СИСТЕМА ВЫХЛОПА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2006 года по МПК F01N1/00 

Описание патента на изобретение RU2270346C2

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к двигателестроению, в частности к конструкции элементов системы выхлопа отработавших газов двигателя внутреннего сгорания (далее ДВС).

Известна система выхлопа отработавших газов, содержащая трубу с присоединительным фланцем (заявка DE №3832728, МКИ 4 F 01 N 7/18, 1989 г.), которая для крепления снабжена поверхностями лазерной сварки.

Преимущества сварного коллектора по сравнению с литым чугунным заключены в уменьшении металлоемкости 'и, как следствие, более быстром нагреве выхлопных газов на входе в катализатор, что способствует повышению качества нейтрализации выхлопных газов. Однако данное устройство обладает рядом недостатков, а именно: наличие множества сварных швов и нетехнологичность сборки (изготовления) коллектора.

Известна также система выхлопа отработавших газов, содержащая выходную трубу с концевым фланцем, которая механически, путем пластической деформации, закреплена в отверстии концевого фланца (DE №3806744, МКИ 4 F 01 N 7/18, 1988 г.). Данное устройство обеспечивает герметичность соединения труб и фланца, экономически более эффективно, чем, например, соединение сваркой, особенно при массовом производстве Недостатком приведенной конструкции является увеличение числа деталей (дополнительных патрубков для увеличения жесткости и герметичности соединения), наличие больших температурных деформаций деталей коллектора (фланца, труб), приводящих к потере герметичности выпускного канала, прорывов газов. В значительной степени большие деформации вызваны неравномерным нагревом частей коллектора, ввиду как особенностей конструкции, так и разных скоростей нагрева и охлаждения труб и фланца.

Данное решение принято за прототип.

Изобретение направлено на упрощение конструкции устройства и повышение надежности при эксплуатации.

Решение поставленной технической задачи достигается путем изменения конструкции соединения концевого участка выходной трубы и фланца, и в конечном итоге, повышении прочности и герметичности соединения в рабочем диапазоне температур фланца от -40 до +300°С.

На фиг.1 изображен разрез неразъемного соединения выхлопного коллектора и фланца.

На фиг.2 - то же, что фиг.1, при котором входное отверстие во фланце совпадает с внутренним каналом выхлопного коллектора.

На фиг.3 - то же, что фиг.1, при котором концевой участок выхлопного коллектора выполнен коническим.

Сущность изобретения заключается в том, система выхлопа отработавших газов ДВС, содержит, по крайней мере, один узел неразъемного соединения трубы выхлопного коллектора 1 с фланцем 2 ее крепления к элементу корпуса ДВС (не показан), причем фланец формообразован путем заливки в кокиле концевого участка трубы 1 металлическим сплавом, температура плавления которого ниже температуры плавления материала трубы, коэффициент температурного расширения которого превышает коэффициент температурного расширения материала трубы, и коэффициент теплопередачи которого по крайней мере вдвое превышает коэффициент теплопередачи материала трубы. Фланец 2 и сопрягаемый с ним элемент корпуса (например, головка цилиндра), выполнены из идентичного материала, преимущественно из алюминиевого и/или магниевого сплава. На конце залитого металлическим сплавом участка трубы сформирована наружная отбортовка 3, например, в виде конического раструба, входной срез которого совпадает с присоединительной плоскостью фланца 2. Либо конец залитого металлическим сплавом участка трубы снабжен кольцевой или конической отбортовкой 4, заглубленной внутрь фланца 2 так, что входное отверстие во фланце 2 совпадает с внутренним каналом трубы 1. Также концевой участок трубы 1 выполнен из ряда ступенчато чередующихся коаксиальных участков различного наружного диаметра (фиг.3), при этом участок трубы 1 с наименьшим наружным диаметром расположен со стороны фланца 2. Кроме того, концевой участок трубы выполнен коническим, таким образом, что толщина стенки трубы в зоне входного среза составляет 0,4...0,6 от толщины цилиндрической стенки трубы.

Предложенное техническое решение промышленно применимо, поскольку оно может быть использовано промышленным способом в машиностроении, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо. Осуществление изобретения по любому из пунктов формулы позволяет реализовать указанное назначение изобретения.

Изобретение позволяет упростить конструкцию устройства и повысить надежность при эксплуатации.

