстий. Все патрубки выполнены из одного материала.
К недостаткам рассмотренного сварного выпускного коллектора, как показала практика его эксплуатации на отдельных моделях автомобилей ВАЗ, в первую очередь следует отнести то, что, подвергаясь значительным перепадам температуры, жесткая конструкция коллектора, имеющая разные по длине патрубки, материал которых имеет одинаковый коэффициент линейного расширения, накапливает значительные остаточные деформации, что в конечном итоге приводит к нарушению герметичности в стыке коллектора с корпусом двигателя. Кроме того, изготовление отдельных труб коллектора из отдельных патрубков, которые, в свою очередь, сварены из нескольких коротких или прямолинейных отрезков труб, с последующей их сваркой, приводит к неоптимальным геометрическим параметрам коллектора в целом, что увеличивает гидравлические сопротивления в выпускном тракте ДВС, снижает его мощность и крутящий момент. В частности, в прототипе патрубок первого цилиндра сварен из двух изогнутых отрезков труб, патрубки второго и третьего цилиндров сварены из двух отрезков труб, а патрубок четвертого цилиндра сварен из четырех отрезков труб, два из которых прямолинейные, а два - криволинейные, загнутые по радиусу.
Для устранения названного нежелательного явления в известном выпускном коллекторе предлагается компенсировать температурные деформации конструкции за счет подбора материала патрубков разной длины с различными коэффициентами линейного расширения. Кроме того, предлагается не только составить конструкцию коллектора из цельных отдельных патрубков, но и оптимизировать при этом их геометрические параметры, особенно в зоне гиба каждого отдельного патрубка, с целью достижения минимальных гидропотерь в тракте системы выпуска отработавших газов.
Сущность изобретения заключается в том, что в сварном выпускном коллекторе, содержащем присоединительные фланцы, по крайней мере две проточные трубы, одна из которых (более длинная) образована сходящимися на выходе патрубками первого и четвертого цилиндров ДВС, а другая (которая короче первой) образована сходящимися на выходе патрубками второго и третьего цилиндров, верхние концы которых соединены с впускными отверстиями ДВС через отверстия, по крайней мере одного фланца, а нижние концы труб закреплены на нижнем выпускном фланце и через его отверстия сообщены с выпускными трубопроводами системы очистки газов, причем трубы выполнены из жаропрочного листового материала, названные трубы изготовлены из материалов с различными коэффициентами линейного расширения, причем более длинные трубы изготавливают из материала с меньшим коэффициентом линейного расширения, а короткие - с большим коэффициентом линейного расширения. Кроме того, каждый из отдельных патрубков выполнен из цельного отрезка тонкостенной жаропрочной трубы, при этом радиусы гиба патрубков более длинной трубы составляют 1,8-2,2 диаметра патрубка в месте его гиба.
Сущность изобретения иллюстрируется на фиг.1 и 2.
Сварной выпускной коллекторе содержит по крайней мере две проточные трубы 1 и 2, одна из которых образована сходящимися на выходе патрубками 3 и 4 соответственно первого и четвертого цилиндров ДВС, а другая образована сходящимися на выходе патрубками 5 и 6 соответственно второго и третьего цилиндров, верхние концы которых соединены с впускными отверстиями ДВС через отверстия по крайней мере одного фланца 7, а нижние концы труб закреплены на нижнем выпускном фланце 8 и через его отверстия сообщены с выпускными трубопроводами системы очистки газов, причем трубы 1 и 2 выполнены из жаропрочного листового материала. Более длинная труба 1 выполнена из материала, коэффициент линейного расширения которого меньше, чем соответствующий коэффициент материала, из которого изготовлена более короткая труба 2. Каждый из отдельных патрубков 3-6 выполнен из цельного отрезка тонкостенной жаропрочной трубы, при этом радиусы гиба патрубков 3 и 4 первого и четвертого цилиндров составляют 1,8-2,2 диаметра патрубка в месте его гиба.
Приведенная на фиг.2 схема наглядно иллюстрирует процессы, которые происходят при нагреве конструкции коллектора. Сварной коллектор представляет собой конструкцию со статически неопределимыми деформациями в стержнях (трубах 3-6) при изменении температуры конструкции. Схема необходимых удлинений стержней при нагреве всей конструкции при условии не возникновения силовых деформаций представлена на фиг.2. Пунктирными линиями изображены стержни в положении, которое они занимают после нагрева. Стержень 1 получил приращение Δ L1, стержень 2 получил приращение Δ L2, при этом точка соединения стержней Д перешла в положение Д1.
