ПЫЛЕЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО ИНЕРЦИОННОГО ТИПА Российский патент 2004 года по МПК F02C7/52 

Описание патента на изобретение RU2242626C1

Предлагаемое изобретение “Пылезащитное устройство инерционного типа” относится к авиационной технике, а именно к двигательным пылезащитным устройствам, предназначенным для защиты газотурбинных двигателей, установленных на летательном аппарате, от попадания в их тракт песка, пыли и случайных посторонних предметов.

Известно двигательное пылезащитное устройство инерционного типа, двигателя Т-800 фирм Allison-Garrett (США), рекламный проспект “Allison and Garrett - the Most Experienced Team for the T800 offers the Most in Turboshaft Technology...”, 1987, копия прилагается, выполненное в виде осесимметричного кольцевого криволинейного канала и имеющее сборную улитку, через которую отсасываются отсепарированные частицы.

Известно двигательное пылезащитное устройство инерционного типа, выбранное за прототип, двигателя RTM-322-01, фирм Rolls-Royce-Turbomeca (Англия-Франция), рекламный проспект “RTM-322, 2100 ch, “UNE MOTORI-SATION ECONOMIQUE POUR LES ANNEES”, 1990, копия прилагается, также выполненное в виде осесимметричного кольцевого криволинейного канала и имеющее сборную улитку, через которую отсасываются отсепарированные частицы.

Недостатками данных технических решений является то, что они не могут быть использованы на двигателях с боковым подводом воздуха к компрессору, так как данные устройства по своей форме и с присущим им элементом - сборной улиткой, не компонуются с остальными модулями газотурбинного двигателя в допустимых габаритах.

Технической задачей предлагаемого устройства является создание компактного пылезащитного устройства для двигателей с боковым подводом воздуха к компрессору.

Технический результат достигается тем, что предлагаемое пылезащитное устройство инерционного типа выполнено в виде криволинейного канала, образованного верхней и нижней криволинейными стенками, с начальным конфузорным участком и последующим диффузорным участком, на выходе из которого установлен разделитель потока, образующий соответственно с нижней и верхней стенками канал отвода очищенного воздуха и выходной канал отвода пылевого концентрата, при этом контуры каждого поперечного сечения его каналов образованы двумя дугами концентрических окружностей и двумя замыкающими контур перемычками между дугами.

На фиг.1 схематично представлен внешний вид предлагаемого пылезащитного устройства.

На фиг.2 схематично изображено профильное сечение проточной части криволинейных каналов пылезащитного устройства.

На фиг.3 изображено в качестве типового примера одно из поперечных сечений каналов пылезащитного устройства.

На фиг.4 схематично представлена компоновка пылезащитного устройства совместно с двигателем летательного аппарата

На фиг.5 показан ряд траекторий мелких пылевых частиц в пылезащитном устройстве.

На фиг.6 показан ряд траекторий крупных пылевых частиц в пылезащитном устройстве.

Пылезащитное устройство инерционного типа, представленное на фиг.1, фиг.2 состоит из входного коллектора 1, канала 12, верхней криволинейной стенки 2, нижней криволинейной стенки 3, разделителя 4 потока, канала 5 очищенного воздуха, выходного канала 6 отвода пылевого концентрата, перемычек 7, замыкающих криволинейные стенки 2 и 3, конфузорного участка 13 и диффузорного участка 14.

Одно из поперечных сечений каналов заявляемого пылезащитного устройства изображенное на фиг.3 содержит дуги 15 и 16 концентрических окружностей и замыкающие перемычки 7.

Схема компоновки предлагаемого пылезащитного устройства инерционного типа совместно с двигателем летательного аппарата на фиг.4 содержит пылезащитное устройство 8, схематично изображенное на фиг.1 - 3, газогенератор 9, редуктор 10, вал 11 привода.

Работа пылезащитного устройства инерционного типа осуществляется следующим образом.

Загрязненный частицами пыли, песка и др. воздух через входной коллектор 1 (фиг.1) засасывается в канал 12 фиг.2 пылезащитного устройства. От входного сечения до наиболее узкого сечения канала 12, конфузорный участок 13, поступающий поток разгоняется ввиду конфузорности канала 12 и разгоняет попавшие в канал 12 вместе с входящим воздухом загрязняющие его частицы. Далее, за конфузорным участком 13 расположен диффузорный участок 14 канала 12, после которого единый поток разделяется разделителем 4 на два самостоятельных потока. Основная часть потока, примерно 80-85%, очищенная от загрязняющих частиц, по каналу 5 отвода очищенного воздуха следует к компрессору двигателя. Другая часть потока, примерно 15-20%, вместе с отсепарированными частицами направляется в выходной канал 6 отвода пылевого концентрата. Сепарация частиц пыли в криволинейном канале 12 предлагаемого пылезащитного устройства происходит как вследствие инерционных сил, действующих на частицы в результате их разгона в первой конфузорной части канала 13, фиг.5, так и вследствие отскоков частиц от стенок 2 и 3 канала 12 в выходной канал 6 отвода пылевого концентрата, фиг.6.

Расчетными и экспериментальными исследованиями получены следующие основные характеристики предлагаемого пылезащитного устройства инерционного типа: степень очистки 83-85% по массе от кварцевой пыли типа “крупная АС” по стандарту (размер частиц 0-200 мкм); степень очистки 93-96% по массе от кварцевой пыли типа “С” по стандарту (размер частиц 40-1000 мкм); степень очистки 90-100% от посторонних предметов; потери полного давления в очищенном воздухе 150-160 кг/м2.