Похожие патенты RU2270346C2

название год авторы номер документа
СВАРНОЙ КОЛЛЕКТОР ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2002
  • Чудинов Б.А.
  • Габитов Р.Р.
  • Паламарчук А.П.
  • Попов А.С.
  • Зуб Е.Н.
RU2242621C2
СВАРНОЙ КОЛЛЕКТОР ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2002
  • Чудинов Б.А.
  • Габитов Р.Р.
  • Паламарчук А.П.
  • Попов А.С.
  • Зуб Е.Н.
RU2242622C2
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГЛУШЕНИЯ АЭРОГАЗОДИНАМИЧЕСКОГО ШУМА ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ОТСОСА ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ОБЪЕКТОВ ИСПЫТАНИЙ ТИПА КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОБОРУДОВАННЫХ ДВИГАТЕЛЯМИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, ИЛИ АВТОНОМНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО АКУСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА 2004
  • Фесина Михаил Ильич
  • Старобинский Рудольф Натанович
  • Дерябин Игорь Викторович
  • Люкшин Юрий Иванович
RU2270987C1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГЛУШЕНИЯ АЭРОГАЗОДИНАМИЧЕСКОГО ШУМА ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ОТСОСА ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ОБЪЕКТОВ ИСПЫТАНИЙ ТИПА КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОБОРУДОВАННЫХ ДВИГАТЕЛЯМИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, ИЛИ АВТОНОМНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО АКУСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА 2004
  • Фесина Михаил Ильич
  • Старобинский Рудольф Натанович
  • Дерябин Игорь Викторович
  • Люкшин Юрий Иванович
RU2270988C1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГЛУШЕНИЯ АЭРОГАЗОДИНАМИЧЕСКОГО ШУМА ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ОТСОСА ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ОБЪЕКТОВ ИСПЫТАНИЙ ТИПА КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОБОРУДОВАННЫХ ДВИГАТЕЛЯМИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, ИЛИ АВТОНОМНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО АКУСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА 2004
  • Фесина Михаил Ильич
  • Старобинский Рудольф Натанович
  • Дерябин Игорь Викторович
  • Люкшин Юрий Иванович
RU2270989C1
ГЛУШИТЕЛЬ-РАЗДЕЛИТЕЛЬ ГАЗОВ 2021
  • Сижук Владимир Иванович
  • Уфимцев Сергей Алексеевич
RU2764641C1
СИСТЕМА ПОДОГРЕВА УСТАНОВКИ С ТЕПЛОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2016
  • Косой Александр Семенович
  • Монин Сергей Викторович
  • Кузенков Александр Николаевич
  • Синкевич Михаил Всеволодович
  • Цыганков Вадим Владимирович
RU2641775C1
ВПУСКНАЯ ТРУБА ЧЕТЫРЕХЦИЛИНДРОВОГО РЯДНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Захаров Л.А.
  • Панфилов Ю.Т.
  • Химич В.Л.
  • Каликин В.П.
  • Чирканов В.Ф.
  • Самылин П.Л.
  • Камбаров З.М.
RU2118693C1
ГАЗОЖИДКОСТНЫЙ КОЖУХОТРУБНЫЙ ТЕПЛООБМЕННИК С АВТОМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ТЕПЛООБМЕНА 2013
  • Крохта Геннадий Михайлович
  • Иванников Алексей Борисович
RU2523454C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Золотухин В.Е.
  • Паламарчук А.П.
  • Терентьев Б.А.
RU2173400C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 270 346 C2

