Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к двигателестроению, в частности к конструкции элементов системы выхлопа отработавших газов двигателя внутреннего сгорания (далее ДВС).
Известна система выхлопа отработавших газов, содержащая трубу с присоединительным фланцем (заявка DE №3832728, МКИ 4 F 01 N 7/18, 1989 г.), которая для крепления снабжена поверхностями лазерной сварки.
Преимущества сварного коллектора по сравнению с литым чугунным заключены в уменьшении металлоемкости 'и, как следствие, более быстром нагреве выхлопных газов на входе в катализатор, что способствует повышению качества нейтрализации выхлопных газов. Однако данное устройство обладает рядом недостатков, а именно: наличие множества сварных швов и нетехнологичность сборки (изготовления) коллектора.
Известна также система выхлопа отработавших газов, содержащая выходную трубу с концевым фланцем, которая механически, путем пластической деформации, закреплена в отверстии концевого фланца (DE №3806744, МКИ 4 F 01 N 7/18, 1988 г.). Данное устройство обеспечивает герметичность соединения труб и фланца, экономически более эффективно, чем, например, соединение сваркой, особенно при массовом производстве Недостатком приведенной конструкции является увеличение числа деталей (дополнительных патрубков для увеличения жесткости и герметичности соединения), наличие больших температурных деформаций деталей коллектора (фланца, труб), приводящих к потере герметичности выпускного канала, прорывов газов. В значительной степени большие деформации вызваны неравномерным нагревом частей коллектора, ввиду как особенностей конструкции, так и разных скоростей нагрева и охлаждения труб и фланца.
Данное решение принято за прототип.
Изобретение направлено на упрощение конструкции устройства и повышение надежности при эксплуатации.
Решение поставленной технической задачи достигается путем изменения конструкции соединения концевого участка выходной трубы и фланца, и в конечном итоге, повышении прочности и герметичности соединения в рабочем диапазоне температур фланца от -40 до +300°С.
На фиг.1 изображен разрез неразъемного соединения выхлопного коллектора и фланца.
На фиг.2 - то же, что фиг.1, при котором входное отверстие во фланце совпадает с внутренним каналом выхлопного коллектора.
На фиг.3 - то же, что фиг.1, при котором концевой участок выхлопного коллектора выполнен коническим.
Сущность изобретения заключается в том, система выхлопа отработавших газов ДВС, содержит, по крайней мере, один узел неразъемного соединения трубы выхлопного коллектора 1 с фланцем 2 ее крепления к элементу корпуса ДВС (не показан), причем фланец формообразован путем заливки в кокиле концевого участка трубы 1 металлическим сплавом, температура плавления которого ниже температуры плавления материала трубы, коэффициент температурного расширения которого превышает коэффициент температурного расширения материала трубы, и коэффициент теплопередачи которого по крайней мере вдвое превышает коэффициент теплопередачи материала трубы. Фланец 2 и сопрягаемый с ним элемент корпуса (например, головка цилиндра), выполнены из идентичного материала, преимущественно из алюминиевого и/или магниевого сплава. На конце залитого металлическим сплавом участка трубы сформирована наружная отбортовка 3, например, в виде конического раструба, входной срез которого совпадает с присоединительной плоскостью фланца 2. Либо конец залитого металлическим сплавом участка трубы снабжен кольцевой или конической отбортовкой 4, заглубленной внутрь фланца 2 так, что входное отверстие во фланце 2 совпадает с внутренним каналом трубы 1. Также концевой участок трубы 1 выполнен из ряда ступенчато чередующихся коаксиальных участков различного наружного диаметра (фиг.3), при этом участок трубы 1 с наименьшим наружным диаметром расположен со стороны фланца 2. Кроме того, концевой участок трубы выполнен коническим, таким образом, что толщина стенки трубы в зоне входного среза составляет 0,4...0,6 от толщины цилиндрической стенки трубы.
Предложенное техническое решение промышленно применимо, поскольку оно может быть использовано промышленным способом в машиностроении, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо. Осуществление изобретения по любому из пунктов формулы позволяет реализовать указанное назначение изобретения.
Изобретение позволяет упростить конструкцию устройства и повысить надежность при эксплуатации.
Система выхлопа отработавших газов ДВС содержит, по крайней мере, один узел неразъемного соединения трубы выхлопного коллектора с фланцем ее крепления к элементу корпуса ДВС, причем фланец формообразован путем заливки в кокиле концевого участка трубы металлическим сплавом, температура плавления которого ниже температуры плавления материала трубы, коэффициент температурного расширения которого превышает коэффициент температурного расширения материала трубы, и коэффициент теплопередачи которого по крайней мере вдвое превышает коэффициент теплопередачи материала трубы. Фланец и сопрягаемый с ним элемент корпуса (например, головка цилиндра), выполнены из идентичного материала, преимущественно из алюминиевого и/или магниевого сплава. На конце залитого металлическим сплавом участка трубы сформирована наружная отбортовка, например, в виде конического раструба, входной срез которого совпадает с присоединительной плоскостью фланца. Либо конец залитого металлическим сплавом участка трубы снабжен кольцевой или конической отбортовкой, заглубленной внутрь фланца так, что входное отверстие во фланце совпадает с внутренним каналом трубы. Также концевой участок трубы выполнен из ряда ступенчато чередующихся коаксиальных участков различного наружного диаметра, при этом участок трубы с наименьшим наружным диаметром расположен со стороны фланца. Кроме того, концевой участок трубы выполнен коническим, таким образом, что толщина стенки трубы в зоне входного среза составляет 0,4...0,6 от толщины цилиндрической стенки трубы. Использование изобретения позволяет упростить конструкцию устройства и повысить надежность при эксплуатации. 6 з.п. ф-лы, 3 ил.
DE 3806744 A1, 15.09.1988 | |||
Общественный туалет с танцующим фонтаном и способ его эксплуатации | 2016 |
|
RU2621075C2 |
DE 3915346 A1, 30.11.1989 | |||
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ НАНЕСЕНИЯ КОЛОТО-РЕЗАНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ НАСТУПЛЕНИЮ СМЕРТИ | 2007 |
|
RU2349915C1 |
Прибор для определения влажности газов | 1931 |
|
SU30856A1 |
Устройство для выпуска отработавших газов двигателя внутреннего сгорания с турбонаддувом | 1985 |
|
SU1353905A1 |
Авторы
Даты
2006-02-20—Публикация
2004-02-24—Подача