Таким образом, предлагаемое пылезащитное устройство инерционного типа не уступает по эффективности известным осесимметричным кольцевым пылезащитным устройствам с криволинейными каналами, используемым при осевом подводе воздуха к компрессору, и может быть, как и противопоставляемые технические решения, снабжено противообледенительной системой, но в отличие от них заявляемое пылезащитное устройство удобно для компоновки на газотурбинном двигателе, имеющем боковой подвод воздуха к компрессору. Предлагаемое пылезащитное устройство инерционного типа применимо для защиты газотурбинных двигателей от песка, пыли и посторонних предметов на вертолетах и самолетах местных воздушных линий, а также может быть применено с той же целью и в других приложениях, в том числе и на наземных испытательных стендах.

Похожие патенты RU2242626C1

название год авторы номер документа
ВЕРТОЛЕТНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ОЧИСТКОЙ ВОЗДУХА ОТ ПОСТОРОННИХ ЧАСТИЦ 2019
  • Ситницкий Юрий Яковлевич
  • Ситницкий Алексей Юрьевич
RU2717464C1
Воздухозаборное устройство вертолетного газотурбинного двигателя 2020
  • Ситницкий Юрий Яковлевич
  • Ситницкий Алексей Юрьевич
RU2752446C1
Способ защиты газогенератора турбореактивного двухконтурного двигателя от попадания частиц пыли 2020
  • Царьков Александр Павлович
  • Ежова Ирина Вячеславовна
  • Карев Олег Дмитриевич
RU2752681C1
ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОЕ ПЫЛЕЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1990
  • Гончаров В.В.
  • Ерилеев С.Н.
  • Обухов В.Г.
SU1816047A1
Воздухозаборное устройство 1979
  • Гурин Василий Петрович
  • Назаров Александр Павлович
  • Михайловский Владимир Михайлович
SU889536A1
Воздухозаборное устройство вертолетного газотурбинного двигателя, удаляющее из воздуха частицы песка и пыли 2020
  • Ситницкий Юрий Яковлевич
  • Ситницкий Алексей Юрьевич
RU2752445C1
Воздухозаборное устройство для вертолетного газотурбинного двигателя 2022
  • Ситницкий Юрий Яковлевич
  • Ситницкий Алексей Юрьевич
RU2798300C1
Воздухозаборное устройство вертолета 2021
  • Ситницкий Юрий Яковлевич
  • Ситницкий Алексей Юрьевич
RU2755550C1
Инерционный воздухоочиститель 1981
  • Велович В.А.
  • Коган Э.И.
SU1039054A1
Воздухозаборное устройство для вертолетного газотурбинного двигателя, удаляющее из воздуха частицы песка и пыли 2020
  • Ситницкий Юрий Яковлевич
  • Ситницкий Алексей Юрьевич
RU2742697C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 242 626 C1

Реферат патента 2004 года ПЫЛЕЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО ИНЕРЦИОННОГО ТИПА

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к двигательным пылезащитным устройствам, предназначенным для защиты газотурбинных двигателей, имеющих боковой подвод воздуха к компрессору и установленных на летательном аппарате. Пылезащитное устройство инерционного типа выполнено в виде криволинейного канала, образованного верхней и нижней криволинейными стенками с начальным конфузорным участком и последующим диффузорным участком. На выходе из диффузорного участка установлен разделитель потока, образующий соответственно с нижней и верхней стенками канал отвода очищенного воздуха и канал отвода пылевого концентрата. Контуры каждого поперечного сечения каналов пылезащитного устройства образованы двумя дугами концентрических окружностей и двумя замыкающими контур перемычками между дугами. Изобретение позволяет создать компактное пылезащитное устройство с боковым подводом воздуха к компрессору. 6 ил.

Формула изобретения RU 2 242 626 C1

Пылезащитное устройство инерционного типа, преимущественно для двигателей летательного аппарата, выполненное в виде криволинейного канала, образованного верхней и нижней криволинейными стенками с начальным конфузорным участком и последующим диффузорным участком, на выходе из которого установлен разделитель потока, образующий соответственно с нижней и верхней стенками канал отвода очищенного воздуха и канал отвода пылевого концентрата, отличающееся тем, что контуры каждого поперечного сечения его каналов образованы двумя дугами концентрических окружностей и двумя замыкающими контур перемычками между дугами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2242626C1

ВХОДНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТУРБОВИНТОВОГО ДВИГАТЕЛЯ 1999
  • Долгополов Ю.А.
  • Саркисов А.А.
  • Петров В.С.
  • Филаретов Д.В.
  • Гольберг Е.И.
RU2174616C2
US 4425786 А, 25.07.1984
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БЕТУЛИНА 1998
  • Левданский В.А.
  • Полежаева Н.И.
  • Еськин А.П.
  • Винк В.А.
  • Кузнецов Б.Н.
RU2131882C1
ОГРАНИЧИТЕЛЬ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЙ 2004
  • Гордин Н.И.
  • Цыплаков О.Г.
RU2256972C1
Автоматический огнетушитель 0
  • Александров И.Я.
SU92A1
ПЫЛЕЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1999
  • Пеший О.И.
  • Червяков В.П.
RU2181439C2

RU 2 242 626 C1

Авторы

Рысин Л.С.

Козлова Т.А.

Никольский С.Д.

Кочкина Г.М.

Якубовский К.Я.

Даты

2004-12-20Публикация

2003-04-11Подача