Соотношение приращений стержней, исходя из геометрических соображений (подобия треугольника АСД и треугольника приращений стержней Д1КД), должно быть равно
При равенстве коэффициентов линейного расширения (КЛР) материалов стержней 1 и 2, учитывая то, что температурные деформации стержней пропорциональны их длинам, такое соотношение не может быть обеспечено. Чтобы деформации были совместны, необходимо соотношение между КЛР стержней 1 и 2 определить из зависимости (1). Принимая, что
Δ L1=α 1·L1·Δt,
Δ L2=α 2·L2·Δt,
получим
Из зависимости (2) следует, что для конструкции коллектора с углом β =60° при условии отсутствия силовых деформаций необходимо выбрать материалы труб 1 и 2 с коэффициентами линейных расширений, отличающимися в два раза. Практически это достижимо, если трубу 1 изготовить из материала 15Х28 с КЛР, равным 11,0· 10-6 1/° С, а трубу 2 изготовить из материала 12Х18Н9Т с КЛР, равным 19,5· 10-6 1/° С (Марочник сталей и сплавов. В.Г.Сорокин, А.В.Волосникова, С.А.Вяткин и др. - М.: Машиностроение, 1989, с.640).
Кроме того, при таком конструктивном исполнении достигаются минимальные гидропотери в тракте выпуска ДВС, что приводит к повышению мощности и увеличению крутящего момента ДВС.
Предложенное техническое решение промышленно применимо, поскольку оно может быть использовано промышленным способом в автомобилестроении и других областях народного хозяйства, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо.
Работает устройство обычным образом.
На такте выпуска отработавших газов из цилиндров двигателя, когда выпускной клапан открыт, горячие отработавшие газы вытесняются в выпускной коллектор, далее поступают в каталитический нейтрализатор, просачиваются через его активное вещество и в достаточной мере очищенные от вредных веществ поступают в глушитель (глушители если в тракте выпуска их несколько), теряют при этом часть звуковой энергии, после чего выводятся в атмосферу.
Использование заявленного технического решения позволяет создать недорогую и компактную конструкцию эффективного, надежного в эксплуатации выпускного коллектора, повысить конкурентоспособность отечественных автомобилей за счет соответствия их экологической безопасности мировым стандартам, снизить загрязнение воздуха в населенных пунктах токсичными компонентами отработавших газов автотранспортных средств, силовой агрегат которых выполнен на базе ДВС.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СВАРНОЙ КОЛЛЕКТОР ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2002 |
|
RU2242622C2 |
СИСТЕМА ВЫХЛОПА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2004 |
|
RU2270346C2 |
СИСТЕМА ВЫПУСКА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1999 |
|
RU2166435C2 |
ЦИКЛОННЫЙ МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР | 2004 |
|
RU2272158C1 |
ГЛУШИТЕЛЬ-РАЗДЕЛИТЕЛЬ ГАЗОВ | 2021 |
|
RU2764641C1 |
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР С УТИЛИЗАЦИЕЙ ТЕПЛОТЫ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1999 |
|
RU2156362C1 |
Телескопическое гибкое трубное соединение | 1986 |
|
SU1373960A1 |
СИСТЕМА АКТИВНОГО ПОДАВЛЕНИЯ ШУМА ВПУСКА И ВЫХЛОПА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2002 |
|
RU2240427C2 |
РОТОРНЫЙ ДВУХКАМЕРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2013 |
|
RU2539412C1 |
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1992 |
|
RU2031219C1 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности двигателестроению и может быть использовано в системах выпуска отработавших газов ДВС. Сварной выпускной коллектор содержит присоединительные фланцы, соединенные несколькими трубами различной длины, причем трубы изготовлены из материалов с различными коэффициентами линейного расширения, причем более длинные трубы изготавливают из материала с меньшим коэффициентом линейного расширения, а короткие – с большим коэффициентом линейного расширения. Трубы составлены из отдельных патрубков, выполненных из цельного отрезка тонкостенной жаропрочной трубы, при этом радиусы гиба патрубков более длинной трубы составляют 1,8-2,2 диаметра патрубка в месте его гиба. Использование изобретения позволяет создать недорогую и компактную конструкцию эффективного, надежного в эксплуатации выпускного коллектора. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Двигатель внутреннего горения | 1928 |
|
SU14974A1 |
Сплав для соединения пьезоэлектрических пластин | 1928 |
|
SU14975A1 |
Строгальный станок для изготовления широких и толстых пластин | 1929 |
|
SU17712A1 |
Выпускной коллектор для двигателя внутреннего сгорания | 1971 |
|
SU465484A1 |
DE 3838707 A1, 08.06.1989 | |||
US 4373331 A, 15.02.1983. |
Авторы
Даты
2004-12-20—Публикация
2002-12-05—Подача