Реферат патента 2006 года СИСТЕМА ВЫХЛОПА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Система выхлопа отработавших газов ДВС содержит, по крайней мере, один узел неразъемного соединения трубы выхлопного коллектора с фланцем ее крепления к элементу корпуса ДВС, причем фланец формообразован путем заливки в кокиле концевого участка трубы металлическим сплавом, температура плавления которого ниже температуры плавления материала трубы, коэффициент температурного расширения которого превышает коэффициент температурного расширения материала трубы, и коэффициент теплопередачи которого по крайней мере вдвое превышает коэффициент теплопередачи материала трубы. Фланец и сопрягаемый с ним элемент корпуса (например, головка цилиндра), выполнены из идентичного материала, преимущественно из алюминиевого и/или магниевого сплава. На конце залитого металлическим сплавом участка трубы сформирована наружная отбортовка, например, в виде конического раструба, входной срез которого совпадает с присоединительной плоскостью фланца. Либо конец залитого металлическим сплавом участка трубы снабжен кольцевой или конической отбортовкой, заглубленной внутрь фланца так, что входное отверстие во фланце совпадает с внутренним каналом трубы. Также концевой участок трубы выполнен из ряда ступенчато чередующихся коаксиальных участков различного наружного диаметра, при этом участок трубы с наименьшим наружным диаметром расположен со стороны фланца. Кроме того, концевой участок трубы выполнен коническим, таким образом, что толщина стенки трубы в зоне входного среза составляет 0,4...0,6 от толщины цилиндрической стенки трубы. Использование изобретения позволяет упростить конструкцию устройства и повысить надежность при эксплуатации. 6 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 270 346 C2

1. Система выхлопа отработавших газов ДВС, содержащая, по крайней мере, один узел неразъемного соединения трубы выхлопного коллектора с фланцем ее крепления к элементу корпуса ДВС, отличающаяся тем, что фланец формообразован путем заливки в кокиле концевого участка трубы металлическим сплавом, температура плавления которого ниже температуры плавления материала трубы, коэффициент температурного расширения которого превышает коэффициент температурного расширения материала трубы и коэффициент теплопередачи которого, по крайней мере, вдвое превышает коэффициент теплопередачи материала трубы.2. Система выхлопа отработавших газов ДВС по п.1, отличающаяся тем, что фланец и сопрягаемый с ним элемент корпуса (например, головка цилиндра) выполнены из идентичного материала.3. Система выхлопа отработавших газов ДВС по п.2, отличающаяся тем, что фланец выполнен из алюминиевого и/или магниевого сплава.4. Система выхлопа отработавших газов ДВС по п.1, отличающаяся тем, что на конце залитого металлическим сплавом участка трубы сформирована наружная отбортовка, например, в виде конического раструба, входной срез которого совпадает с присоединительной плоскостью фланца.5. Система выхлопа отработавших газов ДВС по п.4, отличающаяся тем, что конец залитого металлическим сплавом участка трубы снабжен кольцевой или конической отбортовкой, заглубленной внутрь фланца так, что входное отверстие во фланце совпадает с внутренним каналом трубы.6. Система выхлопа отработавших газов ДВС по п.4, отличающаяся тем, что концевой участок трубы выполнен из ряда ступенчато чередующихся коаксиальных участков различного наружного диаметра, при этом участок трубы с наименьшим наружным диаметром расположен со стороны фланца.7. Система выхлопа отработавших газов ДВС по п.4, отличающаяся тем, что концевой участок трубы выполнен коническим, таким образом, что толщина стенки трубы в зоне входного среза составляет 0,4-0,6 от толщины цилиндрической стенки трубы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2270346C2

DE 3806744 A1, 15.09.1988
Общественный туалет с танцующим фонтаном и способ его эксплуатации 2016
  • Зиньковский Александр Тихонович
RU2621075C2
DE 3915346 A1, 30.11.1989
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ НАНЕСЕНИЯ КОЛОТО-РЕЗАНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ НАСТУПЛЕНИЮ СМЕРТИ 2007
  • Авходиев Газиз Ибрагимович
  • Беломестнова Оксана Валерьевна
  • Пичуев Михаил Александрович
  • Вотинцева Татьяна Валерьевна
RU2349915C1
Прибор для определения влажности газов 1931
  • Гаевый(Ой) В.И.
  • Глосман Г.Х.
  • Ликайс Т.К.
  • Софронович А.А.
SU30856A1
Устройство для выпуска отработавших газов двигателя внутреннего сгорания с турбонаддувом 1985
  • Дейч Рафаил Самуилович
  • Забелин Олег Иванович
  • Иовлев Валентин Иннокентьевич
  • Печерский Вячеслав Михайлович
SU1353905A1

RU 2 270 346 C2

Авторы

Чудинов Борис Анатольевич

Габитов Равиль Рахимджанович

Жестоков Павел Юрьевич

Шепилов Юрий Николаевич

Гааг Владимир Константинович

Чернов Владимир Алексеевич

Денисов Евгений Геннадьевич

Даты

2006-02-20Публикация

2004-02-24Подача